Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ПЕРЕЙРА ДУС САНТУС НЕЛСОН

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕРЕЙРА ДУС САНТУС НЕЛСОН

ПЕРЕЙРА ДУС САНТУС (Pereira dos Santos) Нелсон (р. 26. 10. 1928), бразильский режиссер, сценарист.

Изучал право в Сан-Паулу, занимался журналистикой, принимал активное участие в киноклубном движении. Учился в ИДЕК в Париже. В 1950 снял документальный фильм «Юность» (Youth) и еще несколько короткометражных лент социологического плана. Работал монтажером и ассистентом режиссера, приобретая профессиональный опыт. Первый художественный фильм Дос Сантоса «Рио, 40 градусов» (Rio, 40 graus, 1954, приз на МКФ в Карлови-Вари-56) о жизни обитателей беднейших кварталов Рио де Жанейро прозвучал новым словом в национальном кинематографе, воссоздав атмосферу подлинности на экране и сделав главными героями простых людей. Эта картина, перекликавшаяся с итальянским неореализмом, но неразрывно связанная с бразильской почвой, считается предтечей «синема ново» (нового кино), направления, сформировавшегося в 60-е годы. Критический настрой фильма вызвал нападки цензуры, тем не менее режиссер продолжил ту же линию в ленте «Рио, Северная зона» (Rio, zone norte, 1957).

Вершиной мастерства Дос Сантоса и важной вехой в истории национального кино стала картина «Иссушенные жизни»/«Погубленные жизни» (Vidas secas, 1963) по роману писателя-реалиста Г. Рамоса. Подчеркнуто простая по стилю, жестокая в своей правдивости, лента раскрывала трагедию умиравших от голода крестьян северо-востока Бразилии.

После военного переворота 1964, когда развернулись репрессии против представителей «синема ново», Дос Сантос вынужден был надолго замолчать. В его фильмах 60-х годов «Блюститель порядка» (1967) и «Любовный голод» (1968) доминирует язык метафор и аллегорий. Этот новый иносказательный стиль достиг наибольшей отточенности в картине «Приют для безумцев» (1970), где за великолепием визуальных образов невероятной истории кроется узнаваемый зрителем политический контекст. В жанре гротескной комедии «Как вкусен был мой маленький француз» (Como era gostoso o meu Frances, 1971) Дос Сантос затронул тему коренного индейского населения и ассимиляции чужой культуры. Проблематика своеобычной народной культуры Бразилии занимает значительное место в творчестве режиссера - «Амулет Огума» (O amuleto de ogum, 1974), экранизации романов Ж. Амаду «Лавка чудес» (Tenda da milagres, 1977) и «Жубиаба» (Jubiaba, 1985). Сторонник хорошей литературной основы, Дос Сантос в своих немногочисленных фильмах 80-90-х годов «Воспоминания о тюрьме» (Memorias do carcere, 1984, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) и «Третий берег реки» (A terceira margem do Rio, 1994) обращается к произведениям известных бразильских прозаиков Г. Рамоса и Г. Розы. К 100-летию кино режиссер снял картину «Кино слез» (1995), своеобразную антологию популярного в Латинской Америке жанра мелодрамы.

Татьяна Ветрова

1950 ЮНОСТЬ / YOUTH режиссер

1954 RIO, 40 GRAUS режиссер

1957 РИО, СЕВЕРНАЯ ЗОНА / RIO, ZONE NORTE режиссер

1962 BARRAVENTO монтажер

1963 ПОГУБЛЕННЫЕ ЖИЗНИ / VIDAS SECAS режиссер, сценарист

1970 O ALIENISTA режиссер, сценарист

1971 КАК ВКУСЕН БЫЛ МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ФРАНЦУЗ / COMO ERA GOSTOSO O MEU FRANCES режиссер, сценарист

1973 QUEM E BETA? режиссер, сценарист

1974 АМУЛЕТ ОГУМА / O AMULETO DE OGUM режиссер, сценарист

1977 ЛАВКА ЧУДЕС / TENDA DA MILAGRES режиссер, сценарист

1984 MEMORIAS DO CARCERE режиссер, сценарист

1985 ЖУБИАБА / JUBIABA режиссер, сценарист

1994 ТРЕТИЙ БЕРЕГ РЕКИ / A TERCEIRA MARGEM DO RIO режиссер, сценарий

1995 CINEMA DE LAGRIMAS режиссер

1998 GUERRA E LIBERDADE Castro Alves em Sao Paulo - режиссер

1998 FOR ALL O Trampolim da Vitoria другое название For All: Springboard to Victory - исполнитель

2001 My Buddy Ze Ketti режиссер

В начало энциклопедии