Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Мане

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Мане

Мане́ (manet) Эдуард (1832, Париж - 1883, там же), французский живописец, творчество которого предвосхитило импрессионизм. Сын чиновника. Учился в Школе изящных искусств у салонного живописца Т. Кутюра (1850-56), копировал в Лувре картины старых мастеров. Много путешествовал, был в Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Англии, где изучал живопись Тициана, Ф. Халса, П. П. Рубенса, Д. Веласкеса и Ф. Гойи. Из современных мастеров особенно восхищался Э. Делакруа. Был дружен с поэтом Ш. Бодлером и писателем Э. Золя.

Э. Мане. «Бар в Фоли-Бержер». 1881-82 гг. Институт Курто. Лондон

Э. Мане. «Бар в Фоли-Бержер». 1881-82 гг. Институт Курто. Лондон

Мане был одним из самых образованных живописцев 19 в. Великие мастера прошлого вызывали у него такое восхищение, что он часто «цитировал» в своих полотнах отдельные фрагменты и целые композиционные схемы известных картин. Так, «Рыбная ловля» (1860) скомбинирована из мотивов работ Рубенса и Аннибале Карраччи; «Мёртвый тореадор» (1864) лежит в позе «Мёртвого воина» Веласкеса. Мане творчески перерабатывает наследие старых мастеров, осовременивая классические композиции, изображая конкретных людей со всей характерностью их облика. Композиция «Завтрака на траве» (1863) в точности повторяет гравюру М. Раймонди с рисунка Рафаэля. Излюбленный ренессансный идиллический сюжет «Сельского концерта» (картины Джорджоне и др.) Мане использует для изображения современного пикника. Двое его участников - молодая обнажённая женщина и одетый по парижской моде мужчина смело и спокойно смотрят на зрителя. Выставленная на знаменитом «Салоне отверженных», где были представлены работы импрессионистов, картина вызвала громкий скандал. Остросовременна «Олимпия» (1863), продолжающая традицию ренессансных «Венер» («Венера Урбинская» Тициана), а также своей позой напоминающая «Маху обнажённую» Гойи. С картины смотрит свободная и подчёркнуто земная парижанка.

Э. Мане. «Олимпия». 1863 г. Музей д’Орсэ. Париж

Э. Мане. «Олимпия». 1863 г. Музей д’Орсэ. Париж

Э. Мане. «Балкон». 1868 г. Музей д’Орсэ. Париж

Э. Мане. «Балкон». 1868 г. Музей д’Орсэ. Париж

В 1870-е гг. Мане сблизился с импрессионистами, особенно с К. Моне и Б. Моризо, много работал на пленэре, однако не разделял до конца творческие принципы импрессионистической живописи. Он никогда не отказывался от чёрного цвета, напротив, многие его лучшие работы написаны в благородной и изысканной чёрно-серебристой гамме. Таковы его «испанские» картины - «Дама с веером» (1872), «Балкон» (1868) и др. В «Балконе», написанном по мотивам «Мах на балконе» Гойи, изображены друзья художника; на первом плане - художница Б. Моризо. Одиночество человека, отчуждённость людей друг от друга, становится главной темой в этой картине и более позднем шедевре художника - «Бар в Фоли-Бержер» (1881-82). Девушка за стойкой бара выслушивает заказ подошедшего мужчины, но её мысли далеко, в волшебном мире мечты. Зеркало за спиной молодой барменши отражает зыбкую, словно мираж, ночную жизнь парижского ресторана. В последний год жизни Мане был тяжело болен. Прикованный к постели, он писал цветы, которые приносили ему из сада. В его последних натюрмортах ощущается страстная любовь к жизни, переполнявшая художника, и пронзительное переживание красоты мира.

Творчество Мане оказало значительное влияние на импрессионистов. Художник был, по словам О. Ренуара, «знаменосцем новой школы». Учениками Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кассат.

В начало энциклопедии