Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Музыкальная энциклопедия
Государственный академический русский хор союза ССР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Государственный академический русский хор союза ССР

Государственный академический русский хор союза ССР - сов. исполнительский коллектив. Создан в 1942 в Москве как Гос. хор русской песни, в 1955 получил совр. назв. Организатор, бессменный руководитель и гл. дирижёр нар. арт. СССР А. В. Свешников. Первый концерт состоялся 20 июля 1943 в Большом зале Моск. консерватории. Первоначальной задачей коллектива было возрождение старинных нар. песен (крестьянских, городских, фабричных, студенческих, солдатских), развитие нац. вок.-хор. традиций. С именем хора неразрывно связаны такие песни, как "Вечерний звон", "Гибель "Варяга"", "Ах, ты, степь широкая". Большое патриотич. значение имели песенные программы воен. лет. Уже в 1944 в исполнении хора прозвучали произв. рус. классиков: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева; в сер. 50-х гг. состоялись первые концерты хор. музыки И. С. Баха, затем - итальянских композиторов Н. Йоммелли, А. Лотти и др.

Значит. место в репертуаре хора занимают произв. сов. композиторов, мн. из них исполнены хором впервые, в т. ч. "Песнь о лесах" (1949), "Десять поэм" (на стихи революц. поэтов, 1951) Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и оратория "Владимир Маяковский" (1959) Свиридова, "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1962) и др. В 60-х гг. хор с успехом исполнил циклы произв. а cappella (в т. ч. Р. К. Щедрина на стихи А. Т. Твардовского).

Развитию советского хорового исполнительства, популяризации национального хорового искусства способствовали многочисленные концерты хора с программами старинной русской музыки композиторов 18 в. - Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, В. П. Титова и др. В 1968 хор записал на пластинку "Всенощную" Рахманинова. Впервые в СССР в исполнении хора прозвучали мн. произв. совр. зарубежных композиторов, в т. ч. "Симфония псалмов" Стравинского (1966), "Венгерский псалом" Кодая (1967), оратория "Жанна д'Арк на костре" Онеггера (1968), мн. пьесы М. Равеля, Ф. Пуленка и др.

В репертуаре - хор. музыка всех времён и народов (ок. 1000 произв.), в т. ч. хоры а cappella, сочинения кантатно-ораториального и вок.-симф. жанров ("Реквием" Моцарта, "Реквием" Верди, Девятая симфония и "Фантазия" для фп., хора и оркестра Бетховена и др.), редко исполняемые произв. И. С. Баха, Палестрины, К. Монтеверди, А. Вивальди, рус. нар. песни, песни и гимны др. народов мира, а также песни советских композиторов (более 200). В составе хора (1973) 85 артистов.

Главное внимание коллектив уделяет развитию традиций рус. вок. иск-ва. Совершенное владение стилем а cappella характеризует творч. облик хора, степень его мастерства. Исполнение коллектива отличается монолитностью и стройностью звучания, ему присуще богатство колористич. оттенков. Хор выступает в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Бельгия, ГДР, Венгрия, Италия, Норвегия, Румыния, Польша, Финляндия, Швеция, Чехословакия, Япония). Коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).

Литература: Локшин Д., Хор русской песни, М., 1950; А. В. Свешников. Сб. статей, М., 1970.

В. Ф. Балашов.

В начало энциклопедии