Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Орловский

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Орловский

Орло́вский (orlowski) Александр Осипович (1777, Варшава - 1832, Санкт-Петербург), польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Учился в Варшаве в мастерской художника Я. П. Норблина (1793-1802). Пылкий характер и патриотические чувства привели Орловского в ряды польских повстанцев, возглавляемых Т. Костюшко. В польский период творчества исполнил ряд острохарактерных жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795-96), портретов, сцен Польского восстания 1794 г., в котором он участвовал («Битва под Рацлавицами», 1798 или ок. 1801 г.). В 1802 г. Орловский переехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Талантливый рисовальщик, он создал многочисленные произведения романтического характера в технике карандаша,акварели и пастели: батальные и жанровые сцены, изображения всадников и воинов в латах, пейзажи с ночным освещением и картинами кораблекрушений. Все они отмечены патетикой и динамичностью исполнения («Польский всадник», 1809; «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829). А. С. Пушкин посвятил художнику строки известного стихотворения: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!». За картину «Бивуак казаков» (1809) Орловский был удостоен звания академика Петербургской академии художеств. Большое место в творчестве художника занимал портрет. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением чёрного итальянского карандаша с красновато-коричневой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Орловский был одним из основоположников сатирического шаржа в России (портрет И. С. Брызгалова). Его жанровые акварельные зарисовки, запечатлевшие яркие народные типы - петербургских разносчиков, каменщиков, стекольщиков, - предвосхитили известные серии И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.

А. О. Орловский. «Пасущаяся лошадь». 1811 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

А. О. Орловский. «Пасущаяся лошадь». 1811 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

А. О. Орловский. «Портрет польского шляхтича». 1820 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

А. О. Орловский. «Портрет польского шляхтича». 1820 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

А. О. Орловский. «Шарж на архитектора Дж. Кваренги». Районный краеведческий музей. Кологрив

А. О. Орловский. «Шарж на архитектора Дж. Кваренги». Районный краеведческий музей. Кологрив

Художник разностороннего дарования, Орловский был единственным «чистым» романтиком в русском искусстве, хотя воплощение идеалов романтизма в его творчестве, по сравнению с О. А. Кипренским, было несколько более поверхностным.

В начало энциклопедии