Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Стасов

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Стасов

Ста́сов - 1.

Василий Петрович (1769, Москва - 1848, Санкт-Петербург), русский архитектор, представитель стиля ампир. Родился в бедной дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, в 1783 г. обучался профессии архитектора в Московской управе благочиния. В 1802-08 гг. совершенствовал мастерство во Франции, Англии и Италии. С 1811 г. - академик АХ. Был членом Комитета строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, руководил строительными работами при императорском дворе, участвовал в оформлении празднеств по случаю вступления на престол Александра I.

Стасов

В. П. Стасов. Корпус Лицея. 1811 г. Царское Село

Строил в основном в Санкт-Петербурге и Царском Селе (ныне г. Пушкин). Для архитектурного почерка Стасова характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. Основа его пластического языка - монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере - росписью). Среди мотивов декора - излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи. Стасов - автор одной из крупнейших церквей Санкт-Петербурга - Свято-Троицкого собора Измайловского полка (1827-35). Архитектор обращается к излюбленному в эпоху классицизма центрическому типу церковного здания. В основу его плана положен греческий (равноконечный) крест, над каждой из четырёх ветвей которого возвышаются купола на высоких барабанах. Центральная часть сооружения увенчана огромным световым барабаном с куполом на деревянном каркасе. Все четыре боковых купола чуть вытянуты кверху и увенчаны небольшими «фонарями»: они вздымаются ввысь, сообщая собору особенное величие. Стасов построил также Преображенский собор (1827-29), окончил интерьер собора Смольного монастыря (оба - в Санкт-Петербурге). Архитектор возвёл ряд общественных и административных зданий: казармы Павловского полка (1817-20), вошедшие в ансамбль Марсова поля, Конюшенное ведомство (1817-23), Ямской рынок (1817-19) в Санкт-Петербурге, Провиантские склады (1821-35) в Москве. В Царском Селе Стасов построил Большую оранжерею, манеж; восстановил и заново отделал после пожара покои Екатерининского дворца, а северный корпус переделал под Лицей. После пожара 1837 г. архитектор вёл работы в Зимнем дворце. Яркий представитель стиля ампир, Стасов построил несколько триумфальных ворот: Нарвские (1827-39), Московские (1834-38) в Санкт-Петербурге, ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе. Он также является автором образцовых (типовых) проектов домов и различных хозяйственных построек для русской провинции. В поздний период творчества Стасов пробовал работать в неорусском стиле.

2.

Владимир Васильевич (1824, Санкт-Петербург - 1906, там же), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Сын архитектора В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности в Сенате, в министерстве юстиции, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 г. заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). С 1847 г. начал выступать в печати со статьями по литературе, искусству, музыке.

Стасов

И. Е. Репин. «Портрет В. В. Стасова». 1883 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Стасов поражал современников разносторонностью интересов: писал статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские работы по археологии, истории, филологии, фольклористики и др. В своей критической деятельности Стасов придерживался принципов эстетики русских революционных демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, отстаивал реализм и народность в искусстве. Критическое перо Стасова было направлено против далёкого от жизни академического искусства. Он был связан дружескими отношениями со многими демократически настроенными художниками, музыкантами, писателями своего времени, был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок официальной критики. Был идеологом и активным пропагандистом искусства передвижников, повлиял на формирование эстетических и творческих принципов композиторов «Могучей кучки». Труды Стасова принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.

В начало энциклопедии