Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Рибера

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Рибера

Рибе́ра (ribera) Хусепе де (1591, Хатива, Валенсия - 1652, Неаполь), испанский живописец; представитель караваджизма. По легенде, учился у Ф. Рибальты в Валенсии, однако этот факт документально не подтверждён. Предположительно в 1611 г. уехал в Парму, где написал картину «Св. Мартин на коне» (утрачена). В 1615 г. жил в Риме при церкви Санта-Мария дель Пополо, в 1616 г. переехал в Неаполь, где стал придворным живописцем испанских вице-королей.

Х. де Рибера. «Видение св. Бруно». 1643 г. Музей и Национальная галерея Каподимонте. Неаполь

Х. де Рибера. «Видение св. Бруно». 1643 г. Музей и Национальная галерея Каподимонте. Неаполь

Х. де Рибера. «Хромоножка». 1642 г. Лувр. Париж

Х. де Рибера. «Хромоножка». 1642 г. Лувр. Париж

В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг.) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы, интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи. Для творчества Риберы 1620-30-х гг. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа веры над физическим страданием («Св. Себастьян и св. Ирина», 1628). К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630; «Св. Иероним»). С сер. 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе). Светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, художник переходит к т. н. светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635; «Троица», 1635-37; «Поклонение пастухов»). Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св. Инесса», 1641; «Обручение св. Екатерины», 1648). В конце жизни Рибера возвращается к «тёмной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Павел Пустынник», «Св. Мария Египетская»; обе - 1651; «Св. Иероним», 1652).

Творчество Риберы ощутимо повлияло как на неаполитанских мастеров, так и на испанских караваджистов.

В начало энциклопедии