Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Морли Т.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Морли Т.

Морли Т. (Morley) Томас (1557, Лондон (?) - 1603, Лондон (?)) - англ. композитор, органист, нотоиздатель. Ученик У. Бёрда. Окончил Оксфордский ун-т (1588). С 1589 церковный органист в Лондоне. В 1592-1602 органист и певец в королевской капелле. С 1598 имел лицензию на печатание нотной бумаги и издание сб-ков песен. Публиковал соч. итал. мастеров (Дж. Анерио, Л. Виаданы, О. Векки, А. Феррабоско, Л. Маренцио), затем собств. произв. М. - один из создателей англ. мадригала, лучший англ. контрапунктист своего времени. Развивая достижения мастеров англ. Возрождения, М. осваивал и др. светские вок. многогол. жанры, в т. ч. канцонетты (сб-ки 2-6-гол. канцонетт, 1595-1597) в стиле неаполитанских канцон, в к-рых использовал (в собств. трактовке) фразы из канцонетт Ф. Анерио, и др. светские песни. Ввёл в англ. музыку жанр balletto (по образцу balletto Дж. Гастольди); в песенно-танц. основе его балетов проявляются отличит. черты нац. англ. бытовой музыки. Ему принадлежат инстр. соч. - 2-голосные фантазии (гл. обр. для виолы), музыка к спектаклям драм. т-ра, а также культовые вок. многогол. произв. - заупокойные службы, псалмы, респонсории, лат. мотеты, энсземы. М. использовал и аккордовый склад; его музыка отличается свежестью мелодий, осн. на нац. фольклоре, искусной инструментовкой (не допускающей обычных для того времени замен или пропусков инструментов), ясным ощущением тональности и ритмич. изобретательностью. При тонкости полифонич. рисунка многие его соч. сохраняют нар. характер, наивность и простоту звучания.

М. были изданы канцонетты для трёх (1593), двух (1595), четырёх, пяти и шести (1597) голосов; мадригалы для четырёх (1594) и для пяти голосов (1598), сб. "Триумф Орианы", посв. королеве Елизавете (1601), 5-гол. balletto (1595; переизд. в виде партитуры Об-вом старинной музыки в 1842), вок. 7-голосные "Диалоги" (1595); арии для лютни и басовой виолы (1600). Сб-ки, состоящие из соч. различных композиторов и его собственных произведений, неоднократно перепечатывались в разных странах в 17-19 вв. В числе немногих сохранившихся муз. номеров к пьесам У. Шекспира - песня "Влюблённый и его девушка" (из "Как вам это понравится?"; в сб. "Песни в сопровождении лютни мастеров английской школы" - "The Englisch school of lutenist song writers", ed. by E. H. Fellowes, L., 1932). M. издал также пьесы в сб. "Первая книга уроков консортов различных утончённых авторов для 6 инструментов" ("The first book of consort lessons, made by divers exquisite authors for six instruments", 1599, 1611). Ему принадлежит 1-е англ. руководство по композиции - "Простое и доступное введение в практику сочинения музыки" ("A plain and easy introduction to practical music", 1597; совр. издание под ред. Дж. Хармана, 1952). Оно написано в форме диалогов, содержит мн. примеров из соч. М. и его современников, даёт представление о муз. жизни и муз.-эстетич. воззрениях представителей елизаветинской эпохи.

Издания: Morley's canzonets for two voices, Baton Rouge, 1954 (ed. by J. E. Uhler, факсимиле нот, со вступит. ст.); Thomas Morley editions of Italian canzonets and madrigals, 1597-98, ed., by C. A. Murphy, Tallahassee, 1964 (нотное изд. со вступит. ст. и библ.).

Литература: Becker О., Die englischen Madrigalisten W. Byrd, Th. Morley und J. Dowland, Lpz., 1901;Fellowes E. H., The English madrigal, Oxf., 1925, new ed., L., 1958; Meyer E. H., English chamber music, L., 1946, 1951 (нем. пер. под загл.: Die Kammermusik Alt-Englands..., Lpz., 1958); Reese G., Music in the Renaissance, L., 1954.

И. А. Слепнёв.

В начало энциклопедии