Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Давид

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Давид

Дави́д (david) Жак Луи (1748, Париж - 1825, Брюссель), французский живописец, портретист, автор исторических картин; представитель стиля ампир. Сын коммерсанта. В 1766-74 гг. обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у живописца Ж. М. Вьена. Испытал влияние Ф. Буше. В 1775-80 гг. жил в Риме, где изучал античное наследие, произведения мастеров эпохи Возрождения и барокко.

Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784 г. Лувр. Париж

Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784 г. Лувр. Париж

В своих картинах Давид стремился придать сюжетам из античной истории современное, актуальное звучание. Его живописная манера, отличающаяся лаконизмом, чётким рисунком и суровым ритмом, выразительной светотеневой моделировкой, сродни возвышенному языку античной трагедии («Андромаха, оплакивающая Гектора», 1783). Художник наделял своих героев высокими нравственными качествами и несгибаемой силой воли. Согласно эстетике классицизма, мужество исторических персонажей, примеры патриотизма должны были служить образцами для подражания потомкам. Гражданственный пафос с особенной силой выразился в творчестве Давида в период, связанный с событиями Великой французской революции («Клятва Горациев», 1784; «Смерть Сократа», 1787; «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789).

Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793 г. Музей современного искусства. Брюссель

Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793 г. Музей современного искусства. Брюссель

Некоторые работы художника напрямую отражали события современной действительности (эскиз неосуществлённой картины «Клятва в зале для игры в мяч», 1791; «Коронование Жозефины», 1805-07). Поразительной силой воздействия на зрителя обладает монументальная и трагичная в своей суровой простоте «Смерть Марата» (1793). Художник проявил себя как талантливый портретист. В его парадных и камерных портретах (врача А. Леруа, 1783; учёного-химика А. Л. Лавуазье с женой, 1788; мадам Рекамье, 1800, и др.), а также «Автопортрете с палитрой» (1794) сочетаются традиции классицизма и рококо. В «Портрете молодого Энгра» (ок. 1798 г.), конном парадном портрете «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» (1800) ощущаются веяния романтизма.

Ж. Л. Давид. «Наполеон при переходе через Сен-Бернар». 1800 г. Национальный музей Версаля и Трианонов

Ж. Л. Давид. «Наполеон при переходе через Сен-Бернар». 1800 г. Национальный музей Версаля и Трианонов

Во время французской революции деятельность Давида не ограничивалась областью живописи. Он руководил организацией празднеств, в которых прославлялись идеи Свободы, Равенства и Братства, вносил предложения относительно реформирования Лувра, превращённого в это время в музей, активно участвовал в политической жизни страны: голосовал за казнь короля Людовика XVI, в 1792 г. стал депутатом Конвента. В период правления Наполеона I Давид воспевал императора и величие Французской империи. После восстановления королевской власти художник был вынужден покинуть родину и уехать в Брюссель.

Ж. Л. Давид. «Портрет мадам Трюден». Ок. 1790-91 гг. Лувр

Ж. Л. Давид. «Портрет мадам Трюден». Ок. 1790-91 гг. Лувр

Из мастерской Давида вышли такие крупные живописцы, как А. Гро, Ф. Жерар и Ж. О. Д. Энгр.

В начало энциклопедии