Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Марина

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Марина

Мари́на (итал. marina, от лат. marinus - морской), морской пейзаж. Художников, работающих в этом жанре, называют маринистами. Как самостоятельный жанр марина сформировалась в 17 в. в Голландии (Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде и др.). Голландские мастера изображали море и спокойным, и неистовым. Часто оно служило фоном для парусников, спокойно скользящих по водной глади или, напротив, участвующих в морских сражениях. В маринах читался и скрытый подтекст: морская стихия могла олицетворять бурное «море житейское» или стихию любви и страсти. Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» - морские пейзажи, изображённые в жанровых полотнах, где, например, молодая женщина читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной на стене комнаты, можно домыслить сюжет: спокойно или бурно складываются её любовные отношения. Небольшие по размеру картины голландцев отличались тонкостью цветовой гаммы.

А. П. Боголюбов. «Этрета. Отлив». 1887 г. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. Саратов

А. П. Боголюбов. «Этрета. Отлив». 1887 г. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. Саратов

И. К. Айвазовский. «Корабль в бурном море. Восход солнца». 1871 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

И. К. Айвазовский. «Корабль в бурном море. Восход солнца». 1871 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Д. М. У. Тёрнер. «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье». Ок. 1842 г. Галерея Тейт. Лондон

Д. М. У. Тёрнер. «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье». Ок. 1842 г. Галерея Тейт. Лондон

Художники эпохи романтизма открыли в изображении моря способность глубоко волновать зрителя. Картина Д. М. У. Тёрнера «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье» (ок. 1842 г.) написана художником, который находился в бурную ночь на корабле, чуть не потерпевшем крушение, и испытал во всей остроте ту «бездну чувств», о которой мечтали романтики: ужас, «гибельный восторг», надежду на спасение. Пейзаж написан размашистыми мазками чёрного, коричневого и зеленоватого цвета; живописный хаос передаёт ярость бури и безжалостную силу вскипающих волн. Взгляд зрителя словно оказывается в центре водоворота, корабль кажется игрушкой волн и ветра.

В русской живописи марины появились в 19 в. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А. С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.

В начало энциклопедии