Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯТ")

Доброклонский Михаил Васильевич

Доброклонский Михаил Васильевич (1886-1964), советский искусствовед. Член-корреспондент АН СССР (1943). Занимался проблемами атрибуции и систематизации рисунков, хранящихся в музеях СССР; составил научные каталоги собраний рисунков в ГЭ ("Рисунки итальянской школы XV и XVI веков". 1940; "Рисунки фламандской школы XVII-XVIII веков", 1955, и др.). Автор работ по истории западноевропейской и советской графики.

Добужинский Мстислав Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885-87) и в Мюнхене (1899-1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения "Мир искусства". В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики, писал также исторические картины, оформлял спектакли, в том числе в МХТ ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева, 1909) и антрепризы С. П. Дягилева. Особое место в творчестве Добужинского занимала тема современного индустриального города, который порой приобретает в его произведениях фантастически-одушевлённый, трагически- гротескный облик ("Старый домик", гуашь, графитный карандаш, 1905; "Окно парикмахерской", акварель, гуашь, уголь, - оба в ГТГ); зловещий оттенок придаёт Добужинский образу города в своих политических, антисамодержавных произведениях созданных в период Революции 1905-07 (рисунки для журнала "Жупел" - "Октябрьская идиллия", "Умиротворение"). Книжная графика Добужинского, сильно повлиявшая на развитие этого вида искусства в России (оформление журнала "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"; иллюстрации к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского, издано в 1923), отличается тонким соответствием её внутренней интонации эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и отточенностью рисунка, а с конца 1910-х гг. - повышенной экспрессией линий и пятен. С 1925 жил за границей.

Литература: М. В. Добужинский. Каталог выставки (Автор вступит. статьи А. П. Гусарова, М., 1975); Г. И. Чугунов, М. В. Добужинский, Л., 1984.

Доисторическое искусство

Доисторическое искусство - см. Первобытное искусство.

Дольмен

Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol - стол и men - камень), древнее погребальное сооружение (в основном 3-2 тысячелетия до н. э., от неолита до бронзового и железного веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки; в СССР - на Кавказе и в Крыму.

Дольмен близ г. Геленджик (Северный Кавказ).

Дольмен близ г. Геленджик (Северный Кавказ).

Дом Союзов

Дом Союзов - в Москве, общественное здание; достопримечательность столицы. Здание в стиле классицизма, построенное в 1775 архитектором М. Ф. Казаковым для князя В. М. Долгорукова-Крымского, в 1784 было приобретено московским дворянством для Благородного собрания. В связи с этим в 1784-90-х гг. Казаковым дом был значительно расширен, на месте внутреннего двора был построен знаменитый двусветный Колонный зал, окружённый величественной коринфской колоннадой. Зал украшают зеркала в форме окон, зрительно увеличивающие его пространство, и хрустальные золочёные люстры, придающие ему торжественный и нарядный вид. Дом был выстроен из кирпича с применением дерева в конструкциях перекрытий и колоннах. После пожара 1812 здание восстанавливалось архитектором А. Н. Бакаревым. В 1903-08 дом реконструирован (архитектор А. Ф. Мейснер).

Колонный зал. 1790-е гг. Архитектор М. Ф. Казаков.

Колонный зал. 1790-е гг. Архитектор М. Ф. Казаков.

Домановский Эндре

Домановский Эндре - Домановски (Domanovszky) (1907-1975), венгерский живописец-монументалист. Учился в АХ в Будапеште (1926-31). В своих произведениях (фреска главного входа Металлургического комбината в Дунауйвароше, 1954-55; сграффито для вокзала в Дебрецене, 1961) отразил социалистические преобразования в Народной Венгрии, создал обобщённые, жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян. Работам Домановского свойственны монументальная простота и непринуждённость композиции, ясность рисунка, сдержанная цветовая гамма.

Домашников Борис Фёдорович

Домашников Борис Фёдорович (р. 1924), советский живописец. Народный художник СССР (1982). Учился в театрально-художественном училище в Уфе (1945-50). Живёт и работает в Уфе. Лирическим пейзажам Домашникова свойственны свежесть восприятия природы, острое чувство современности ("Город строят", 1959, ГТГ; "Окна", 1962, ГРМ; "Стадион. К вечеру", 1969, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева). Произведения 70-х гг. отличаются повышенным декоративизмом, тонким композиционным ритмом, мажорностью цветовых пятен ("Старый Урал", 1970-74).

Литература: Н. Н. Голованов, Б. Ф. Домашников, Л., 1965; (Ю. И. Нехорошев), Б. Ф. Домашников. Уральские пейзажи. (Альбом), М., 1974; (Г. Пикунова), Поэтический мир Б. Домашникова. (Каталог), М., 1975.

Доменикино

Доменикино (Domenichino; собственно Доменико Цампьери, Zampieri) (1581-1641), итальянский живописец. Представитель болонской школы. Учился в Болонье у Л. Карраччи. С 1602 работал главным образом в Риме, где сотрудничал с Ан. Карраччи. Изучал произведения Рафаэля и Корреджо. В ранний период творчества испытал влияние Караваджо. Академические по художественным принципам работы Доменикино отмечены тенденциями барокко и классицизма. Его фрески и станковые композиции на религиозные и мифические сюжеты (фрески в церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616-17, и Сант-Андреа делла Валле, 1624-28, - в Риме; "Охота Дианы", 1617-18, Галерея Боргезе, Рим) отличаются декоративно упорядоченным композиционным построением, гибким подвижным линейным ритмом, светлым нарядным колоритом. Фоном картин служит обычно идиллический ландшафт.

Ermordung des Hl. Petrus Martyr

Ermordung des Hl. Petrus Martyr

Hl. Sebastian

Hl. Sebastian

Охота Дианы 1616-1617, галерея Боргезе, Рим

Охота Дианы 1616-1617, галерея Боргезе, Рим

Доменико Венециано

Доменико Венециано (Domenico Veneziano) (до 1410 - 1461), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Примерно с 1439 работал во Флоренции. Преодолев влияние позднеготической живописи, овладел искусством перспективы и пластической передачи объёма, использовал цвет для выражения эмоциональных оттенков, объединял цветовую гамму прозрачным серебристым тоном, создающим ощущение света и воздуха ("Алтарь св. Лучии", около 1445-48, Уффици). Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа.

Доменико Венециано. Мадонна со святыми

Доменико Венециано. "Мадонна со святыми". Центральная часть "Алтаря св. Лучии". Около 1445 - 1448. Галерея Уффици. Флоренция.

Marienaltar, Szene Maria mit Kind und Heiligen, Detail

Marienaltar, Szene Maria mit Kind und Heiligen, Detail

Profilbildnis einer jungen Frau

Profilbildnis einer jungen Frau

Madonna and child - burgundy xmas

Madonna and child - burgundy xmas

Литература: Bodmer H., Domenico Veneziano, Z., 1950.

Доминиканская республика

Доминиканская республика (Republica Dominicana), государство в Вест-Индии, в восточной части острова Гаити. Древнее искусство Доминиканской республики представлено индейской керамикой, резьбой по дереву, каменной скульптурой. Изобразительное искусство колониального периода не сохранило выдающихся произведений. Архитектура переживала недолгий подъём в первой половине XVI в., когда был основан г. Санто-Доминго, где сохранились собор (1512-41, архитектор Р. де Льендо, Л. де Моя), сторожевая башня Торре дель Оменахе (1503-07), дворец Каса дель Амиранте (1510-14) и др. сооружения крепостного типа с чертами испанской поздней готики и Раннего Возрождения. Появились также религиозная живопись и скульптурные надгробия. Современная архитектура находится под влиянием США. Изобразительное искусство XX в. связано с творчеством живописцев А. Р. Урданеты, Л. Десанглеса, Э. Гарсии Годоя - авторов исторических картин, пейзажей, портретов. В 50-60-х гг. получили распространение кубизм, абстрактное искусство, сюрреализм (X. М. Кольсон, Д. Суро, X. Эрнандес Ортега и др.). Реалистические произведения создают С. Вос-и-Хиль, А. Бонилья, X. О. Морель. Существует Национальная школа искусств в Санто-Доминго, Школы изящных искусств в Сан-Франсиско-де-Макорис и Сан-Хуане, Школы пластических искусств в Сантьяго и Ла-Веге.

Д. Суро. Лихорадка

Д. Суро. "Лихорадка".

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962.

Домогацкий Владимир Николаевич

Домогацкий Владимир Николаевич (1876-1939), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Учился в мастерской С. М. Волнухина (1895-1902), в 1907 в Париже изучал творчество О. Родена. Преподавал в МХИ (1936-38), среди учеников - Л. Е. Кербель, В. Е. Цигаль. Участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды ("Дж. Байрон" для Петрограда, гипс, 1919, ныне в ГРМ). Работая преимущественно в области портретной пластики (автопортрет, мрамор, 1925, ГРМ; портрет сына, мрамор, 1926, ГТГ), Домогацкий стремился к интимно-лирической трактовке образов; обращался также к историческому портрету ("Л. Н. Толстой", бронза, 1928, Всесоюзный музей Л. Н. Толстого, Москва) и мемориальной скульптуре (надгробие А. И. Сумбатова-Южина, гранит, мрамор, 1928, Новодевичье кладбище, Москва).

В. Н. Домогацкий. А. С. Пушкин

В. Н. Домогацкий. "А. С. Пушкин". Бронза. 1926. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: А. В. Парамонов, В. Н. Домогацкий, М., 1957; (С. П. Гусева), Скульптор Домогацкий. Альбом, М., 1972.

Домье Оноре Викторьен

Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях ("Силуэт". 1830-31, "Карикатюр", 1830-35, "Шаривари", 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832-33). В 1832 за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов - "Законодательное чрево"; "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу"), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"), героический образ рабочего-революционера ("Свобода печати", "Современный Галилей"). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя ("Парижские типы", 1839-40; "Лучшие в жизни", 1843-46; "Добрые буржуа", 1846-49; серия "Карикатюрана", в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха.

В живописи Домье связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ("Восстание", около 1848; "Семья на баррикадах", Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты ("Прачка", около 1859-60, Лувр; "Вагон 3-го класса", около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

О. Домье. Прачка

О. Домье. "Прачка". Около 1859 - 1860. Лувр. Париж.

Литература: Н. В. Яворская, О. Домье, Л., 1935; А. Н. Замятина, О. Домье, М., 1954; Н. Калитина, О. Домье, М., 1955; Р. Эсколье, О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Р. Пассерон, Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., (1974); Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l'oeuvre lithographique, t. 1-2, P., 1978.

Донателло

Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм, измельчённой дробностью линейного ритма. В статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф "Пир Ирода" на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия (надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII), мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий во Флоренции), используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь "Благовещение" (так называемый алтарь Кавальканти; известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) - первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) - оба в Падуе. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий; группа "Юдифь и Олоферн", бронза, около 1456-57, площадь Синьории; рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., - все во Флоренции). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения - Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем.

Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. Бронза, мрамор, известняк. 1447 - 1453.

Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. Бронза, мрамор, известняк. 1447 - 1453.

Литература: М. Я. Либман, Донателло, М., 1962; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963; Hartt Fr., Donatello, prophet of modern vision, L., 1974.

Донатор

Донатор (от лат. donator - даритель), в западноевропейском искусстве средневековья и Возрождения (а иногда и в искусстве более позднего времени) изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного искусства). Донатор обычно изображался предстоящим перед Христом и Богоматерью или святыми. См. также Ктитор.

Донжон

Донжон (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

Донжон (на заднем плане) замка Лоше (Франция; кон. 11 в.).

Донжон (на заднем плане) замка Лоше (Франция; кон. 11 в.).

Доннер Георг Рафаэль

Доннер Георг Рафаэль (Donner) (1693-1741), австрийский скульптор. Эволюционировал от барокко к классицизму. Учился в Хайлигенкройце, работал в Вене (с 1715), Зальцбурге (1725-28) и Братиславе (1728-38). Автор монументально-декоративных скульптур (главный алтарь собора св. Мартина в Братиславе, 1732-34, сохранились фрагменты; аллегорические фигуры для фонтана на Новом рынке в Вене, свинец, 1737-39, Австрийская галерея, Вена), отмеченных динамикой и эффектностью композиции, строгим изяществом форм.

Донской монастырь

Донской монастырь - в Москве. Основан в 1591. В конце XVI - середине XVIII вв. сложился замечательный архитектурный ансамбль Донского монастыря. Его квадратная в плане территория окружена кирпичными стенами с башнями, украшенными белокаменными деталями (1686-1711). На территории монастыря: одноглавый бесстолпный Малый собор с тремя ярусами кокошников (1591-93), с трапезной (1678) и шатровой колокольней (1679); Большой собор, пятиглавый, четырехлепестковый в плане, с нарядной обходной галереей (1684-93; иконостас - 1693-99, московские мастера; росписи - 1792, по эскизам В. И. Баженова); Тихвинская надвратная церковь (1713-14, приписывается И. П. Зарудному, "нарышкинский стиль"), колокольня на западных воротах (окончена в 1753, архитектор А. П. Евлашев), церковь Архангела Михаила в стиле классицизма (усыпальница князей Голицыных, 1805, И. В. Еготов; с собранием надгробий И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и др.), фрагменты несохранившихся зданий, некрополь деятелей истории и культуры. В юго-восточной части Донского монастыря расположено кладбище (возникло в конце XVII в.), где похоронены участники Отечественной войны 1812, декабристы, деятели русской культуры. После Октябрьской революции 1917 в Донском монастыре был создан Антирелигиозный музей, с 1935 в нём находился Музей архитектуры АА СССР, с 1964 здесь расположен филиал Научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Малый собор. 1591 - 1593.

Малый собор. 1591 - 1593.

Литература: Научно-исследовательский музей архитектуры. Путеводитель, М., 1962; Ю. И. Аренкова, Г. И. Мехова, Донской монастырь, М., 1970.

Доре Гюстав

Доре Гюстав (Dore) (1832-1883), французский график. Профессионального образования не получил. Испытал влияние романтизма. Прославился романтически- эффектными гротескно-выразительными иллюстрациями к "Гаргантюа и Пантагрюэлю" Ф. Рабле (1854) и "Озорным рассказам" О. Бальзака (1855-56), рисунками к "Божественной комедии" Данте (1861), "Дон Кихоту" М. Сервантеса (1862-63), Библии (1864-66), гравировавшимися группой мастеров в технике торцовой ксилографии. Запечатлел также социально заострённые сцены из жизни Лондона ("Нищие на мосту в Лондоне", офорт, 1873), известен и как скульптор (памятник А. Дюма в Париже, бронза, 1882).

Г. Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса Дон Кихот

Г. Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса "Дон Кихот". Гравюра на дереве. 1862 - 1863.

Литература: Л. Варшавский, Г. Доре, М., 1966; Л. Дьяков, Г. Доре, М., 1983; G. Dorй. (Catalogue), P., 1974.

Дорический ордер

Дорический ордер - один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты - абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 до н. э. в самой Греции и в дорийских колониях - храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н. э. лаконичный и мужественный дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. Иллюстрации см. при статье Ордера архитектурные.

Доспевский Станислав

Доспевский Станислав - Доспевски (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Зафир Зограф) (1823-1878), болгарский живописец. Один из создателей болгарского светского реалистического искусства. Племянник живописца З. Зографа. Учился в МУЖВЗ (начало 50-х гг.) и петербургской Академии художеств (1853-56) у Ф. А. Бруни. В своих лаконичных, исполненных мужественной сдержанности портретах (автопортрет, 1854, портрет Д. Ламбревой, около 1857, - оба в Национальной художественной галерее, София; портрет К. Нектариева, 1862, Художественная галерея, Пловдив) запечатлел характерные черты своих современников. Работал и как иконописец. Доспевский участвовал в национально-освободительной борьбе болгарского народа и умер в турецкой тюрьме.

Литература: В. Захариев, С. Доспевски. Възрожденски живописец, София, 1971.

Досси Доссо

Досси Доссо (Dossi; собственно Джованни де Лутеро, Giovanni de Lutero) (около 1479 - 1542), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Представитель феррарской школы. Работал при дворе герцогов феррарских. Автор отмеченных эмоциональностью и романтической взволнованностью картин с изображениями на мифологические, аллегорические и религиозные темы, часто помещёнными на фоне проникнутого движением поэтически-сказочного пейзажа ("Нимфа и сатир", Питти; "Аполлон, играющий на скрипке", 1530-е гг., Галерея Боргезе, Рим). Создавал также портреты и декоративные росписи.

Литература: Mendelsohn H., Das Werk der Dossi, Munch., 1914.

Доу Герард (Геррит)

Доу Герард (Геррит) (Dou), голландский живописец; см. Дау Герард (Геррит).

Доу Джордж

Доу Джордж (Dawe) (1781-1829), английский живописец. В 1819-29 работал в Петербурге. Выполнил (с помощью русских живописцев В. А. Голике и А. В. Полякова) 329 погрудных портретов героев Отечественной войны 1812 и походов 1813-14 (в том числе портреты М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли - оба 1829; все - в ГЭ), которые были размещены в Военной галерее 1812 года, созданной К. И. Росси в Зимнем дворце. В портретах Доу романтическая приподнятость сочетается с реалистической достоверностью.

Доходный дом

Доходный дом - тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаём. Сложился в Европе в 1830-40-х гг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В конце XIX - начале XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей (см. Галерейный дом). Многообразную архитектурную декоративную обработку, не связанную с конструкцией здания, имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

Дрезден

Дрезден (Dresden), город в ГДР, центр одноименного округа. Впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов Веттинов. С 1806 столица королевства Саксония. Крупный культурный и художественный центр. Дрезден - один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие Старый город с Новым городом, застроенным главным образом в XIX-XX вв. В Старом городе сохранилась сравнительно правильная средневековая сеть улиц с центральной площадью Постплац. Замок (основан около 1200, построен в XV-XIX вв.) вместе с прилегающей средневековой и барочной застройкой образует ядро знаменитого "Фронта Эльбы" (террасу Брюля) с ведущей к нему лестницей (1814). Барочный дворцовый ансамбль Цвингер (1711-22, архитектор М. Д. Пёппельман; ансамбль из объединённых галереями лёгких павильонов с трех сторон двора 106 м х 107 м; богатый декор в стиле рококо, скульптор Б. Пермозер и др.; восстановлен в 1955-62), церковь Хофкирхе (1738-56, архитектор Г. Кьявери), здание Дрезденской картинной галереи. На правом берегу - Японский дворец (1720-24), дворцово-парковый ансамбль Пильниц (1720-24; оба - архитектор Пёппельман и др.). Сильно разрушен во время второй мировой войны 1939-45 бомбардировкой английской и американской авиации в феврале 1945. Почти полностью восстановлен и реконструирован. Построены Дом печати (1960-68), Дворец культуры (1970) и др. общественные и жилые здания. Музеи: Государственные художественные собрания Дрездена, включают: Дрезденскую картинную галерею, Музей художественного ремесла, Графическое собрание, Скульптурное собрание, "Зелёный свод" (коллекция декоративного искусства), Нумизматический кабинет, Собрание слепков; имеются также Музей первобытной истории земли Саксония, Государственный этнографический музей, Государственный музей народного искусства, Городские собрания.

Литература: Г. П. Степанов, Г. К. Щедрина, Дрезден, Л., 1976; Loffier F., Das alte Dresden, 5 Aufl., Fr./M., 1966; Wotte H., Hoyer S., Dresden, B.-Lpz., 1978.

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея - собрание живописи в ГДР, входящее в состав Государственных художественных собраний в Дрездене, одно из крупнейших в мире. Основано в 1560 как дворцовое собрание курфюрстов Саксонских, расширено с 1722 и с постройкой специального здания (1847-56, архитектор Г. Земпер, М. Хенель) открыто для публики. Здание разрушено во время второй мировой войны 1939-45 при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 английской и американской авиацией, часть картин погибла, но основная часть была спрятана фашистами в непригодных для хранения местах, где им угрожала гибель. Произведения были спасены воинами Советской Армии, вывезены в СССР, отреставрированы и в 1955 переданы ГДР. С 1956 они выставлены во вновь отстроенном здании. В Галерее старых мастеров - картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Веронезе, А. Дюрера, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Рембрандта, Я. Вермера, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и др. В Галерее новых мастеров - произведения европейских художественных школ XIX-XX вв., искусство ГДР и других социалистических стран, современное прогрессивное искусство капиталистических стран.

Литература: М. Алпатов, И. Данилова, Старые мастера в Дрезденской галерее, М., 1959; Дрезденская картинная галерея. Старые мастера, 5 изд., Дрезден, 1967; Сокровища Дрезденской галереи. Каталог выставки, М., 1975; Gemaldegalerie. Neue Meister. Dresden, (Dresden), 1965.

Дромос

Дромос (греч. drуmos, буквально - бег, путь), коридор (обычно крытый), ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в материковом грунте или скале. Имеет горизонтальное или наклонное направление, иногда устроен в виде лестницы. Древнейшие дромосы известны в эгейских и этрусских гробницах.

Дубиновский Лазарь Исаакович

Дубиновский Лазарь Исаакович (1910-1982), советский скульптор. Народный художник Молдавской ССР (1963), член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). Учился в Академии художеств в Бухаресте (1925-30) и в Париже (1929) в мастерской Э. А. Бурделя. Автор монументальных памятников и ансамблей (памятник Г. И. Котовскому в Кишинёве, 1953, В. И. Ленину в посёлке Рышканы, 1973-74, - оба совместно с архитектором Л. З. Могилевским; памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков в Кишинёве, 1969, с соавторами), станковых композиций (трилогия "Отцы и дети", дерево, 1957, Художественный музей Молдавской ССР, Кишинёв) и портретов.

Литература: М. Лившиц, Л. И. Дубиновский, М., 1961; Е. В. Барашков, Л. Дубиновский. (Альбом), Киш., 1980.

Дублин

Дублин (Dublin; ирл. Бале-Аха-Клиах, Baile Atha Cliath), столица Ирландии. Расположена на берегу Дублинского залива, в устье р. Лиффи. Впервые упоминается в 291. Замок (ныне Дворец юстиции; XIII в.), готические церковь Крайст-чёрч (1038-1225) и собор Сент-Патрик (1190, перестроен после 1362). С 1757 перепланирован центр, где сложились парадные ансамбли в стиле классицизма. Парламент (1745-48), Тринити-колледж (ныне университет; фасад - 1759), Чарлимонт-хаус (ныне галерея современного искусства; 1763-70, архитектор У. Чеймберс), ратуша (бывшая биржа; 1769, архитектор Т. Кули), Ирландский банк (1729-1805); здание "Четырёх судов" (1786-1800), церковь Сент-Джордж (1794-1802). В 1913 составлен план реконструкции Дублина. (архитектор Л. П. Аберкромби); построены аэровокзал (1937-41), автовокзал (1951-53), ряд жилых и промышленных комплексов. К северу от Дублина создаётся город-спутник Баллимин. Музеи: Национальная галерея, Национальный музей науки и искусства.

Церковь Крайст-чёрч. 1038 - 1225.

Церковь Крайст-чёрч. 1038 - 1225.

Дубовской Николай Никанорович

Дубовской Николай Никанорович (1859-1918), русский живописец. Пейзажист. Учился в петербургской Академии художеств (1877-81) у М. К. Клодта; профессор там же (с 1911). С 1886 член, с 90-х гг. один из руководителей ТПХВ (см. Передвижники). Мастер пейзажа-картины; стремился к эпически обобщённому изображению природы ("Притихло", 1890, ГТГ; "Родина", около 1903-05, Омский музей изобразительных искусств).

На Волге. 1892

На Волге. 1892

Ладожское озеро

Ладожское озеро

Лесная река

Лесная река

Море. Парусники. 1900.

Море. Парусники. 1900.

Морозное утро. 1894

Морозное утро. 1894

Радуга.

Радуга.

Сумерки

Сумерки

Литература: А. Прохоров, Н. Н. Дубовской, Л., 1967.

Дубровицы

Дубровицы - село в Московской области, в 4 км от г. Подольск. Известно церковью Знамения в бывшей усадьбе Голицыных, выстроенной в 1690-х гг.-1704 в формах, переходных от стиля русский зодчества конца XVII в. к барокко. Белокаменная центрическая четырехлепестковая в плане церковь завершена восьмигранным трехъярусным столпом с ажурной золочёной металлической короной. Фасады обильно украшены белокаменной круглой скульптурой и резьбой; в интерьере - многофигурные каменные горельефы и барельефы на библейские сюжеты; деревянный иконостас и балюстрада хоров покрыты резным золочёным растительным орнаментом (возможно, артель мастеров из Тессинского кантона Швейцарии, близкая итальянской школе). Близ церкви - усадебный дом (ныне Всесоюзный институт животноводства; начало XIX в., классицизм).

Церковь Знамения. 1690-е гг. - 1704.

Церковь Знамения. 1690-е гг. - 1704.

Литература: М. А. Ильин, Подмосковье, 3 изд., М., 1974.

Дубровник

Дубровник (Dubrovnik), город в Хорватии (СФРЮ), на юге Адриатического побережья Далмации. Основан в VII в. В средние века центр торговли Дубровницкой республики. Переживал расцвет в XV-XVI вв., был крупным культурным центром на Балканах. Старая часть города, расположенная на обрывистом мысу над морем, окружена каменными стенами с башнями и представляет целостный городской комплекс (XIV-XVIII вв.): каменные жилые дома часто с аркадами в первом этаже, мощённые камнем узкие улицы, небольшие площади с фонтанами и статуями. Постройки в стиле далматинского ренессанса: Княжий двор (вторая половина XV в., архитектор О. де ла Кава, Микеллоццо ди Бартоломмео, Юрай Далматинец), так называемая Дивона (бывшая таможня и монетный двор; 1516-21, архитекторы П. Миличевич, Б., П. и И. Андриичи), монастыри францисканцев (1317 - XV в.) и доминиканцев (XIV-XVI вв.), церковь св. Спаса (1520-28, архитектор П. Андриич), комплекс портовых сооружений. В стиле барокко - собор (1671-89), церковь св. Влаха (1706-15) и др. Вне городских стен - ренессансные виллы, застройка XIX-XX вв.

Вид старой части города.

Вид старой части города.

Литература: Г. Комелова, И. Уханова, Сплит. Дубровник, Л., 1976.

Дугга

Дугга - древний город в Тунисе, в 110 км к юго-западу от г. Тунис. Известен как финикийский город в IV в. до н. э.; от периода расцвета (II в. до н. э.) сохранились остатки городских стен циклопической кладки, мавзолей Атебана (200 до н. э., зодчий Абариш из Карфагена; квадратная в плане трехъярусная башня с пирамидальным завершением). С 46 до н. э. под властью Рима; от периода расцвета (II-III вв.) остались руины форума с капитолием, терм Лициния (260, перестроены в 370; мозаика), театра (168-169), цирка (224), триумфальных арок Септимид Севера (205) и Александра Севера (226), жилых домов, сводчатых цистерн; храм Танит (222-223).

Дулёвский фарфоровый завод

Дулёвский фарфоровый завод - имени газеты "Правда", одно из крупнейших в СССР предприятий по изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан Т. Я. Кузнецовым в 1832 в пустоши Дулёво (с 1937 - г. Ликино-Дулёво Московской области). С 1889 до 1917 принадлежал товариществу М. С. Кузнецова. Изделия этого периода отличаются технически безупречным исполнением и эклектичным декором. В советское время Дулёвский фарфоровый завод реконструирован. С начала 30-х гг. преобладает декоративная роспись крупными цветовыми пятнами (обычно красного, синего и зелёного цветов), обильная позолота изделий (сервизы, вазы, блюда и т. д. с росписью П. В. Леонова). С середины 60-х гг. вводятся новые, более строгие формы сосудов. Выпускаются также декоративные скульптурные композиции и фигурки (скульпторы А. Г. Сотников, П. М. Кожин, О. М. Богданова).

Литература: Сказ о дулёвском фарфоре, (Записал А. Д. Коновалов, М., 1975).

Дунайская школа

Дунайская школа - направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI в. К дунайской школе относят ранние произведения Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера и др., отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим, подчас сказочным восприятием природы, интересом к лесному и речному пейзажу, к пространству и свету, динамичной, порывистой манерой письма (иногда мелкими мазками), острой выразительностью рисунка и интенсивностью цвета. Позднеготические традиции переплетаются в дунайской школе с ренессансными тенденциями.

Литература: Stange A., Malerei der Donauschule, (Munch, 1964).

Дуниковский Ксаверий

Дуниковский Ксаверий (Dunikowski) (1875-1964), польский скульптор и живописец. Один из создателей польской скульптурной школы XX в. Окончил Школу изящных искусств в Кракове (1897). В 1914-23 работал главным образом в Париже. Преподавал в Школах изящных искусств в Варшаве (1904-09), Кракове (1923-39, 1946-55) и в Высшей школе пластических искусств во Вроцлаве (с 1959). Во время второй мировой войны 1939-45 был заключён в концлагерь в Освенциме. В начале творчества в поисках пластической выразительности обращался к приёмам импрессионизма, кубизма и экспрессионизма (памятник Болеславу Храброму, дерево, гипс, 1916-17, Национальный музей, Варшава). Для зрелого стиля Дуниковского, сложившегося в 20-30-х гг., характерны пластическая обобщённость и конструктивная ясность форм, внутренняя цельность образов (цикл "Вавельские головы" в "Посольском зале" замка на Вавеле в Кракове, дерево, 1925-29 и с 1955). В Народной Польше Дуниковский создал ряд монументов, отличающихся суровой героикой, выразительным сопоставлением геометризованных объёмов, органическим синтезом архитектуры, скульптуры и врезанного контурного рисунка (памятник силезским повстанцам близ Катовице, камень, 1949-52). Дуниковский - автор ряда живописных циклов, исполненных драматической экспрессии ("Освенцим", 1948-61, и др.).

К. Дуниковский. Оруженосец

К. Дуниковский. "Оруженосец". Из цикла "Вавельские головы". Дерево. Скульптура потолка "Посольского зала" замка на Вавеле. Краков. 1925 - 1955.

Литература: Л. Н. Уразова, К. Дуниковский, М., 1965; Sokorski W., X. Dunikowski, Warsz., 1978.

Дуньхуан

Дуньхуан - древний город в Китае, на Западе провинции Ганьсу. В 14 км к юго-востоку от Дуньхуана расположен пещерный буддийский монастырь Цяньфодун (353-366). Сохранилось около 480 пещер (крупнейшая - Могао, 366) со скульптурой и росписями клеевыми красками по сухому грунту (IV-XIV вв.). Росписи VI-XI вв. (буддийские проповеди, пейзажи, сцены народной жизни) отличаются эмоциональной силой образов, динамичностью композиции.

Литература: The flying devis of Dunhuang, Beijing, 1980.

Дура-Европос

Дура-Европос (греч. Dura europos), античный город на р. Евфрат в Сирии. Основан Селевком I Никатором около 300 до н. э. Раскопки 1920-30-х гг. Регулярная планировка, очевидно, восходит к эллинистическому времени, в центре города - площадь-агора, храм Аполлона (позднее перестроен в храм Артемиды), цитадель. В постройках парфянского (дворец в цитадели, храмы Баала, Атаргатис, так называемый Пальмирских богов и др.) и римского (синагога и др.) времени найдены фрески, рельефы.

Литература: Perkins A. L., The art of Dura-Europos, Oxf., 1973.

Дурис

Дурис (Duris), древнегреческий вазописец первой трети V в. до н. э. Представитель "строгого стиля". Работал в Аттике. Сохранилось около 280 ваз Дуриса (в том числе 39 подписанных) с росписями на мифологические и бытовые темы (изящными по рисунку, с удлинёнными пропорциями фигур) - амфора "Атлет и Нике" (ГЭ), килики "Эос с телом Мемнона" (Лувр), "Занятия в школе" (Античное собрание, Берлин), псиктер "Силены" (Британский музей, Лондон).

Дурис. Эос с телом Мемнона

Дурис. "Эос с телом Мемнона". Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин - древний город в Ассирии (ныне городище Хорсабад на Севере Ирака). Основан Саргоном II в 713-707 до н. э.; заброшен в начале VII в. до н. э. Раскопки 1840-х и 1930-х гг. Дур-Шаррукин (площадь 18 га) имел регулярную планировку, занимал прямоугольную территорию, окружённую мощными стенами с контрфорсами и 8 укреплёнными воротами. На высокой искусственной платформе (площадь 10 га) - цитадель с дворцом Саргона II (около 200 помещений). Грандиозный дворцовый комплекс включал храмы, культовую ступенчатую башню-зиккурат, дворцы знати. Найдены рельефы, горельефные фигуры крылатых быков с головой человека (шеду), ныне хранящиеся в разных музеях мира.

Дур-Шаррукин. Царь Саргон II с жертвенным козленком

"Царь Саргон II с жертвенным козленком". Фрагмент рельефа из дворца Саргона II. Известняк. 713 - 707 до н. э. Лувр. Париж.

Литература: Loud G., Khorsabad, pt. 1-2, Chi., 1936-38.

Дученто

Дученто (итал. ducento - тринадцатый век, буквально - двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 - 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало-византийской живописи и французской готической миниатюры. Воспринял отдельные черты искусства Проторенессанса. Созданные Дуччо алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной изысканной цветовой гаммой отличаются мягкой поэтичностью, лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма, декоративизмом ("Мадонна со святыми", Национальная пинакотека, Сиена; "Мадонна Ручеллаи", 1285, Уффици). В алтарном образе сиенского собора "Маэста" - главное произведение Дуччо (двусторонний полиптих; 1308-11, основная часть - в Музее собора, Сиена) с изображением мадонны в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и сцен "страстей" Христа на оборотной стороне - Дуччо, не порывая со средневековыми канонами, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, передаче пространства и пластического объёма, добивается звучной декоративности цвета, поэтичности образов. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.

Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи

Дуччо ди Буонинсенья. "Мадонна Ручеллаи". 1285. Галерея Уффици. Флоренция.

Литература: М. В. Алпатов, Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л., 1939; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959; его же, Старые итальянские мастера, М., 1972; (Carli E.), Duccio, Mil., (1963); L'opera complete di Duccio, Mil., 1972.

Душанбе

Душанбе (до 1929 - Дюшамбе, в 1929-61 - Сталинабад), столица Таджикской ССР. Древнейшее поселение восходит к кушанскому времени (I-IV вв.). Современный город с прямоугольной сеткой улиц-аллей, широкими озеленёнными площадями, обширной парковой зоной с искусственным озером построен за годы Советской власти на месте кишлака Дюшамбе (генеральные планы: 1937, "Ленгипрогор"; 1965, архитектор В. В. Пекарский и другие). Главная архитектурно-планировочная ось города - проспект Ленина с бульваром, основными площадями, памятниками и зданиями Президиума АН Таджикской ССР (1934-36, архитектор С. В. Кутин), библиотеки Таджикской ССР имени Фирдоуси (1952-54, архитектор С. Л. Анисимов, скульптура - Е. А. Татаринова, росписи - М. Алимов), вычислительного центра (1976, архитектор В. М. Лях), Дома политпросвещения (1974, архитекторы Э. В. Ерзовский, Ю. Л. Пархов, тематическое панно в интерьере - художник С. У. Курбатов и др.).

Дом дружбы с зарубежными странами. 1974. Архитектор Г. Ю. Айзикович.

Дом дружбы с зарубежными странами. 1974. Архитектор Г. Ю. Айзикович.

Душкин Алексей Николаевич

Душкин Алексей Николаевич (1903-1977), советский архитектор. Окончил архитектурно-строительный факультет Харьковского технологического института (1930), учился у А. Н. Бекетова. Преподавал в МАРХИ (1947-77). С 1934 участвовал в проектировании и строительстве станций метрополитена в Москве, отдавая предпочтение простым, строгим формам открытых пространств перронных залов, в том числе "Кропоткинская" (1935, совместно с архитектором Я. Г. Лихтенбегом; Государственная премия СССР, 1941), "Маяковская" (1938-39), "Автозаводская" (1940-43; Государственная премия СССР, 1946) и др. Является автором железнодорожных вокзалов в Симферополе (1951), в Сочи (1952) и др. Построил высотное здание на Лермонтовской площади (1947-53, совместно с архитектором Б. С. Мезенцевым; Государственная премия СССР, 1949) и универмаг "Детский мир" (1953-57) в Москве.

А. Н. Душкин. Станция метрополитена Маяковская в Москве

А. Н. Душкин. Станция метрополитена "Маяковская" в Москве. 1938 - 1339.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел. Издавна существует в слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Киров). Лепится из глины, обжигается и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперой (геометрический узор), украшается сусальным золотом. Изображает животных, всадников (обычно свистульки), дам в кринолинах, сказочные и бытовые сцены; отличается обобщёнными, несколько гротескными формами. В 1919 создана игрушечная мастерская (с 1942 - цех в ведении товарищества "Кировский художник", с 1956 - цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера - А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, З. Ф. Безденежных, О. И. Коновалова, Е. И. Косс-Деньшина.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Литература: Л. Дьяконов, Дымковские глиняные расписные, (Л., 1965); Н. И. Перминова, Дымковская расписная, Горький, 1979.

Дынька

Дынька - декор, деталь в русской архитектуре XIII-XVII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

Дюккер Евгений Эдуардович

Дюккер Евгений Эдуардович (1841-1916). Родился будущий академик (с 1868) и профессор (с 1873) пейзажной живописи петербургской Академии художеств Евгений Эдуардович Дюккер на острове Эзель, что в Прибалтике. Детские и юношеские впечатления от малой родины были столь велики, что сопровождали художника в течение всей его творческой жизни. Свои учебные серебряные и золотые медали в Академии художеств (учился с 1858 по 1862 год) Е. Дюккер получал за виды Лифляндии. Большую золотую медаль художник получил за дипломную работу «Дубовый лес в окрестностях Ревеля». В пенсионерской поездке и в дальнейшей своей работе (а работал художник большую часть жизни в Дюссельдорфе) Е.Э. Дюккер постоянно возвращался в своих холстах к мотивам, связанным с дорогим его сердцу прибалтийским детством: Болото на острове Рюген (1868), Вид в Эстляндии (1869), Вид на острове Наргене близ Ревеля (1874), Мотив Северного моря (1880), Берег с камнями (1886). Художник много путешествует по Европе, часть своих картин отсылает на академические выставки в Петербург. Большая же часть раскупается западноевропейскими частными коллекционерами и музеями, иногда прямо с мольберта художника.

Полотно Е.Э. Дюккера «Вид на острове Рюген», которое украшало русский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую награду - большую золотую медаль. В последние два десятилетия жизни художника его связь с родиной заметно ослабевает, но остаются его картины, украшающие экспозиции многих отечественных музеев.

Дубовый лес в окрестностях Ревеля. 1862

Дубовый лес в окрестностях Ревеля. 1862

Дюпре Жюль

Дюпре Жюль (Dupre) (1811-1889), французский живописец. Представитель барбизонской школы. Учился у своего отца - керамиста Ф. Дюпре. Испытал влияние Д. Констебла и Т. Руссо. Для Дюпре характерны интерес к сложным, драматическим явлениям природы, звучность и свежесть красочных тонов, контрасты света и тени. Произведения: "Большой дуб" (1844-45), "Маленькая повозка" (50-е гг.) - оба в Лувре; "Пейзаж с коровами" (50-е гг.), "Дубы у дороги" (50-е гг.), "Морской отлив в Нормандии" (около 1870) - все в ГМИИ.

Дюрер Альбрехт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дюсерсо

Дюсерсо (Du Cerceau, Ducerceau), семья французских архитекторов XVI-XVII вв. Жак I Андруэ (Androuet) Дюсерсо (1510 или 1512-1585) в 1531-33 работал в Италии. Известен циклами документально точных офортов ("Книга архитектуры", 1559-61; "Античные арки и монументы", 1560; "Прекраснейшие здания Франции", 2 тт., 1576-79). В своих проектах и архитектурных фантазиях свободно трактовал элементы античной и итальянской ренессансной архитектуры. По проектам Дюсерсо строились праздничные и парадные замки-дворцы Шарлеваль (Нормандия) и Вернёй-сюр-Уаз (Иль-де-Франс). Жак II Андруэ Дюсерсо (около 1550 - 1614) участвовал в строительстве Большой галереи Лувра и павильона Флоры дворца Тюильри в Париже (1600-08).

Дюссельдорфская школа

Дюссельдорфская школа - одна из самых влиятельных местных школ немецкий живописи XIX в. Сложилась в связи с основанием (1819) дюссельдорфской Академии художеств, первый директор которой П. Корнелиус направлял её деятельность в русло академизированного романтизма. При директоре В. Шадове (1826-59) в дюссельдорфской школе выделились различные течения: Национально-историческая тематика трактовалась в поверхностно-романтическом (К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт),эпико-героическом (А. Ретель), даже в оппозиционно антикатолическом (К. Ф. Лессинг) духе; развивался реалистический пейзаж (О. и А. Ахенбах); в бытовом жанре тенденции к социапьно-критическому анализу (И. П. Хазенклевер, К. В. Хюбнер) в 50-х гг. были вытеснены идиллическими сценами из бюргерского и традиционного крестьянского быта (Л. Кнаус, Б. Вотье).

К. В. Хюбнер. Силезские ткачи. 1844. Галерея Г. Паффарта. Дюссельдорф.

К. В. Хюбнер. "Силезские ткачи". 1844. Галерея Г. Паффарта. Дюссельдорф.

Литература: Hьtt W., Die Dusseldorfer Malerschule, Lpz., 1964.

Дюфи Рауль

Дюфи Рауль (Dufi) (1877-1953), французский живописец, график, театральный художник, керамист. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (с 1900). Испытал влияние импрессионизма, А. Матисса, А. Тулуз-Лотрека и др., примыкал к фовизму. Изучал народный лубок, в стиле которого выполнил многочисленные гравюры в 1914-18. В лёгких по цвету, беглых по рисунку картинах и акварелях, в монументально-декоративных панно стремился к поэтической свежести и непосредственности изображений, жизнерадостности и декоративной красочности образов. Произведения: "Афиши Трувиля" (1906), "Скачки в Довиле" (1930), панно "Фея электричества" для Всемирной выставки в Париже (1937; все - в Национальном музее современного искусства, Париж); иллюстрации к "Бестиарию" Г. Аполлинера (гравюра на дереве, 1911).

Р. Дюфи. Индийская натурщица. Частное собрание.

Р. Дюфи. "Индийская натурщица". Частное собрание.

Литература: А. Г. Костеневич, Р. Дюфи, Л., 1977.

Дягилев Сергей Павлович

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), русский театральный деятель и художественный критик. В 1896 окончил юридический факультет Петербургского университета (одновременно учился в Петербургской консерватории). Один из создателей объединения "Мир искусства" (конец 90-х гг.), редактор (совместно с А. Н. Бенуа) одноименного журнала (1898/99-1904), организатор художественных выставок в Петербурге, Париже и др. Выступая против академической рутины и одновременно третируя реалистическое искусство, Дягилев утверждал самоценность эстетического начала в искусстве, отстаивал идею его независимости от действительности. Энергичный антрепренёр, Дягилев организовывал ежегодные выступления русских артистов - так называемые русский сезоны за границей (оперные - с 1908, балетные - с 1909), которые оформляли известные русские художники: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, Н. С. Гончарова и др.

Литература: С. Дягилев и русское искусство, сост.: И. С. Зильберштейн, В. А. Самков, т. 1-2, М., 1982.

Дятьковский хрустальный завод

Дятьковский хрустальный завод - крупный завод сортовой (столовой) стеклянной посуды и изделий из хрусталя в г. Дятьково Брянской области РСФСР. Основан в 1790 И. А. Мальцевым. Основным видом продукции были высокохудожественный хрусталь с виртуозно-тонкой ("мальцовской") алмазной гранью и изделия с нацветом. Славилась дятьковская гутная посуда (см. Гутное стекло) с яркой расцветкой и цветочной орнаментацией. За годы Советской власти завод вырос, технически реконструирован. Художники (Е. С. Шувалов, М. В. Грабарь и др.) создают новые формы сосудов и разнообразят приёмы обработки и украшения хрусталя (глубокое травление, гравировка) и стекла (например, налепы, применяемые художником В. Я. Шевченко в декорировке изделий из цинко-сульфидного стекла).

Литература: Н. И. Гаспирович, Е. Г. Рачук, Дятьковский хрусталь. Фотоальбом, М., 1980.

Предыдущая страница Следующая страница