Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 17, "КОС"-"КРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 17, "КОС"-"КРА")

Кост Н.

Кост Н. (Coste) Наполеон (28 VI 1806, деп. Ду - 17 II 1883, Париж) - франц. гитарист и композитор. Учился в Валенсии под рук. матери - одарённой гитаристки. Выступал с концертами в местном филармонич. об-ве, преподавал. С 1830 жил в Париже. Был выдающимся представителем франц. гитарной школы эпохи её расцвета (сер. 19 в.). Игра К. отличалась виртуозным мастерством, изысканностью вкуса, тонкостью отделки. В кон. 50-х гг. был вынужден оставить исполнит. деятельность из-за травмы правой руки. Написал св. 50 произв. для гитары, занявших значит. место в истории развития гитарной музыки. Его "Симфоническая фантазия", "Охота сильфид", "Большая серенада" и "Осенние листья" отмечены 2-й пр. на Междунар. конкурсе гитаристов в Брюсселе (1856), организованном Н. П. Макаровым.

Литература: Buek F., Die Gitarre und ihre Meister, В., 1926, с. 106-09, (1952).

Костич Д.

Костич Д. (Kostic) Душан (р. 23 XII 1926, Загреб) - хорв. композитор и дирижёр (Югославия). В 1955 окончил белградскую Муз. академию по классам композиции и дирижирования у П. Милошевича. Совершенствовался по дирижированию у Г. Шерхена в Байрёйте. Вёл теоретич. предметы в муз. школе "Мокраняц", работал муз. ред. на Радио (1957-59), преподаёт в Муз. академии в Белграде. В творчестве гл. обр. следует совр. направлениям зап.-европ. муз. иск-ва, в нек-рых соч. ощутимы связи с нац. муз. фольклором ("Черногорская сюита").

Сочинения: опера (комич.) - Мастера - первые люди (Majstori su prvi ljudi, 1962); 6 кантат (1959-62); для орк. - 3 симфонии (1957, 1965, 1966), симф. поэма Контрасты (Kontrasti, 1954), Черногорская сюита (Crnogorska svita, 1957), Торжественная увертюра (Svecana uvertira, 1962); концерты с орк. - для фп. (1967), для скр. (1962); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, Соната любви (Sonata amorosa, для скр. и фп., 1957), песни, музыка для драм. т-ра и кино.

И. M. Ямпольский.

Костлан И. И.

Иван Иосифович (20 XI (2 XII) 1877, Киев - 10 IV 1963, Москва) - сов. фаготист и педагог. Окончил в 1897 Киевское муз. уч-ще по классу фагота С. Дуда, в 1903 - Моск. консерваторию по классу фагота Н. В. Кристеля. В 1897 играл в оркестре итал. оперы, затем - оперного т-ра "Винтер". С 1901 артист оркестра Большого т-ра. В 1922-63 преподавал в Моск. консерватории (с 1939 профессор). Среди его учеников: П. И. Караулов, П. А. Савельев, Р. П. Терёхин и др. С 1944 преподавал одноврем. в Высшем уч-ще военных дирижёров. Автор 2 сб. транскрипций для фагота с фп.

Котек И. И.

Иосиф Иосифович (25 X (6 XI) 1855, Каменец-Подольск - 4 (16) I 1885, Давос, Швейцария) - рус. скрипач. Муз. образование получил в Моск. консерватории (1871-76); ученик Ф. Лауба и И. В. Гржимали (скрипка), П. И. Чайковского (композиция). С 1877 совершенствовался у Й. Иоахима в Высшей школе музыки в Берлине. Занимал видное место в муз. жизни города как солист, а затем как профессор Высшей школы музыки. Был удостоен Мендельсоновской пр. Концертировал в Петербурге, Москве и др. городах России. Был близким другом П. И. Чайковского, к-рый высоко ценил исполнит. дарование К., пользовался его советами при сочинении своего скрипич. концерта, посвятил ему "Вальс-скерцо" для скрипки с оркестром. К. - автор скрипич. этюдов и дуэтов, пьес для скрипки и фп.

Литература: Чайковский П. И., Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году, в его кн.: Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, с. 390; то же, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953.

И. М. Ямпольский.

Котильон

Котильон (франц. cotillon) - бальный танец франц. происхождения, близок контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил в сер. 19 в. в странах Европы, в т.ч. в России. Муз. основой К. часто служили популярные танцы (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в конце бала. Разнообразие К. зависело от ведущей пары, возглавляемой кавалером-кондуктором, к-рый давал сигнал оркестру менять танцы, громко называл фигуры, следил за согласованностью движений пар. С 70-х гг. 19 в. танец стал включать элементы игр, нередко с определёнными предметами, аксессуарами, специально изготовленными для бала (платки, значки и др.).

Литература: Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.

С. П. Панкратов.

Котляревский А. Н.

Арсений Николаевич (р. 2 (15) I 1910, Петербург) - сов. органист, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1954). Чл. КПСС с 1955. Окончил Ленингр. консерваторию: в 1935 по теории композиции (класс Р. И. Грубера), в 1938 - фп. и органу (класс И. А. Браудо). Преподавал в консерваториях Ленинграда (с 1937, кафедра истории музыки), Ташкента (1947-50, проректор, класс ансамбля и камерного пения), Львова (1951-60, проректор, классы камерного ансамбля, камерного пения, истории музыки), Новосибирска (1960-68, ректор, зав. кафедрой истории музыки; с 1964 профессор). С 1970 руководит классом органа в Киевской консерватории. Концертирует как органист (солист и ансамблист). В его репертуаре наряду со старинной органной музыкой значит. место занимают произв. сов. композиторов. К. выполнил многочисл. расшифровки цифрованного баса в старинных произв. для исполнения в концертах (в т.ч. "Реквиема" Моцарта). Систематически выступает с публичными лекциями по вопросам муз. культуры. Автор брошюр ""Магнификат" И. С. Баха" (1938), ""Иуда Маккавей" Г. Ф. Генделя" (1939), статей в науч. сборниках, периодич. печати.

H. H. Сидоренко.

Котляревский И. П.

Иван Петрович (29 VIII (9 IX) 1769, Полтава - 29 X (10 XI) 1838, там же) - укр. писатель, драматург, театр. деятель. Учился в Полтавской семинарии (1780-89); в 90-х гг. создал поэтич. обработку "Энеиды" Вергилия, к-рой придал черты укр. бурлеска. На тему "Энеиды" К. комп. Я. Лопатинский написал оперетту "Эней в путешествии" ("Еней на мандрiвцi", пост. 1906, Коломыя), в 1911 Н. В. Лысенко создал оперу "Энеида" ("Енеiда") - острую сатиру на царское самодержавие. Написанная К. для полтавского т-ра (директором к-рого он был в 1818-21) пьеса "Наталка Полтавка" быстро вошла в репертуар мн. укр. театр. трупп. Музыку к ней писали А. И. Барсицкий, А. В. Едличка, М. Т. Васильев и др. Наибольшее распространение получила "Наталка Полтавка" с музыкой Н. В. Лысенко (1889). Это произв. входит в репертуар мн. оперных т-ров Сов. Союза. К. - автор популярного в 19 в. воде- виля "Москаль-чарiвник" ("Солдат-чародей", пост. 1819).

Л. С. Кауфман.

Котляров Б. Я.

Борис Яковлевич (р. 11 (24) XI 1913, Елизаветград, ныне Кировоград) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). Окончил Кишинёвскую консерваторию ("Униря") по классу скрипки у М. Я. Пестера (1932) и композиции у Г. А. Яцентковского (1933). С 1929 принимал участие в подпольном коммунистич. движении в Бессарабии. В 1933-40 жил в Льеже (Бельгия); окончил Льежскую консерваторию в 1934 (по классу скрипки у А. Коша). В 1940 уехал в Великобританию, с 1942 работал там в различных организациях при посольстве СССР. С 1948 живёт в СССР. С 1950 преподаёт в Кишинёвской консерватории методику преподавания игры на струн. инструментах, историю и теорию смычкового иск-ва, историю заруб. музыки (с 1974 профессор). В науч. работах К. осн. внимание уделяет изучению истории муз. культуры Молдавии и Румынии. Автор очерков о молд. нар. муз. инструментах.

Сочинения: О скрипичной культуре в Молдавии, Киш., 1955; Молдавский композитор С. Няга, в сб.: Советская музыка, вып. 1, М., 1956; Музыкальная культура..., в кн.: Молдавская ССР, М., 1957 (совм. с А. В. Абрамовичем. (Музыкальная культура союзных республик)); Дж. Энеску, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Георгий Мурга, М., 1960; История песни Земфиры, "СМ", 1964, No 9; Джордже Энеску, М., 1965, 1970; Молдавские лэутары и их искусство, Киш., 1966 (на молд. яз.); Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. (Очерки и материалы), Киш., 1966; Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинёва, Киш., 1967; Об опере Джордже Энеску "Эдип", в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967; Музыка роднит, в кн.: Болгария, сестра родная, Киш., 1967; О некоторых особенностях исполнительского стиля молдавского народного скрипичного искусства, в сб.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР, М., 1973.

Б. В. Доброхотов.

Кото

1) общее название япон. струнных (чаще щипковых) инструментов с горизонтальным корпусом.

2) Япон. многострунный щипковый инструмент. Имеет вытянутый горизонтальный корпус (средняя длина ок. 1800 мм) с 2 резонаторными отверстиями внизу. Сводчатая верхняя дека выдалбливается из целого куска дерева. Параболич. закруглённость свода определяет особые муз.-акустич. свойства инструмента. Шёлковые струны (обычно 13) подпираются передвижными подставками-рогульками из кости, служащими для настройки. Звук извлекается плектрами (наз. цюме), надеваемыми на 1-й, 2-й и 3-й пальцы правой руки. К. использовался преим. как аккомпанирующий пению инструмент. В совр. проф. практике на нём исполняются и инстр. пьесы. Всё большее распространение получает игра на К. совм. с др. инструментами - шакухачи, шамисеном, а также с шакухачи и кокиу (т.н. ансамбль трёх - music of three). К. широко применяется в совр. японском домашнем быту.

Р. Б. Галайская.

Котоньи А.

Котоньи А. (Cotogni) Антонио (1 VIII 1831, Рим - 15 X 1918, там же) - итал. певец (баритон). С 12 лет учился в церк. школе пения. Был солистом в церк. хорах. В 1852 выступил на оперной сцене в Риме. В 50-е гг. пел в т-рах мн. городов Италии. К. - один из выдающихся певцов 19 в. Обладал голосом редкого по красоте тембра, большого диапазона. Продолжая традиции итал. школы бельканто, К. внёс в исполнение баритональных партий черты героики, драм. страстности. Известность К. принесло участие в первом исполнении в Италии опер "Африканка" (1865, партия Нелуско) и "Дон Карлос" (1867, Родриго). С 1867 выступал в Лондоне и Париже (1881-89), в 1872-94 ежегодно на сцене Итал. оперы в Петербурге. Среди лучших партий: Дон Карлос, Ренато ("Эрнани", "Бал-маскарад" Верди), граф де Невер ("Гугеноты"), Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини), Валентин ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Эскамильо; Фигаро ("Севильский цирюльник"). Оставив в 1894 сцену, преподавал пение в Петерб. консерватории (до 1898), в Музыкальном лицее академии "Санта-Чечилия" (Рим, 1899-1918). Среди учеников: Дж. Лаури-Вольпи, М. Баттистини, Я. М. Решке.

Литература: Angelucci N., Ricordi di un artista: Antonio Cotogni, Roma, 1907; Monaldi G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, (1929); Lauri-Volpi G., Lequivoco. Mil., 1939; Lanсelоtti A., Le voci doro, Roma, 1942.

С. M. Грищенко.

Котоньский В.

Котоньский В. (Kotonski) Влодимеж (p. 23 VIII 1925, Варшава) - польск. композитор. Учился у П. Рытеля и Т. Шелиговского в Высшей муз. школе в Варшаве. После занятий на Междунар. семинарах новой музыки в Дармштадте (ФРГ, 1957-60) овладел техникой электронной музыки, работал в студиях в Кёльне (1966-67) и Париже (1970). Рук. студии экспериментальной музыки при варшавской Высшей муз. школе (с 1967), возглавлял также муз. отдел Польск. радио и телевидения (1974-76). Преподавал в ун-те в Буффало в США (1978). В соч. разных периодов обращался к неоклассицизму, в то же время использует мелодии и ритмы муз. фольклора горного р-на Подгаля ("Гуральские танцы" - "Tance gуralskie", для оркестра, 1950; "Балетные эскизы", 1951, и др.); применяет приёмы пуантилизма (Камерная музыка для 21 инструмента, 1958), пишет электронную и конкретную музыку, использует алеаторику.

Литературные сочинения: Uwagi o muzyce ludowe) Podhala, "Muzyka", 1953, No 5-8, 11-12, 1954, No 1-2; Piosenki z Podhala, Kr., 1955; Gуralski i zbуjenicki, Kr., 1956; Instrumenty perkusyjne we wspуlczesne) orkiestrze, Kr., 1963.

Литература: Aus den Werkstдtten Polnischer Komponisten - Wlodziwierz Kotonski, "Polnische Musik", 1968, No 1.

Котрубаш И.

Котрубаш И. (Cotrubas) Иляна (р. 9 VI 1939, Галац) - рум. певица (лирич. сопрано). С 9-летнего возраста была солисткой детского хора на Рум. радио и телевидении, пела в детских хорах в оперных спектаклях, с 13 лет дирижировала детским хором, играла на фп., скрипке, аккордеоне. В 1958 поступила в Бухарестскую консерваторию, занималась у Э. Эминеску и К. Строеску. В 1964 дебютировала в партии Зибеля в Рум. т-ре оперы и балета. С 1968 солистка оперного т-ра во Франкфурте-на-Майне, в 1971-74 - Венской гос. оперы. Поёт на оперных сценах Лондона ("Ковент-Гарден"), Парижа ("Гранд-Опера"), Милана ("Ла Скала"), Нью-Йорка ("Метрополитен-опера") и др. В 1969 выступала на Глайндборнском и Зальцбургском фестивалях. Обладает голосом мягкого, светлого тембра. Среди партий - Виолетта, Джильда, Мими; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Микаэла, Сюзанна; Памина ("Волшебная флейта"), Татьяна. 1-е пр. на междунар. конкурсах вокалистов в Хертогенбосе (Нидерланды, 1965) и Мюнхене (1966).

Коттон Д.

Коттон Д. (Cotton, Cottonius) Джон (Иоанн Афлигемский, Johannes Affligemensis) - муз. теоретик кон. 11 - нач. 12 вв. Национальность не установлена. Предполагают, что К. был учеником Фульгенция (1089-1121), работавшего в монастыре Афлигем, близ Брюсселя. К. приписывается лат. трактат о музыке в форме писем к Фульгенцию - "Epistolae ad Fulgentium"; состоит из 27 глав, содержит описание 8 ср.-век. церк. ладов, сведения о развитии многоголосия от органума до дисканта, о сольмизации; излагает теорию интервалики, деление монохорда, рассматривает разл. системы нотации; имеются ссылки на Платона, Боэция, Гвидо дАреццо, теорию к-рого он частично воспроизводит, и др. Трактат носит дидактич. характер. Впервые издан М. Гербертом в 1784 в 3-томном сб.: "Scriptores ecclesiastici de musica" (v. 2 - "Corpus scriptorum de musica", p. 230-65; совр. изд.: Cotton Joannes, "De Musica cum Tonario", 1950; издано Смитс ван Васберге).

Литература: Kornmьller U., Der Traktat des Johannes Cottonius ьber Musik, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", 1888, Bd 13; Pulver J., English theorists, I. John Cotton, "Musical Times", 1933, October; Ellinwооd L., John Cotton or John of Affligera?, "Musik Library Association Notes", ser. 2, 1951, v. 8, H.4; Smits van Waesberghe J., John of Affligem or John Cotton?, "Musica Disciplina", 1952, v. 6, p. 139-59; его жe, Einleitung zu einer Kausalitдtserklдrung der Evolution der Kirchenmusik in Mittelalter, "AfMw", 1969, Jahrg. 26, H. 4; Flindell E. F., Joh(ann)is Cottonis, "Musica Disciplina", 1966, v. 20.

Б. В. Левик.

Коукаль Ф. А.

Франц Антонович (4 II 1872, Прага - 8 X 1927, Ленинград) - чеш. гобоист, педагог и дирижёр. В 1888 окончил Пражскую консерваторию по классу гобоя. С 1897 жил в Петербурге. В 1897-1917 капельмейстер оркестров лейб-гвардии артиллерийской бригады. В 1897-1921 солист оркестра Мариинского т-ра (ныне Ленингр.т-р оперы и балета). В 1895-1901 и в 1908-21 преподавал в консерватории (с 1912 профессор). Среди уч-ков - А. Ф. Семёнов.

Коутс А.

Коутс А. (Coates) Алберт (11 (23) IV 1882, Петербург - 11 XII 1953, Милнертон, близ Кейптауна) - английский дирижёр и композитор. С 1894 жил в Великобритании. Учился в Ливерпульском ун-те, с 1902 в Лейпцигской консерватории у Ю. Кленгеля (виолончель) и Р. Тейхмюллера (фп.). Был ассистентом и учеником А. Никиша в оркестре Гевандхауза. Дебютировал как дирижёр в Лейпцигской опере ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха). Работал дирижёром оперных т-ров в Эльберфельде (1906-08), Дрездене (1908, совм. с Э. Шухом) и Мангейме (1910, совм. с А. Боданцки). В 1910 выступил в Мариинском т-ре в Петербурге (после 1917 - Гос. академич. театр оперы и балета в Петрограде), в к-ром в 1911-19 осуществил ряд выдающихся оперных пост., в т.ч. "Хованщина" (1911) и "Борис Годунов" (1911; режиссёр В. Э. Мейерхольд), "Орестея" С. И. Танеева (1915), "Сказка о царе Салтане" (1915), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1918). Выступал и как симф. дирижёр (впервые в 1913, Лондон). С 1919 жил в Великобритании, выдвинулся в число крупнейших музыкантов страны, ведя обширную оперную и конц. деятельность (т-р "Ковент-Гарден", Лондонский симф. оркестр). Гастролировал в США (1920) и Италии (1921). Преподавал в Истменской школе музыки в Рочестере и руководил (1923-25) Рочестерским симф. оркестром. Участвовал в фестивалях в Лидсе (1922, 1925), выступал в Париже, Вене, Стокгольме, Барселоне. В 1926 и 1927 дирижировал мн. операми (в т.ч. - Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера) и концертами в Ленинграде и Москве; в 1931 - спектаклями Гос. оперы в Берлине; в 1935 - оркестром Венской филармонии. С 1946 жил в Юж. Африке, где руководил симф. оркестром Йоханнесбурга и преподавал в Кейптаунском ун-те. Яркие волевые качества, громадный темперамент, чёткий решительный жест придавали исп. К. праздничный блеск. Тонкое ощущение стиля рус. музыки позволило ему стать выдающимся интерпретатором рус. оперной классики, а также симф. соч. А. Н. Скрябина. К. - автор опер "Самуэль Пепуш" (1929, Мюнхен), "Мистер Пикквик" (1936, Лондон), "Ван Хункс и дьявол" ("Van Hunks and the Devil", пост. под назв. "Tafelberg se kleed", 1952, Кейптаун), симф. поэмы "Орёл" (1925), фп. пьес, песен.

Е. Я. Рацер.

Коуэлл Г. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кофлер Ю.

Кофлер Ю. (Koffler) Юзеф (28 XI (10 XII) 1896, г. Стрый Львовской обл. - 1943 или 1944, г. Ойцув, Польша) - польск. композитор, музыковед и педагог. В 1924 окончил Венскую консерваторию у Г. Адлера, по композиции занимался у Г. Греденера. В 1923 написал первую музыковедч. работу "Об оркестровом колорите в симфонических сочинениях Ф. Мендельсона-Бартольди" ("Ьber orchestrale Koloristik in den symphonischen Werken von F. Mendelssohn-Bartoldy"). В 1928-1939 преподавал теорию музыки и композицию во Львовской консерватории при Польск. муз. об-ве (с 1939 им. Н. В. Лысенко), в 1939-41 профессор и проректор там же. В 1930-37 гл. редактор журн. "Orkiestry" и "Echo" во Львове. Постоянный рецензент муз. раздела газ. "Exspress wieczorny", автор ряда муз.-критич. статей. Чл. жюри Междунар. об-ва совр. музыки (1934). К. применял в своём творчестве додекафонный метод. Им написаны кантата "Любовь", 4 симфонии, "Польская сюита", "Радюна увертюра" для симф. орк. (1941), "Генделиана" для симф. оркестра (30 вариаций на тему "Пассакалии" Генделя), 15 вариаций для струн. орк., струн. трио (1929), цикл пьес "Украпнськi ескiзи" для струн. квартета (1941), пьесы для фортепьяно, в т.ч. 40 польских нар. песен (1926); 4 поэмы для голоса с фп. на слова франц. поэтов (1936) и др.

Литературные сочинения: Modulacja diatoniczna - nowa droga nauczania, "Kwartalnik Muzyczny", 1931, No 10-11; Problemy muzyki w radio, "Muzyka", 1932, No 1-2; Muzyka polska w niebezpieczenstwie, там же, 1934, No 10-12; Muzyka awangardowa z lotu ptaka, там же, 1935, No 1-2.

Литература: Kaczynski Т., Jуzef Koffler - kompozytor nieznany, "RMz", 1961, No 17; Кolessa M., Listy i odpowiedzi, там же, 1965, Mi 15/16; Folga Z., Dodekafonia Jуzefa Kofflera, "Muzyka", 1972, No 4.

Кох С. К. Э.

Кох С. К. Э. (Koch) Сигурд Кристиан Эрланд фон (р. 26 IV 1910, Стокгольм) - швед. композитор, дирижёр и педагог. Чл. Корол. муз. академии в Стокгольме (1957). В 1931-35 учился в Стокгольмской консерватории у М. Мелькерса и Э. Эльберга (композиция), в 1936-38 совершенствовался в Германии. Как дирижёр дебютировал в 1940 в Стокгольме. В 1935-75 преподавал в музыкальной школе К. Вольфарта, с 1953 - в Высшей муз. школе в Стокгольме (доцент, с 1968 профессор). Богатство и красочность оркестровки, насыщенность интонациями швед. муз. фольклора (особенно даларнского) способствовали популярности музыки К. в Швеции и за рубежом. Автор балета "Самсон и Далила" (1965), орк. соч., в т.ч. Трилогии - "Оксбергские вариации", "Лапландские метаморфозы" и "Танцевальная рапсодия" (1956-57), фп. концертов, камерно-инстр. соч., произв. для фп., органа и др.

Литература: Hеlmеr К., Koch, "Musik-revy", 1958, No 4; Вergendal G., 33 svenska komponister, Stockh., 1972, s. 136-41.

Коха Я. О.

Яан Оскарович (р. 17 XII 1929, Тарту) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1970). Чл. КПСС с 1972. В 1954 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Я. Эллера В 1950-1954 звукорежиссер на Эст. радио, в 1954-58 преподаватель теоретич. предметов в Тартуском муз уч-ще. С 1966 ответств. секретарь правления CK Эст. ССР. Значит. место в творчестве К. занимают инстр. и хор. произв., для к-рых характерна связь с нар. эст. музыкой. Сочинениям К. свойственны оптимизм, широкое обращение к темам современности.

Сочинения: балет - Универмаг (Kaubamaja, 1962, Эст. т-р оперы и балета); для хора с орк. - Песня о партии (1960), Наши дни (для хора мальчиков, 1961), Песня о Ленине (1967), Песня о Родине (1969), У вечного огня (1975), Шагает время (1976), для орк. - 2 симфонии (1960-1968), Симфоническая легенда (по сказке "Дудка молний" P Крейцвальда, 1954), Симфонические прелюдии (1956), 2 увертюры (1957, 1966), Торжественная поэма (1972); для фп. с орк. - 2 концерта (1958, 1973); камерно-инстр. ансамбли - в т.ч. квинтет для дух. инстр. (1959); для фп. - в т.ч. 3 сонаты (1949, 1950, 1953), 4 сонатины (1959, 1963, 1965, 1972), вариации (1949), 5 пьес (1964), Rondo-aleatoriса (1967); для скр. и фп. - пьесы; хоры, в т.ч. для детского хора - Игры в лагере (1962); романсы (более 40), в т.ч. Пять птиц (1957, сл. Ю. Сютисте); песни, для дух. орк. - Торжественная увертюра (1971); произв. для эстр. орк.; музыка к драм. и кукольным спектаклям, фильмам, радиопостановкам

Литература: Tхnson H., Joan Koha, в сб.: Kuiis Eecti tдnase muusica loojat, (koostanud H. Tauk), Tallinn, 1970.

M. M. Яковлев.

Кохан Г.

Кохан Г. (Kochan) Гюнтер (p. 2 X 1930, Луккау, близ Котбуса) - нем композитор (ГДР) Чл. Нем академии иск-в (1965). В 1946-50 учился в Высшей школе музыки в Берлине у К. Ф. Нётеля, Г. Вунша и Б Блахера; в 1950-53 - в Немецкой академии иск-в (класс композиции X. Эйслера) С 1950 преподаватель теории музыки, затем композиции Высшей школы музыки в Берлине (с 1967 профессор). Ему принадлежат орк., камерно-инстр. произв., а также разл. концерты, вошедшие в репертуар мн. нем. исполнителей В творчестве К., связанном с классич. традициями, значит. место занимает совр. тематика. Широкое распространение получили в ГДР массовые и детские песни К. Пр. Союза нем. молодежи (1957), Нац. пр. ГДР (1959).

Сочинения: кантаты - Мир молод. (Die Welt ist Jung. сл. P. Винса, 1952), Эрнст Тельман (сл. M. Циммеринга, 1959), Завещание Хо Ши Мина (для чтеца, камерного орк. и 9 инструментов, 1971); для орк. - 2 симфонии (с хором, 1963 1968), симфониетта (1960), Вариации на тему Вебера (1965), Веселая увертюра (Frцhliche Ouvertьre, 1960), Концерт (1962); концерты с орк. - для скр. (1952), для фп. (1958), для влч. (1967), Концертино для флейты с орк. (1964); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 5 пьес для струн. квартета (1961); для фп. - пьесы; для скр. и фп. - рапсодия (1956), соната (1962); для влч. и фп. - соната (1961); песни; музыка к фильмам и др.

M. M. Яковлев.

Коханьский П.

Коханьский П. (Kochanski) Павел (2 (14) IX 1887, Одесса - 12 I 1934, Нью-Йорк) - польский скрипач и педагог. С 1894 учился игре на скрипке в Одесском муз. уч-ще РМО у Э. Млынарского, с к-рым в 1898 уехал в Варшаву. В возрасте 14 лет был концертмейстером симф. филармонич. оркестра (1901-03) в Варшаве, с 1903 совершенствовался у С. Томсона в Брюсселе. С 1907 преподавал в консерватории в Варшаве. С кон. 1914 жил в России, вёл интенсивную конц. деятельность. Здесь сформировалась его артистич. индивидуальность. В 1916 -18 профессор Петрогр., в 1919-20 - Киевской консерваторий. С 1920 работал в Польше, с 1921 в США, преподавал в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке (с 1924); гастролировал во мн. странах. К. - крупнейший представитель польского скрипич. иск-ва. Через своего учителя Э. Млынарского (воспитанника Л. С. Ауэра) К. воспринял лучшие традиции рус. скрипич. школы, сочетавшиеся в его исп. с нац.-своеобразными чертами. Яркая образность, лиричность, порой импрессионистичность исп., звук, богатый тонкими переливами тембра, мастерское владение колористич. приёмами игры, обострённость ритма, особенности его исключительной по лёгкости техники создали К. славу самобытного артиста. Близкий друг К. Шимановского и С. С. Прокофьева, пропагандист современного ему муз. творчества, К. оказал влияние на формирование новой скрипич. музыки. Совр. стиль скрипич. письма, получивший своё яркое воплощение в "Мифах", "Ноктюрне и тарантелле", скрипич. концертах Шимановского, 1-м скрипич. концерте Прокофьева, возник под непосредств. влиянием исполнит. иск-ва К. и в творческом сотрудничестве с ним; позднее в содружестве с К. Прокофьев переработал для скрипки и фп. свои "5 мелодий", написанные для голоса и фп. К. - первый исполнитель всех скрипич. произв. Шимановского и один из первых выдающихся интерпретаторов 1-го концерта для скрипки Прокофьева (29 XI 1923, Нью-Йорк). К. принадлежат каденции к концертам и обр. для скрипки и фп. произв. Шимановского и др.; "Испанская народная сюита" ("Spanish popular suite") К. написана на основе цикла 7 нар. испан. песен М. де Фалья. К. посв.: "Оберек. Мазурка" для скр. с орк. А. К. Глазунова (1918), "Сюита на основе тем, фрагментов и пьес Перголези" для скрипки и фп. (1925), "Прелюдия и хоровод царевен" (1929), "Колыбельная" для скрипки и фп. (1929) из орк. сюиты "Жар-птица" И. Ф. Стравинского в его транскрипции.

Литература: Ямпольский И., Павел Коханский, "СМ", 1959, No 7; его же, Павел Коханский в России, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, M, 1975.

И. М. Ямпольский.

Коциан Я.

Коциан Я. (Kocian) Ярослав (22 II 1883, Усти-над-Орлици - 8 или 9 III 1950, Прага) - чеш. скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке учился у отца, затем у Й. Забродского. Впервые выступил публично в 5-летнем возрасте. В 1896-1901 обучался в Пражской консерватории по классу скрипки у О. Шевчика, по композиции у А. Дворжака. Гастролировал во мн. странах. В 1907-10 работал в Одессе, организовал "Одесский квартет" (К., Ф. Ступка, И. Перман, Л. Зеленка), вёл класс скрипки в консерватории (1908-10). В 1910-11 возглавлял в Петербурге "Мекленбургский квартет". Концертировал (до 1928). В 1929-43 рук. скр. класса в Школе мастеров Пражской консерватории (ректор в 1939-40). Среди учеников: А. Плоцек, Й. Сук (мл.) и Э. Затурецкий. Игра К. отличалась певучестью тона, блистательной техникой, классич. строгостью стиля. Написал учебник для начинающих скрипачей - "Элементарная школа игры на скрипке" ("Pocбtky hry na nousle", 1945), "Прелюдии и интермецци" ("Preludii i intermezzi", 1946). К. принадлежат миниатюры для скрипки и фп. С 1960 в Усти-над-Орлици проводится конкурс молодых скрипачей имени К.

Литература: Polнvkа V., S Kocianem kolem sveta, Praha, 1945; Jaroslav Kocian, Sbornнk statн a vspomнnek, red С. Sychra, Praha, 1953; Slajs A., Jaroslav Kocian, Pardubice, 1958; Jaloveс К., Cestн houslari, Praha, 1959; Вudis R., Slavni cesti houshstй, Praha, 1966.

В. Ю. Григорьев.

Коципинский А.

Коципинский А. (Коцiпинський) Антон (1816, Андрыхув, близ Кракова, Польша - 14 (26) V 1866, Киев) - укр. фольклорист, композитор, педагог. Игре на фп. и органе, а также композиции учился у отца, органиста Львовского кафедрального собора. Был капельмейстером в австр. армии; в 1846 переехал в Россию, основал муз. магазины (ноты и муз. инструменты) в Каменец-Подольске и Кишиневе. Собирал, обрабатывал и издавал укр. и польские нар. песни, занимался муз.-пед. деятельностью (преподавал игру на фп. и теорию музыки). За обнаруженные у него запрещённые стихи Ю. Словацкого был выслан в 1849 за пределы России. В 1849-55 жил в Вене; в 1855 возвратился в Россию и поселился в Киеве, где открыл муз. магазин с отделением в Житомире. Занимался творческой, издательской, педагогич. и исполнит. деятельностью. В 1862 К. издал сб. обработок 100 укр. нар. песен "Пiсьнi, думки i шумки руського народу на Подолi, Волинi i Украпнi", позже переложенных В. Зентарским для фп. Автор кантаты для голоса и фп., произв. для фп., в т.ч. "Ярмарка на Украине" ("Козак-полька") и "Mazur z Ukrainka", полонезов, мазурок для фисгармонии. Среди учеников К. - В. И. Заремба.

Литература: А. Коципинский (Некролог), "Киевлянин", 1866, 26 мая; Дремлюга М., Украiнська фортепiанна музика. Дожовтневий период, Кипв, 1959, с. 142-43.

Л. С. Кауфман.

Кочальский Р.

Кочальский Р. (Koczalski) Рауль (3 I 1884, Варшава - 24 XI 1948, Познань) - польский пианист и композитор. Учился игре на фп. у матери. Дебютировал в 4-летнем возрасте. Занимался у Л. Марека (ученик Ф. Листа) и К. Микули (ученик Ф. Шопена) во Львове. С 1892 гастролировал в разных странах, в т.ч. неоднократно в России (до 1896 дал ок. 1000 концертов). Брал уроки у А. Г. Рубинштейна. С детства отличался не только виртуозностью, но и глубиной трактовок соч. классиков, яркой эмоциональностью в исполнении романтиков. Позднее получил известность как интерпретатор соч. Шопена. Иск-во К. отличалось импровизационной свободой, поэтичностью, изысканностью звучания. Жил во Франции, Германии, Швеции, после 1945 - в Польше. Преподавал игру на фп. в Гос. высшей школе музыки в Познани (1946-48) и Варшаве (1948). В соч. К. ощутимо влияние Листа; наиболее значительны виртуозные пьесы для фп. (ок. 70).

Сочинения: оперы (7; 5 не пост.) - Раймунд (1902, Эльберфельд), Искупление (Die Sьhne, 1909, Мюльхаузен); для орк. - симфония, баллада и др. орк. пьесы; концерты с орк. - 6 для фп., 1 для скр., 1 для влч., для фп. - 8 сонат, пьесы, танцы; песни (ок 250).

Литературные сочинения: F. Chopin, Kцln, 1936.

Литература: Vogel В., Raoul Koczalski. Skizze, Lpz., (1896); Paruszewska M., Szkiz biograficzny i artystyczna kariera Raoula Koczalskiego, Poznan, 1936.

А. П. Яблонский.

Кочари

Кочари (от тюрк. коч - баран) - армянский народный массовый (мужской) танец. Состоит из 2 частей - умеренной и быстрой. Муз. размер - 2/4, 4/4, 8/4.

Кочари

Метр К. очень гибкий, с упругой импульсивной ритмикой и частыми синкопами. Исполняется в сопровождении зурны и дхола. Часто сочетание мелодии и сопровождения ударных создаёт полиритмич. эффект. Сформировался ещё в первобытнообщинном строе и связан с культом животных. К. распространены во всех районах Армении, др. назв. - мыщу хыр, апарани К., мартуну К. и др. Пляшут К. на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой. К. использовали арм. комп.: А. И. Хачатурян в балете "Спартак", Д. Г. Тер-Татевосян в симфонии No 2, Э. М. Мирзоян в Симфонических танцах, А. Степанян в сонате и др.

Литература: Лисициан С. С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1, Ер., 1958; Хачатрян Ж. К., Народные пляски Джавахка, в сб.: Армянская этнография и фольклор, т. 7, Ер., 1975.

Э. X. Петросян.

Кочарян А. К.

Арам Карапетович (1 (14) X 1903, Эчмиадзин - 5 IX 1977, Ереван) - сов. композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1960). Кандидат искусствоведения (1965). В 1929-31 учился в Московской консерватории; в 1945 окончил Ереванскую консерваторию. Один из организаторов и старший научный сотрудник (1934-42), затем учёный секретарь (1942-48) сектора истории и теории музыки АН Арм. ССР. В 1934-48 преподавал муз. этнографию и историю арм. музыки в Ереванской консерватории. С 1960 ст. науч. сотрудник Ин-та иск-в АН Арм. ССР. В своих мелодичных, ясных по форме муз. соч. К. претворяет характерные особенности арм. нар. музыки. Автор опоры "Господин и слуга" ("Терн у царан", 1970), кантаты "О мире, дружбе и труде" ("Хахахутян, барекамутян ев ашхатанки", 1955), хоров, песен и др. Значителен его вклад в изучение арм. муз. фольклора (собрал св. 2000 нар. песен, много нар. инструментов). Среди музыковедч. работ К. - кн.: "Армянская народная музыка" (1939), "Ударные и духовые инструменты Армении" (на арм. яз., 1965), "Армянские гусанские песни" (на арм. яз., 1976).

Кочерга А. И.

Анатолий Иванович (р. 9 VII 1947, с. Самгородок Винницкой обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1979). Чл. КПСС с 1977. В 1973 окончил Киевскую консерваторию у Р. А. Разумовой, в 1975-76 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". С 1972 ведущий солист Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Борис Годунов, Досифей, Пимен, Галицкий, Гремин, Нилаканта, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Сильвестр ("Ярослав Мудрый" Г. Майбороды), Старый каторжник ("Катерина Измайлова"). Выступает как камерный певец, особенно близка ему вок. лирика П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова; исполняет также рус. и укр. нар. песни. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1-я пр., 1971) и Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1974). Гастролирует за рубежом.

Кочергин А. С.

Анатолий Семёнович (р. 10 III 1930, Москва) - сов. мастер смычковых инструментов. Учился их изготовлению и реставрации у С. М. Доброва (1944-50). Работал в экспериментальной мастерской в Москве (1954-57), изготовлял нар. инструменты. С 1957 мастер смычковых инструментов Моск. консерватории. Прошёл стажировку как реставратор у Э. Ватло в Париже (1966-67), сделал по моделям А. Страдивари и Дж. Гварнери дель Джезу 26 скрипок, 5 альтов и 5 виолончелей. Инструменты работы К. неоднократно отмечались премиями и дипломами на всесоюзных и междунар. конкурсах смычковых инструментов. Лауреат Междунар. конкурса смычковых инструментов им. Г. Венявского (Познань, 1972).

Б. В. Доброхотов.

Кочетов В. Н.

Вадим Николаевич (10 (22) XI 1898, Москва - 31 VII 1951, там же) - сов. композитор. Сын Н. Р. Кочетова. В 1926 окончил Муз. школу им. А. А. Ярошевского по классу фп. у H. H. Кувшинникова, в 1931 - Моск. обл. муз. техникум по классу композиции у С. Н. Василенко. В своём творчестве тяготел к сюжетности, использовал фольклор народов СССР, Испании, Франции, Югославии и др. стран. Живо откликался на события современности (гражд. война в Испании, нац.-освободит. борьба в Китае, Великая Отечеств. война 1941-45). Песня К. "No pasarбn" (из вок. цикла "Испания в борьбе") стала гимном 11-й Интернациональной бригады. Много внимания уделял музыке для детей (песни, оперы, радиопередачи, театр. музыка).

Сочинения: детские оперы - Культпоходный тир (муз. парад-скетч, 1929, Моск. т-р для детей), Мойдодыр (муз. рассказ по К. И. Чуковскому, 1935, радио); для орк. - 2 сюиты из балета Тиль Уленшпигель (по Ш. Де Костеру, 1934, 1937), Батарея (симф. поэма с хором, сл. В. А. Луговского, 1930), По щучьему велению (1941, из музыки к фильму (1938)), Рапсодия на югосл. нар. темы (1945; 2 ред. 1947), Родная земля (симф. поэма, 1947) и др.; для влч. с орк. - Испанская концертная сюита (1942); для дух. орк. - Русская пляска (1941), увертюра (1943), 2 марша, обр. собств. песен; камерные ансамбли - струн. квартет (1943), Sinfonia piccola (для квартета деревянных дух. инструментов, 1933), фп. трио (1933), концертино для 2 скр. и флейты (1928); соч. для фп., для влч. и фп.; музыка к спектаклям драм. и кукольных т-ров, фильмам, радиокомпозициям, в т.ч. к радиокомпозиции "Кола Брюньон" (по Р. Роллану, 1934); хоры и песни, в т.ч. циклы Испания в борьбе (1936-38), Песни Освободительного похода (1940), Юные республиканцы (сл. А. Л. Барто, 1937), Песни ненависти (сл. А. А. Суркова, 1942), 7 песен к оратории-монтажу Гвардейцы-мозырьцы (сл. Л. И. Ошанина), хоры без сопровождения на тексты рус. песен, записанные А. С. Пушкиным (1949); обр. рус. и испан. нар. песен.

Литература: Штейнпресс Б., Испанские песни В. Кочетова, "СМ", 1939, No 8; Ряузов С., Композитор-гражданин - В. Кочетов, там же, 1969, No 6.

Б. С. Штейнпресс.

Кочетов Н. Р.

Николай Разумникович (26 VI (8 VII) 1864, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов - 3 I 1925, Москва) - сов. композитор, дирижёр, педагог, живописец, муз. и художеств. критик. Сын . По окончании юридич. ф-та Моск. ун-та (1889) служил по судебному ведомству. С 1893 посвятил себя музыке. Муз. самообразование дополнил уроками у Г. А. Лароша (контрапункт), советами M. К. Эрдмансдёрфера (инструментовка). Преподавал теорию музыки, сольфеджио, историю музыки и сольное пение в частных школах, Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, Нар. консерватории; в 1906-20 - историю музыки, историю иск-в, эстетику, нар. музыку в Синодальном уч-ще (с 1918 - Нар. хоровая академия), читал лекции в Моск. ун-те и Нар. ун-те им. Шанявского. После 1917 работал в Муз. отделе Наркомпроса, был науч. сотрудником ГИМНа, вёл занятия в Муз. школе им. А. А. Ярошевского. С 1886 сотрудничал в моск. периодич. изданиях как муз. рецензент. В 1895 дебютировал в качестве дирижёра исполнением своей музыки к трагедии А. В. Амфитеатрова "Полоцкое разорение"; в 1903-05 дирижёр Т-ра Солодовникова в Москве, где состоялась премьера его оперы "Страшная месть".

Сочинения: опера - Страшная месть (по Н. В. Гоголю, пост. 1903, Т-р Солодовникова, Москва); для орк. - 2 симфонии (1894, 1911), Арабская сюита (1888), 2-я сюита (из музыки к трагедии "Полоцкое разорение" Амфитеатрова, 1894) и др.; для фп. с орк. - концерт (1922); для струн., орк. - вальс-серенада; пьесы для фп., для скр. с фп.; хоры - Гимн-марш 1 Мая (1919), Серп и молот (1922); циклы романсов и др.

Литературные сочинения: Очерк истории музыки, М., 1909, 1929; Вокальная техника и ее значение, М., 1930.

Литература: Энгель Ю., В опере, М., 1911; Иванов-Борецкий М., Николай Разумникович Кочетов. (Некролог), в сб.: Музыкальное образование, 1925, с. 59.

Б. С. Штейнпресс.

Кочетова З. Р.

Зоя Разумниковна (8 (20) IX 1857, Петербург - 30 III (11 IV) 1892, Москва) - рус. певица (колоратурное сопрано). Дочь . В 1880 окончила по её классу Моск. консерваторию. На дарование К. обратили внимание Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский. В 1879 дебютировала в Большом т-ре в партии Джильды, работала здесь до 1883. В 1884-86 гастролировала за границей; пела в Вероне, затем в Милане, Ницце, Парме. Особенно прославилась исполнением партии Лючии ди Ламмермур. К. обладала голосом большого диапазона (до соль 3-й октавы), сценич. темпераментом. Её игра отличалась тонким изяществом. Среди лучших партий К.: Антонида, Людмила; Маргарита Наваррская ("Гугеноты") и др. Заболев, К. в 1888 оставила оперную сцену; выступала в концертах.

Литература: Кочетова З. Р. (Некролог), "Дневник артиста", 1892, No 3, с. 42-45.

Кочуров Ю. В.

Юрий Владимирович (12 (25) VI 1907, Саратов - 22 V 1952, Ленинград) - сов. композитор. Учился в Саратовском муз. техникуме по классам фп. у П. К. Прейса (1921-23) и композиции у Л. М. Рудольфа (1924-26). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва. С 1932 систематически сотрудничал на студии "Ленфильм". Автор песен, завоевавших популярность в частях Ленингр. и Волховского фронтов во время Великой Отечеств. войны 1941-45 ("Проводы", "Ястребки", "Застольная", "Гвардейская", "Город-крепость" и др.). Осн. место в творчестве К. принадлежит вок. лирике на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Г. Гейне, сов. поэтов. Отредактировал партитуру оперы П. И. Чайковского "Воевода" для пост. в Ленингр. Малом оперном т-ре (1949) и 6 этюдов-вокализов М. И. Глинки для голоса с фп. (1950-51). С 1947 преподавал в Ленинградской консерватории (с 1950 доцент).

Сочинения: балет - Дон Жуан (1946-48, не закончен); для хора и голосов с орк. - кантата к 15-летию Октября (сл. А. А. Прокофьева, 1932), Героическая ария (сл. А. Е. Решетова, 1942-43), Город-крепость (ария, сл. В. Саянова, 1943), баллады; для орк. - 2 симфонии (Макбет - 1948; 1951 - не закончена), прелюдия Памяти Пушкина (1937), Суворовская увертюра (1941-42; 2-я ред. 1944), Торжественный марш (1945), сюита из музыки к комедии "Горе от ума" Грибоедова (1946); для голоса с органом - Сонет Петрарки (1951); романсы (около 40), Гос. пр. (1952) за романсы Посвящение, Родник (сл. А. Г. Гарнакерьяна), Радость жизни, Любовь (сл. И. Г. Гришашвили).

Весна (сл. Ф. И. Тютчева), После дождя (сл. M. P. Рыльского); 34 песни; пьесы для фп., для скр. и фп., для влч. и фп.; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Ручьевская Е., Юрий Владимирович Кочуров, Л.-М., 1958.

M. М. Яковлев.

Коша Д.

Коша Д. (Kosa) Дьёрдь (р. 24 IV 1897, Будапешт) - венг. композитор и пианист. Нар. арт. ВНР (1972). Обучался в Высшей муз. школе им. Ф. Листа игре на фп. у Б. Бартока и Э. Дохнаньи, композиции у З. Кодая и В. Херцфельда. В 1916-17 коррепетитор Гос. оперного т-ра в Будапеште. В 1917-27 концертировал во мн. зап.-европ. странах в качестве солиста и аккомпаниатора скрипача Ф. Вечей, в 1920-21 был театр, дирижёром в Триполисе. В 1927-62 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа (класс фп.). Пр. им. Эркеля (1955).

Сочинения: комич. оперы Два рыцаря (Az kйt lovagok, 1934, Будапешт), Тартюф (1951, там же) и др.; балеты, в т.ч. Три чуда Йожи Арва (Бrva Jуzsi harom csodбja, 1932, там же); 11 ораторий, 6 кантат; для орк. - 9 симфоний (1921-69), сюиты и др.; камерно-инстр. ансамбли - 8струн. квартетов и др.; соч. для фп.; хоры; духовная музыка; песни.

Литература: Rбndi M., Kуsa Gyцrgy, Bdpst, 1966.

Кошиц А. А.

Александр Антонович (12 IX 1875, с. Ромашки, ныне Черкасской обл. - 21 IX 1944, Виннипег, Канада) - укр. хоровой дирижёр и композитор. В 1901 окончил Киевскую духовную академию, в к-рой руководил хором. Муз. образование получил в Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко в Киеве (занимался по классу теории композиции у Г. Л. Любомирского), где также руководил хором. В 1908-17 возглавлял хор студентов Киевского ун-та, в 1913 - хор. класс в Киевской консерватории. В 1912-16 дирижёр укр. оперной труппы Н. К. Садовского. В 1916-17 дирижёр и хормейстер в Киевском оперном т-ре. В 1917 при участии К. был создан Первый укр. нац. хор, в 1919 - Укр. респ. капелла, с к-рой в 1919 уехал за границу. Выступал с концертами в Европе и Америке. К. - автор многочисл. обработок укр. нар. песен. Из его произв. издано 6 выпусков укр. нар. песен, сб-ки колядок, веснянок. Ему принадлежат статья о Н. В. Лысенко (в сб.: "Корифеи украинской сцены", 1901) и 2 тома воспоминаний (изд. в Канаде).

Литература: Мiнькiвський О., Предисл., в сб.: Кошиць О. (сост.), Украпнськi народнi пiснi для мiшаного хору, (Кипв, 1968); О. А. Кошиць (Уривки iз спогадiв нар. арт. СРСР В. С. Василька), "Музика", 1972, No 5.

Кошиц Н. П.

Нина Павловна (18 (30) XII 1894, Киев - 14 V 1965, Санта-Ана, Калифорния) - рус. певица (сопрано). Дочь П. А. Кошица. Училась в Моск. консерватории по классу пения у У. А. Мазетти. Позднее совершенствовалась у Ф. В. Литвин в Париже. В 1913 дебютировала в Оперном т-ре С. И. Зимина (Москва), где работала до 1917. Выступала как камерная певица (в ансамбле с С. В. Рахманиновым, 1916; позже с Н. К. Метнером, А. Т. Гречаниновым). В 1917-18 артистка Мариинского т-ра и Т-ра Моск. совета рабочих депутатов (б. т-р Зимина). Среди её лучших партий: Татьяна; Электра ("Орестея" Танеева), Клара Милич (одноим. опера Кастальского), Кума Настасья; Донна Анна ("Дон Жуан") и др. В 1921 К. уехала за границу. Пела в оперных т-рах (в т.ч. "Гранд-Опера", Чикагской опере), концертировала. Участвовала в первом представлении оперы С. С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (партия Фаты Морганы, Чикаго, 1921). Выступала как камерная певица в США и странах Зап. Европы. С 1941 жила в Голливуде, где преподавала пение. К. посвящен ряд романсов Рахманинова, Метнера, Прокофьева.

Кошиц П. А.

Кошиц П. А. (наст. фам. - Порай-Кошиц) Павел Алексеевич (14 (26) XII 1863 - 2 (15) III 1904, Москва) - рус. певец (драматич. тенор). Учился в Италии. В 1886-89 выступал за границей (Италия, Греция, Южная Америка). В 1890-92 пел в оперных т-рах Тбилиси, Баку, Киева. В 1893-1903 солист Большого т-ра. Участвовал в первой пост. на рус. сцене оперы "Зигфрид" Вагнера, исполнив в ней заглавную партию (1894, Большой т-р). Среди др. партий: Радамес, Иоанн Лейденский, Канио, Тангейзер, Берендей. Сорвал голос в кон. 90-х гг., в 1904 был уволен из театра. Покончил жизнь самоубийством.

Кошнай

Кошнай - кушнaй (от кўш - двойной и най - свирель, флейта) - узб. и тадж. духовой язычковый муз. инструмент: две связанные между собой, закрытые в верхней оконечности тростниковые трубочки (дл. 250-300 мм) с 7 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический в пределах октавы (укорачивая губами длину вибрирующей части тростей, регулируя нажим на них, исполнители расширяют диапазон до 1 1/2, 2 октав). Звук сильный, с характерным "биением", возникающим от незначит. расхождения в настройке стволов. К. применяется в нар. ансамблях и оркестрах.

С. Я. Левин.

Коэлью К.

Коэлью да Кошта (Coelho da Costa), Родригиш, Падре Мануэл Родригиш (по новым данным, ок. 1555, Элваш - после 1633, Лисабон) - португальский композитор и органист, крупнейший представитель инстр. полифонии нач. 17 в. В 1603-1633 служил в Корол. капелле и был органистом Кафедрального собора в Лисабоне. Его сб. "Цветы музыки" ("Flores de musica..." Лисабон, 1620) содержит 57 тьентос (пьесы имитационно-полифонич. склада типа ричеркара), предназначенных для органа или клавикорда и отмеченных высоким контрапунктич. мастерством, разнообразием фактуры и обилием тонких колористич. приёмов.

Коэн Х.

Коэн Х. (Cohen) Харриет (2 XII 1901, Лондон - 13 XI 1967, там же) - англ. пианистка и педагог. Училась в Корол. муз. академии в Лондоне (1912-17) и в фп. школе Т. Маттея, где с 1922 преподавала. В 1924 выступала на Зальцбургском междунар. фестивале; концертировала во мн. городах Европы и США. Получила признание гл. обр. как исполнитель произв. клавесинистов и совр. англ. композиторов Р. Воан-Уильямса и А. Бакса, написавших специально для неё фп. концерты. К. - автор брошюры "Служанка музыки" ("Musics handmaiden", 1936), в к-рой изложила свои взгляды на интерпретацию мн. произв. В 1938 награждена орденом "Кавалер британской империи". В 1948 получила травму правой руки; в 1950 исполнила на Челтнемском фестивале "Концертино для левой руки" Бакса, написанное для неё. Посмертно изданы мемуары "Переплетение времени" ("Bundle of Time", 1967).

В. Ю. Дельсон.

Кравейшвили Б.

Бату (Варфоломей Ираклиевич) (3 (16) XII 1914, Самтредиа - 14 VI 1970, Тбилиси) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. КПСС с 1946. В 1935 окончил 1-й Моск. медицинский ин-т, в 1937 - Тбилисскую консерваторию у Е. А. Вронского. В 1937-39 и с 1941 солист Груз. т-ра оперы и балета, в 1939-41 - Большого т-ра. Среди партий - Евгений Онегин, Елецкий, Князь Игорь, Риголетто, Амонасро, Яго, Скарпиа, Эскамильо; Мурман, Киазо, Инкубус ("Абесалом и Этери", "Даиси", "Латавра" Палиашвили), Автандил ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Гоча ("Дареджан коварная" М. Баланчивадзе), Грибоедов ("Невеста Севера" Торадзе), Кучатнели ("Арсен" Букин). Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. С 1958 преподавал в Тбилисской консерватории. Снимался в кинофильмах, в т.ч. в роли Котэ ("Кето и Котэ", 1948). Автор мемуаров "Незабываемое" (1967, на груз. яз.; рус. пер. - "Незабываемое. Записки певца", 1970).

Кравченко Б. П.

Борис Петрович (28 XI 1929, Ленинград - 9 II 1979, там же) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1971. В 1958 окончил Ленингр. консерваторию у Б. А. Арапова (в муз. уч-ще занимался у Г. И. Уствольской). В 1971-79 директор и гл. ред. Ленингр. отделения изд-ва "Сов. композитор". Автор первой сов. кукольной оперы для детей "Ай да Балда!" (по A. С. Пушкину, 1972, Ленинград, 2-я ред. 1974, Горький). В 1967-71 преподавал композицию в Ленингр. консерватории.

Сочинения: оперы - Возвращение Василия Бортникова (по роману "Жатва" Николаевой, 1953), Емельян Пугачёв (по B. И. Шишкову, 1954), Жестокость (по H. P. Нилину, 1968, Одесса), Лейтенант Шмидт (1972, там же), Старомодная комедия (по А. Н. Арбузову, 1978); хореографич. миниатюры (все пост. в Ленинграде) - Встреча, Конькобежцы (обе 1958) и др.; оперетты; оратории - Год 1917 (героич. хроника, сл. В. В. Маяковского, Д. Бедного, 1959), Размышления о мире и войне (1969) и др.; произв. для симф. орк., для эстр. орк., для орк. рус. нар. инструментов, концерты для разл. нар. инструментов с орк. рус. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; хоры a cappella, в т.ч. Поэмы о Ленине (слова сов. поэтов, 1969); пьесы для фп., для гуслей; романсы, песни, музыка для драм. и кукольного т-ров, для эстр. обозрений.

Литература: Земцовский И., Б. Кравченко. (К проблеме оперного мелодизма), в сб.: Композиторы Российской федерации, вып. 1, М.. 1981.

Кравченко Т. П.

Татьяна Петровна (р. 17 (30) IV 1916, Астрахань) - сов. пианистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1962). Кандидат искусствоведения (1954). Чл. КПСС с 1940. Окончила Моск. консерваторию(1939) и аспирантуру при ней (1945) у Л. Н. Оборина. В 1945-1950 солистка Моск. филармонии, в 1950-67 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1964 профессор), в 1967 -79 зав. кафедрой спец. фп. в Киевской консерватории; с 1979 зав. объединённой кафедрой спец. фп. в Ленингр. консерватории. Среди учеников - В. Ю. Быстряков, В. В. Денисенко, Л. Н. Донец, Ю. И. Глущенко, В. П. Муравский. Гастролирует за рубежом. Выступает в ансамбле с О. М. Пархоменко (скрипка).

Крайнев В. В.

Владимир Всеволодович (р. 1 IV 1944, Красноярск) - сов. пианист. Окончил в 1962 Центр. муз. школу-десятилетку при Моск. консерватории по классу фп. у А. С. Сумбатян, в 1967 - Моск. консерваторию по классу фп. у С. Г. Нейгауза (в 1962-64 занимался у Г. Г. Нейгауза), в 1969 - аспирантуру. Лауреат междунар. конкурсов пианистов: в Лидсе (1963, 2-я пр.), им. Виана да Мота в Лисабоне (1964, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1-я пр.). С 1966 солист Моск. филармонии.

Литература: Григорьев Л., Платек Я., Владимир Крайнев. (Беседы с мастерами), "МЖ", 1971, No 1.

Предыдущая страница Следующая страница