Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОТЦЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОТЦЫ

«ОТЦЫ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1988, цв., 142 мин.

Публицистическая драма.

По всем параметрам этот фильм должен был стать крупным событием. Главным залогом тому служит сценарий Евгения Григорьева. Интересно придуманный, замечательно написанный, социально и нравственно острый, провидческий. Снятый с «полки» после более, чем двадцатилетнего там пребывания, он поразил всех тем, что еще в середине 60-х годов автор с абсолютной художнической и гражданской прозорливостью показал, что может произойти с нашим обществом, если тенденции, получившие развитие на исходе оттепели, окрепнут.

Публицистичность сценария, его общественный нерв выявляется не в открытых декларациях, а, как и положено крупной драматургии , через характеры антагонистов. Поведением своим, поступками в обыденной, бытовой жизни молодой Новиков и старый Дронов раскрывают принципиально противоположные позиции в жизни социальной. Роль Дронова играет в фильме великолепный артист Олег Борисов. Роль Новикова - Борис Щербаков.

Что еще нужно для успеха? Есть выдающийся сценарий, отличные актеры.

Нужна режиссура, и вот с ней-то дело обстоит не столь блестяще.

Можно понять человека и гражданина Аркадия Сиренко, потрясенного сценарием Григорьева, но трудно понять режиссера Сиренко. Даже замечательный сценарий требует все же режиссерской трактовки. В данном случае она заключалась в том, чтобы как можно более грамотно пересказать написанное.

Картину Сиренко можно просто передавать по радио - слушатели этого фильма ничего не потеряют в сравнении с его зрителями.

Статичная камера, минимальное движение внутри кадра и разговоры, разговоры. В середине двухсерийного фильма задаешься вопросом - а зачем вообще Люмьеры изобрели кинематограф? Здесь, во всяком случае, он явно лишний.

Выдающийся литературный образ времени и советского общества, к сожалению, так и не стал образом кинематографическим. Более того, отсутствие режиссуры в мировоззренческом понимании сместило социальные и нравственные акценты финала. Сценарий, страстно предостерегавший от нравственного перерождения, превратился в фильм, который при желании можно трактовать и как оправдание этого перерождения.

В ролях: Борис Щербаков (см. ЩЕРБАКОВ Борис Васильевич), Олег Борисов (см. БОРИСОВ Олег Иванович), Галина Булгакова, Ирина Розанова (см. РОЗАНОВА Ирина Юрьевна), Евгений Матвеев (см. МАТВЕЕВ Евгений Семенович), Эдуард Бочаров (см. БОЧАРОВ Эдуард Никандрович), Сергей Гармаш (см. ГАРМАШ Сергей Леонидович), Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Наталья Попова (см. ПОПОВА Наталья), Марина Стриженова (см. СТРИЖЕНОВА Марина Александровна), Владимир Осипчук (см. ОСИПЧУК Владимир), Владимир Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Владимир (актер)), Сева Плохов, Наташа Сиренко, Борис Сморчков (см. СМОРЧКОВ Борис Федорович).

Режиссер: Аркадий Сиренко (см. СИРЕНКО Аркадий Васильевич).

Автор сценария: Евгений Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Евгений Александрович).

Оператор: Элизбар Караваев (см. КАРАВАЕВ Элизбар Константинович).

Художник-постановщик: Николай Маркин (см. МАРКИН Николай Александрович).

Композитор: Ираклий Габели (см. ГАБЕЛИ Ираклий).

Звукорежиссер: Вячеслав Ключников (см. КЛЮЧНИКОВ Вячеслав Григорьевич).

В начало энциклопедии