Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Домье

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Домье

Домье́ (daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель - 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.

О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж

О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж

Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. он начал создавать сатирические рисунки для журналов, издававшихся Шарлем Филипоном: сначала для либерального «Карикатюр», а после его закрытия (1835) - для «Шаривари». Объектами беспощадной сатиры художника становились врачи и политики, адвокаты и судьи (серии литографий «Парижские типы», 1839-40; «Супружеские нравы», 1839-42; «Добрые буржуа», 1846-49) и даже король Луи Филипп, за карикатуру на которого («Гаргантюа», 1831) Домье был арестован и провёл полгода в тюрьме. Обладая острой наблюдательностью, художник по памяти лепил из глины в мастерской фигурки встреченных им людей. Впоследствии эти карикатурные статуэтки служили «моделями» для его литографий. Ежедневная работа над сатирическими рисунками позволила художнику достичь виртуозного мастерства линии, создавать ёмкие гротескные формы, в которых смешное соединялось с трагическим.

О. В. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1863-65 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

О. В. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1863-65 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Домье делал также рисунки для «репортажных» литографий на злободневные сюжеты («Улица Транснонен, 15 апреля 1834 г.»; изображена сцена расправы над восставшими рабочими в Париже). Композиционное построение этой работы предвосхищает находки кинематографа: художник использует крупный план, резкие, необычные ракурсы, совмещение нескольких «кадров». В последние годы жизни Домье обратился к живописи («Вагон третьего класса», ок. 1863-65 г.; «Прачка», 1860-е гг.). Его живописные произведения проникнуты сочувствием к людям из низов. В 1873 г. художник почти ослеп и потерял средства к существованию; он умер в полной нищете.

О. В. Домье. «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.». Литография. 1834 г.

О. В. Домье. «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.». Литография. 1834 г.

Одним из первых Домье сумел почувствовать и передать в своём искусстве образ современного города с нависающими громадами домов и торчащими трубами, шумным потоком толпы, контрастами богатства и нищеты и трагическим одиночеством затерянного в нём человека. Пластическая мощь и композиционная изобретательность его графических работ стали образцом для художников следующих поколений.

В начало энциклопедии