Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Бруни

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Бруни

Бру́ни - Фёдор Антонович (1799, Милан - 1875, Санкт-Петербург), русский живописец и график, итальянец по происхождению; автор исторических картин и монументальных росписей; представитель классицизма и академизма. Учился в Петербургской академии художеств (1809-18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Профессор (с 1836 г.) и президент (1855-71) АХ. В 1818-36 и 1838-41 гг. работал в Италии. В 1849 г. был назначен хранителем Эрмитажа. Благодаря его трудам, музей имеет прекрасное собрание нидерландской живописи 15-16 вв.

Ф. А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация». 1824 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Ф. А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация». 1824 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В Риме в доме княгини З. А. Волконской познакомился с О. А. Кипренским, С. Ф. Щедриным, скульптором С. И. Гальбергом, архитектором К. А. Тоном; под их влиянием пережил увлечение романтизмом. В «Портрете княгини З. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820) обращается к романтическому сюжету: рыцарь тоскует о возлюбленной. Однако композиция произведения и строгое цветовое решение лежат целиком в русле классицизма. Сюжет картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), взятый из древнеримского предания, был чрезвычайно популярен у классицистов как пример борьбы между человеческими чувствами и долгом. Гораций, победивший в поединке врагов Рима, братьев Куриациев, убивает свою сестру, оплакивавшую одного из них, бывшего её женихом. В центре в красном плаще главный герой; пластически выразительные, словно у актёров на сцене, жесты, говорят о душевных движениях персонажей. Бруни создал ок. 30 гравюр-иллюстраций к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1825-39), представив героические, идеальные образы исторических персонажей. «Вакханка, поящая Амура» (1828) - не столько мифический персонаж, сколько чувственная, полнокровная красавица-итальянка.

Главное произведение Бруни - «Медный змий» (1827-41). Работа над ним началась в Италии и продолжилась в Санкт-Петербурге. Сюжет взят из Библии: пророк Моисей вывел иудеев через пустыню из египетского рабства. Путь был долгим и многотрудным, люди роптали, и Бог сурово наказал их, наслав смертоносных змей. Оставшиеся в живых умоляли об избавлении. Бог повелел Моисею сделать медного змия; один взгляд на него исцелял ужаленного. Противоречия эпохи сосуществования позднего классицизма, романтизма и зарождавшегося реализма отразились в наследии художника. Классицистическая условность композиции и цветового решения соединилась в картине с романтической борьбой света и тьмы и свойственным реализму стремлением к психологической убедительности в выражении чувств (горя, ужаса, боли). В 1870-е гг. Бруни работал над картонами для росписей храма Христа Спасителя в Москве.

В начало энциклопедии