Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Хогарт

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Хогарт

Хо́гарт (hogarth) Уильям (1697, Лондон - 1764, там же), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра по серебру Э. Геймбла, затем (с 1720 г.) - в Академии Дж. Торнхилла в Лондоне. В 1743 и 1748 гг. посетил Францию.

В живописи Хогарта нашли яркое воплощение идеалы эпохи Просвещения - вера в просветляющую силу разума и в высокое предназначение искусства, призванного высмеивать общественные пороки. Художника прославили серии сатирических картин, которые он затем собственноручно или с помощью др. мастеров переводил в гравюры на меди, беспощадно обличающие социальные язвы («Карьера шлюхи», 6 картин, 1730-31, не сохранилась; «Карьера мота», 8 картин, 1732-35; «Модный брак», 6 картин, 1743-45). Вдумчивый и неравнодушный наблюдатель жизни, Хогарт стремился брать сюжеты, «которые не только развлекают, но и развивают ум». Комедия в живописных и графических циклах художника перерастает в трагедию. Серия «Модный брак» посвящена браку-сделке между сыном обедневшего дворянина и дочерью богатого купца. В первой картине серии «Брачный контракт» представлены все персонажи живописной пьесы, между которыми нет ни одного положительного. Хогарт даёт своим героям говорящие имена: старый граф Скуотерфилд (Мот), адвокат Силвертанг (Серебряный язык) и т. д. В следующих картинах серии представлено, как молодые муж и жена, между которыми нет ничего общего, смертельно надоели друг другу («Вскоре после свадьбы»), что повлекло неизбежную трагическую развязку: дуэль молодого графа с любовником жены и его гибель, самоубийство супруги, недавно ставшей матерью. Особая политическая острота отличает серию «Выборы в парламент» (1753-54), в которой выборы предстают бессовестной дракой за власть. В четырёх полотнах цикла изображены «Предвыборный банкет», на котором спаивают до бесчувствия будущих избирателей; подкупы, совершаемые средь бела дня при стечении народа, сами выборы с подлогом и обманом и, наконец, «Триумф избранных в парламент», где и победители, и чествующие их горожане предстают сборищем опасных безумцев.

У. Хогарт. «Брачный контракт». Первая картина из серии «Модный брак». 1743-45 гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Брачный контракт». Первая картина из серии «Модный брак». 1743-45 гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Вскоре после свадьбы». Вторая картина из серии «Модный брак». 1743-45 гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Вскоре после свадьбы». Вторая картина из серии «Модный брак». 1743-45 гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Девушка с креветками». 1760-е гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Девушка с креветками». 1760-е гг. Национальная галерея. Лондон

У. Хогарт. «Подкуп избирателей». Вторая картина из серии «Выборы в парламент». 1753-54 гг. Музей Дж. Соуна. Лондон

У. Хогарт. «Подкуп избирателей». Вторая картина из серии «Выборы в парламент». 1753-54 гг. Музей Дж. Соуна. Лондон

Острой жизненной характерностью образов, свежестью живописной манеры отличаются портреты Хогарта («Капитан Т. Корем», 1740; «Автопортрет», 1745; «Девушка с креветками», 1760-е гг.). В теоретическом трактате «Анализ красоты» (1753) художник выдвинул принцип использования в качестве основы композиции змеевидной «линии красоты и грации», позволяющей воспроизвести жизнь во всём многообразии. Творчество и теоретические идеи Хогарта оказали значительное воздействие на европейскую культуру 18-19 вв., найдя преданных последователей во многих странах, среди которых был П. А. Федотов.

В начало энциклопедии