Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Фрагонар

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Фрагонар

Фрагона́р (fragonard) Жан Оноре (1732, Грас, Прованс - 1806, Париж), французский живописец и гравёр, представитель стиля рококо. Сын торговца галантереей. С 1747 г. работал клерком в конторе нотариуса в Париже. Рано осознав призвание живописца, с 1747 г. занимался в мастерской Ф. Буше, затем у Ж.-Б. С. Шардена и снова у Буше. В 1752 г. за исполнение картины на библейский сюжет в академической традиции был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В 1752-56 гг. занимался в школе академического живописца К. Ван Лоо. В 1756 г. отправился в качестве стипендиата во Французскую академию в Риме, где познакомился с мастером архитектурного пейзажа Г. Робером и меценатом аббатом К. Р. де Сен Ноном.

Ж. О. Фрагонар. «Счастливые возможности качелей». 1766 г. Частное собрание

Ж. О. Фрагонар. «Счастливые возможности качелей». 1766 г. Частное собрание

Ж. О. Фрагонар. «Выигранный поцелуй». Ок. 1760 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Ж. О. Фрагонар. «Выигранный поцелуй». Ок. 1760 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Ж. О. Фрагонар. «Мальчик в костюме Пьеро». Кон. 1770-х - нач. 1780-х гг. Частное собрание

Ж. О. Фрагонар. «Мальчик в костюме Пьеро». Кон. 1770-х - нач. 1780-х гг. Частное собрание

В Риме Фрагонар обрёл собственную творческую манеру. На вилле д’Эсте в Тиволи художник создал по заказу аббата серию поэтических рисунков с изображением дворца и парка. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений («Прачки», 1760), он писал пасторали («Выигранный поцелуй», ок. 1760 г.), в которых сочинённые сцены запечатлены так живо, что кажутся написанными с натуры.

Осенью 1761 г. Фрагонар вернулся в Париж, где писал пейзажи, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» («Явление Армиды в заколдованном лесу», 1761). Под влиянием творчества Рембрандта и Дж. Б. Тьеполо художник создал серию «Экспрессивные головы» - погрудные изображения старцев в фантастических одеждах. Фрагонар любил писать чувственные и игривые пасторали и любовные сцены («Счастливые возможности качелей», 1766; «Похищение Амуром рубашки», ок. 1767 г.; «Желанные мгновения», 1765-72). Его полотна темпераментны, свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны.

В 1773-74 гг. художник жил и работал в Италии. Рисунки этого времени легки и воздушны, насыщены светом. По возвращении во Францию художник создал серию галантных сцен во французских парках. Свежесть передачи непосредственного впечатления соединена в них с фантастическими элементами («Игра в жмурки», 1773-76). В серии аллегорических полотен 1780-х гг. «Фонтан любви» проявилось влияние стилистики классицизма. Живописный темперамент художника не угасал до конца жизни, он продолжал воспевать красоту и радость бытия.

Искусство Фрагонара завершило 18 в. и предвосхитило возможности живописи последующего времени. Его наследие было востребовано многими мастерами 18 и 19 вв.

В начало энциклопедии