Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОСТАТОК ДНЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОСТАТОК ДНЯ

«ОСТАТОК ДНЯ» (The Remains of the Day) США - Великобритания, 1993, 135 мин.

Эстетская историческая драма.

Чопорный дворецкий Стивенс в поместье лорда Дарлингтона словно отгораживается от самой действительности, посвятив себя без остатка беспрекословному и бездумному служению своему господину, пусть и называемому им по-современному, по-канцелярски - «наниматель».

Ничего не остается «на конец дня» - для частной жизни: ни романа с мисс Кентон, экономкой, ни сочувствия к престарелому отцу, помощнику дворецкого, со смертью которого будто издает последний вздох пришедшая в упадок эра просвещенного монархизма цивилизованной имперской политики, сохранявшихся веками аристократических ритуалов и респектабельных нравов знати. Многозначное название, которое может быть переведено даже в поэтическом стиле («Что нам осталось ото дня»), в ином смысле намекает на крах не только отдельной судьбы, но и целой эпохи. «На исходе дня», «Останки дня» - благопристойные эвфемизмы для определения сути личной и политической сдачи позиций, позорного бегства от реальности. Стивенс предает зарождающееся чувство, лорд Дарлингтон играет роль ложно стыдливого победителя, обязанного помочь поверженному на первой мировой войне противнику, а прежде величественная Британия сама оказалась в роли марионетки, заложницы своих джентльменски-примиренческих принципов, допустив на мировую арену Германию, которая жаждала реванша.

Режиссер Джеймс Айвори давно заслужил славу тонкого знатока и ценителя культуры минувших времен, чаще викторианско-эдвардианского периода Британской империи, несмотря на то, что по происхождению, образованию и месту жительства - типичный американец. Верные соратники Айвори - продюсер Исмаил Мерчант и сценаристка Рут Проуэр Джхабвала - по рождению или брачным узам имеют отношение к Индии (как к отколовшейся части прежде могущественного королевства).

Удивительнее то обстоятельство, что автор романа «Остаток дня» - Кадзуо Исигуро, сравнительно молодой японец, проявивший недюжинное знание английских обычаев, с тщанием и любовью описавший закатную пору британского высшего общества в ситуации между двумя мировыми войнами, когда исторические события неотвратимо вмешиваются в безмятежную жизнь роскошной усадьбы Дарлингтона, вроде бы удаленную от тревог и бед внешнего мира.

Айвори тоже с привычным мастерством воспроизводит, хочется сказать, красивый, утонченный и изящный «исход времен», крах последних иллюзий - частных и общественных. Но все же трудно отделаться от ощущения, что многое в его ленте на самом деле привычно и знакомо по другим работам, созданным за 25 лет. Фильм представляется эмоционально сдержанным, даже скованным, почти под стать своему невозмутимому персонажу - дворецкому Стивенсу, который хоть и запоздало разочаровывается в конце своей жизни, но все равно остается в паутине прошлого, теперь уже с тоской переживая не то, что было, а напротив, несбывшееся. Можно сказать, что «Остатку дня», номинированному на «Оскар» по восьми категориям, просто не повезло из-за конкуренции со «Списком Шиндлера». Но Айвори, как и Скорсезе с «Эпохой невинности», кажется в большей степени монотонным и однообразным, чем консервативно-старомодным.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Энтони Хопкинс (см. ХОПКИНС Энтони), Эмма Томпсон (см. ТОМПСОН Эмма), Джеймс Фокс, Кристофер Рив (см. РИВ Кристофер), Питер Вон, Хью Грант (см. ГРАНТ Хью), Микаэл Лонсдаль.

Режиссер Джеймс Айвори (см. АЙВОРИ Джеймс).

В начало энциклопедии