Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Ренуар

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Ренуар

Ренуа́р (renoir) Пьер Огюст (1841, Лимож - 1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, один из лидеров импрессионизма. Сын портного из провинции, переехавшего в Париж, он уже в 13 лет был вынужден сам зарабатывать на жизнь, расписывая фарфор, а также ширмы и веера в духе 18 в. Любовь к искусству этой эпохи прошла через всю его жизнь, во многом определив тематику и колорит его картин, в котором преобладали розовые тона, характерные для эпохи рококо. Намерение стать профессиональным художником привело его в Школу изящных искусств, где он встретился с К. Моне, А. Сислеем и др. будущими импрессионистами. В 1864 г. Ренуар дебютировал на официальной выставке (Салоне), но без особого успеха. Впоследствии его работы постоянно отвергались жюри.

О. Ренуар. «Автопортрет». 1876 г. Художественный музей Фогга. Кембридж

О. Ренуар. «Автопортрет». 1876 г. Художественный музей Фогга. Кембридж

В 1874 г. Ренуар принял участие в скандальной выставке в Париже, после которой художник и его единомышленники были названы импрессионистами. Их первое совместное выступление свидетельствовало о консолидации сторонников обновления обветшавшей академической системы и выходе на арену нового художественного движения. Ренуар, как и другие импрессионисты, обратился к изображению современной жизни. Особенно его привлекали сцены развлечений и народных гуляний («Мулен де ля Галет», 1877). Ренуар раньше своих товарищей добился широкого признания и в 1879-1880-х гг. выставлял свои произведения в Салоне.

О. Ренуар. «Качели». 1876 г. Музей д’Орсэ. Париж

О. Ренуар. «Качели». 1876 г. Музей д’Орсэ. Париж

Ренуар внёс большой вклад в разработку творческого метода импрессионизма. В отличие от Моне, предпочитавшего работать в жанре пейзажа, он применил новый подход не только к изображению природы, но и к натюрморту, жанровой картине, портрету, изображению обнажённых фигур. Ренуар был выдающимся колористом. Именно в его творчестве наиболее ярко выразился радостный, жизнеутверждающий настрой, присущий импрессионизму. Стремление дать людям ощущение полноты жизни было программной установкой его творчества. Он считал, что вокруг много скучных и грустных вещей, поэтому задача художника - научить людей ценить простые радости жизни: прелесть женщин, великолепие цветов, природу, каждый день радующую глаз новой красотой. Художник всегда оставался «живописцем счастья», несмотря на общественные потрясения, войны и личные невзгоды.

О. Ренуар. «Ложа». 1774 г. Институт Курто. Лондон

О. Ренуар. «Ложа». 1774 г. Институт Курто. Лондон

В 1880-е гг. Ренуар порвал с импрессионизмом и стал искать новые пути в искусстве. Он сблизился с П. Сезанном, его стало привлекать серьёзное, «музейное» творчество. Во время путешествия по Италии (1881) Ренуар испытал влияние художников итальянского Возрождения, у него возник интерес к конструктивной линии. Этот период называют «жёстким стилем» («Девочка с обручем», «Ребёнок с кнутиком», оба - 1885). В 1900-е гг. наступает «перламутровый период», когда художник изображал обнажённые женские фигуры на фоне солнечной природы Прованса («Суд Париса», 1908).

В кон. 1898 г. первые приступы артрита вынуждают Ренуара переехать на юг. В 1902 г. он поселился в Ле Канне, а в 1903 г. окончательно обосновался в Кань-сюр-Мер. В поздние годы художник много занимался скульптурой. С 1912 г., частично парализованный, он был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать, привязывая кисть к руке («Купальщицы», 1918-19).

В начало энциклопедии