Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Каравак

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Каравак

Карава́к (caravaque) Луи (1684, Марсель - 1754, Санкт-Петербург), французский живописец. Происходил из семьи потомственных резчиков и декораторов. Творческую деятельность начал в Арсенале галер в Марселе. В 1715 г. заключил контракт о поступлении на службу при дворе Петра I; в 1716 г. переехал в Санкт-Петербург. Работа Каравака в России была тесно связана с «Канцелярией от строений».

Л. Каравак. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1750 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Л. Каравак. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1750 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Ранние работы художника выполнены в стилистике рококо. Он неоднократно писал с натуры портреты Петра I и членов его семьи: «Портрет цесаревны Анны Петровны» (1725) - старшей дочери царя; «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы» (ок. 1722 г.), где изображены внуки Петра i. Участвовал в оформлении коронационных торжеств, а позднее - похорон императрицы Анны Иоанновны. При Анне Иоанновне Каравак занял должность придворного живописца и, по свидетельству современника, написал «так много больших и малых портретов этой монархини, что все стены в Петербурге кишели ими». В этот период творческая манера мастера начинает тяготеть к стилю барокко. «Портрет императрицы Анны Иоанновны» (1730) отличает пышная, тяжеловесная торжественность.

Л. Каравак. «Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны». 1717 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Л. Каравак. «Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны». 1717 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Каравак проявил себя также в качестве мастера декоративной живописи; он расписывал залы Петергофа, Зимнего дворца, делал картоны для шпалер, рисунки для монет и медалей, оформлял карнавалы и фейерверки. В числе лучших мастеров Каравак принимал участие в оформлении коронационных торжеств Елизаветы Петровны. В 1740-е гг. художник создал цикл из восьми портретов императрицы для российских посольств за границей. Он обращался также к батальному жанру («Полтавская баталия», 1717).

Творческая и педагогическая деятельность Каравака сыграла важную роль в подготовке русских живописцев сер. 18 в. Среди его многочисленных учеников были И. Я. Вишняков и А. П. Антропов.

В начало энциклопедии