Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Фуке

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Фуке

Фуке́ (fouquet) Жан (ок. 1420, Тур - ок. 1477/81, там же), французский живописец эпохи Возрождения. Родился в семье священника. Учился в Париже (ок. 1440-45), а также, возможно, в Нанте. Изучал работы нидерландских мастеров, в 1445-47 гг. посетил Италию. Работал при дворе Карла VII, затем - Людовика XI. В 1474 г. получил звание «художника короля», имел собственную мастерскую и был знаменит при жизни.

Ж. Фуке. «Портрет Карла VII». Ок. 1445 г. Лувр. Париж

Ж. Фуке. «Портрет Карла VII». Ок. 1445 г. Лувр. Париж

Ж. Фуке. «Мадонна с Младенцем». Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450 г. Королевский музей изящных искусств. Антверпен

Ж. Фуке. «Мадонна с Младенцем». Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450 г. Королевский музей изящных искусств. Антверпен

Живопись Фуке тесно связана с традициями французского средневекового искусства. Он был талантливым портретистом, умевшим передать сущностные качества изображённого («Портрет Карла VII», ок. 1445 г.; «Портрет королевского казначея Этьена Шевалье со св. Стефаном» на левой створке Меленского диптиха, ок. 1450 г.). В образе короля подчёркнуты нерешительность и усталость, во взгляде казначея ощущается твёрдая воля. На правой створке Меленского диптиха представлена Мадонна с Младенцем, для которой, возможно, позировала возлюбленная короля Карла VII Агнесса Сорель. Образ обретает светское звучание, что свидетельствует об обращении к принципам ренессансного искусства. Мария представлена как придворная красавица, причёсанная по моде того времени. Фуке тщательно прописывает детали, придавая лицам и фигурам почти скульптурную холодность и завершённость. Его герои сдержанны и величавы, художник подчёркивает в них самое главное, создавая обобщённые монументальные образы. Известен также автопортрет мастера (1450).

Помимо портретов, Фуке создал алтарную композицию «Пьета» для церкви Нуан-ле-Фонтен близ Тура (сер. 15 в.), много работал над украшением рукописных книг («Часослов Этьена Шевалье», ок. 1450-60 гг.; «Большие французские хроники», кон. 1450-х гг., «Новеллы» Дж. Боккаччо, ок. 1460 г.; «Иудейские древности» Иосифа Флавия, ок. 1470 г.). Для книжных миниатюр Фуке характерен лиризм, в них ощутимо стремление передать воздух и свет, воссоздать пейзажи родной земли. Обращение к принципам линейной перспективы характеризует его как ренессансного мастера.

В начало энциклопедии