Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Музыкальная энциклопедия
Амвросианское пение

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Амвросианское пение

Амвросианское пение - древнейший вид пения в римско-католич. церкви. Его возникновение связано с именем Амвросия. До него церк. пение в зап. церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на к-рое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церк. пения, используя античное иск-во и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в к-рых христ. доктрины излагались в стихотв. формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в лит. изложении использует приёмы ораторского иск-ва Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отд. выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал нар. напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях - ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из вост. стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церк. практику нар. напевы Амвросий систематизировал по образцу вост. церкви, положив начало зап. осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; лит. компонент преобладал в его гимнах над музыкальным. Напр., в утреннем гимне богатый по содержанию и поэтичный текст исполнялся на следующий напев:

Амвросианское пение

В 5-6 вв. А. п. стало общепринятым в зап. церкви. Со временем широкое распространение А. п. в церквах с различным этнич. составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590-604) осуществить редакцию А. п., результатом чего явилось григорианское пение, к-рое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей зап. церкви; А. п. сохранялось только в церквах миланского церк. округа.

Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значит. степенью вероятности, остальные гимны были написаны в 5-6 вв. подражателями.

Самый ранний из дошедших до нас манускриптов А. п. - антифонар 12 в., хранится в Британском музее (он издан фототипическим способом).

Издания гимнов: Migne J., Patrologiae cursus completus. Series prima, t. XVI, Parisiis, 1845 (12 гимнов); Daniel H. A., Thesaurus Hymnologicus, sive hymnorum, canticorum, sequentiarum, circa annum MD usitatarum, collectio amplissima, v. 1, Halle, 1841 (90 гимнов - Амвросия и амвросианских); Gеvаеrt Fr., La Melopйe antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895 (Амвросианские напевы с обзором их метрики и ладо-интонационной структуры); Palйographie musicale. Les principals manuscripts de Chant Gregorien, Ambrosien, Mosarabe, Gallican publiйs en facsimiles phototypiques par les Benedictins de Solesmes, Solesmes, Imprimerie Saint-Pierre, 1896.

Литература: Цветков П., Гимны св. Амвросия Медиоланского. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 г. Часть сорок осьмая, М., 1891; Оtten J., Ambrosian Chant. The Catholic Encyclopedia, an international work of reference on the constitution, doctrine, discipline and history of the catholic church, v. 1, L., 1907.

H. Д. Успенский.

В начало энциклопедии