Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Символизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Символизм

Символи́зм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon - знак, символ), направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Символисты стремились проникнуть в тайны бытия и сознания, увидеть в образах реального мира «окно в бесконечность» (В. Я. Брюсов), выразить средствами изобразительного искусства высшую, идеальную сущность мира, его нетленную, вечную красоту. Основные представители символизма в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, О. Редон, М. К. Чюрлёнис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники из объединений «Голубая роза» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, П. В. Кузнецов, ранний М. С. Сарьян) и «Наби» (М. Дени и др.); близко к символизму раннее творчество К. С. Петрова-Водкина и П. Гогена, графика О. Бёрдсли, произведения многих мастеров стиля модерн. С символизмом соприкасается творчество художников объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст) и раннего В. В. Кандинского.

Развивая традиции романтизма со свойственной ему тоской по несбыточному, взяв за основу философские и эстетические принципы, провозглашённые А. Шопенгауэром и Ф. Ницше, символисты сделали предметом своих творческих исследований мечты, фантазии и видения (Пюви де Шаванн, Дени, Чюрлёнис, Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, голуборозовцы), магию и колдовство (Моро, Сомов), потусторонний или воображаемый мир (Врубель, Моро, Редон), сон и смерть (Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Сомов, А. Бёклин). Многие художники-символисты творили в стилистике модерна.

О. Редон. «Мистическая лодка». Ок. 1880-85 гг. Частное собрание. Фрагмент

О. Редон. «Мистическая лодка». Ок. 1880-85 гг. Частное собрание. Фрагмент

В. Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

М. К. Чюрлёнис. «Зима». 1907 г. Музей М. К. Чюрлёниса. Каунас

М. К. Чюрлёнис. «Зима». 1907 г. Музей М. К. Чюрлёниса. Каунас

М. А. Врубель. «Жемчужина». 1904 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

М. А. Врубель. «Жемчужина». 1904 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

К. С. Петров-Водкин. «Берег». 1907 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

К. С. Петров-Водкин. «Берег». 1907 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В противоположность реализму Г. Курбе и его последователей во Франции, передвижников в России, а также искусству импрессионистов с их установкой на точное воспроизведение оптических эффектов света, символисты стремились посредством видимых форм выразить невидимое, движения глубинной жизни души, показать власть духовного над материальным. Свои сюжеты они черпали не из событий и явлений окружающего мира, а из мифов, сказок и легенд, из литературных произведений, и прежде всего - из современной им символистской поэзии (Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, А. А. Блока, А. Белого, В. Я. Брюсова и др.). Это было время тесного содружества художников и поэтов, часто собиравшихся вместе на дружеских вечеринках, а нередко и объединявшихся в культурные сообщества. Произведения символистов погружают зрителя в атмосферу сказочного, подчас демонического мира (М. А. Врубель), где образы мужчин воплощают странствия человеческого духа в поисках истины, а женщины предстают олицетворениями недостижимой мечты (П. Пюви де Шаванн, М. Дени, В. Э. Борисов-Мусатов и др.) или, напротив, воплощают гибельные искушения (Г. Моро, Э. Мунк, Ф. фон Штук, Г. Климт). Нередко импульсом для творчества символистов становились произведения их предшественников, каковыми считались прежде всего испанец Ф. Гойя, англичанин У. Блейк, швейцарец И. Г. Фюсли, француз Э. Делакруа, немец К. Д. Фридрих, а также назарейцы и прерафаэлиты. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - священное действо, выходящее за пределы искусства.

В начало энциклопедии