Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Малявин

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Малявин

Маля́вин - Филипп Андреевич (1869, село Казанка Оренбургской области - 1940, Брюссель), русский живописец и график, представитель стиля модерн. Обучался в монастырской иконописной мастерской в Греции (1885-91) и в Петербургской академии художеств (1892-99) в мастерской И. Е. Репина (с 1894 г.). Принимал участие в выставках «Мира искусства». Член Союза русских художников (с 1903 г.). С 1922 г. жил за границей.

Ф. А. Малявин. «Вихрь». 1906 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Ф. А. Малявин. «Вихрь». 1906 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Ф. А. Малявин. «Верка». 1913 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Ф. А. Малявин. «Верка». 1913 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Творческую деятельность начал как портретист, создав ещё в период обучения ряд изображений своих родных («За книгой. Портрет А. А. Малявиной, сестры художника», 1897) и соучеников (И. Э. Грабаря, К. А. Сомова, оба - 1895; А. П. Остроумовой-Лебедевой, 1897). Свою тему в искусстве нашёл в конкурсной картине «Смех» (1899), изображавшей смеющихся крестьянок в народных костюмах. Необычны были вызывающе яркие, броские краски, широкий мазок, большой формат полотна для, казалось бы, незначительного сюжета. Вершиной творчества Малявина стала картина «Вихрь» (1906). Широкими размашистыми мазками написаны танцующие русские бабы в развевающихся красных сарафанах. Красный цвет у Малявина - не радостный, а тревожный; словно вырвавшийся на волю пожар бушует на холсте. Могучая сила ощущается в женщинах-богатыршах, взмахом широких юбок поднимающих в воздухе вихрь, властно вовлекающих в свой танец стихии природы. В картине по-новому раскрылись внутренняя сила русского крестьянства, дух непокорности, способность как к созиданию, так и к разрушению. Критику Сергею Глаголю виделся в «Вихре» «отблеск пожаров», «красный петух и запах крови, заливший русскую народную историю». В 1910-х гг. образы крестьянок становятся более сдержанными, из картин исчезает ощущение безудержного веселья, за яркими красками проглядывает внутренняя тревога и напряжённость («Две девки», 1910-е гг.; «Верка», 1913; «Баба», 1916).

В работах, созданных за границей, ощутимо стремление удивить европейскую публику русской экзотикой («Русские крестьянки», 1925; «Пляска», 1930).

В начало энциклопедии