Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Кончаловский

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Кончаловский

Кончало́вский - Пётр Петрович (1876, Славянск, Украина - 1956, Москва), русский живописец, народный художник РСФСР (с 1946 г.), действительный член Академии художеств СССР (с 1947 г.). Сын книгоиздателя П. П. Кончаловского. Учился в Харьковской рисовальной школе, в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств (1898-1905). В 1902 г. женился на дочери В. И. Сурикова. Один из основателей художественного объединения «Бубновый валет» (1910). Совместно с И. И. Машковым организовал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». В 1922 г. вошёл в группу художников «Бытие», в середине 1920-х гг. - в общество «Московские живописцы». Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918-21) и Вхутеин е (1926-29).

П. П. Кончаловский. «Портрет художника Г. Б. Якулова». 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

П. П. Кончаловский. «Портрет художника Г. Б. Якулова». 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

П. П. Кончаловский. «Порт в Кассисе». 1913 г.

П. П. Кончаловский. «Порт в Кассисе». 1913 г.

В ранний период творчества художник прославился натюрмортами, пейзажами и портретами, близкими по стилистике кубизму и фовизму («Сиенский портрет», 1912; «Портрет художника Г. Б. Якулова», 1910; «Сухие краски», 1913). Источниками вдохновения для Кончаловского, как и для др. художников-новаторов, вошедших в «Бубновый валет», стали, с одной стороны, наследие П. Сезанна, а с другой - русская народная живопись, магазинная вывеска, лубок, росписи подносов и т. д. («Натюрморт с красным подносом», 1912). Для произведений этого периода характерна «варварская» яркость, напор цвета, наслаждение плотью краски, при помощи которой художник стремился передать особую материальность, весомость предметов. После революции создавал жизнерадостные картины, наполненные национально-романтическими настроениями («Возвращение с ярмарки», 1926; «Портрет О. В. Кончаловской», 1925; «Сирень», 1933). Оптимизм и жизнелюбие, добродушная самоирония проявилась в таких картинах, как «Миша, сходи за пивом!» (1923). В то же время вершина позднего творчества Кончаловского - « Портрет В. Э. Мейерхольда» (1938), выполненный в последние месяцы жизни великого режиссёра, пронизан глубоким драматизмом. «Полотёр» (1946), написанный с прежним живописным темпераментом, погружает в атмосферу ликующей радости первых послевоенных лет.

В начало энциклопедии