Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ПЛЮМБУМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЛЮМБУМ

«ПЛЮМБУМ, ИЛИ ОПАСНАЯ ИГРА», СССР, Мосфильм, 1986, цв., 97 мин.

Эксцентрическая драма.

Начало Перестройки вызвало радикальную смену киногероя и пересмотр самой концепции «героического». Одна из первых попыток такого рода предпринята в картине «Плюмбум» А. Миндадзе и В. Абдрашитова. Герой фильма - обычный школьник в свободное от учебы время страстно предававшийся борьбе со всевозможными нарушителями закона, включая сюда и собственного отца. Казалось бы, он олицетворял типичное для советской мифологии представление о героическом как верном служении «системе» вплоть до полного, самоотверженного отрицания частных человеческих чувств. Мальчик в картине Абдрашитова и Миндадзе не испытывал сыновних чувств ни к кому: ни к отцу реальному, ни к метафорическому - государству. Романтика войны с правонарушителями увлекала его лишь постольку, поскольку давала ощущение собственной силы и власти над другим человеком. Перед нами был непонятный и страшный маленький гомункул, пытавшийся самоутверждаться вне какой-либо из признаваемых обществом нравственных систем. Плюмбум - явился одним из первых в длинной череде странных подростков, вызывающих смешанное чувство жалости, страха и отвращения, которые стали излюбленными героями «перестроечного» экрана образца 1986-1989 годов. Они были, на мой взгляд, таким же знаком наступления новой эпохи, как в свое время розовские мальчики, символизировавшие раннюю оттепель. Знаменательно, что чистая, романтическая модификация данного типа, вроде юных героев соловьевской трилогии («Асса», «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Дом под звездным небом» ) или Виктора Цоя, каким он предстает в финале «Ассы» и в картине «Игла», в нашем кино как-то не прижилась. Бесстрашный и свободный романтический герой, красиво фланирующий по опасным закоулкам советских городов, словно впервые попавших в объектив кинокамеры, был фигурой хотя и привлекательной, но в известной мере бессодержательной и туманной. Он стоял на пороге выбора и самоопределения, но уходил или погибал, так ничего не выбрав и не совершив. И потому в подавляющем большинстве случаев архетипический сюжет о трудной жизни молодых в несостоятельном мире взрослых обнаруживает в нашем кино непременную связь между безудержным стремлением героя к свободе и угрозой его нравственной деградации, чутко фиксируя то обстоятельство, что самый воздух свободы оказывается разрушительным.

В ролях: Антон Андросов, Елена Дмитриева, Елена Яковлева, Александр Феклистов, В ролях: Антон Андросов (см. АНДРОСОВ Антон), Елена Дмитриева, Елена Яковлева (см. ЯКОВЛЕВА Елена Алексеевна), Зоя Лирова, Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Александр Пашутин (см. ПАШУТИН Александр Сергеевич), Владимир Стеклов (см. СТЕКЛОВ Владимир Александрович), Алексей Зайцев (см. ЗАЙЦЕВ Алексей Никифорович), Лариса Шинова, Сергей Серов (см. СЕРОВ Сергей), Геннадий Фролов (см. ФРОЛОВ Геннадий Алексеевич), Вячеслав Баранов (см. БАРАНОВ Вячеслав Васильевич), Алексей Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Алексей), Александр Жарков (см. ЖАРКОВ Александр Дмитриевич), Алексей Гуськов (см. ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич).

Режиссер: Вадим Абдрашитов (см. АБДРАШИТОВ Вадим Юсупович).

Автор сценария: Александр Миндадзе (см. МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич).

Оператор: Георгий Рерберг (см. РЕРБЕРГ Георгий Иванович).

Художник-постановщик: Александр Толкачев (см. ТОЛКАЧЕВ Александр).

Композитор: Владимир Дашкевич (см. ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич).

Звукорежиссер: Ян Потоцкий (см. ПОТОЦКИЙ Ян Ричардович).

Монтаж: Роза Рогаткина.

Приз «Золотая медаль» Итальянской республики на МКФ в Венеции-87 (приз присуждался впервые).

В начало энциклопедии