Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Крамской

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Крамской

Крамско́й - Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской области - 1887, Санкт-Петербург), русский живописец, теоретик искусства, художественный критик. Родился в семье мелкого служащего, письмоводителя городской думы. Закончил Острогожское уездное училище (1850), с 13 лет работал писарем, подмастерьем у иконописца, ретушёром у фотографа, мечтая о профессии художника. Учился в Петербургской академии художеств (1857-63), считался одним из лучших учеников. Возглавил «Бунт четырнадцати», выразившийся в отказе студентов-выпускников писать дипломную картину на заданный мифологический сюжет. Покинув АХ вместе с товарищами, организовал Петербургскую артель художников.

И. Н. Крамской. «Некрасов в период Последних песен». 1877-78 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. Н. Крамской. «Некрасов в период "Последних песен"». 1877-78 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Раннее творчество Крамского - это и церковная живопись (в храме Христа Спасителя, 1863-66), и графические портреты товарищей, и заказные портреты. Крамской обладал удивительно «цепким» глазом, быстро достигал безупречного сходства, что привлекало заказчиков. В 1869 г. за ряд портретов он был удостоен звания «академика портретной живописи» АХ. Творческий метод Крамского основан на строгом следовании натуре, точном рисунке, стремлении найти, по выражению самого художника, «смысл лица» портретируемого.

И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В 1870 г. Крамской стал одним из организаторов и членом правления Товарищества передвижных художественных выставок и оставался его активным участником до конца жизни. Особое значение для Крамского имела идейная борьба с академической рутиной, буржуазными вкусами, бездумным и поверхностным искусством.

Одно из самых значительных произведений Крамского «Христос в пустыне» (1872). Картина, представленная на второй передвижной выставке, была ещё до открытия экспозиции приобретена П. М. Третьяковым. В юности Крамской был потрясён картиной А. А. Иванова «Явление Христа народу», и с тех пор его серьёзно волновала проблема современного подхода к исторической теме. Художник выбрал евангельский сюжет «Искушение Христа в пустыне», тему трудного нравственного выбора, созвучную размышлениям современников. Евангельская тема решена не в отвлечённо-академическом ключе, а реалистически, скупыми средствами, без бурной патетики. Это редкий случай в исторической живописи, когда лаконичная композиция всего с одной застывшей фигурой волнует, задевает за живое, долго не отпускает зрителя. Работа над продолжением темы - картиной «Хохот. Радуйся, царю иудейский!», которой художник отдавал все свои душевные силы, длилась с перерывами ок. шести лет (1876-82), но полотно так и осталось незавершённым.

В 1870-е гг. Крамской пишет по заказу П. М. Третьякова серию портретов «лиц, дорогих нации» - крупнейших деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. А. Гончарова (1874), Н. А. Некрасова (1877), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и др. Художника интересуют в портретируемых прежде всего те качества, которые были особенно дороги современникам - сила духа, самоотверженность, благородство. Созданные им образы внутренне значительны, современники даже сравнивали их с иконостасом, и вместе с тем выдающиеся люди у Крамского остаются живыми и страдающими, художнику важен не только результат их деятельности, но и трудный, подчас мучительный путь к нему.

И. Н. Крамской. «Портрет Л. Н. Толстого». 1873 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. Н. Крамской. «Портрет Л. Н. Толстого». 1873 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Портреты Крамского сопровождал неизменный успех, часто он был завален заказами. Для художника, имевшего большую семью, шестерых детей, исполнение заказных портретов ради заработка становилось подчас мучительной необходимостью, не оставлявшей времени и душевных сил для создания картин, о которых он мечтал. Кроме того, художник сталкивался с трудностями «сочинения» многофигурных композиций. Ему лучше всего удавались работы, замысел которых мог быть решён как портретная задача («Христос в пустыне», «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884). Последняя связана с трагедией в семье Крамского, похоронившей двух маленьких детей.

И. Н. Крамской. «Христос в пустыне». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

И. Н. Крамской. «Христос в пустыне». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

«Неизвестная» стала со временем самым популярным произведением художника. Секрет её притягательности - в соединении чувственной красоты, горечи, скрытой под маской надменности, и загадки. Современники отнеслись к картине с живым интересом. В её героине видели то Анну Каренину, то девушку из подпольной революционной организации; некоторые осуждали художника, изобразившего, по их мнению, дорогую содержанку. Сочинённый образ, для которого позировали несколько женщин, оказался настолько убедительным, что по сей день не прекращаются попытки выяснить, кто был прототипом Неизвестной.

Крамской вошёл в историю искусства как создатель типа психологического портрета. Не только его живописное наследие, но и многочисленные статьи, письма, содержащие глубокие и точные высказывания об искусстве, сама его личность стали значительным явлением русской культуры 19 в.

В начало энциклопедии