Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЯ"-"БУЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЯ"-"БУЛ")

Брязул Д.

Брязул Д. (Breazul) Джордже (14(27) IX 1887, Амэрэшти-де-Жос, уезд Долж - 3 VIII 1961, Бухарест) - рум. музыковед и педагог. В 1908-12 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака, А. Кастальди и Й. Н. Отеску, в 1922-24 - в Берлинском ун-те у Г. Аберта, К. Закса, К. Штумпфа и др. Б. - один из наиболее крупных историков и исследователей рум. музыки. В 1926-61 профессор теории и истории музыки в Бухарестской консерватории. В 1927 основал фонограммархив для записей рум. нар. музыки при Министерстве иск-в. В 1921-25 возглавлял журн. "Muzica". Гос. пр. СРР (1955).

Сочинения: Patrium Carmen, Contributii la studiul muzicii romвnesti, Craiova, 1941; La bicentenarul nasterii lui Mozart 1756-1956, Buc., 1957; Gavriil Musicescu, Buc., 1962; Pagini din istoria muzicii romоnesti.v. I-II, Buc., 1966-70; учебники, муз.-педагогич. соч., работы по фольклористике, статьи, в т. ч. Stiri noi despre relatiile muzicale romвno-ruse, "Muzica", 1956, No 1-2; Date noi cuprivire la relatiile muzicale romвno-ruse, там же, 1961, No 7.

Литература: Tomescu V. George Breazul si muzicologia noastra, "Muzica", 1965, No 10-11.

P. Э. Лейтес.

Брянцева В. Н.

Вера Николаевна (р. 29 VI 1927, Ростов-на-Дону) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1953 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории, в 1956 - аспирантуру при ней у Т. Н. Ливановой. С 1957 ст. науч. сотрудник Музея муз. культуры им. М. И. Глинки, с 1961 референт отдела музыки Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР. С 1966 младший, с 1980 ст. науч. сотрудник Ин-та искусствознания. В 1954-57 преподавала в Центр. муз. школе, в 1956-57 - в Моск. консерватории. Осн. работы Б. посв. рус. и зап.-европ. музыке.

Сочинения: Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; Wplywy Chopinowskie w twуrczosci fortepianowej S. Rachmaninowa, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Krakуw, 1967; Детство и юность Сергея Рахманинова, M., 1970, 1972; Дебют Рамо-композитора, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973; С. В. Рахманинов, М., 1976; Проблема Ренессанса в современном западном музыкознании (совм. с Т. Н. Ливановой), в сб.: Ливанова Т. Н., Из истории музыки и музыкознания за рубежом, сб. ст., сост. Ю. Евдокимова, М., 1981; Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр, М., 1981, и др.

Буальдьё Ф. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бубек Т. Х.

Теодор Христофор (Фёдор Христофорович) (27 I 1866, Штутгарт - 30 XII 1909 (12 I 1910), Москва) - рус. органист, композитор, педагог. По национальности немец. Учился в Штутгартской консерватории. Окончил Моск. консерваторию по классу органа Л. И. Беттинга (1895), по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова (1898). Муз.-теоретич. предметы изучал в классе С. И. Танеева. В 1905-09 преподавал игру на органе в Моск. консерватории. Б. принадлежат: поэма для оркестра и органа "Сестра Беатриса" (по М. Метерлинку, исп. 1908), "Полонез" ор. 12 и (Прелюдия" ор. 28 (для орк.), "Фантазия и фуга" ор. 21 (для органа), пьесы ор. 4, "Вариации на оригинальную тему" ор. 1 (для фп.), "Andante cantabile" (для влч.), романсы на сл. М. Ю. Лермонтова, Г. А. Галиной и др.

Л. З. Корабельникова.

Бубен

Бубен - ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона - открытая. Диаметр Б. - 400-500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью "барашков" и винтов. На внутр. стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у нек-рых видов Б. в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. "тарелочки" (рус. и укр. Б.). Б. фабричного производства, употребляемые в проф. музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Б. культовые (шаманские) - значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри к-рой прикреплены разл. звенящие подвески, ленты и т. п. Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая разл. по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает Б., производя звон. Нар. музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских Б. звук извлекался спец. колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют Б. как ритмич. инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в нар. и проф. ансамбли и оркестры.

Б. известен с древнейших времён во мн. странах. Большого совершенства иск-во игры на Б. достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизац. игра, во время к-рой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Нац. названия Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др.

Мн. композиторы использовали Б. в своих оперных и орк. произв. для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита ("Пустыня" Давида, 1847; "Кармен" Бизе, 1875; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, 1887; "Испанская рапсодия" Равеля, 1907; "Иберия" Дебюсси, 1911, и др.).

Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1903, октябрь - ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. - Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967.

К. А. Вертков.

Буве Ш. Р. К.

Буве Ш. Р. К. (Bouvet) Шарль Рене Клеман (3 I 1858, Париж - 24 V (по новым данным) 1935, там же) - франц. музыковед. Учился в Парижской консерватории. Основатель и руководитель Общества Баха (1903), сыгравшего большую роль в пропаганде старинной музыки во Франции. С 1919 архивариус, в 1924-30 зав. библиотекой, архивом и музеем т-ра "Гранд-Опера". В 1920-27 генеральный секретарь Франц. музыковедч. об-ва. Труды Б. посв. гл. обр. музыке 16-18 вв. Большую ценность представляет его работа о Куперенах. Издал сб. старинной музыки под назв. "Собрание Ш. Буве" ("Collection Ch. Bouvet").

Сочинения: Une leзon de G. Tartini et une femme violoniste au XVIII siиcle, P., 1915; Une dynastie de musiciens franзais. Les Couperin, P., 1919; Massenet, P., 1929; Spontini, P., 1930; Musiciens oublнes, musique retrouvйe. Documents des XVI, XVII et XVIII siиcles, P., 1931; Nouveaux documents sur les Couperin, P., 1932.

И. M. Ямпольский.

Бугаев И. М.

Иван Максимович (р. 12(25) XI 1914, пос. Одинковка Днепропетровской обл.) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). С 1936 служил в частях Военно-Морского Флота, где участвовал в художеств. самодеятельности и выступал в Ансамбле песни и пляски Черноморского флота. В 1943-46 учился в Ленингр. консерватории (класс пения С. В. Акимовой). В 1945 дебютировал в партии Владимира Игоревича на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета. С этого же года солист т-ра. Среди лучших партий - Ленский; Дубровский ("Дубровский" Направника). Др. партии: Синодал; Альфред, Герцог ("Травиата", "Риголетто"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Щепин-Ростовский ("Декабристы"), Вайнонен ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Ричард ("Бал-маскарад"). Пел также острохарактерные партии: Шуйский ("Борис Годунов") и Бомелий ("Царская невеста"). Гастролировал за рубежом (Венгрия, Чехословакия, Голландия). С 1965 преподаватель муз. училища при Ленингр. консерватории.

Бугаринович М.

Бугаринович М. (Bugarinovic) Мелания (р. 29 VI 1905, Бела-Црква) - серб. певица (меццо-сопрано) (Югославия). Получила муз. образование в Темешваре. С 1930 - одна из ведущих солисток Белградской оперы. В 1937-41 пела на сцене Гос. оперы в Вене. Выступала в разл. партиях в операх Р. Вагнера на фестивалях в Байрёйте. Гастролировала в СССР (1956), в Милане, Берлине и др. Б. обладала голосом большого диапазона (от низких альтовых нот до высокого регистpa драматич. сопрано). Оставила сцену в 1961. Партии: Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек, Кармен, Аида; Шарлотта ("Вертер"), Кабаниха ("Катя Кабанова" Яначека) и др.

Бугич Д.

Бугич Д. (Bughici) Думитру (р. 14 XI 1921, Яссы) - рум. композитор и педагог. В 1938 окончил Ясскую консерваторию, в 1955 - Ленингр. консерваторию (занимался у В. В. Волошинова). С 1955 преподаёт анализ муз. форм в Бухарестской консерватории. Пишет в основном симф. музыку; среди наиболее значит. соч. - Симфония-поэма (1961), симфонии "Эхо джаза" ("Ecouri de jazz", 1966), "Страницы летописи" ("File de letopiset", 1972), "1907" (1976), конц. симфония для струн. квартета с оркестром (1980), симфониетты, сюиты, фантазии. Б. принадлежат также произв. для инструмента с оркестром, в т. ч. концерты для скрипки (1977), для виолончели (1974), для трубы (в ритмах джаза, 1975), конц. баллада для скрипки (1969), Драм. диалоги для флейты (со струн. оркестром, 1967) и др., многочисл. камерно-инстр. ансамбли, хоры, музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: Formele si genurile muzicii instrumentale, (Buc.), 1960 (совм. с D. Gheciu); Suita si sonata, (Buc.), 1965; Formele muzicale. Liedul, rondoul, variatiunile, fuga, Buc., 1969.

Бугмюллер Н. А. Й.

Бугмюллер Н. А. Й. (Burgmuller) Август Йозеф Hорберт (8 II 1810, Дюссельдорф - 7 V 1836, Ахен) - нем. композитор. Учился в Касселе у М. Гауптмана и Л. Шпора (композиция), позднее работал в Дюссельдорфе. Был другом Ф. Мендельсона и подобно ему стремился развивать классич. формы в новом, романтич. направлении. Дарование Б. однако не успело полностью раскрыться. Б. - автор 2 симфоний (2-я, ор. 11, не окончена; её 3-ю часть, скерцо, оркестровал Р. Шуман), орк. увертюры и 4 антрактов для оркестра, ор. 17, фп. концерта (1-й исп. Мендельсон), 4 струн. квартетов (в квартете a-moll op. 14 наиболее заметно влияние Мендельсона), рапсодии и сонаты для фп.; 4 тетрадей песен на тексты И. В. Гёте и др. нем. поэтов (избр. песни изданы В. Калем в 1928).

Литература: Кahl W., Norbert Burgmьller, als Typus des Frьhvollendeten, "Die Musik", 1929/30, H. XII, S. 188; Eckert H., Norbert Burgmьller, Augsburg-Brьnn, 1932 (публикация Нем. ин-та муз. науки при Нем. ун-те в Праге, вып. III, с перечнем муз. соч.).

О. Т. Леонтьева.

Бугославский С. А.

Сергей Алексеевич (20 VI (2 VII) 1888, Чернигов - 14 I 1945, Москва) - советский музыковед, композитор, историк древнерус. лит-ры. Доктор искусствоведения (1940). В 1908 окончил в Киеве муз. уч-ще РМО, в 1912 - историко-филологич. ф-т Киевского ун-та (позднее занимался композицией с Р. М. Глиэром, А. А. Ильинским, С. Н. Василенко). Преподавал в Моск. и Крымском ун-тах. Работы Б. по истории рус. лит-ры печатались с 1910, муз.-критич. статьи - с 1916. С 1922 жил в Москве, вёл курс муз. этнографии в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока и в Высшем лит.-художеств. ин-те им. В. Я. Брюсова; был худ. рук. Московского радио (1926-30), лектором филармонии; в 1938-45 ст. науч. сотрудник Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького. Осн. круг муз. науч. интересов Б. - нар. песня (запись и обработка фольклора), музыка для кино.

Автор симфонии с хором "Пушкин", сюиты "Песенный рассказ о таджиках", романсов, музыки к фильму "Праздник святого Йоргена" и др.

Сочинения: Ирма Яунзем, исполнительница песен народностей, М. - Л., 1927, М., 1929; Два этюда о Бетховене, М. - Л., 1927; Музыка и кино. Принципы и методы киномузыки..., М., 1926 (совм. с В. Л. Мессманом); Рейнгольд Морицевич Глиэр, М., 1927, доп., М., 1930; Музыка в кино, М., 1928; Музыкальное сопровождение в кино, М. - Л., 1929 (совм. с Д. С. Блоком); Музыка в современном быту народов СССР, в сб.: Искусство народов СССР, М., 1930; Звуковые элементы в творчестве Максима Горького, в сб.: Музыкальный альманах, М., 1932, с. 65-69; М. М. Ипполитов-Иванов. Жизнь и творчество, М., 1936; Русские народные песни в записи Пушкина (с публикацией нотных записей Б. в пушкинских местах), в сб.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. VI, М. - Л., 1941, и др.

Будагян Г. Е.

Геворк Ервандович (р.4(16) X 1899, Баку) - советский дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Чл. КПСС с 1942. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования К. С. Сараджева. Б. один из основателей и дирижёр (1932-58) Арм. т-ра оперы и балета. Руководил первыми постановками опер "Алмаст" Спендиарова, "Храбрый Назар" Степаняна, "Марджан" Закаряна, "В лучах солнца" Тер-Гевондяна, "Давид-Бек" Тиграняна и др. Дирижировал операми рус., сов. и зап.-европ. композиторов. Автор муз. композиции балета "Хандут" (1945) на музыку А. А. Спендиарова. С 1929 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1950 профессор), в 1949-58 проректор.

Будапешт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Будашкин Н. П.

Николай Павлович (р. 24 VII (6 VIII) 1910, дер. Любаховка, ныне Калужская обл.) - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1972). В 1917-1929 жил в Чите, учился, работал в кузнице. Играл на балалайке, домре, мандолине, в любительском дух. оркестре и оркестре русских народных инструментов. С 1929 учился на рабфаке Моск. консерватории (класс композиции В. А. Белого). В 1937 окончил консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 служил в Балтийском флоте. Живя в Ленинграде в период блокады, написал песни: "Бескозырка", "Краснофлотская улыбка", "За дальнею околицей", "Песня-душа" и др., в к-рых проявились характерные черты творчества Б. - близость к рус. нар. песням и танцам, гор. романсу, лиричность и задушевность. Творчество Б. способствовало развитию музыки для оркестра рус. нар. инструментов. В 1945 Б. был пом. руководителя Оркестра рус. нар. инструментов им. Н. П. Осипова, для к-рого написал много сочинений.

Сочинения: для орк. - симфония (1937), Праздничная увертюра (1937), Два славянских танца (1945); для оркестра рус. нар. инструментов - увертюра (1940). Русская фантазия (1942). Русская рапсодия (1946), Фантазия на тему рус. нар. песни (1947), На ярмарке (1947; Гос. пр. СССР, 1947), 2-я рапсодия (1948), Думка (1948; Гос. пр. СССР, 1949), Сказ о Байкале (1950), 2 концерта для домры с орк. (1945, 1947), конц. вариации для балалайки с орк. (1946); песни; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

С. С. Зив.

Будкевич М. Я.

Мария Яковлевна (наст. имя - Ванда) (1869, Бердичев - дата и место смерти неизв.) - рус. певица (сопрано). Училась в Киевском муз. уч-ще (фп., виолончель). Брала уроки пения у К. Эверарди. После дебюта в киевской труппе И. Я. Сетова (Маргарита де Валуа в "Гугенотах") работала в Харькове, Казани, Саратове, Вильнюсе и др.; в сезоне 1897-98 выступала в партии Антониды ("Иван Сусанин") в Большом т-ре. С 1898 солистка Мариинского т-ра (Петербург). Исполняла центр. партии в операх М. И. Глинки ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Н. А. Римского-Корсакова ("Царская невеста"), А. П. Бородина ("Князь Игорь"), Дж. Верди ("Травиата), Дж. Мейербера ("Пророк", "Африканка"), Ш. Гуно ("Ромео и Джульетта"), А. Тома ("Гамлет", "Миньон"), Б. Сметаны ("Далибор"). Значит. место в репертуаре Б. занимали партии в операх Р. Вагнера ("Тангейзер", "Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна", "Гибель богов").

М. М. Яковлев.

Бузони Ф. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Букейханов Н.

Науша (1874, аул Шунгай, ныне Джаныбекского р-на Уральской обл. - 1944) - сов. народный домбрист. Учился у известных мастеров Макара, Салавата, позднее у Турыпы, последователей традиции Даулеткерея. Беседы со знатоком и собирателем фольклора А. В. Затаевичем (1927) определили формирование творчества Б. Среди кюев, исполнявшихся Б., были: "Жигер", "Керильме" Даулеткерея; "Адай", "Кисен-Ашкан" Курмангазы; "Демалыс", "Байжума" Аликея, "Ортпа", "Жакия" Турыпа; "Мусираликюй", "Каражан" Мусирали и др. В 1934 Б. начал работать в казах. оркестре им. Курмангазы. Исполнение Б. отличалось виртуозностью, взволнованностью, поэтич. образностью, напевностью.

Литература: Затаевич А. В., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931, с. 253-55; Гизатов Б. Г., Казахский гос. оркестр народных инструментов имени Курмангазы, A.-A., 1957, с. 136-38; Жубанов А. К., Струны столетий, A.-A., 1958, с. 115-16.

Б. Гизатов.

Букиник М. Е.

Михаил Евсеевич (29 X (10 XI) 1872, Дубно - 1947, США) - виолончелист. Учился у А. Э. Глена (в 1885-90 в Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО, в 1890-95 в Моск. консерватории). Концертировал в России и за границей, выступая преим. в камерных ансамблях (с С. И. Танеевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, Б. О. Сибором, А. Ф. Гедике, В. Ландовской и др.). Пресса отмечала высокую культуру и выразительность исполнения Б. В 1899-1904 преподавал игру на виолончели в Муз. уч-ще Саратовского отделения РМО (способствовал развитию муз. культуры города). В 1904-06 жил в Германии, Франции и Швейцарии, пропагандировал рус. музыку. С 1906 активно участвовал в муз. жизни Москвы: выступал в камерных концертах РМО, Кружка любителей рус. музыки; преподавал в Нар. консерватории (1907-18), участвовал в организации Об-ва распространения камерной музыки и Об-ва орк. музыкантов. В 1919-22 профессор Харьковской консерватории. С 1922 жил в США. Автор виолончельных сочинений (среди них - "Четыре концертных этюда", "Десять прелюдий для виолончели соло"), транскрипций пьес П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, В. С. Калинникова, Э. Ф. Направника и др. композиторов. Написал воспоминания о С. В. Рахманинове (сб. "Памяти Рахманинова", Нью-Йорк, 1946). Выступал в качестве музыкального критика ("РМГ", журн. "Музыкальный труженик", газеты "Саратовский листок"). Его брат - Исаак Евсеевич Б. (1867, Харьков - 1942, там же) - скрипач. В 1887 окончил Музыкальное уч-ще Харьковского отделения РМО. Преподавал, концертировал как солист и ансамблист (участник квартета Харьковского отделения РМО). Написал биографический очерк "И. Слатин" (СПБ, 1896), воспоминания о П. И. Чайковском ("Концерты П. И. Чайковского в Харькове", в сб.: "Воспоминания о П. И. Чайковском", М., 1962) и др.

Л. С. Гинзбург.

Букия А. И.

Александр Ионович (р. 17(30) V 1906, Кутаиси) - советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1966). Чл. КПСС с 1951. В 1933 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции С. В. Бархударяна, M. M. Багриновского и И. И. Туския). С 1932 муз. редактор, с 1938 худ. рук., с 1972 консультант Муз. вещания Госкомитета по телевидению и радиовещанию Груз. ССР. Б. принадлежит муз. оформление мн. киноочерков и документальных фильмов, выпускаемых Тбилисской киностудией.

Сочинения:опера - "Арсен" (1958, Тбилисский т-р оперы и балета), детские оперы - "Непрошенные гости" (1950, там же; в 1969 2-я ред. под назв. "В мире цветов"), "Три кузнеца" (1967, в конц. исполнении в Тбилисской консерватории, 1970); симфония - B-dur (1947), хоры, романсы, детские, эстр. песни.

Букке Е. И.

Евгений Иванович (26 X (7 XI) 1877, Рига - (по новым данным) 16 II 1920, Курск) - рус. композитор, дирижёр и педагог. В 1892-99 учился в Моск. консерватории у В. З. Салина (скрипка), И. В. Кристеля (фагот), в 1896-97 занимался контрапунктом у С. И. Танеева. Выступал как оперный и симф. дирижёр, вёл педагогич. работу. С 1900-х гг. был дирижёром и хормейстером в Оперном т-ре Зимина (Москва); здесь в 1915 была пост. в его инструментовке комич. опера М. М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват". С 1918 Б. жил в Курске.

Сочинения: оперы - Судьба (по драме "Мельник и его дитя" Э. Раупаха; т-р Солодовникова, Москва, 1904), Царь Фёдор Иоаннович (2 акта, 1907 ?); для орк. - симфония (перелож. для фп., 1906), симф. поэма Аполлон и Дафна, увертюра к драме "Северные богатыри" Г. Ибсена (1903, Москва), 2 канона; Романс для скр. с орк.; Три пьесы для фп.; для голоса и фп. - романсы на сл. Шелли; для голоса с орк. (также перелож. для фп.) - Шотландская песня (для баритона), Что удалый молодец (дуэт для тенора и баритона) и др.

И. М. Ямпольский.

Буков Ю.

Юрий (р. 1 V 1923, София) - болг. пианист. Нар. артист НРБ. Учился у Н. Торчановой и А. Стоянова в Гос. академии музыки в Софии. Совершенствовался у М. Лонг в Париже. Участник Междунар. конкурсов - им. М. Лонг и Ж. Тибо (1949), им. Л. Дьемера (1951), им. королевы бельгийской Елизаветы (1952). Гастролирует в муз. центрах Европы, в США и Японии. Его разнообразный репертуар включает мн. произв. рус. и сов. композиторов. Исполнение отличается виртуозностью, благородством тона, строгостью интерпретации. Димитровская пр. (1969).

А. Абаджиев.

Буковец В.

Буковец В. (Bukovec) Вилма (р. 27 II 1920, Требне) - словен. певица (драматич. сопрано). Окончила среднюю муз. школу в Любляне. С 1944 солистка оперной труппы Словен. нац. т-ра в Любляне. Гастролировала во мн. странах, в т. ч. в СССР (1955). Лучшие партии - Марженка ("Проданная невеста"), Луиза ("Луиза" Шарпантье), Тоска, Мадам Баттерфляй, Татьяна, Лиза и др.

Букорештлиев А. А.

Букорещлиев Ангел Атанасов (31 I 1870, Петруса, обл. Македония, Греция - 3 I 1950, Пловдив) - болг. композитор, пианист, дирижёр, фольклорист, педагог и муз. деятель. Один из первых концертировавших болг. пианистов. В 1890 окончил Органную школу в Праге. Основал муз. школу (1896) и певч. об-во в Пловдиве, к-рым руководил в течение мн. лет. Участвовал в первых муз.-фольклорных экспедициях в Родопские горы (совм. с литератором С. Бояновым). Впервые записал и издал много обр. родопских песен, дав их науч. анализ. Опубликовал работу "Средно родопски песни", в кн.: "Сборник за народни умотворения и народопис" (1934, БАН, кн. XXXIX). Б. - автор хор. произв., среди них "китки" (попурри) - обр. нар. песен для хора a cappella, составляющие основу национального репертуара болгарской хор. самодеятельности коллективов. Особую популярность получили хоровые песни "Рапоро", "Порвал Черньо Башмаки", "Свадебная" и др.

Литература: Стоин Е., Ангел Букорещлиев, С, 1961.

В. Крыстев.

Букофцер М.

Букофцер М. (Bukofzer) Манфред (27 III 1910, Ольденбург, Германия - 7 XII 1955, Окленд, Калифорния) - амер. музыковед. Учился в консерватории Штерна и Высшей школе музыки в Берлине у П. Хиндемита. С 1928 изучал музыковедение под руководством Г. Бесселера в Гейдельбергском ун-те и у Э. Блуме - в Берлинском, в Базеле - у Ж. Хандшина. В 1933-1939 преподавал в Высшей нар. школе и в ун-те в Базеле, а также в ун-тах Англии. С 1939 жил в США, где читал лекции в Кливлендском ун-те (1940-41). С 1941 профессор муз. ф-та ун-та в Беркли (Калифорния; с 1946 заведовал кафедрой музыки). В 1940-50-е гг. преподавал в Колумбийском, Чикагском, Вашингтонском и др. ун-тах США. Был консультантом и чл. совета Амер. об-ва музыковедов, Ассоциации муз. б-к и Амер. академии по изучению средневековья. Автор мн. трудов, посв. гл. обр. музыке средн. веков, ренессанса и барокко, в частности англ. музыке и её истокам.

Сочинения: Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen, Strassb., 1936 (Diss.); Sumer is icumen, в сб.: A Revision in University of California publications. Musica II, Berk. - Los Ang., 1944; Musik of the landes, в кн.: Kantorowicz E. H., Landes Regiae, Berk. - Los Ang., 1946; Music in the Baroque Era, N. Y., 1947; Studies in Medieval and Renaissance music, N. Y., 1950; The place of musicology in American institutions, hrsg. von E. N. Waters, N. Y., 1957.

Литература: Hertzmann E., M. Bukofzer, "Die Musikforschung", 1956, IX. Jahrg., No 3, S. 281-85 (Некролог).

С. М. Грищенко.

Букреев И. С.

Иван Семёнович (p. 13 I 1924, с. Заречье Новосильского р-на Орловской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1974). В 1952 окончил Моск. консерваторию у М. В. Владимировой. С 1950 солист моск. армейских ансамблей песни и танца, с 1953 ведущий солист Ансамбля песни и танца Сов. Армии. Исполняет песни сов. композиторов, рус. нар. песни.

Букстехуде Д.

Букстехуде Д. (Buxtehude) Дитрих (1637, Ольдесло, Гольштейн - 9 V 1707, Любек) - нем. композитор и органист. Сын и ученик органиста Иоганна Б. Детские и юношеские годы провёл в Хельсингборге (Швеция), где с 1657 служил органистом. С 1660 церковный органист в Хельсингёре (Дания), в 1668-1707 - в Любеке. Б. писал музыку для воскресных т. н. вечерних концертов (Abendmusiken), происходивших с 1673 в церкви Марии в Хельсингборге, на к-рых исполнялись и светские сочинения - кантаты, оратории, арии, камерно-инстр. ансамбли (к богослужению относились лишь отдельные органные произв.). Влияние Б. распространялось преим. на сев. обл. Германии, Данию, Швецию. Среди его учеников - Н. Брунс. Игра Б. и его сочинения, отличавшиеся богатством фантазии и гармонич. смелостью, произвели сильное впечатление на И. С. Бака, к-рый в 1705 пришёл пешком в Любек из Арнштадта, чтобы послушать вечерние концерты Б. Для творчества Б. характерны проникновенная лирика (хоральные прелюдии, арии для голоса) и напряжённая драматичность (хоральные фантазии, части кантат), последняя и обусловила склонность композитора к импровизационной форме изложения. В вок.-симф. произв. Б. тяготел к красочным сопоставлениям, что вело к сочетанию полифонич. развития и приёмов концертности. Б. - один из крупнейших предшественников И. С. Баха. Из многочисл. сочинений Б. сохранилось свыше 120 кантат и ораторий, арии с инстр. сопровождением, органные произв. (в т.ч. прелюдии и фуги, токкаты, канцоны), трио-сонаты (два сб. ор. 1, 2 изданы при жизни), клавирные сюиты и вариации.

Полное собр. вок. сочинений Б. изд. в 1925-37 в Гамбурге (7 тт.), последнее изд. клавирных сочинений вышло в Копенгагене и Лейпциге в 1942; органные произв. - в Висбадене в 1952.

Литература: Rirrо A., D. Buxtehude, P., 1913; Fernstrom J., Dietrich Orgemeister. En book om Buxtehude, Lund, 1937; Moser H. J., D. Buxtehude, В., 1957; Sшrensen S., D. Buxtehudes vokale Kirkemusik, Kph., 1958.

П. А. Вульфиус.

Букцина

Букцина (лат. buccina, bucina, от bucca - надутая щека) - др.-римский дух. инструмент: сильно изогнутый металлич. рог с небольшим раструбом. Первоначально пастуший инструмент, позднее входил в состав воен. орк. Др. Рима. По мнению нек-рых исследователей (X. Риман, К. Закс), явился предком тромбона.

Литература: Fleischhauеr G., Bucina and Cornu, "Wissenschaftliche Zeitschrift der M. Luther-Universitдt Halle-Wittenberg", IX, 1960.

Букша М. М.

Михаил Михайлович (4(16) IV 1869, Вильнюс - 7 III 1953, там же) - советский дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). В 1900 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, H. P. Соловьёва). В 1898-1927 дирижировал оперными и балетными спектаклями в различных городах России (Н. Новгород, Петербург, Москва, Тбилиси и др.). С 1927 дирижёр Т-ра оперы и балета в Каунасе, с 1949 - в Вильнюсе. С 1944 вёл педагогическую работу в Каунасской консерватории (с 1947 профессор). Дирижировал многими (ок. 100) рус. и зап.-европ. операми и балетами, а также литов. нац. операми, в т.ч. "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Карнавичюса, "Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Пагиренай" ("Деревня у поместья") Шимкуса (1942) и др. В 1940 впервые на литов. сцене дирижировал оперой "Тихий Дон" Дзержинского.

Ю. К. Гаудримас.

Буланже Л.

Буланже Л. (Boulanger) Лили (Лили Жюльет Мари Ольга) (21 VIII 1893, Париж -13 или 15 III 1918, Мези, близ Парижа) - франц. композитор. Род. в муз. семье. Дед и отец Б. преподавали в Парижской консерватории. Сначала занималась под рук. сестры - Нади Б. В 1913 окончила Парижскую консерваторию (у П. Видаля и Ж. Коссада) и была первой женщиной- композитором, удостоенной Большой Римской пр. (за кантату "Фауст и Елена", 1913). Написала для оркестра симф. поэмы "Грустный вечер", "Утро весны"; музыку к пьесе "Принцесса Мален" Метерлинка, для хора и оркестра - "Вечер в полях", "Гимн солнцу", "Три псалма" и др.; струнный квартет, скрипичные пьесы, пьесы для флейты и др.

Литература: Mauсlair О., La vie et l'oeuvre de Lili Boulanger, "RM", 1921, l'aoыt; Landormy P., Lili Boulanger, "MQ", 1930, October; Punchard M., Lilie Boulanger, "Musica", 1961, Juin, No 87.

Буланже Н.

Буланже Н. (Boulanger) Надя (Жюльет) (р. 16 IX 1887, Париж) - франц. композитор, дирижёр, органист, педагог и муз. критик. Сестра Л. Буланже. Училась в Парижской консерватории у Г. Форе, П. Видаля, A. Гильмана (окончила в 1904). В 1908 удостоена 2-й Римской пр. за кантату "Сирена". С успехом выступала как дирижёр и органист, пропагандируя старинную и совр. музыку. Особую известность принесло ей исполнение кантатно-ораториальных произв. (ораторий Г. Шюца, "Реквиема" Форе и др.). Концертировала во мн. странах. Во время нем.-фашистской оккупации (1940-44) работала в США. Б. - автор мн. оркестровых сочинений (в т.ч. Рапсодии для фп. с оркестром), произв. для фп., органа, виолончели. Написала совм. с Р. Пюньо Поэму для голоса с фп. (на текст Э. Верхарна). Б. принадлежит также музыка к драме "Мёртвый город" Д' Аннунцио. В творчестве Б. получили претворение элементы неоклассицизма. Особенно широкое признание Б. завоевала как педагог. В 1909-24 вела класс гармонии, с 1945 - класс аккомпанемента в Парижской консерватории. В 1920-39 педагог Нормальной муз. школы (с 1935 профессор композиции). С 1921 преподавала также в Амер. консерватории в Фонтенбло (с 1950 директор). Среди учеников Б. - совр. франц., амер., польские, югосл. и рум. музыканты: И. Маркевич, Ж. Франсе, Р. Лушёр, B. Томсон, А. Копленд, Р. Харрис, У. Пистон, М. Блицстайн, Т. Шелиговский, Г. Бацевич, Б. Войнович, М. Списак, Д. Липатти и др.

Выступала с лекциями, а также со статьями в периодич. изданиях во Франции и др. странах. В 1966 посетила СССР в качестве члена жюри 3-го Междунар. конкурса пианистов им. Чайковского (Москва).

Литература: Копленд A., Надя Буланже - учитель композиции, "СМ", 1964, No 6.

М. М. Яковлев.

Булат Т. П.

Тамара Павловна (р. 3 II 1933, Запорожье) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1981). В 1956 окончила историко-теоретич. ф-т Киевской консерватории у А. Я. Шреер-Ткаченко, в 1962 - аспирантуру при Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, с 1962 науч. сотрудник, с 1969 ст. науч. сотрудник этого ин-та. В 1958-59 преподавала в Запорожском муз. уч-ще. Автор книг, а также многочисл. статей. Работы Б. посв. творчеству Н. В. Лысенко, исследованию песенно-хор. и камерно-вок. жанров.

Сочинения: Гepoїko-патрioтична тема в творчостi М. В. Лисенка, Київ, 1965; Пiснi звитяги, Київ, 1968; Рильський i музика, Київ, 1969 (совм. с М. К. Боровиком и Т. В. Шеффер); Микола Лисенко, Київ, 1973; Український романс, Київ, 1979; Якiв Степовий, Київ, 1980; Николай Лысенко, К., 1981, и др.

Булатова М. З.

Мунира Закировна (р. 6 (19) V 1914, Архангельск) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1944. В 1938 окончила Тат. оперную студию при Моск. консерватории, в 1953 окончила экстерном вок. ф-т Моск. консерватории (класс М. В. Владимировой). С 1939 солистка Тат. т-ра оперы и балета. Исполнительница ряда партий в нац. операх: Тугзак, Бике, Хаят ("Алтынчеч", "Качкын", "Джалиль" Жиганова). Др. партии: Кармен; Графиня ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста"), Княгиня ("Чародейка"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова) и др. Выступает как камерная певица. Гастролировала за рубежом.

Я. М. Гиршман.

Булахов П.

Павел Петрович (15 (27) III 1824, Москва, - 15(27) X 1875, Петербург) - рус. певец (тенор) и композитор. Сын Петра Александровича Б. В 1849 окончил Петерб. театр, уч-ще и дебютировал на сцене Петерб. имп. т-ра в партии Собинина. Был первым тенором петерб. Большого т-ра, одним из лучших исполнителей партий Финна ("Руслан и Людмила"), Лионеля ("Марта" Флотова) и др., первым исполнителем партии Князя ("Русалка", 1856). В последние годы деятельности в репертуаре певца преобладали комич. партии. Б. обладал не сильным, но приятным голосом красивого тембра. Его исполнение отличалось музыкальностью и вкусом. В 1850-55 участвовал также в спектаклях итал. оперной и рус. драм, трупп в Петербурге. Получил известность как автор романсов лирически-задушевного характера: "Крошка" ("Только станет смеркаться немножко"), "Колыбельная песня" ("Ты для меня душа и сила"), "Право, маменьке скажу" и др.

Б. посвящен романс М. А. Балакирева "Мне ли молодцу разудалому".

Литература: Кублицкий M. E., История оперы в лучших её представителях, М., 1874; (Кюи Ц.), Музыкальные заметки, "Санктпетербургские ведомости", 1875, 28 окт. (8 ноября), No 288; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95: Штейнпресс Б., Булаховы, "МЖ", 1963, No 18.

Булахов П. А.

Пётр Александрович (ок. 1793 - 11(23) 1835) - рус. певец (тенор). Учился у итал. певца и педагога Риччи. Пел в Москве в частном хоре, в Большом т-ре (1821-32). Участвовал в операх "Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Белая дама" Буальдьё, в водевилях (с муз. А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др.), театр. дивертисментах (преим. рус. песни и романсы). Б. обладал густым, мягкого тембра голосом, виртуозной техникой. Впервые исполнил (в 1823, дом Пашкова) балладу "Чёрная шаль" Верстовского (на слова А. С. Пушкина), а также романс "Соловей" Алябьева (в дивертисменте, 1827, Большой т-р, Москва). Пользовался широкой популярностью как исполнитель рус. песен и романсов. Сам аранжировал нек-рые песни, сочинял романсы. Известен как вокальный педагог.

Литература: Дадиани Г., Пётр Александрович Булахов, "Московские ведомости", 1835, No 102.

Булахов П. П.

Пётр Петрович (1822 - 20 XI (2 XII) 1885, Кусково близ Москвы) - русский композитор и вокальный педагог. Сын Петра Александровича и брат Павла Петровича Булаховых. Автор многих романсов и песен, распространённых в муз. быту 2-й пол. 19 в. Произв. Б. отражают в своём муз. стиле характерные интонации бытовой музыки того времени - от гор. песни и цыганского романса до салонного вальса и оперной арии. Большой известностью пользовались: "Тройка", "Вот на пути село большое", "Тихо вечер догорает", "Не хочу, не хочу", "Девица-красавица", "Ты не поверишь, как ты мила", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др. В 1945 издан сборник "Избранных песен" Б.

Литература: Некролог, "Музыкальное обозрение", 1885, No 10 (78); Штейнпресс Б., Булаховы, "МЖ", 1963, No 18.

Булахова А. А.

Булахова А. А. (урождённая Лаврова) Анисья Александровна (1831-1920) - рус. певица (сопрано). Жена Павла Петровича Булахова. Училась в Моск. театр, уч-ще. В 1849-52 работала в Большом т-ре (Москва, дебютировала в партии Изабеллы - "Роберт-Дьявол" Мейербера), в 1852-72 - в Мариинском т-ре (Петербург). После М. М. Степановой и Е. А. Семёновой Б. - единственная при жизни М. И. Глинки исполнительница партий Антониды и Людмилы на петерб. оперной сцене. Первая исполнительница партии Наташи. С большим успехом выступала также в зап.-европ. репертуаре, особенно в операх французских и итальянских композиторов.

Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-1895.

Булез П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булич С. К.

Сергей Константинович (27 VIII (8 IX) 1859, Петербург - 1921, Финляндия) - рус. языковед и историк музыки. Профессор Петерб. ун-та. В 1887-89 изучал теорию музыки в Германии у Г. Г. Беллермана и К. Э. Наумана. Занимался в Петерб. консерватории (класс гармонии Ю. И. Иогансена). Был редактором муз. отдела Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона, с 1907 возглавлял Об-во писателей о музыке. Один из организаторов и декан (с 1919) ф-та музыки Ин-та истории иск-в в Петрограде. Автор биографич. очерков о рус. композиторах 18 - 1-й пол. 19 вв., ряда работ, раскрывающих значение творчества рус. писателей в развитии рус. муз. культуры. Был близок с М. А. Балакиревым (их переписка опубл. в сб.: "Милий Алексеевич Балакирев. Воспоминания и письма", Л., 1962).

Сочинения: Пушкин и русская музыка, СПБ, 1900; "Дедушка русского романса" Н. А. Титов, "РМГ", 1900, NN 17-20, 21/22, 50 (оттиск, СПБ, 1900); Александр Егорович Варламов (1801-1848). Несколько новых данных о его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-46, 49 (оттиск, СПБ, 1902); Несколько финно-славянских музыкально- этнографических параллелей (с нот. примерами), Записки имп. рус. географич. об-ва по отд. этнографии, т. 34, сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина, СПБ, 1909 (оттиск, СПБ, 1909); А. С. Грибоедов-музыкант, в кн.: Грибоедов А. С., Полн. собр. соч., т. 1, СПБ, 1911, с. 305-28; М. Ю. Лермонтов и русская музыка, в кн.: Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1913, с. 230-35; "Прадедушка" русского романса (Г. Н. Теплов), "Муз. современник", 1916, кн. первая; и др.

И. М. Ямпольский.

Булл Д.

Булл Д. (Bull) Джон (ок. 1562, Сомерсетшир, Англия - 12 или 13 III 1628, Антверпен) - англ. композитор, органист, клавесинист и педагог. Учился игре на органе в Корол. капелле у У. Блайтмена. С 1582 работал органистом Херефордского собора в Лондоне; с 1585 служил в Корол. капелле, с 1591 придв. органист, с 1596 профессор музыки Грешемского колледжа. В 1601 выступал как органист в Нидерландах, Франции и Германии. С 1614 жил в Бельгии, служил церк. органистом в Брюсселе, с 1617 - в Антверпене. Один из виднейших контрапунктистов, Б. сыграл большую роль в развитии англ. музыки для вёрджинела. Его пьесы для вёрджинела - фантазии, паваны, куранты, гальярды и др. танцы, отличающиеся самобытностью музыкального стиля, тонкой полифонической отделкой, виртуозностью, оказали влияние на творчество Я. Свелинка и С. Шейдта. Менее значительна его культовая музыка.

Литература: Друскин М. С., Клавирная музыка, М., 1960, с. 108-111; Van den Borren Ch.,Les origines de la musique de Clavier en Angleterre, Brux., 1912; Miller H., John Bull's organ works, "ML", 1947, January; Mellers W., John Bull and English keyboard music, "MQ", 1954, July, No 3, October, No 4.

G. М. Шнеерсон.

Булландт А.

Бюлан (Bulant, Bullandt) Антон (Жан) (год и место рожд. неизв. - 13(25) VI 1821, Петербург) - рус. композитор и фаготист. По национальности чех. С 1780 жил в России, выступал в концертах, играл в придв. оркестре (с 1785). В 1784 открыл в Петербурге торговлю муз. инструментами и нотами. Один из основателей и директоров Петерб. филармонич. об-ва (1802). Опера Б. "Сбитенщик" (либр. Я. Б. Княжнина, 1783 или 1784, Придворный т-р, Петербург; 1784, Петровский т-р, Москва) принадлежит к популярным произв. рус. муз. театра 18 в. Написал также музыку торжеств. пролога "Счастливая Россия, или Двадцатипятилетний юбилей" (сл. M. M. Хераскова, 1787, Москва, к годовщине царствования Екатерины II), комич. оперу "Винетта, или Тарас в улье" (1799, Петербург). Сведения о др. муз.-театр. работах Б. недостоверны.

Литература: Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1965; Mооsеr R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951.

Ю. В. Келдыш.

Буллериан Р.

Буллериан Р. (Bullerian) Рудольф (Рудольф Романович) (13 XI 1856, Берлин - 25 XII (7 I) 1911, Москва) - нем. дирижёр. Учился игре на скрипке у Г. де Аны и Й. Иоахима в Высшей школе музыки в Берлине. Играл в оркестрах Берлина, Зондерсхаузена, Мейнингена. С 1886 дирижёр симф. оркестра в Гёттингене, гастролировал по Германии. С 1890 жил в России. Выступал с популярными симф. программами. Был в течение ряда лет рук. летних симф. концертов в Сокольниках (Москва), Моск. хор. об-ва "Лидертафель", выступал в Харькове, Риге и др. городах. С 1897 дирижёр "Летних симфонических концертов" и директор частной муз. школы С. М. Блуменфельда в Киеве. В 1902-03 совершил конц. турне по США, в 1910 работал в Брюсселе. Пропагандировал произв. И. Брамса и А. Дворжака. Его сын Ханс Б. (28 I 1885, Зондерсхаузен - 29 I 948) - композитор и пианист. Детские и юношеские годы провёл в Москве и Киеве. В 1903-05 учился в Варшаве у А. Михаловского (фп.) и З. Носковского (теория), в 1905-08 - в Петербурге у А. Н. Есиповой (фп.), А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Совершенствовался у А. де Грефа в Брюсселе (1910) и С. Ментер в Штокдорфе (близ Мюнхена). Автор оперы, 7 симфоний, орк. пьес, инстр. концертов и др.

И. М. Ямпольский.

Булль У. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булль Э. Х.

Булль Э. Х. (Bull) Эдвард Хагеруп (р. 10 VI 1922, Берген) - норв. композитор. В 1952 окончил Парижскую консерваторию у Д. Мийо, затем учился в Высшей муз. школе в Зап. Берлине у Б. Блахера. В своих соч., преим. инструментальных, широко пользуется додекафонной техникой. Автор 3 симфоний (1951, 1955, 1958), 3 сюит - "Оловянный солдатик" ("The tin soldier"), "Эскапады" ("Escapades"), "Рапсодические пьесы" ("Morceaux Rhapsodiques") для оркестра, соч. для инструмента с оркестром - дивертисмента для фп. (1954), 2 концертов для трубы, концертов для фагота, для тромбона, для трубы, валторны и тромбона, для флейты и др., камерно-инстр. ансамблей - дуэта для скрипки и фп. (1956), квинтета для деревянных дух. инструментов "Серьёзные марионетки" ("Marionettes sйrieuses", 1960) и др.

Литература: Lange К., Norwegian music. A survey, Oslo, 1971.

Булычев В. А.

Вячеслав Александрович (12 (24) IX 1872, Пятигорск - 10 IV 1959, Бухарест) - рус. хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель, писатель, композитор. В 1897 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1893- 1896 учился в Моск. консерватории у К. А. Киппа (фп.), M. M. Ипполитова-Иванова (гармония), С. И. Танеева (полифония), занятия с к-рым оказали большое влияние на Б., вызвали интерес к творчеству композиторов 15-17 вв., а также И. С. Баха, В. А. Моцарта. В 1895 Б. организовал небольшой любительский хор, послуживший основой Московской симфонической капеллы. В 1904 создал совм. с Е. Э. Линёвой хор Пречистенских курсов для рабочих (рук. до 1913; этому коллективу Танеев посв. Двенадцать хоров ор. 27). С 1896 занимался муз.-лит. деятельностью. Пропагандировал прогрессивную систему хор. пения во всех звеньях обучения. Организовал издательское дело при капелле. Совм. с Танеевым и др. музыкантами был основателем и активным деятелем об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека" (1908). В 1918-40 жил в Бессарабии, где вёл большую просветительскую работу: организовал Симфонический хор (1919), Бессарабское муз.-историч. об-во и муз. школу при нём (1930). Устраивал лекции и концерты, посв. творчеству зап.-европ. и рус. композиторов. После воссоединения Бессарабии с Сов. Молдавией активно содействовал развитию муз. культуры республики. Преподавал в Кишинёвской консерватории (в 1940-41 зам. директора по науч. части и декан теоретико-композиторского ф-та). В 1944-51 жил в рум. деревнях (преподавал музыку в школах), с 1951 - в Бухаресте.

Сочинения: Хоровое пение в общеобразовательной школе, вып. 1, 2, М., 1904; Орландо Лассо, М., 1908; Музыка строгого стиля и классического периода как предмет деятельности Моск. симфонической капеллы, М., 1909; Хоровое пение как искусство, вып. 1, 2, М., 1910; и др.

Литература: Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 80-86.

Л. З. Корабельникова.

Предыдущая страница Следующая страница