Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЯ"-"БУЛ")
Брязул Д. (Breazul) Джордже (14(27) IX 1887, Амэрэшти-де-Жос, уезд Долж - 3 VIII 1961, Бухарест) - рум. музыковед и педагог. В 1908-12 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака, А. Кастальди и Й. Н. Отеску, в 1922-24 - в Берлинском ун-те у Г. Аберта, К. Закса, К. Штумпфа и др. Б. - один из наиболее крупных историков и исследователей рум. музыки. В 1926-61 профессор теории и истории музыки в Бухарестской консерватории. В 1927 основал фонограммархив для записей рум. нар. музыки при Министерстве иск-в. В 1921-25 возглавлял журн. "Muzica". Гос. пр. СРР (1955). Сочинения: Patrium Carmen, Contributii la studiul muzicii romвnesti, Craiova, 1941; La bicentenarul nasterii lui Mozart 1756-1956, Buc., 1957; Gavriil Musicescu, Buc., 1962; Pagini din istoria muzicii romоnesti.v. I-II, Buc., 1966-70; учебники, муз.-педагогич. соч., работы по фольклористике, статьи, в т. ч. Stiri noi despre relatiile muzicale romвno-ruse, "Muzica", 1956, No 1-2; Date noi cuprivire la relatiile muzicale romвno-ruse, там же, 1961, No 7. Литература: Tomescu V. George Breazul si muzicologia noastra, "Muzica", 1965, No 10-11. P. Э. Лейтес. |
Вера Николаевна (р. 29 VI 1927, Ростов-на-Дону) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1953 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории, в 1956 - аспирантуру при ней у Т. Н. Ливановой. С 1957 ст. науч. сотрудник Музея муз. культуры им. М. И. Глинки, с 1961 референт отдела музыки Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР. С 1966 младший, с 1980 ст. науч. сотрудник Ин-та искусствознания. В 1954-57 преподавала в Центр. муз. школе, в 1956-57 - в Моск. консерватории. Осн. работы Б. посв. рус. и зап.-европ. музыке. Сочинения: Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; Wplywy Chopinowskie w twуrczosci fortepianowej S. Rachmaninowa, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Krakуw, 1967; Детство и юность Сергея Рахманинова, M., 1970, 1972; Дебют Рамо-композитора, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973; С. В. Рахманинов, М., 1976; Проблема Ренессанса в современном западном музыкознании (совм. с Т. Н. Ливановой), в сб.: Ливанова Т. Н., Из истории музыки и музыкознания за рубежом, сб. ст., сост. Ю. Евдокимова, М., 1981; Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр, М., 1981, и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Теодор Христофор (Фёдор Христофорович) (27 I 1866, Штутгарт - 30 XII 1909 (12 I 1910), Москва) - рус. органист, композитор, педагог. По национальности немец. Учился в Штутгартской консерватории. Окончил Моск. консерваторию по классу органа Л. И. Беттинга (1895), по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова (1898). Муз.-теоретич. предметы изучал в классе С. И. Танеева. В 1905-09 преподавал игру на органе в Моск. консерватории. Б. принадлежат: поэма для оркестра и органа "Сестра Беатриса" (по М. Метерлинку, исп. 1908), "Полонез" ор. 12 и (Прелюдия" ор. 28 (для орк.), "Фантазия и фуга" ор. 21 (для органа), пьесы ор. 4, "Вариации на оригинальную тему" ор. 1 (для фп.), "Andante cantabile" (для влч.), романсы на сл. М. Ю. Лермонтова, Г. А. Галиной и др. Л. З. Корабельникова. |
Бубен - ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона - открытая. Диаметр Б. - 400-500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью "барашков" и винтов. На внутр. стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у нек-рых видов Б. в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. "тарелочки" (рус. и укр. Б.). Б. фабричного производства, употребляемые в проф. музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Б. культовые (шаманские) - значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри к-рой прикреплены разл. звенящие подвески, ленты и т. п. Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая разл. по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает Б., производя звон. Нар. музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских Б. звук извлекался спец. колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют Б. как ритмич. инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в нар. и проф. ансамбли и оркестры. Б. известен с древнейших времён во мн. странах. Большого совершенства иск-во игры на Б. достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизац. игра, во время к-рой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Нац. названия Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др. Мн. композиторы использовали Б. в своих оперных и орк. произв. для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита ("Пустыня" Давида, 1847; "Кармен" Бизе, 1875; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, 1887; "Испанская рапсодия" Равеля, 1907; "Иберия" Дебюсси, 1911, и др.). Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1903, октябрь - ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. - Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967. К. А. Вертков. |
Буве Ш. Р. К. (Bouvet) Шарль Рене Клеман (3 I 1858, Париж - 24 V (по новым данным) 1935, там же) - франц. музыковед. Учился в Парижской консерватории. Основатель и руководитель Общества Баха (1903), сыгравшего большую роль в пропаганде старинной музыки во Франции. С 1919 архивариус, в 1924-30 зав. библиотекой, архивом и музеем т-ра "Гранд-Опера". В 1920-27 генеральный секретарь Франц. музыковедч. об-ва. Труды Б. посв. гл. обр. музыке 16-18 вв. Большую ценность представляет его работа о Куперенах. Издал сб. старинной музыки под назв. "Собрание Ш. Буве" ("Collection Ch. Bouvet"). Сочинения: Une leзon de G. Tartini et une femme violoniste au XVIII siиcle, P., 1915; Une dynastie de musiciens franзais. Les Couperin, P., 1919; Massenet, P., 1929; Spontini, P., 1930; Musiciens oublнes, musique retrouvйe. Documents des XVI, XVII et XVIII siиcles, P., 1931; Nouveaux documents sur les Couperin, P., 1932. И. M. Ямпольский. |
Иван Максимович (р. 12(25) XI 1914, пос. Одинковка Днепропетровской обл.) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). С 1936 служил в частях Военно-Морского Флота, где участвовал в художеств. самодеятельности и выступал в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. В 1943-46 учился в Ленингр. консерватории (класс пения С. В. Акимовой). В 1945 дебютировал в партии Владимира Игоревича на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета. С этого же года солист т-ра. Среди лучших партий - Ленский; Дубровский ("Дубровский" Направника). Др. партии: Синодал; Альфред, Герцог ("Травиата", "Риголетто"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Щепин-Ростовский ("Декабристы"), Вайнонен ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Ричард ("Бал-маскарад"). Пел также острохарактерные партии: Шуйский ("Борис Годунов") и Бомелий ("Царская невеста"). Гастролировал за рубежом (Венгрия, Чехословакия, Голландия). С 1965 преподаватель муз. училища при Ленингр. консерватории. |
Бугаринович М. (Bugarinovic) Мелания (р. 29 VI 1905, Бела-Црква) - серб. певица (меццо-сопрано) (Югославия). Получила муз. образование в Темешваре. С 1930 - одна из ведущих солисток Белградской оперы. В 1937-41 пела на сцене Гос. оперы в Вене. Выступала в разл. партиях в операх Р. Вагнера на фестивалях в Байрёйте. Гастролировала в СССР (1956), в Милане, Берлине и др. Б. обладала голосом большого диапазона (от низких альтовых нот до высокого регистpa драматич. сопрано). Оставила сцену в 1961. Партии: Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек, Кармен, Аида; Шарлотта ("Вертер"), Кабаниха ("Катя Кабанова" Яначека) и др. |
Бугич Д. (Bughici) Думитру (р. 14 XI 1921, Яссы) - рум. композитор и педагог. В 1938 окончил Ясскую консерваторию, в 1955 - Ленингр. консерваторию (занимался у В. В. Волошинова). С 1955 преподаёт анализ муз. форм в Бухарестской консерватории. Пишет в основном симф. музыку; среди наиболее значит. соч. - Симфония-поэма (1961), симфонии "Эхо джаза" ("Ecouri de jazz", 1966), "Страницы летописи" ("File de letopiset", 1972), "1907" (1976), конц. симфония для струн. квартета с оркестром (1980), симфониетты, сюиты, фантазии. Б. принадлежат также произв. для инструмента с оркестром, в т. ч. концерты для скрипки (1977), для виолончели (1974), для трубы (в ритмах джаза, 1975), конц. баллада для скрипки (1969), Драм. диалоги для флейты (со струн. оркестром, 1967) и др., многочисл. камерно-инстр. ансамбли, хоры, музыка к кинофильмам. Литературные сочинения: Formele si genurile muzicii instrumentale, (Buc.), 1960 (совм. с D. Gheciu); Suita si sonata, (Buc.), 1965; Formele muzicale. Liedul, rondoul, variatiunile, fuga, Buc., 1969. |
Бугмюллер Н. А. Й. (Burgmuller) Август Йозеф Hорберт (8 II 1810, Дюссельдорф - 7 V 1836, Ахен) - нем. композитор. Учился в Касселе у М. Гауптмана и Л. Шпора (композиция), позднее работал в Дюссельдорфе. Был другом Ф. Мендельсона и подобно ему стремился развивать классич. формы в новом, романтич. направлении. Дарование Б. однако не успело полностью раскрыться. Б. - автор 2 симфоний (2-я, ор. 11, не окончена; её 3-ю часть, скерцо, оркестровал Р. Шуман), орк. увертюры и 4 антрактов для оркестра, ор. 17, фп. концерта (1-й исп. Мендельсон), 4 струн. квартетов (в квартете a-moll op. 14 наиболее заметно влияние Мендельсона), рапсодии и сонаты для фп.; 4 тетрадей песен на тексты И. В. Гёте и др. нем. поэтов (избр. песни изданы В. Калем в 1928). Литература: Кahl W., Norbert Burgmьller, als Typus des Frьhvollendeten, "Die Musik", 1929/30, H. XII, S. 188; Eckert H., Norbert Burgmьller, Augsburg-Brьnn, 1932 (публикация Нем. ин-та муз. науки при Нем. ун-те в Праге, вып. III, с перечнем муз. соч.). О. Т. Леонтьева. |
Сергей Алексеевич (20 VI (2 VII) 1888, Чернигов - 14 I 1945, Москва) - советский музыковед, композитор, историк древнерус. лит-ры. Доктор искусствоведения (1940). В 1908 окончил в Киеве муз. уч-ще РМО, в 1912 - историко-филологич. ф-т Киевского ун-та (позднее занимался композицией с Р. М. Глиэром, А. А. Ильинским, С. Н. Василенко). Преподавал в Моск. и Крымском ун-тах. Работы Б. по истории рус. лит-ры печатались с 1910, муз.-критич. статьи - с 1916. С 1922 жил в Москве, вёл курс муз. этнографии в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока и в Высшем лит.-художеств. ин-те им. В. Я. Брюсова; был худ. рук. Московского радио (1926-30), лектором филармонии; в 1938-45 ст. науч. сотрудник Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького. Осн. круг муз. науч. интересов Б. - нар. песня (запись и обработка фольклора), музыка для кино. Автор симфонии с хором "Пушкин", сюиты "Песенный рассказ о таджиках", романсов, музыки к фильму "Праздник святого Йоргена" и др. Сочинения: Ирма Яунзем, исполнительница песен народностей, М. - Л., 1927, М., 1929; Два этюда о Бетховене, М. - Л., 1927; Музыка и кино. Принципы и методы киномузыки..., М., 1926 (совм. с В. Л. Мессманом); Рейнгольд Морицевич Глиэр, М., 1927, доп., М., 1930; Музыка в кино, М., 1928; Музыкальное сопровождение в кино, М. - Л., 1929 (совм. с Д. С. Блоком); Музыка в современном быту народов СССР, в сб.: Искусство народов СССР, М., 1930; Звуковые элементы в творчестве Максима Горького, в сб.: Музыкальный альманах, М., 1932, с. 65-69; М. М. Ипполитов-Иванов. Жизнь и творчество, М., 1936; Русские народные песни в записи Пушкина (с публикацией нотных записей Б. в пушкинских местах), в сб.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. VI, М. - Л., 1941, и др. |
Геворк Ервандович (р.4(16) X 1899, Баку) - советский дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Чл. КПСС с 1942. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования К. С. Сараджева. Б. один из основателей и дирижёр (1932-58) Арм. т-ра оперы и балета. Руководил первыми постановками опер "Алмаст" Спендиарова, "Храбрый Назар" Степаняна, "Марджан" Закаряна, "В лучах солнца" Тер-Гевондяна, "Давид-Бек" Тиграняна и др. Дирижировал операми рус., сов. и зап.-европ. композиторов. Автор муз. композиции балета "Хандут" (1945) на музыку А. А. Спендиарова. С 1929 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1950 профессор), в 1949-58 проректор. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Николай Павлович (р. 24 VII (6 VIII) 1910, дер. Любаховка, ныне Калужская обл.) - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1972). В 1917-1929 жил в Чите, учился, работал в кузнице. Играл на балалайке, домре, мандолине, в любительском дух. оркестре и оркестре русских народных инструментов. С 1929 учился на рабфаке Моск. консерватории (класс композиции В. А. Белого). В 1937 окончил консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 служил в Балтийском флоте. Живя в Ленинграде в период блокады, написал песни: "Бескозырка", "Краснофлотская улыбка", "За дальнею околицей", "Песня-душа" и др., в к-рых проявились характерные черты творчества Б. - близость к рус. нар. песням и танцам, гор. романсу, лиричность и задушевность. Творчество Б. способствовало развитию музыки для оркестра рус. нар. инструментов. В 1945 Б. был пом. руководителя Оркестра рус. нар. инструментов им. Н. П. Осипова, для к-рого написал много сочинений. Сочинения: для орк. - симфония (1937), Праздничная увертюра (1937), Два славянских танца (1945); для оркестра рус. нар. инструментов - увертюра (1940). Русская фантазия (1942). Русская рапсодия (1946), Фантазия на тему рус. нар. песни (1947), На ярмарке (1947; Гос. пр. СССР, 1947), 2-я рапсодия (1948), Думка (1948; Гос. пр. СССР, 1949), Сказ о Байкале (1950), 2 концерта для домры с орк. (1945, 1947), конц. вариации для балалайки с орк. (1946); песни; музыка к драматич. спектаклям и фильмам. С. С. Зив. |
Мария Яковлевна (наст. имя - Ванда) (1869, Бердичев - дата и место смерти неизв.) - рус. певица (сопрано). Училась в Киевском муз. уч-ще (фп., виолончель). Брала уроки пения у К. Эверарди. После дебюта в киевской труппе И. Я. Сетова (Маргарита де Валуа в "Гугенотах") работала в Харькове, Казани, Саратове, Вильнюсе и др.; в сезоне 1897-98 выступала в партии Антониды ("Иван Сусанин") в Большом т-ре. С 1898 солистка Мариинского т-ра (Петербург). Исполняла центр. партии в операх М. И. Глинки ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Н. А. Римского-Корсакова ("Царская невеста"), А. П. Бородина ("Князь Игорь"), Дж. Верди ("Травиата), Дж. Мейербера ("Пророк", "Африканка"), Ш. Гуно ("Ромео и Джульетта"), А. Тома ("Гамлет", "Миньон"), Б. Сметаны ("Далибор"). Значит. место в репертуаре Б. занимали партии в операх Р. Вагнера ("Тангейзер", "Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна", "Гибель богов"). М. М. Яковлев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Науша (1874, аул Шунгай, ныне Джаныбекского р-на Уральской обл. - 1944) - сов. народный домбрист. Учился у известных мастеров Макара, Салавата, позднее у Турыпы, последователей традиции Даулеткерея. Беседы со знатоком и собирателем фольклора А. В. Затаевичем (1927) определили формирование творчества Б. Среди кюев, исполнявшихся Б., были: "Жигер", "Керильме" Даулеткерея; "Адай", "Кисен-Ашкан" Курмангазы; "Демалыс", "Байжума" Аликея, "Ортпа", "Жакия" Турыпа; "Мусираликюй", "Каражан" Мусирали и др. В 1934 Б. начал работать в казах. оркестре им. Курмангазы. Исполнение Б. отличалось виртуозностью, взволнованностью, поэтич. образностью, напевностью. Литература: Затаевич А. В., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931, с. 253-55; Гизатов Б. Г., Казахский гос. оркестр народных инструментов имени Курмангазы, A.-A., 1957, с. 136-38; Жубанов А. К., Струны столетий, A.-A., 1958, с. 115-16. Б. Гизатов. |
Михаил Евсеевич (29 X (10 XI) 1872, Дубно - 1947, США) - виолончелист. Учился у А. Э. Глена (в 1885-90 в Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО, в 1890-95 в Моск. консерватории). Концертировал в России и за границей, выступая преим. в камерных ансамблях (с С. И. Танеевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, Б. О. Сибором, А. Ф. Гедике, В. Ландовской и др.). Пресса отмечала высокую культуру и выразительность исполнения Б. В 1899-1904 преподавал игру на виолончели в Муз. уч-ще Саратовского отделения РМО (способствовал развитию муз. культуры города). В 1904-06 жил в Германии, Франции и Швейцарии, пропагандировал рус. музыку. С 1906 активно участвовал в муз. жизни Москвы: выступал в камерных концертах РМО, Кружка любителей рус. музыки; преподавал в Нар. консерватории (1907-18), участвовал в организации Об-ва распространения камерной музыки и Об-ва орк. музыкантов. В 1919-22 профессор Харьковской консерватории. С 1922 жил в США. Автор виолончельных сочинений (среди них - "Четыре концертных этюда", "Десять прелюдий для виолончели соло"), транскрипций пьес П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, В. С. Калинникова, Э. Ф. Направника и др. композиторов. Написал воспоминания о С. В. Рахманинове (сб. "Памяти Рахманинова", Нью-Йорк, 1946). Выступал в качестве музыкального критика ("РМГ", журн. "Музыкальный труженик", газеты "Саратовский листок"). Его брат - Исаак Евсеевич Б. (1867, Харьков - 1942, там же) - скрипач. В 1887 окончил Музыкальное уч-ще Харьковского отделения РМО. Преподавал, концертировал как солист и ансамблист (участник квартета Харьковского отделения РМО). Написал биографический очерк "И. Слатин" (СПБ, 1896), воспоминания о П. И. Чайковском ("Концерты П. И. Чайковского в Харькове", в сб.: "Воспоминания о П. И. Чайковском", М., 1962) и др. Л. С. Гинзбург. |
Александр Ионович (р. 17(30) V 1906, Кутаиси) - советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1966). Чл. КПСС с 1951. В 1933 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции С. В. Бархударяна, M. M. Багриновского и И. И. Туския). С 1932 муз. редактор, с 1938 худ. рук., с 1972 консультант Муз. вещания Госкомитета по телевидению и радиовещанию Груз. ССР. Б. принадлежит муз. оформление мн. киноочерков и документальных фильмов, выпускаемых Тбилисской киностудией. Сочинения:опера - "Арсен" (1958, Тбилисский т-р оперы и балета), детские оперы - "Непрошенные гости" (1950, там же; в 1969 2-я ред. под назв. "В мире цветов"), "Три кузнеца" (1967, в конц. исполнении в Тбилисской консерватории, 1970); симфония - B-dur (1947), хоры, романсы, детские, эстр. песни. |
Евгений Иванович (26 X (7 XI) 1877, Рига - (по новым данным) 16 II 1920, Курск) - рус. композитор, дирижёр и педагог. В 1892-99 учился в Моск. консерватории у В. З. Салина (скрипка), И. В. Кристеля (фагот), в 1896-97 занимался контрапунктом у С. И. Танеева. Выступал как оперный и симф. дирижёр, вёл педагогич. работу. С 1900-х гг. был дирижёром и хормейстером в Оперном т-ре Зимина (Москва); здесь в 1915 была пост. в его инструментовке комич. опера М. М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват". С 1918 Б. жил в Курске. Сочинения: оперы - Судьба (по драме "Мельник и его дитя" Э. Раупаха; т-р Солодовникова, Москва, 1904), Царь Фёдор Иоаннович (2 акта, 1907 ?); для орк. - симфония (перелож. для фп., 1906), симф. поэма Аполлон и Дафна, увертюра к драме "Северные богатыри" Г. Ибсена (1903, Москва), 2 канона; Романс для скр. с орк.; Три пьесы для фп.; для голоса и фп. - романсы на сл. Шелли; для голоса с орк. (также перелож. для фп.) - Шотландская песня (для баритона), Что удалый молодец (дуэт для тенора и баритона) и др. И. М. Ямпольский. |
Юрий (р. 1 V 1923, София) - болг. пианист. Нар. артист НРБ. Учился у Н. Торчановой и А. Стоянова в Гос. академии музыки в Софии. Совершенствовался у М. Лонг в Париже. Участник Междунар. конкурсов - им. М. Лонг и Ж. Тибо (1949), им. Л. Дьемера (1951), им. королевы бельгийской Елизаветы (1952). Гастролирует в муз. центрах Европы, в США и Японии. Его разнообразный репертуар включает мн. произв. рус. и сов. композиторов. Исполнение отличается виртуозностью, благородством тона, строгостью интерпретации. Димитровская пр. (1969). А. Абаджиев. |
Буковец В. (Bukovec) Вилма (р. 27 II 1920, Требне) - словен. певица (драматич. сопрано). Окончила среднюю муз. школу в Любляне. С 1944 солистка оперной труппы Словен. нац. т-ра в Любляне. Гастролировала во мн. странах, в т. ч. в СССР (1955). Лучшие партии - Марженка ("Проданная невеста"), Луиза ("Луиза" Шарпантье), Тоска, Мадам Баттерфляй, Татьяна, Лиза и др. |
Букорещлиев Ангел Атанасов (31 I 1870, Петруса, обл. Македония, Греция - 3 I 1950, Пловдив) - болг. композитор, пианист, дирижёр, фольклорист, педагог и муз. деятель. Один из первых концертировавших болг. пианистов. В 1890 окончил Органную школу в Праге. Основал муз. школу (1896) и певч. об-во в Пловдиве, к-рым руководил в течение мн. лет. Участвовал в первых муз.-фольклорных экспедициях в Родопские горы (совм. с литератором С. Бояновым). Впервые записал и издал много обр. родопских песен, дав их науч. анализ. Опубликовал работу "Средно родопски песни", в кн.: "Сборник за народни умотворения и народопис" (1934, БАН, кн. XXXIX). Б. - автор хор. произв., среди них "китки" (попурри) - обр. нар. песен для хора a cappella, составляющие основу национального репертуара болгарской хор. самодеятельности коллективов. Особую популярность получили хоровые песни "Рапоро", "Порвал Черньо Башмаки", "Свадебная" и др. Литература: Стоин Е., Ангел Букорещлиев, С, 1961. В. Крыстев. |
Букофцер М. (Bukofzer) Манфред (27 III 1910, Ольденбург, Германия - 7 XII 1955, Окленд, Калифорния) - амер. музыковед. Учился в консерватории Штерна и Высшей школе музыки в Берлине у П. Хиндемита. С 1928 изучал музыковедение под руководством Г. Бесселера в Гейдельбергском ун-те и у Э. Блуме - в Берлинском, в Базеле - у Ж. Хандшина. В 1933-1939 преподавал в Высшей нар. школе и в ун-те в Базеле, а также в ун-тах Англии. С 1939 жил в США, где читал лекции в Кливлендском ун-те (1940-41). С 1941 профессор муз. ф-та ун-та в Беркли (Калифорния; с 1946 заведовал кафедрой музыки). В 1940-50-е гг. преподавал в Колумбийском, Чикагском, Вашингтонском и др. ун-тах США. Был консультантом и чл. совета Амер. об-ва музыковедов, Ассоциации муз. б-к и Амер. академии по изучению средневековья. Автор мн. трудов, посв. гл. обр. музыке средн. веков, ренессанса и барокко, в частности англ. музыке и её истокам. Сочинения: Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen, Strassb., 1936 (Diss.); Sumer is icumen, в сб.: A Revision in University of California publications. Musica II, Berk. - Los Ang., 1944; Musik of the landes, в кн.: Kantorowicz E. H., Landes Regiae, Berk. - Los Ang., 1946; Music in the Baroque Era, N. Y., 1947; Studies in Medieval and Renaissance music, N. Y., 1950; The place of musicology in American institutions, hrsg. von E. N. Waters, N. Y., 1957. Литература: Hertzmann E., M. Bukofzer, "Die Musikforschung", 1956, IX. Jahrg., No 3, S. 281-85 (Некролог). С. М. Грищенко. |
Иван Семёнович (p. 13 I 1924, с. Заречье Новосильского р-на Орловской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1974). В 1952 окончил Моск. консерваторию у М. В. Владимировой. С 1950 солист моск. армейских ансамблей песни и танца, с 1953 ведущий солист Ансамбля песни и танца Сов. Армии. Исполняет песни сов. композиторов, рус. нар. песни. |
Букстехуде Д. (Buxtehude) Дитрих (1637, Ольдесло, Гольштейн - 9 V 1707, Любек) - нем. композитор и органист. Сын и ученик органиста Иоганна Б. Детские и юношеские годы провёл в Хельсингборге (Швеция), где с 1657 служил органистом. С 1660 церковный органист в Хельсингёре (Дания), в 1668-1707 - в Любеке. Б. писал музыку для воскресных т. н. вечерних концертов (Abendmusiken), происходивших с 1673 в церкви Марии в Хельсингборге, на к-рых исполнялись и светские сочинения - кантаты, оратории, арии, камерно-инстр. ансамбли (к богослужению относились лишь отдельные органные произв.). Влияние Б. распространялось преим. на сев. обл. Германии, Данию, Швецию. Среди его учеников - Н. Брунс. Игра Б. и его сочинения, отличавшиеся богатством фантазии и гармонич. смелостью, произвели сильное впечатление на И. С. Бака, к-рый в 1705 пришёл пешком в Любек из Арнштадта, чтобы послушать вечерние концерты Б. Для творчества Б. характерны проникновенная лирика (хоральные прелюдии, арии для голоса) и напряжённая драматичность (хоральные фантазии, части кантат), последняя и обусловила склонность композитора к импровизационной форме изложения. В вок.-симф. произв. Б. тяготел к красочным сопоставлениям, что вело к сочетанию полифонич. развития и приёмов концертности. Б. - один из крупнейших предшественников И. С. Баха. Из многочисл. сочинений Б. сохранилось свыше 120 кантат и ораторий, арии с инстр. сопровождением, органные произв. (в т.ч. прелюдии и фуги, токкаты, канцоны), трио-сонаты (два сб. ор. 1, 2 изданы при жизни), клавирные сюиты и вариации. Полное собр. вок. сочинений Б. изд. в 1925-37 в Гамбурге (7 тт.), последнее изд. клавирных сочинений вышло в Копенгагене и Лейпциге в 1942; органные произв. - в Висбадене в 1952. Литература: Rirrо A., D. Buxtehude, P., 1913; Fernstrom J., Dietrich Orgemeister. En book om Buxtehude, Lund, 1937; Moser H. J., D. Buxtehude, В., 1957; Sшrensen S., D. Buxtehudes vokale Kirkemusik, Kph., 1958. П. А. Вульфиус. |
Букцина (лат. buccina, bucina, от bucca - надутая щека) - др.-римский дух. инструмент: сильно изогнутый металлич. рог с небольшим раструбом. Первоначально пастуший инструмент, позднее входил в состав воен. орк. Др. Рима. По мнению нек-рых исследователей (X. Риман, К. Закс), явился предком тромбона. Литература: Fleischhauеr G., Bucina and Cornu, "Wissenschaftliche Zeitschrift der M. Luther-Universitдt Halle-Wittenberg", IX, 1960. |
Михаил Михайлович (4(16) IV 1869, Вильнюс - 7 III 1953, там же) - советский дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). В 1900 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, H. P. Соловьёва). В 1898-1927 дирижировал оперными и балетными спектаклями в различных городах России (Н. Новгород, Петербург, Москва, Тбилиси и др.). С 1927 дирижёр Т-ра оперы и балета в Каунасе, с 1949 - в Вильнюсе. С 1944 вёл педагогическую работу в Каунасской консерватории (с 1947 профессор). Дирижировал многими (ок. 100) рус. и зап.-европ. операми и балетами, а также литов. нац. операми, в т.ч. "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Карнавичюса, "Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Пагиренай" ("Деревня у поместья") Шимкуса (1942) и др. В 1940 впервые на литов. сцене дирижировал оперой "Тихий Дон" Дзержинского. Ю. К. Гаудримас. |
Буланже Л. (Boulanger) Лили (Лили Жюльет Мари Ольга) (21 VIII 1893, Париж -13 или 15 III 1918, Мези, близ Парижа) - франц. композитор. Род. в муз. семье. Дед и отец Б. преподавали в Парижской консерватории. Сначала занималась под рук. сестры - Нади Б. В 1913 окончила Парижскую консерваторию (у П. Видаля и Ж. Коссада) и была первой женщиной- композитором, удостоенной Большой Римской пр. (за кантату "Фауст и Елена", 1913). Написала для оркестра симф. поэмы "Грустный вечер", "Утро весны"; музыку к пьесе "Принцесса Мален" Метерлинка, для хора и оркестра - "Вечер в полях", "Гимн солнцу", "Три псалма" и др.; струнный квартет, скрипичные пьесы, пьесы для флейты и др. Литература: Mauсlair О., La vie et l'oeuvre de Lili Boulanger, "RM", 1921, l'aoыt; Landormy P., Lili Boulanger, "MQ", 1930, October; Punchard M., Lilie Boulanger, "Musica", 1961, Juin, No 87. |
Буланже Н. (Boulanger) Надя (Жюльет) (р. 16 IX 1887, Париж) - франц. композитор, дирижёр, органист, педагог и муз. критик. Сестра Л. Буланже. Училась в Парижской консерватории у Г. Форе, П. Видаля, A. Гильмана (окончила в 1904). В 1908 удостоена 2-й Римской пр. за кантату "Сирена". С успехом выступала как дирижёр и органист, пропагандируя старинную и совр. музыку. Особую известность принесло ей исполнение кантатно-ораториальных произв. (ораторий Г. Шюца, "Реквиема" Форе и др.). Концертировала во мн. странах. Во время нем.-фашистской оккупации (1940-44) работала в США. Б. - автор мн. оркестровых сочинений (в т.ч. Рапсодии для фп. с оркестром), произв. для фп., органа, виолончели. Написала совм. с Р. Пюньо Поэму для голоса с фп. (на текст Э. Верхарна). Б. принадлежит также музыка к драме "Мёртвый город" Д' Аннунцио. В творчестве Б. получили претворение элементы неоклассицизма. Особенно широкое признание Б. завоевала как педагог. В 1909-24 вела класс гармонии, с 1945 - класс аккомпанемента в Парижской консерватории. В 1920-39 педагог Нормальной муз. школы (с 1935 профессор композиции). С 1921 преподавала также в Амер. консерватории в Фонтенбло (с 1950 директор). Среди учеников Б. - совр. франц., амер., польские, югосл. и рум. музыканты: И. Маркевич, Ж. Франсе, Р. Лушёр, B. Томсон, А. Копленд, Р. Харрис, У. Пистон, М. Блицстайн, Т. Шелиговский, Г. Бацевич, Б. Войнович, М. Списак, Д. Липатти и др. Выступала с лекциями, а также со статьями в периодич. изданиях во Франции и др. странах. В 1966 посетила СССР в качестве члена жюри 3-го Междунар. конкурса пианистов им. Чайковского (Москва). Литература: Копленд A., Надя Буланже - учитель композиции, "СМ", 1964, No 6. М. М. Яковлев. |
Тамара Павловна (р. 3 II 1933, Запорожье) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1981). В 1956 окончила историко-теоретич. ф-т Киевской консерватории у А. Я. Шреер-Ткаченко, в 1962 - аспирантуру при Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, с 1962 науч. сотрудник, с 1969 ст. науч. сотрудник этого ин-та. В 1958-59 преподавала в Запорожском муз. уч-ще. Автор книг, а также многочисл. статей. Работы Б. посв. творчеству Н. В. Лысенко, исследованию песенно-хор. и камерно-вок. жанров. Сочинения: Гepoїko-патрioтична тема в творчостi М. В. Лисенка, Київ, 1965; Пiснi звитяги, Київ, 1968; Рильський i музика, Київ, 1969 (совм. с М. К. Боровиком и Т. В. Шеффер); Микола Лисенко, Київ, 1973; Український романс, Київ, 1979; Якiв Степовий, Київ, 1980; Николай Лысенко, К., 1981, и др. |
Мунира Закировна (р. 6 (19) V 1914, Архангельск) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1944. В 1938 окончила Тат. оперную студию при Моск. консерватории, в 1953 окончила экстерном вок. ф-т Моск. консерватории (класс М. В. Владимировой). С 1939 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Исполнительница ряда партий в нац. операх: Тугзак, Бике, Хаят ("Алтынчеч", "Качкын", "Джалиль" Жиганова). Др. партии: Кармен; Графиня ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста"), Княгиня ("Чародейка"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова) и др. Выступает как камерная певица. Гастролировала за рубежом. Я. М. Гиршман. |
Павел Петрович (15 (27) III 1824, Москва, - 15(27) X 1875, Петербург) - рус. певец (тенор) и композитор. Сын Петра Александровича Б. В 1849 окончил Петерб. театр, уч-ще и дебютировал на сцене Петерб. имп. т-ра в партии Собинина. Был первым тенором петерб. Большого т-ра, одним из лучших исполнителей партий Финна ("Руслан и Людмила"), Лионеля ("Марта" Флотова) и др., первым исполнителем партии Князя ("Русалка", 1856). В последние годы деятельности в репертуаре певца преобладали комич. партии. Б. обладал не сильным, но приятным голосом красивого тембра. Его исполнение отличалось музыкальностью и вкусом. В 1850-55 участвовал также в спектаклях итал. оперной и рус. драм, трупп в Петербурге. Получил известность как автор романсов лирически-задушевного характера: "Крошка" ("Только станет смеркаться немножко"), "Колыбельная песня" ("Ты для меня душа и сила"), "Право, маменьке скажу" и др. Б. посвящен романс М. А. Балакирева "Мне ли молодцу разудалому". Литература: Кублицкий M. E., История оперы в лучших её представителях, М., 1874; (Кюи Ц.), Музыкальные заметки, "Санктпетербургские ведомости", 1875, 28 окт. (8 ноября), No 288; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95: Штейнпресс Б., Булаховы, "МЖ", 1963, No 18. |
Пётр Александрович (ок. 1793 - 11(23) 1835) - рус. певец (тенор). Учился у итал. певца и педагога Риччи. Пел в Москве в частном хоре, в Большом т-ре (1821-32). Участвовал в операх "Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Белая дама" Буальдьё, в водевилях (с муз. А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др.), театр. дивертисментах (преим. рус. песни и романсы). Б. обладал густым, мягкого тембра голосом, виртуозной техникой. Впервые исполнил (в 1823, дом Пашкова) балладу "Чёрная шаль" Верстовского (на слова А. С. Пушкина), а также романс "Соловей" Алябьева (в дивертисменте, 1827, Большой т-р, Москва). Пользовался широкой популярностью как исполнитель рус. песен и романсов. Сам аранжировал нек-рые песни, сочинял романсы. Известен как вокальный педагог. Литература: Дадиани Г., Пётр Александрович Булахов, "Московские ведомости", 1835, No 102. |
Пётр Петрович (1822 - 20 XI (2 XII) 1885, Кусково близ Москвы) - русский композитор и вокальный педагог. Сын Петра Александровича и брат Павла Петровича Булаховых. Автор многих романсов и песен, распространённых в муз. быту 2-й пол. 19 в. Произв. Б. отражают в своём муз. стиле характерные интонации бытовой музыки того времени - от гор. песни и цыганского романса до салонного вальса и оперной арии. Большой известностью пользовались: "Тройка", "Вот на пути село большое", "Тихо вечер догорает", "Не хочу, не хочу", "Девица-красавица", "Ты не поверишь, как ты мила", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др. В 1945 издан сборник "Избранных песен" Б. Литература: Некролог, "Музыкальное обозрение", 1885, No 10 (78); Штейнпресс Б., Булаховы, "МЖ", 1963, No 18. |
Булахова А. А. (урождённая Лаврова) Анисья Александровна (1831-1920) - рус. певица (сопрано). Жена Павла Петровича Булахова. Училась в Моск. театр, уч-ще. В 1849-52 работала в Большом т-ре (Москва, дебютировала в партии Изабеллы - "Роберт-Дьявол" Мейербера), в 1852-72 - в Мариинском т-ре (Петербург). После М. М. Степановой и Е. А. Семёновой Б. - единственная при жизни М. И. Глинки исполнительница партий Антониды и Людмилы на петерб. оперной сцене. Первая исполнительница партии Наташи. С большим успехом выступала также в зап.-европ. репертуаре, особенно в операх французских и итальянских композиторов. Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-1895. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сергей Константинович (27 VIII (8 IX) 1859, Петербург - 1921, Финляндия) - рус. языковед и историк музыки. Профессор Петерб. ун-та. В 1887-89 изучал теорию музыки в Германии у Г. Г. Беллермана и К. Э. Наумана. Занимался в Петерб. консерватории (класс гармонии Ю. И. Иогансена). Был редактором муз. отдела Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона, с 1907 возглавлял Об-во писателей о музыке. Один из организаторов и декан (с 1919) ф-та музыки Ин-та истории иск-в в Петрограде. Автор биографич. очерков о рус. композиторах 18 - 1-й пол. 19 вв., ряда работ, раскрывающих значение творчества рус. писателей в развитии рус. муз. культуры. Был близок с М. А. Балакиревым (их переписка опубл. в сб.: "Милий Алексеевич Балакирев. Воспоминания и письма", Л., 1962). Сочинения: Пушкин и русская музыка, СПБ, 1900; "Дедушка русского романса" Н. А. Титов, "РМГ", 1900, NN 17-20, 21/22, 50 (оттиск, СПБ, 1900); Александр Егорович Варламов (1801-1848). Несколько новых данных о его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-46, 49 (оттиск, СПБ, 1902); Несколько финно-славянских музыкально- этнографических параллелей (с нот. примерами), Записки имп. рус. географич. об-ва по отд. этнографии, т. 34, сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина, СПБ, 1909 (оттиск, СПБ, 1909); А. С. Грибоедов-музыкант, в кн.: Грибоедов А. С., Полн. собр. соч., т. 1, СПБ, 1911, с. 305-28; М. Ю. Лермонтов и русская музыка, в кн.: Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1913, с. 230-35; "Прадедушка" русского романса (Г. Н. Теплов), "Муз. современник", 1916, кн. первая; и др. И. М. Ямпольский. |
Булл Д. (Bull) Джон (ок. 1562, Сомерсетшир, Англия - 12 или 13 III 1628, Антверпен) - англ. композитор, органист, клавесинист и педагог. Учился игре на органе в Корол. капелле у У. Блайтмена. С 1582 работал органистом Херефордского собора в Лондоне; с 1585 служил в Корол. капелле, с 1591 придв. органист, с 1596 профессор музыки Грешемского колледжа. В 1601 выступал как органист в Нидерландах, Франции и Германии. С 1614 жил в Бельгии, служил церк. органистом в Брюсселе, с 1617 - в Антверпене. Один из виднейших контрапунктистов, Б. сыграл большую роль в развитии англ. музыки для вёрджинела. Его пьесы для вёрджинела - фантазии, паваны, куранты, гальярды и др. танцы, отличающиеся самобытностью музыкального стиля, тонкой полифонической отделкой, виртуозностью, оказали влияние на творчество Я. Свелинка и С. Шейдта. Менее значительна его культовая музыка. Литература: Друскин М. С., Клавирная музыка, М., 1960, с. 108-111; Van den Borren Ch.,Les origines de la musique de Clavier en Angleterre, Brux., 1912; Miller H., John Bull's organ works, "ML", 1947, January; Mellers W., John Bull and English keyboard music, "MQ", 1954, July, No 3, October, No 4. G. М. Шнеерсон. |
Бюлан (Bulant, Bullandt) Антон (Жан) (год и место рожд. неизв. - 13(25) VI 1821, Петербург) - рус. композитор и фаготист. По национальности чех. С 1780 жил в России, выступал в концертах, играл в придв. оркестре (с 1785). В 1784 открыл в Петербурге торговлю муз. инструментами и нотами. Один из основателей и директоров Петерб. филармонич. об-ва (1802). Опера Б. "Сбитенщик" (либр. Я. Б. Княжнина, 1783 или 1784, Придворный т-р, Петербург; 1784, Петровский т-р, Москва) принадлежит к популярным произв. рус. муз. театра 18 в. Написал также музыку торжеств. пролога "Счастливая Россия, или Двадцатипятилетний юбилей" (сл. M. M. Хераскова, 1787, Москва, к годовщине царствования Екатерины II), комич. оперу "Винетта, или Тарас в улье" (1799, Петербург). Сведения о др. муз.-театр. работах Б. недостоверны. Литература: Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1965; Mооsеr R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951. Ю. В. Келдыш. |
Буллериан Р. (Bullerian) Рудольф (Рудольф Романович) (13 XI 1856, Берлин - 25 XII (7 I) 1911, Москва) - нем. дирижёр. Учился игре на скрипке у Г. де Аны и Й. Иоахима в Высшей школе музыки в Берлине. Играл в оркестрах Берлина, Зондерсхаузена, Мейнингена. С 1886 дирижёр симф. оркестра в Гёттингене, гастролировал по Германии. С 1890 жил в России. Выступал с популярными симф. программами. Был в течение ряда лет рук. летних симф. концертов в Сокольниках (Москва), Моск. хор. об-ва "Лидертафель", выступал в Харькове, Риге и др. городах. С 1897 дирижёр "Летних симфонических концертов" и директор частной муз. школы С. М. Блуменфельда в Киеве. В 1902-03 совершил конц. турне по США, в 1910 работал в Брюсселе. Пропагандировал произв. И. Брамса и А. Дворжака. Его сын Ханс Б. (28 I 1885, Зондерсхаузен - 29 I 948) - композитор и пианист. Детские и юношеские годы провёл в Москве и Киеве. В 1903-05 учился в Варшаве у А. Михаловского (фп.) и З. Носковского (теория), в 1905-08 - в Петербурге у А. Н. Есиповой (фп.), А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Совершенствовался у А. де Грефа в Брюсселе (1910) и С. Ментер в Штокдорфе (близ Мюнхена). Автор оперы, 7 симфоний, орк. пьес, инстр. концертов и др. И. М. Ямпольский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Булль Э. Х. (Bull) Эдвард Хагеруп (р. 10 VI 1922, Берген) - норв. композитор. В 1952 окончил Парижскую консерваторию у Д. Мийо, затем учился в Высшей муз. школе в Зап. Берлине у Б. Блахера. В своих соч., преим. инструментальных, широко пользуется додекафонной техникой. Автор 3 симфоний (1951, 1955, 1958), 3 сюит - "Оловянный солдатик" ("The tin soldier"), "Эскапады" ("Escapades"), "Рапсодические пьесы" ("Morceaux Rhapsodiques") для оркестра, соч. для инструмента с оркестром - дивертисмента для фп. (1954), 2 концертов для трубы, концертов для фагота, для тромбона, для трубы, валторны и тромбона, для флейты и др., камерно-инстр. ансамблей - дуэта для скрипки и фп. (1956), квинтета для деревянных дух. инструментов "Серьёзные марионетки" ("Marionettes sйrieuses", 1960) и др. Литература: Lange К., Norwegian music. A survey, Oslo, 1971. |
Вячеслав Александрович (12 (24) IX 1872, Пятигорск - 10 IV 1959, Бухарест) - рус. хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель, писатель, композитор. В 1897 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1893- 1896 учился в Моск. консерватории у К. А. Киппа (фп.), M. M. Ипполитова-Иванова (гармония), С. И. Танеева (полифония), занятия с к-рым оказали большое влияние на Б., вызвали интерес к творчеству композиторов 15-17 вв., а также И. С. Баха, В. А. Моцарта. В 1895 Б. организовал небольшой любительский хор, послуживший основой Московской симфонической капеллы. В 1904 создал совм. с Е. Э. Линёвой хор Пречистенских курсов для рабочих (рук. до 1913; этому коллективу Танеев посв. Двенадцать хоров ор. 27). С 1896 занимался муз.-лит. деятельностью. Пропагандировал прогрессивную систему хор. пения во всех звеньях обучения. Организовал издательское дело при капелле. Совм. с Танеевым и др. музыкантами был основателем и активным деятелем об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека" (1908). В 1918-40 жил в Бессарабии, где вёл большую просветительскую работу: организовал Симфонический хор (1919), Бессарабское муз.-историч. об-во и муз. школу при нём (1930). Устраивал лекции и концерты, посв. творчеству зап.-европ. и рус. композиторов. После воссоединения Бессарабии с Сов. Молдавией активно содействовал развитию муз. культуры республики. Преподавал в Кишинёвской консерватории (в 1940-41 зам. директора по науч. части и декан теоретико-композиторского ф-та). В 1944-51 жил в рум. деревнях (преподавал музыку в школах), с 1951 - в Бухаресте. Сочинения: Хоровое пение в общеобразовательной школе, вып. 1, 2, М., 1904; Орландо Лассо, М., 1908; Музыка строгого стиля и классического периода как предмет деятельности Моск. симфонической капеллы, М., 1909; Хоровое пение как искусство, вып. 1, 2, М., 1910; и др. Литература: Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 80-86. Л. З. Корабельникова. |