Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Модильяни

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Модильяни

Модилья́ни (modigliani) Амедео (1884, Ливорно - 1920, Париж), итальянский живописец и скульптор. Родился в еврейской семье. Начал учиться живописи в возрасте 14 лет в мастерской скульптора Г. Микели в Ливорно. Занимался в «Свободной школе рисования с обнажённой натуры» при Флорентийской академии художеств (1902) и в «Свободной школе обнажённой натуры» Венецианского института изящных искусств (1903). С 1906 г. обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Ф. Коларосси. В 1907 г. впервые показал свои работы на Осеннем салоне. В ноябре 1907 г. Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 гг. выставлял свои работы в их салоне.

А. Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн». 1919 г.

А. Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн». 1919 г.

А. Модильяни. «Портрет Люнии Чеховской». 1919 г.

А. Модильяни. «Портрет Люнии Чеховской». 1919 г.

До сер. 1910-х гг. Модильяни занимался преимущественно скульптурой. В его произведениях, для которых характерны плоскостность и лаконичность композиции, геометризация форм и удлинённость пропорций, ощутимо воздействие К. Бранкузи, с которым художник познакомился в 1909 г. («Голова», 1913). Но занятия ваянием пришлось оставить из-за обострившегося туберкулёза.

Модильяни дружил с такими разными художниками, как Пабло Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми - Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским, поэтом и торговцем картинами, устроившим первую выставку художника. Через сутки экспозиция была закрыта полицией, которая сочла изображения обнажённых женщин непристойными; однако Зборовский и в дальнейшем поддерживал творчество Модильяни. Испытав влияние искусства А. де Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, П. Пикассо, а также африканской скульптуры, фовизма и кубизма, Модильяни выработал на их основе свой неповторимый стиль. В его работах предстают удлинённые фигуры, очерченные изящными гибкими линиями, с вытянутыми, «колоннообразными» шеями, слегка склонёнными набок головами, сложенными на коленях руками, миндалевидными глазами без зрачков - меланхолически самоуглублённые и трагически беззащитные. («Портрет Л. Зборовского», 1917; «Эльвира», «Большая обнажённая»; обе - 1919).

В начало энциклопедии