Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Дидро Д.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Дидро Д.

Дидро Д. (Diderot) Дени (5 X 1713, Лангр - 31 VII 1784, Париж) - франц. философ-просветитель, писатель и теоретик иск-ва, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра иск-в. Основатель и руководитель "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" ("Encyclopйdie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et mйtiers", t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем к-рой представлено и муз. инструментоведение (ок. 300 статей). В философских, науч., критич. работах Д. осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с др. просветителями Д. принимал участие в т. н. "войне буффонов" (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере).

Для Д. музыка - самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Д., способна передавать "все явления природы и все страсти человека". Пение должно следовать естеств. выражению страсти, брать пример в декламации, инстр. сопровождение - усиливать выразительность пения. В подражании пению Д. видел задачу инстр. музыки. Взгляды Д. на музыку отражены в его публицистике и критике ("Correspondance littйraire, philosophique et critique", t. 1-16, 1877-82), в соч. "Беседы о "Побочном сыне"" (в кн.: "Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu", изд. 1757), в брошюре "Уведомление к VI тому" ("Avertisment au tome VI", 1756), написанной в ответ на критику Ж. Ф. Рамо ("Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии"), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге "Племянник Рамо" ("Le Neveu de Rameau", 1762-79, впервые изд. в нем. пер. И. В. Гёте, 1805; заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа - племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Д. выдвигает преим. проблематику оперного иск-ва.

Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Д. ("Письмо о слепых в назидание зрячим" - "La lettre sur les a veugles а l'usage de ceux qui voient", 1749, где между прочим говорится о много гол. сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Д.) спец. теоретич. пособии для любителей музыки А. Бемецридера "Уроки игры на клавесине и принципы гармонии" ("Leзons de clavecin et principes d'harmonie", 1771). В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Д. "Об "Уроках игры на клавесине и принципах гармонии"", вошедшая в "Корреспонденции Грима и Дидро") затрагиваются общие проблемы муз. эстетики; авторы приближаются к диалектич. пониманию явлений (напр., взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий). Д. занимался также вопросами муз. акустики, чему посв. мн. страницы в "Записках на разные темы математики" ("Mйmoires sur diffйrents sujets de mathйmatique", 1748).

Сочинения: OEuvres complиtes, t. 1-20, P., 1875-77, переизд., N. Y., 1966; OEuvres, P., 1957; Correspondance, v. 1-9, P., 1955-63; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Об искусстве, т. 1-2, Л.-М., 1936; Племянник Рамо, М., 1956.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Адамян A., Статьи об искусстве, М., 1956; Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959 (гл. 8); Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961; Prod'homme J. G., Diderot et la musique, "ZIMG", 1914, No 7; Werner L., Diderot als Kunstphilosoph, Kцnigsberg, 1918; Gi11оt H., Denis Diderot. L'homme. Ses idйes philosophiques, esthйtiques et littйraires, P., 1937; Oliver A. R., Diderot ьber Musik, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1965, No 2.

Б. C. Штейнпресс.

В начало энциклопедии