Приглашаем посетить сайт
Рисунок
Рису́нок - вид графики, в котором изображение наносится на плоскость с помощью процарапывающего или пишущего инструмента. В отличие от печатной графики, рисунок уникален, он существует в единственном экземпляре. Чаще всего рисунок создаётся художником для самого себя и остаётся в альбоме для эскизов. В нём художник фиксирует свои непосредственные жизненные впечатления, зарисовывая какой-то предмет или создавая целую композицию - эскиз будущей картины, скульптуры, архитектурного сооружения. Реже создаются специальные рисунки для выставок. Только начиная с 17 в., рисунок стали воспринимать как своеобразный, обладающий своими яркими особенностями вид художественного творчества.
В. А. Серов. «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Карандаш. 1909 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Рисунки известны уже с эпохи палеолита - процарапанные на кости, на сводах и стенах пещер первобытного человека. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах). Изображение на них процарапывалось острой палочкой. В Европе эпохи Раннего Средневековья мастера использовали для рисунка загрунтованные деревянные дощечки. До изобретения бумаги главным материалом для рисования в Европе был пергамент, который изготовляли из различных сортов кожи, затем грунтовали и полировали. Согласно легенде, бумага была изобретена в Китае во 2 в. до н. э. Для её изготовления использовали древесный луб. В Европе бумага, которую изготавливали из льняных тряпок, появилась только в 11-12 вв. Она была довольно толстая и шершавая, поэтому художники её грунтовали и проклеивали, прежде чем начать рисовать. Позже появилась цветная бумага - голубая, синяя, серая, светло-коричневая, розовая.
Ф. Клуэ. «Портрет Карла IX». Чёрный мел, сангина. 1566-69 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Инструменты для рисования делятся на сухие (карандаш, уголь) и жидкие (кисть, перо). Линия и светотень - главные выразительные средства рисунка. Линия в рисунке не только даёт зрителю возможность «узнать» предмет, но и обладает собственной выразительностью: создаёт настроение, доносит до нас переживания художника. Линия может плавно и размеренно очерчивать формы, а может быть резкой, «порывистой», и тогда зрителю передаётся ощущение силы и энергии. В рисунке очень важно, как чередуются линии, какие интервалы между ними. Особенности самих линий и паузы между ними создают особый ритм, подобный ритму музыки. Чтобы выделить тёмные пятна в рисунке, художник-график использует штриховку - плотные ряды линий, которые могут быть параллельными, перекрещивающимися и т. д. Штриховка может быть энергичной или, наоборот, лёгкой, «мягкой». Рисунок - самый быстрый и «непосредственный» вид графики, поэтому именно в нём наиболее ярко проявляется индивидуальный почерк художника.