Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МСТ")
Мозер Лукас (Moser), немецкий живописец первой половины XV века Работал в Швабии. В его единственно достоверном произведении - алтаре св. Магдалины (1431, церковь в Тифенбронне, Баден) сочетаются свойственная "мягкому стилю" условность форм со свежестью наблюдений природы (морской пейзаж на левой створке) и поисками убедительных пространств, решений, что роднит творчество Мозера с живописью раннего нидерландского Возрождения. Литература: Piccard G., Der Magdalenenaltar des L. Moser, Wiesbaden, 1969. |
Моисеенко Евсей Евсеевич (p. 1916), советский живописец. Народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973). Учился в ленинградской АХ (1936-47) у А. А. Осмёркина. Преподаёт в ИЖСА (с 1958). Революционной романтикой проникнуты написанные в широкой, экспрессивной манере картины Моисеенко, посвященные Гражданской войне 1918-20 и Великой Отечественной войне 1941-45 (цикл "Годы боевые": "Красные пришли", 1961, "Товарищи", 1963-64, "Черешня", 1969, "Победа", 1970-72; Ленинская премия, 1974). Работает также в области портретной ("Г. В. Кекушева", 1971, ГРМ) и пейзажной живописи, обращается к образам древнегреческой литературы ("Антигона", 1977), создаёт сложные композиции, в которых воспоминания о прошедшем пронизаны острым чувством современности (серия картин "Память", 1976-80; Государственная премия СССР, 1983).
"Вестники". 1967. Третьяковская галерея. Москва. Литература: Кекушева-Г. В. Новосадюк, Е. Е. Моисеенко. (Альбом), Л., 1977; ее же, Е. Моисеенко. Живопись, М., 1981. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Молдавский Художественный музей - Художественный музей Молдавской ССР, в Кишинёве. Основан в 1940, вновь открыт в 1944. На основе крупных поступлений из Центрального музейного фонда СССР созданы отделы советского, русского, западно- европейского искусства, сформирован отдел молдавского искусства. |
Мольберт (от нем. не употребляемого более Malbrett), подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют мольберты треножные и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании. |
Момине-хатун - мавзолей, мавзолей жены атабека, в Нахичевани, выдающийся памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Возведён в 1186 зодчим Аджеми. десятигранное башенное здание (диаметр около 14 м, высота 25 м без шатра - не сохранился) из обожженного кирпича отличается гармонией монументальной формы и изящного архитектурного декора (грани стен, их обрамления и фризы украшены тонким геометрическим и растительным орнаментом и куфическими надписями из поливных бирюзовых и неполивных кирпичиков). |
Монастир - город-порт в Тунисе. Вырос в VIII-IX вв. на месте финикийского, затем римского г. Руспина. Ворота медины - Баб ас-Сур и Баб ад-Дарб (оба - XIII в.), руины Большого рабата (796), касба (ныне Музей исламского искусства; IX-XI вв., по другим данным - X в. и позднее), Большая мечеть (IX в., перестроена в X-XI вв., расширена в XIII в.), мечеть Сайды ("Мечеть госпожи"; X-XI вв.). В Новом городе - отель "Пальмы" (60-е гг.), концертный зал (1965; оба - архитектор О. К. Какуб). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мондриан Пит (Mondrian, Mondriaan) (собственно Питер Корнелис) (1872-1944), нидерландский живописец. Создатель одной из первых разновидностей абстрактного искусства - неопластицизма (около 1917). Учился в АХ в Амстердаме (1892-97). Работал в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Один из основателей группы "Стиль". Стремясь к абстрактной "универсальной гармонии", создавал композиции из строго уравновешенных прямоугольных плоскостей, разделённых контурными перпендикулярными линиями и локально окрашенных в основные цвета спектра с добавлением белого и чёрного ("Композиция", 1922, Городской музей, Амстердам).
"Композиция". 1921. Национальный музей современного искусства. Париж. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Монотипия (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Произведения, выполненные в технике монотипии, тонкостью цветовых отношений напоминают акварель. Техника монотипии известна с XVII в., однако, распространение получила только с конца XIX в. (русские и советские мастера монотипии - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто). |
Монохромия (от греч. mуnos - один и chroma - цвет; буквально - одноцветность), вид колористического решения произведений искусства, основанный на употреблении одного тона какого-либо цвета или его тональных градаций (то есть окраска в один цвет). Пример монохромии - гризайль. |
Монтаньес Хуан - Мартинес Монтаньес (Martinez Montaсez) (1568-1649), испанский скульптор и архитектор. Учился (у П. де Рохас) и работал в Севилье. Глава севильской скульптурной школы XVII в. Автор произведений (раскрашенное дерево): "Распятие" (1603), "Непорочное зачатие" (1630; оба - в соборе в Севилье), "Мадонна с младенцем" (1628), "Св. Бруно" (около 1634; оба - в Провинциальном музее изящных искусств, Севилья). Образы Монтаньеса свободны от экзальтации, лиричны, гармоничны по пропорциям. Многоцветная раскраска с позолотой усиливает впечатление их земной прелести. Литература: Hernбndez Diaz J., J. Martinez Montaсez, Sevilla, 1976. |
Монтевидео (Montevideo), столица Уругвая, главный морской порт страны. Основан в 1726. К порту примыкает Старый город, построенный по регулярному плану в XVIII - начале XIX вв., где расположены главная площадь Пласа де ла Конститусьон с собором (1790-1804; сочетает черты барокко и классицизма) и ратушей (1804-08, архитектор Т. Торибьо, классицизм), дома колониального периода с внутренними дворами. К западу от порта - промышленный и рабочий район Вилья-дель-Серро (XVIII-XIX вв.) с прямоугольной сетью улиц. Северо-восточное побережье залива Ла-Плата застроено фешенебельными домами, курортными зданиями и отелями. Новый город, сложившийся в XIX-XX вв., имеет свободную планировку. Театр "Солис" (1841-74, классицизм); в духе современной архитектуры - новая ратуша (1930), здание "Панамерикано" (1957, архитектор Р. Сичеро Буре), многочисленные памятники. Музеи: Национальный музей пластических искусств, Муниципальный музей изящных искусств, Национальный исторический музей. |
Монумент (лат. monumentum, от moneo - напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Часто монумент служит идейной и объёмно- пространственной доминантой архитектурного ансамбля или входит (как одна из основных частей) в состав скульптурно-архитектурного комплекса (см. Мемориальные сооружения, Памятник). |
Монументальная пропаганда - выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Октябрьской революции 1917, а также комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Начало монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"); 30 июля 1918 СНК утвердил список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён). Первым из списка был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева). Празднование первой годовщины Октябрьской революции 1917 было отмечено открытием новых памятников и мемориальных досок, архитектурным живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых сёл. Закладка и открытие памятников проводились в торжественной обстановке, с митингами; несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 в Москве на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции (скульптор С. А. Мезенцев) и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Красной площади (скульптор Конёнков С. Т.; ныне в ГРМ). Произведения монументальной пропаганды создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие из них предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда из-за тяжёлого военного и хозяйственного положения страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие её формы, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников, перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками (например, Марсова поля в Петрограде с памятником "Борцам революции" (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)). С укреплением Советской власти монументальная пропаганда распространилась на Киев (с 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), Н. А. Некрасову в Ленинграде (бронза, скульптор В. В. Лишев); "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт монументальной пропаганды был использован в монументальных произведениях, увековечивших память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитектор В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко). Произведения монументальной пропаганды сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к проблемам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных идей, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие советской художественной культуры. Способствуя привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей, монументальная пропаганда стала большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В процессе реализации ленинского плана монументальная пропаганда впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства. Литература: В. П. Толстой, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Монументальность - свойство художественного образа, родственное эстетической категории "возвышенное". Произведениям, обладающим чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание, воплощённое в величавой пластической форме. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства, но особенно необходима для монументального искусства, в котором она является основой художественного качества. Однако не следует отождествлять понятие монументальности с монументальным искусством. Не всякое произведение этого вида обладает подлинной монументальностью. Чаще всего её отсутствие проявляется в произведениях, лишённых позитивных социальных и эстетических ценностей, истинного общественного идеала (например, в некоторых произведениях монументальной скульптуры второй половины XIX в. в Европе, Америке и других странах). В этом случае монументальность часто заменяется ложной помпезностью или прозаизмом, снижающими художественные достоинства произведения. |
Монферран Август Августович (Montferrand) (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858), русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе и у архитекторов Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена в Париже. С 1816 работал в Петербурге, Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка ельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 - начало 1830-х гг.). |
Моор Дмитрий Стахиевич (настоящая фамилия - Орлов) (1883-1946), советский график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Профессионального образования не получил. Член объединения "Октябрь". Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1922-30), Московском полиграфическом институте (1930-32) и МХИ (1939-43). Сложившись как мастер сатирического рисунка уже в 1910-е гг., в годы Гражданской войны 1918-20 Моор стал одним из родоначальников советского политического плаката ("Ты записался добровольцем?", 1920). В дальнейшем работал над плакатом ("Помоги!", 1921-22; "Ты чем помог фронту?", 1941), сатирическими, в том числе на атеистические темы, рисунками для газеты "Правда", журналов "Крокодил", "Безбожник у станка", "У станка", книжной иллюстрацией. Для произведений Моора характерен выразительный, иногда гротескный контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно.
"Красный подарок белому пану". Плакат. 1920. Литература: Ю. Халаминский, Д. Моор, М., 1961. |
Мор ван Дасхорст Антонис (Mor van Dashorst; Moro) (р. около 1519 - ум. 1576/1577), нидерландский живописец. Учился у Я. Ван Скорела. В 1550-60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Получил известность как придворный портретист. Его портреты (поколенные, в натуральную величину), отмечены чертами маньеризма, отличаются торжественной строгостью и внутренней напряжённостью композиции, остротой передачи психологических и социальных особенностей модели, тщательной выписанностью скупых аксессуаров, сдержанным изысканным колоритом ("Кардинал Гранвелла", 1549, Музей истории искусств, Вена). Работы Мора оказали влияние на развитие портретного искусства, прежде всего в Испании (Пантоха де ла Крус и др.).
Maria of Portugal (1538-1577), Princess of Parma and Piacenza
Willem I of Nassau, prince of Orange and Stadhouder
Портрет Марии Кровавой, 1554, Прадо. |
Моравов Александр Викторович (1878-1951), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1897-1902) у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина. Передвижник (с 1904), член АХРР (1923). В дореволюционный период писал картины на темы крестьянской жизни ("Уборка картофеля", 1904, ПГГ). В советское время - автор жанровых полотен, отразивших новый быт советской деревни ("В волостном ЗАГСе", 1928, ГТГ), и историко-революционных композиций ("Ленский расстрел в 1912 году", 1937, ЦМЛ). Литература: И. Пикулев, А. В. Моравов, М., 1950. |
Моралес Луис де (Morales) (прозвище - "Божественный", El Divino) (около 1510-1586), испанский живописец. Испытал влияния нидерландской живописи и маньеризма. В произведении Моралеса ("Скорбящая богоматерь", ГЭ) черты готической экспрессии и несколько экзальтированная одухотворённость образов сочетаются с воздействием отдельных сторон искусства итальянского Возрождения, а также с характерной для маньеризма холодной, "эмалевой" гаммой. Литература: Gaya-Nuсo J. A., L. de Morales, Madrid, 1961. |
Моранди Джордже (Morandi) (1890-1964), итальянский живописец и график. Учился в АХ в Болонье (1907-13); преподавал там же (1930-56). Испытал влияние П. Сезанна и кубизма, примыкал к метафизической живописи. Работал в основном в области натюрморта ("Метафизический натюрморт", 1918, ГЭ), обращался также к пейзажу ("Пейзаж", 1925, частное собрание, Венеция; "Пейзаж", 1956, частное собрание, Турин). Для произведений Моранди характерны мягкое созерцательное настроение, ясная ритмическая упорядоченность композиции, тонкость блёклой, изысканной цветовой гаммы.
"Натюрморт". 1938. Частное собрание. Литература: Morandi. Catalogo generale, (a cura di) L. Vitali, v. 1-2, Mil., 1977. |
Мордвинов Аркадий Григорьевич (настоящая фамилия - Мордвишев) (1896-1964), советский архитектор. Окончил инженерно- строительный факультет Высшего технического училища (1930). Член ВОПРА. Был председателем Комитета по делам строительства и архитектуры при Совете Министров СССР (1943-47), президентом АА СССР (1950-55). Инициатор поточно-скоростного метода строительства жилых домов в Москве: на ул. Горького (1937-39, 1940), Б. Калужской ул. (ныне Ленинский проспект, 1939-40), ул. Б. Полянка (1940), Фрунзенской набережной (1940-41), ул. Чайковского (1939-41); один из авторов проекта высотного здания гостиницы "Украина" (1957), руководитель планировки и застройки центральной части района Новые Черёмушки (1956-64), Комсомольского проспекта (1958-65). Государственная премия СССР (1941, 1949). |
Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика - Мордовия. В составе РСФСР. Расположена в северно-западной части Приволжской возвышенности. К древнейшим произведениям искусства относится орнаментированная керамика эпохи бронзы; в эпоху раннего железа появились укрепленные поселения, в IX-XI вв. из бронзы и серебра изготовлялись коньки-подвески, ажурные бляхи, застёжки, часто с геометрическими узорами. Фронтоны, наличники, другие детали народного жилища украшены глухой или пропильной резьбой, в которой сочетаются мотивы геометрического и растительного орнаментов. В городах, возникавших с XVII в., дома и церкви строились по типу русских. В советское время проведены большие работы по реконструкции городов, возводятся жилые и крупные общественные здания (в Саранске: Дом Советов, 1940, архитектор И. А. Меерзон; Дом Союзов, 1957, архитектор С. О. Левков; застройка проспекта 50-летия Октября, 1970-72, архитектор Е. Я. Киндяков и др.; Музей изобразительных искусств, 1976, архитектор В. И. Борисов и др.; Дом политического просвещения, 1977, архитектор Т. С. Козяев; комплекс ВДНХ Мордовской АССР, архитектор В. Г. Каргаев; памятники: В. И. Ленину, 1960, воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45, 1970, оба - скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин). В Мордовии распространены вышивка, в которой преобладают чёрные, красные и тёмно-синие цвета, резьба, украшающая деревянную утварь, металлические украшения. В становлении изобразительного искусства Мордовии велика роль русских художников: К. А. Макарова, основавшего во второй четверти XIX в. Саранскую живописную школу, и работавшего и в советское время Ф. В. Сычкова. С начала XX в. получили известность самобытные произведения скульптора С. Д. Эрьзи. В последние десятилетия в области тематической картины работают В. А. Панков, А. А. Родионов, И. И. Сидельников, В. Д. Хрымов, портрета - В. Д. Илюхин, Е. А. Ноздрин, пейзажа - В. А. Беднов, А. А. Мухин, В. А. Петрешов, скульптуры - Н. М. Обухов. Среди ведущих графиков Мордовии - А. И. Коровин, Н. С. Макушкин, Л. С. Шанина-Трембачевская. Союз советских художников Мордовской АССР (с 1968 - СХ Мордовской АССР) основан в 1935.
В. А. Беднов. "Беление холстов". 1964 - 1967. Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф. В. Сычкова. Саранск.
Головной убор ("панча"). Вышивка цветной шерстью. Середина 19 в. Республиканский краеведческий музей Мордовской АССР. Саранск. Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Е. М. Костина, Изобразительное искусство Советской Мордовии, Саранск, 1958; Т. А. Крюкова, Мордовское народное изобразительное искусство, Саранск, 1968; Искусство Мордовии. Биобиблиографический справочник. (сост. О. В. Пашутина), Саранск, 1973. |
Морелли Доменико (Morelli) (1826-1901), итальянский живописец. Представитель романтизма. Учился в АХ в Неаполе; преподавал там же (с 1869). Произведения Морелли (на религиозные, исторические и литературные темы) отличаются драматизмом, достоверностью передачи бытовых деталей, оригинальностью композиционных решений, резкими светотеневыми контрастами ("Осмеяние Христа", 1875, Национальная галерея современного искусства, Рим). Литература: Spinazzola V., D. Morelli, Roma-Mil., 1927. |
Моретто Алессандро (Moretto, собственно Бонвичино; Bonvicino) (около 1498 - 1554), итальянский живописец. Представитель брешианской школы. Испытал влияние венецианской живописи. В произведениях Моретто, часто органично соединяющих портрет, пейзаж и бытовой жанр, жизненная конкретность и непосредственность образов соединяются с безмятежно мечтательным настроением ("Христос в Эммаусе", около 1535. Пинакотека Тозио Мартиненго, Бреша; "Портрет молодого дворянина", 1526, Национальная галерея, Лондон). Работы Моретто отличаются серебристой, светлой красочной гаммой, плавностью и спокойствием композиционных ритмов. Литература: И. А. Смирнова, Крупнейшие художники венецианской Террафермы первой половины XVI в., М., 1978. |
Моркунас Казимерас Йоно (р. 1924), советский мастер витража. Народный художник СССР (1985). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946-51) у С. Ушинскаса и в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1951-52: преподаватель с 1952). Автор монументальных, насыщенных по цвету композиций, выполненных в технике толстого колотого стекла ("Встреча героев", 1972; витраж в музее мемориального комплекса "IX форт" в Каунасе, 1984; Государственная премия СССР, 1985). |
Моро Гюстав (Moreau) (1826-1898), французский живописец и график. Представитель символизма. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1846-48). Писал феерически пышные, мастерски исполненные, с налётом салонности картины на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты ("Эдип и сфинкс", 1864, Метрополитен-музей; "Юноша и смерть", 1865, Лувр).
«Гесиод и муза», 1891, музей Орсе, Париж
«Юпитер и Семела», 1894-95, музей Гюстава Моро, Париж
Europa and the Bull
Galatea
La Toilette
Odipus und die Sphinx
Prometheus
Саломея, 1876 Литература: Selz J., G. Moreau, P., 1978. |
Морозов Александр Иванович (1835-1904) - живописец народного быта и портретист, сын художника. Родился в Санкт-Петербурге в 1835 году, учился в Императорской академии художеств с 1851 года. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе». Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за "Выход из церкви, в провинции " (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. Кроме этой последней картины, наиболее удачными жанровыми произведениями Морозова признаны «Сельская бесплатная школа» (1872; также в Третьяковской галерее) и «После пожара» (1888). На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.
Выход из церкви в Пскове. 1864 |
Морони Джованни Баттиста - Мороне (Moroni, Morone) (около 1525-1578), итальянский живописец. Представитель брешианской школы. Испытал влияние Л. Лето, Тициана и своего учителя А. Моретто. Исполненные в сдержанной цветовой гамме, портреты Морони отличаются проницательностью характеристик, простотой композиции и естественностью облика модели ("Портной", 1560-е гг., Национальная галерея, Лондон).
Портрет портного. 1560-е гг. Национальная галерея. Лондон. Литература: Cugini D., Moroni pittore, Bergamo, 1939. |
Моронобу - см. Хисикава Моронобу |
Моррис Уильям (Morris) (1834-1896), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. Испытал воздействие прерафаэлитов и эстетических взглядов Дж. Рескина. С позиций утопического социализма выступал с романтической критикой буржуаз- ной действительности, капиталистического машинного производства, видел в искусстве средство преобразования общества и эстетического воспитания масс. Стремился возродить народные ремёсла и традиции ручного труда, индивидуальное художественное творчество в декоративно-прикладном искусстве. В 1861-62 организовал художественно- промышленную компанию по производству кустарных изделий (мебели, тканей, витражей, шпалер и т. п.), где сотрудничал с Д. Г. Россетти, Э. Бeрн-Джонсом и др. Изделия мастерских Моррисом, оформленные им интерьеры и книжные издания ("Сочинения Джеффри Чосера", совместно с Бeрн-Джонсом, 1896) отличались чертами декоративной стилизации в духе средневекового искусства. Творчество Морриса и его соратников, рядом черт предвосхитившее стиль "модерн", способствовало подъёму декоративно-прикладного искусства в Англии и заложило основы художественного конструирования. Сочинения: Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма, М., (1973). Литература: Э. Гольдзамт, У. Моррис и социальные истоки современной архитектуры, перевод с польского, М., 1973. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Московское архитектурное общество - первое в России объединение архитекторов и строителей. Основано в 1867 (первый председатель М. Д. Быковский, в 1906-22 Ф. О. Шехтель, с 1922 А. В. Щусев). Занималось научно-теоретическими проблемами архитектуры и строительной техники, не имея определенной творческой программы. Положило начало систематическому изучению древне- русской архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архитектурных памятников) и архитектурным конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку (1872). С 1922 преимущественно организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза Советских архитекторов. Издавало "Записки МАО" (1905-08), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30), "Конкурсы МАО. 1923-1926 гг." (1927) и др. Литература: В. Э. Хазанова, Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг., М., 1970; Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения. (Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова), М., 1970. |
Мост (Die Brьcke), объединение художников-экспрессионистов, преимущественно немецких. Существовало в 1905-13 в Дрездене. Ведущие мастера: Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн; некоторое время к ним примыкал Э. Нольде. Опираясь на творчество В. ван Гога и Э. Мунка, а также на примитивное и средневековое искусство, мастера "Моста" нашли новые средства художественной выразительности в деформации предметного мира, в упрощённых, резко очерченных формах, в диссонирующих сочетаниях локальных цветовых пятен. Трагической заострённостью образного строя своих работ они стремились бросить вызов морально-этическим нормам буржуазного общества, однако программный субъективизм их мироощущения сообщал этому протесту анархический характер. Литература: Buchheim L.-G., Die Kьnstlergemeinschaft Brьcke, Dresden, 1957. |
Мосул - город на севере Ирака, на р. Тигр. По некоторым данным, был пригородом древней Ниневии. В 641 занят арабами. На территории средневекового города, на правом берегу Тигра - остатки крепостных стен (XII-XIII вв.) с многочисленными воротами, крепости Баш-Табия (XIII в., XVIII в.) и Большой мечети Нур-ад-дина с наклонным минаретом (XII в.), руины дворца Кара-Сарай (XIII в.; резьба по стуку, инкрустация мрамором), мавзолей имама Яхья (1239, узорная кирпичная кладка; декор из стука и мрамора), мавзолей Аун-ад-дина (1247), христианские церкви: Map Ахудеммех (восходит к X в.), Map Шамун (XIII в., реконструкция 1936). На левом берегу - мечеть-мавзолей Наби Юнус (X в., купол XIV в.); кварталы новой застройки (1970-е гг.), зелёная зона. Мосульский музей. Мосул - средневековый центр художественной обработки металла, камня. |
Мотовилов Георгий Иванович (1884-1963), советский скульптор. Учился в московском ГСХМ-Вхутемасе (1918-21) у Конёнкова С. Т.. Член АХРР (с 1925). Преподавал в МВХПУ (с 1945). В монументально- декоративных произведениях Мотовилова жанровая трактовка темы сочетается с декоративизмом пластических решений (рельефы входной арки ВДНХ, 1939, и станций московского метрополитена "Электрозаводская", 1942-44, "Проспект Мира", 1952; статуи и горельефы на шлюзах Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, 1952; памятник А. Н. Толстому в Москве, 1957). Государственная премия СССР (1950). Литература: К. С. Кравченко, Г. И. Мотовилов, (М., 1969). |
Мохенджо-Даро - древний город в Пакистане. Один из главных центров хараппской цивилизации (середина 3-го - первая половина 2-го тысячелетия до н. э.). Открыт раскопками. Был обнесён стеной с башнями, имел прямоугольную сеть улиц, хорошо организованную систему водоснабжения и канализации. Жилые дома большей частью двухэтажные, кирпичные, с внутренними двориками. Среди наиболее значительных зданий - баня с бассейном в центре мощёного двора, зернохранилище, гипостильный (колонный) зал. Найдены произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в том числе печати-амулеты. Археологический музей.
Руины построек. 3- 2-е тысячелетие до н.э. Литература: Э. Маккей, Древнейшая культура долины Инда, (пер. с англ.), М., 1951. |
Мохой-Надь Ласло (Moholy-Nagy) (1895-1941), венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства. Работал в основном в Германии (1920-33) и США (с 1937). В 1923-28 профессор "Баухауза". Испытал влияние К. С. Малевича и Л. М. Лисицкого. В конце 1910-х - начале 20-х гг. выполнял графические и пространственный абстрактные композиции. В 20-х гг. создал ряд политически острых фотомонтажей ("Милитаризм") и метких, экспрессивных портретов ("В. В. Маяковский"). Изучая процесс формообразования, с конца 20-х гг. исследовал выразительные возможности света в пространственных конструкциях (помещённых в бокс с изменяющимся освещением). Работы Мохой-Надя оказали влияние на развитие фотоискусства, нашли применение в дизайне, световой рекламе. Сочинения: Соч. в русском переводе: Моголи-Л. Наги, Живопись или фотография, М., 1929. |
Мочальский Дмитрий Константинович (р. 1908), советский живописец. Народный художник СССР (1980), действительный член АХ СССР (1973). Пред, правления МОСХ (1961-63). Окончил ИЖСА (1936). Преподаёт в МХИ (с 1937). В созданных в 1950-70-е гг. циклах жанрово-бытовых картин "Люди целины", "Целинники" (в том числе "Молодожёны-целинники", 1959-61, ГРМ; "Заочники", 1967, Закарпатский художественный музей, Ужгород; "Собрание бригады", 1973) воссоздал эмоциональные, психологически убедительные образы современной трудящейся молодёжи. |
Мревлишвили Александр Романович (1866-1933), грузинский живописец. Учился в МУЖВЗ (1884-90) и в академии Жюлиана в Париже (1898-1901). Представитель реалистического, демократического направления в грузинском искусстве конце XIX - начале XX вв. Был близок к передвижникам ("У сельской канцелярии", 1899, Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). Литература: И. А. Урушадзе, А. Р. Мревлишвили, М, 1954. |
Мстёрская вышивка - вид русского народного шитья, сложившийся в поселке Мстёра (Владимирская область РСФСР). В середине XIX в. возникла мстeрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами и ажурными "стягами". В советское время распространилась цветная (с преобладанием красного цвета) мстeрская вышивка "владимирским швом" с крупными узорами. Мстeрскую вышивку изготовляет строче- вышивальная фабрика имени Крупской (организована на базе одноименной артели, основанной в 1923; бельё, блузки, салфетки с вышивкой белой гладью, платья, скатерти, занавеси с вышивками "владимирским швом"); художники Т. М. Дмитриева-Шульпина, В. Н. Носкова.
Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва. Литература: (Л. И. Воронова), Мстерская белая гладь, М., 1954; Владимирские швы, М., 1962. |