Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МСТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МСТ")

Мозер Лукас

Мозер Лукас (Moser), немецкий живописец первой половины XV века Работал в Швабии. В его единственно достоверном произведении - алтаре св. Магдалины (1431, церковь в Тифенбронне, Баден) сочетаются свойственная "мягкому стилю" условность форм со свежестью наблюдений природы (морской пейзаж на левой створке) и поисками убедительных пространств, решений, что роднит творчество Мозера с живописью раннего нидерландского Возрождения.

Литература: Piccard G., Der Magdalenenaltar des L. Moser, Wiesbaden, 1969.

Моисеенко Евсей Евсеевич

Моисеенко Евсей Евсеевич (p. 1916), советский живописец. Народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973). Учился в ленинградской АХ (1936-47) у А. А. Осмёркина. Преподаёт в ИЖСА (с 1958). Революционной романтикой проникнуты написанные в широкой, экспрессивной манере картины Моисеенко, посвященные Гражданской войне 1918-20 и Великой Отечественной войне 1941-45 (цикл "Годы боевые": "Красные пришли", 1961, "Товарищи", 1963-64, "Черешня", 1969, "Победа", 1970-72; Ленинская премия, 1974). Работает также в области портретной ("Г. В. Кекушева", 1971, ГРМ) и пейзажной живописи, обращается к образам древнегреческой литературы ("Антигона", 1977), создаёт сложные композиции, в которых воспоминания о прошедшем пронизаны острым чувством современности (серия картин "Память", 1976-80; Государственная премия СССР, 1983).

Моисеенко Евсей Евсеевич Вестники. 1967. Третьяковская галерея. Москва.

"Вестники". 1967. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: Кекушева-Г. В. Новосадюк, Е. Е. Моисеенко. (Альбом), Л., 1977; ее же, Е. Моисеенко. Живопись, М., 1981.

Молдавская Советская Социалистическая Республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молдавский Художественный музей

Молдавский Художественный музей - Художественный музей Молдавской ССР, в Кишинёве. Основан в 1940, вновь открыт в 1944. На основе крупных поступлений из Центрального музейного фонда СССР созданы отделы советского, русского, западно- европейского искусства, сформирован отдел молдавского искусства.

Мольберт

Мольберт (от нем. не употребляемого более Malbrett), подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют мольберты треножные и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании.

Момине-хатун

Момине-хатун - мавзолей, мавзолей жены атабека, в Нахичевани, выдающийся памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Возведён в 1186 зодчим Аджеми. десятигранное башенное здание (диаметр около 14 м, высота 25 м без шатра - не сохранился) из обожженного кирпича отличается гармонией монументальной формы и изящного архитектурного декора (грани стен, их обрамления и фризы украшены тонким геометрическим и растительным орнаментом и куфическими надписями из поливных бирюзовых и неполивных кирпичиков).

Монастир

Монастир - город-порт в Тунисе. Вырос в VIII-IX вв. на месте финикийского, затем римского г. Руспина. Ворота медины - Баб ас-Сур и Баб ад-Дарб (оба - XIII в.), руины Большого рабата (796), касба (ныне Музей исламского искусства; IX-XI вв., по другим данным - X в. и позднее), Большая мечеть (IX в., перестроена в X-XI вв., расширена в XIII в.), мечеть Сайды ("Мечеть госпожи"; X-XI вв.). В Новом городе - отель "Пальмы" (60-е гг.), концертный зал (1965; оба - архитектор О. К. Какуб).

Монастырь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монголия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мондриан Пит

Мондриан Пит (Mondrian, Mondriaan) (собственно Питер Корнелис) (1872-1944), нидерландский живописец. Создатель одной из первых разновидностей абстрактного искусства - неопластицизма (около 1917). Учился в АХ в Амстердаме (1892-97). Работал в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Один из основателей группы "Стиль". Стремясь к абстрактной "универсальной гармонии", создавал композиции из строго уравновешенных прямоугольных плоскостей, разделённых контурными перпендикулярными линиями и локально окрашенных в основные цвета спектра с добавлением белого и чёрного ("Композиция", 1922, Городской музей, Амстердам).

Мондриан Пит Композиция. 1921. Национальный музей современного искусства. Париж.

"Композиция". 1921. Национальный музей современного искусства. Париж.

Моне Клод Оскар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монотипия

Монотипия (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Произведения, выполненные в технике монотипии, тонкостью цветовых отношений напоминают акварель. Техника монотипии известна с XVII в., однако, распространение получила только с конца XIX в. (русские и советские мастера монотипии - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто).

Монохромия

Монохромия (от греч. mуnos - один и chroma - цвет; буквально - одноцветность), вид колористического решения произведений искусства, основанный на употреблении одного тона какого-либо цвета или его тональных градаций (то есть окраска в один цвет). Пример монохромии - гризайль.

Монтаньес Хуан

Монтаньес Хуан - Мартинес Монтаньес (Martinez Montaсez) (1568-1649), испанский скульптор и архитектор. Учился (у П. де Рохас) и работал в Севилье. Глава севильской скульптурной школы XVII в. Автор произведений (раскрашенное дерево): "Распятие" (1603), "Непорочное зачатие" (1630; оба - в соборе в Севилье), "Мадонна с младенцем" (1628), "Св. Бруно" (около 1634; оба - в Провинциальном музее изящных искусств, Севилья). Образы Монтаньеса свободны от экзальтации, лиричны, гармоничны по пропорциям. Многоцветная раскраска с позолотой усиливает впечатление их земной прелести.

Литература: Hernбndez Diaz J., J. Martinez Montaсez, Sevilla, 1976.

Монтевидео

Монтевидео (Montevideo), столица Уругвая, главный морской порт страны. Основан в 1726. К порту примыкает Старый город, построенный по регулярному плану в XVIII - начале XIX вв., где расположены главная площадь Пласа де ла Конститусьон с собором (1790-1804; сочетает черты барокко и классицизма) и ратушей (1804-08, архитектор Т. Торибьо, классицизм), дома колониального периода с внутренними дворами. К западу от порта - промышленный и рабочий район Вилья-дель-Серро (XVIII-XIX вв.) с прямоугольной сетью улиц. Северо-восточное побережье залива Ла-Плата застроено фешенебельными домами, курортными зданиями и отелями. Новый город, сложившийся в XIX-XX вв., имеет свободную планировку. Театр "Солис" (1841-74, классицизм); в духе современной архитектуры - новая ратуша (1930), здание "Панамерикано" (1957, архитектор Р. Сичеро Буре), многочисленные памятники. Музеи: Национальный музей пластических искусств, Муниципальный музей изящных искусств, Национальный исторический музей.

Монумент

Монумент (лат. monumentum, от moneo - напоминаю), памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Часто монумент служит идейной и объёмно- пространственной доминантой архитектурного ансамбля или входит (как одна из основных частей) в состав скульптурно-архитектурного комплекса (см. Мемориальные сооружения, Памятник).

Монументальная пропаганда

Монументальная пропаганда - выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Октябрьской революции 1917, а также комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Начало монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"); 30 июля 1918 СНК утвердил список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён). Первым из списка был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева). Празднование первой годовщины Октябрьской революции 1917 было отмечено открытием новых памятников и мемориальных досок, архитектурным живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых сёл. Закладка и открытие памятников проводились в торжественной обстановке, с митингами; несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 в Москве на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции (скульптор С. А. Мезенцев) и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Красной площади (скульптор Конёнков С. Т.; ныне в ГРМ). Произведения монументальной пропаганды создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие из них предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда из-за тяжёлого военного и хозяйственного положения страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие её формы, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников, перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками (например, Марсова поля в Петрограде с памятником "Борцам революции" (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)). С укреплением Советской власти монументальная пропаганда распространилась на Киев (с 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), Н. А. Некрасову в Ленинграде (бронза, скульптор В. В. Лишев); "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт монументальной пропаганды был использован в монументальных произведениях, увековечивших память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитектор В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко).

Произведения монументальной пропаганды сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к проблемам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных идей, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие советской художественной культуры. Способствуя привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей, монументальная пропаганда стала большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В процессе реализации ленинского плана монументальная пропаганда впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.

Литература: В. П. Толстой, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983.

Монументальное искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монументальность

Монументальность - свойство художественного образа, родственное эстетической категории "возвышенное". Произведениям, обладающим чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание, воплощённое в величавой пластической форме. Монументальность может присутствовать в различных видах и жанрах искусства, но особенно необходима для монументального искусства, в котором она является основой художественного качества. Однако не следует отождествлять понятие монументальности с монументальным искусством. Не всякое произведение этого вида обладает подлинной монументальностью. Чаще всего её отсутствие проявляется в произведениях, лишённых позитивных социальных и эстетических ценностей, истинного общественного идеала (например, в некоторых произведениях монументальной скульптуры второй половины XIX в. в Европе, Америке и других странах). В этом случае монументальность часто заменяется ложной помпезностью или прозаизмом, снижающими художественные достоинства произведения.

Монферран Август Августович

Монферран Август Августович (Montferrand) (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858), русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе и у архитекторов Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена в Париже. С 1816 работал в Петербурге, Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка ельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 - начало 1830-х гг.).

Моор Дмитрий Стахиевич

Моор Дмитрий Стахиевич (настоящая фамилия - Орлов) (1883-1946), советский график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Профессионального образования не получил. Член объединения "Октябрь". Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1922-30), Московском полиграфическом институте (1930-32) и МХИ (1939-43). Сложившись как мастер сатирического рисунка уже в 1910-е гг., в годы Гражданской войны 1918-20 Моор стал одним из родоначальников советского политического плаката ("Ты записался добровольцем?", 1920). В дальнейшем работал над плакатом ("Помоги!", 1921-22; "Ты чем помог фронту?", 1941), сатирическими, в том числе на атеистические темы, рисунками для газеты "Правда", журналов "Крокодил", "Безбожник у станка", "У станка", книжной иллюстрацией. Для произведений Моора характерен выразительный, иногда гротескный контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно.

Моор Дмитрий Стахиевич Красный подарок белому пану. Плакат. 1920.

"Красный подарок белому пану". Плакат. 1920.

Литература: Ю. Халаминский, Д. Моор, М., 1961.

Мор ван Дасхорст Антонис

Мор ван Дасхорст Антонис (Mor van Dashorst; Moro) (р. около 1519 - ум. 1576/1577), нидерландский живописец. Учился у Я. Ван Скорела. В 1550-60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Получил известность как придворный портретист. Его портреты (поколенные, в натуральную величину), отмечены чертами маньеризма, отличаются торжественной строгостью и внутренней напряжённостью композиции, остротой передачи психологических и социальных особенностей модели, тщательной выписанностью скупых аксессуаров, сдержанным изысканным колоритом ("Кардинал Гранвелла", 1549, Музей истории искусств, Вена). Работы Мора оказали влияние на развитие портретного искусства, прежде всего в Испании (Пантоха де ла Крус и др.).

Maria of Portugal (1538-1577), Princess of Parma and Piacenza

Maria of Portugal (1538-1577), Princess of Parma and Piacenza

Willem I of Nassau, prince of Orange and Stadhouder

Willem I of Nassau, prince of Orange and Stadhouder

Портрет Марии Кровавой, 1554, Прадо.

Портрет Марии Кровавой, 1554, Прадо.

Моравов Александр Викторович

Моравов Александр Викторович (1878-1951), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1897-1902) у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина. Передвижник (с 1904), член АХРР (1923). В дореволюционный период писал картины на темы крестьянской жизни ("Уборка картофеля", 1904, ПГГ). В советское время - автор жанровых полотен, отразивших новый быт советской деревни ("В волостном ЗАГСе", 1928, ГТГ), и историко-революционных композиций ("Ленский расстрел в 1912 году", 1937, ЦМЛ).

Литература: И. Пикулев, А. В. Моравов, М., 1950.

Моралес Луис де

Моралес Луис де (Morales) (прозвище - "Божественный", El Divino) (около 1510-1586), испанский живописец. Испытал влияния нидерландской живописи и маньеризма. В произведении Моралеса ("Скорбящая богоматерь", ГЭ) черты готической экспрессии и несколько экзальтированная одухотворённость образов сочетаются с воздействием отдельных сторон искусства итальянского Возрождения, а также с характерной для маньеризма холодной, "эмалевой" гаммой.

Литература: Gaya-Nuсo J. A., L. de Morales, Madrid, 1961.

Моранди Джордже

Моранди Джордже (Morandi) (1890-1964), итальянский живописец и график. Учился в АХ в Болонье (1907-13); преподавал там же (1930-56). Испытал влияние П. Сезанна и кубизма, примыкал к метафизической живописи. Работал в основном в области натюрморта ("Метафизический натюрморт", 1918, ГЭ), обращался также к пейзажу ("Пейзаж", 1925, частное собрание, Венеция; "Пейзаж", 1956, частное собрание, Турин). Для произведений Моранди характерны мягкое созерцательное настроение, ясная ритмическая упорядоченность композиции, тонкость блёклой, изысканной цветовой гаммы.

Моранди Джордже Натюрморт. 1938. Частное собрание.

"Натюрморт". 1938. Частное собрание.

Литература: Morandi. Catalogo generale, (a cura di) L. Vitali, v. 1-2, Mil., 1977.

Мордвинов Аркадий Григорьевич

Мордвинов Аркадий Григорьевич (настоящая фамилия - Мордвишев) (1896-1964), советский архитектор. Окончил инженерно- строительный факультет Высшего технического училища (1930). Член ВОПРА. Был председателем Комитета по делам строительства и архитектуры при Совете Министров СССР (1943-47), президентом АА СССР (1950-55). Инициатор поточно-скоростного метода строительства жилых домов в Москве: на ул. Горького (1937-39, 1940), Б. Калужской ул. (ныне Ленинский проспект, 1939-40), ул. Б. Полянка (1940), Фрунзенской набережной (1940-41), ул. Чайковского (1939-41); один из авторов проекта высотного здания гостиницы "Украина" (1957), руководитель планировки и застройки центральной части района Новые Черёмушки (1956-64), Комсомольского проспекта (1958-65). Государственная премия СССР (1941, 1949).

Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика

Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика - Мордовия. В составе РСФСР. Расположена в северно-западной части Приволжской возвышенности. К древнейшим произведениям искусства относится орнаментированная керамика эпохи бронзы; в эпоху раннего железа появились укрепленные поселения, в IX-XI вв. из бронзы и серебра изготовлялись коньки-подвески, ажурные бляхи, застёжки, часто с геометрическими узорами. Фронтоны, наличники, другие детали народного жилища украшены глухой или пропильной резьбой, в которой сочетаются мотивы геометрического и растительного орнаментов. В городах, возникавших с XVII в., дома и церкви строились по типу русских. В советское время проведены большие работы по реконструкции городов, возводятся жилые и крупные общественные здания (в Саранске: Дом Советов, 1940, архитектор И. А. Меерзон; Дом Союзов, 1957, архитектор С. О. Левков; застройка проспекта 50-летия Октября, 1970-72, архитектор Е. Я. Киндяков и др.; Музей изобразительных искусств, 1976, архитектор В. И. Борисов и др.; Дом политического просвещения, 1977, архитектор Т. С. Козяев; комплекс ВДНХ Мордовской АССР, архитектор В. Г. Каргаев; памятники: В. И. Ленину, 1960, воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45, 1970, оба - скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин). В Мордовии распространены вышивка, в которой преобладают чёрные, красные и тёмно-синие цвета, резьба, украшающая деревянную утварь, металлические украшения. В становлении изобразительного искусства Мордовии велика роль русских художников: К. А. Макарова, основавшего во второй четверти XIX в. Саранскую живописную школу, и работавшего и в советское время Ф. В. Сычкова. С начала XX в. получили известность самобытные произведения скульптора С. Д. Эрьзи. В последние десятилетия в области тематической картины работают В. А. Панков, А. А. Родионов, И. И. Сидельников, В. Д. Хрымов, портрета - В. Д. Илюхин, Е. А. Ноздрин, пейзажа - В. А. Беднов, А. А. Мухин, В. А. Петрешов, скульптуры - Н. М. Обухов. Среди ведущих графиков Мордовии - А. И. Коровин, Н. С. Макушкин, Л. С. Шанина-Трембачевская.

Союз советских художников Мордовской АССР (с 1968 - СХ Мордовской АССР) основан в 1935.

В. А. Беднов. Беление холстов. 1964 - 1967. Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф. В. Сычкова. Саранск.

В. А. Беднов. "Беление холстов". 1964 - 1967. Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф. В. Сычкова. Саранск.

Головной убор ( панча). Вышивка цветной шерстью. Середина 19 в. Республиканский краеведческий музей Мордовской АССР. Саранск.

Головной убор ("панча"). Вышивка цветной шерстью. Середина 19 в. Республиканский краеведческий музей Мордовской АССР. Саранск.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Е. М. Костина, Изобразительное искусство Советской Мордовии, Саранск, 1958; Т. А. Крюкова, Мордовское народное изобразительное искусство, Саранск, 1968; Искусство Мордовии. Биобиблиографический справочник. (сост. О. В. Пашутина), Саранск, 1973.

Морелли Доменико

Морелли Доменико (Morelli) (1826-1901), итальянский живописец. Представитель романтизма. Учился в АХ в Неаполе; преподавал там же (с 1869). Произведения Морелли (на религиозные, исторические и литературные темы) отличаются драматизмом, достоверностью передачи бытовых деталей, оригинальностью композиционных решений, резкими светотеневыми контрастами ("Осмеяние Христа", 1875, Национальная галерея современного искусства, Рим).

Литература: Spinazzola V., D. Morelli, Roma-Mil., 1927.

Моретто Алессандро

Моретто Алессандро (Moretto, собственно Бонвичино; Bonvicino) (около 1498 - 1554), итальянский живописец. Представитель брешианской школы. Испытал влияние венецианской живописи. В произведениях Моретто, часто органично соединяющих портрет, пейзаж и бытовой жанр, жизненная конкретность и непосредственность образов соединяются с безмятежно мечтательным настроением ("Христос в Эммаусе", около 1535. Пинакотека Тозио Мартиненго, Бреша; "Портрет молодого дворянина", 1526, Национальная галерея, Лондон). Работы Моретто отличаются серебристой, светлой красочной гаммой, плавностью и спокойствием композиционных ритмов.

Литература: И. А. Смирнова, Крупнейшие художники венецианской Террафермы первой половины XVI в., М., 1978.

Моркунас Казимерас Йоно

Моркунас Казимерас Йоно (р. 1924), советский мастер витража. Народный художник СССР (1985). Учился в Каунасском институте прикладного и декоративного искусства (1946-51) у С. Ушинскаса и в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1951-52: преподаватель с 1952). Автор монументальных, насыщенных по цвету композиций, выполненных в технике толстого колотого стекла ("Встреча героев", 1972; витраж в музее мемориального комплекса "IX форт" в Каунасе, 1984; Государственная премия СССР, 1985).

Моро Гюстав

Моро Гюстав (Moreau) (1826-1898), французский живописец и график. Представитель символизма. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1846-48). Писал феерически пышные, мастерски исполненные, с налётом салонности картины на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты ("Эдип и сфинкс", 1864, Метрополитен-музей; "Юноша и смерть", 1865, Лувр).

«Гесиод и муза», 1891, музей Орсе, Париж

«Гесиод и муза», 1891, музей Орсе, Париж

«Юпитер и Семела», 1894-95, музей Гюстава Моро, Париж

«Юпитер и Семела», 1894-95, музей Гюстава Моро, Париж

Europa and the Bull

Europa and the Bull

Galatea

Galatea

La Toilette

La Toilette

Odipus und die Sphinx

Odipus und die Sphinx

Prometheus

Prometheus

Саломея, 1876

Саломея, 1876

Литература: Selz J., G. Moreau, P., 1978.

Морозов Александр Иванович

Морозов Александр Иванович (1835-1904) - живописец народного быта и портретист, сын художника.

Родился в Санкт-Петербурге в 1835 году, учился в Императорской академии художеств с 1851 года. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе».         

Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за "Выход из церкви, в провинции " (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком.         

Кроме этой последней картины, наиболее удачными жанровыми произведениями Морозова признаны «Сельская бесплатная школа» (1872; также в Третьяковской галерее) и «После пожара» (1888). На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.

Выход из церкви в Пскове. 1864

Выход из церкви в Пскове. 1864

Морони Джованни Баттиста

Морони Джованни Баттиста - Мороне (Moroni, Morone) (около 1525-1578), итальянский живописец. Представитель брешианской школы. Испытал влияние Л. Лето, Тициана и своего учителя А. Моретто. Исполненные в сдержанной цветовой гамме, портреты Морони отличаются проницательностью характеристик, простотой композиции и естественностью облика модели ("Портной", 1560-е гг., Национальная галерея, Лондон).

Портрет портного. 1560-е гг. Национальная галерея. Лондон.

Портрет портного. 1560-е гг. Национальная галерея. Лондон.

Литература: Cugini D., Moroni pittore, Bergamo, 1939.

Моронобу

Моронобу - см. Хисикава Моронобу

Моррис Уильям

Моррис Уильям (Morris) (1834-1896), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. Испытал воздействие прерафаэлитов и эстетических взглядов Дж. Рескина. С позиций утопического социализма выступал с романтической критикой буржуаз- ной действительности, капиталистического машинного производства, видел в искусстве средство преобразования общества и эстетического воспитания масс. Стремился возродить народные ремёсла и традиции ручного труда, индивидуальное художественное творчество в декоративно-прикладном искусстве. В 1861-62 организовал художественно- промышленную компанию по производству кустарных изделий (мебели, тканей, витражей, шпалер и т. п.), где сотрудничал с Д. Г. Россетти, Э. Бeрн-Джонсом и др. Изделия мастерских Моррисом, оформленные им интерьеры и книжные издания ("Сочинения Джеффри Чосера", совместно с Бeрн-Джонсом, 1896) отличались чертами декоративной стилизации в духе средневекового искусства. Творчество Морриса и его соратников, рядом черт предвосхитившее стиль "модерн", способствовало подъёму декоративно-прикладного искусства в Англии и заложило основы художественного конструирования.

Сочинения: Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма, М., (1973).

Литература: Э. Гольдзамт, У. Моррис и социальные истоки современной архитектуры, перевод с польского, М., 1973.

Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московское архитектурное общество

Московское архитектурное общество - первое в России объединение архитекторов и строителей. Основано в 1867 (первый председатель М. Д. Быковский, в 1906-22 Ф. О. Шехтель, с 1922 А. В. Щусев). Занималось научно-теоретическими проблемами архитектуры и строительной техники, не имея определенной творческой программы. Положило начало систематическому изучению древне- русской архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архитектурных памятников) и архитектурным конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку (1872). С 1922 преимущественно организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза Советских архитекторов. Издавало "Записки МАО" (1905-08), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30), "Конкурсы МАО. 1923-1926 гг." (1927) и др.

Литература: В. Э. Хазанова, Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг., М., 1970; Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения. (Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова), М., 1970.

Мост

Мост (Die Brьcke), объединение художников-экспрессионистов, преимущественно немецких. Существовало в 1905-13 в Дрездене. Ведущие мастера: Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн; некоторое время к ним примыкал Э. Нольде. Опираясь на творчество В. ван Гога и Э. Мунка, а также на примитивное и средневековое искусство, мастера "Моста" нашли новые средства художественной выразительности в деформации предметного мира, в упрощённых, резко очерченных формах, в диссонирующих сочетаниях локальных цветовых пятен. Трагической заострённостью образного строя своих работ они стремились бросить вызов морально-этическим нормам буржуазного общества, однако программный субъективизм их мироощущения сообщал этому протесту анархический характер.

Литература: Buchheim L.-G., Die Kьnstlergemeinschaft Brьcke, Dresden, 1957.

Мосул

Мосул - город на севере Ирака, на р. Тигр. По некоторым данным, был пригородом древней Ниневии. В 641 занят арабами. На территории средневекового города, на правом берегу Тигра - остатки крепостных стен (XII-XIII вв.) с многочисленными воротами, крепости Баш-Табия (XIII в., XVIII в.) и Большой мечети Нур-ад-дина с наклонным минаретом (XII в.), руины дворца Кара-Сарай (XIII в.; резьба по стуку, инкрустация мрамором), мавзолей имама Яхья (1239, узорная кирпичная кладка; декор из стука и мрамора), мавзолей Аун-ад-дина (1247), христианские церкви: Map Ахудеммех (восходит к X в.), Map Шамун (XIII в., реконструкция 1936). На левом берегу - мечеть-мавзолей Наби Юнус (X в., купол XIV в.); кварталы новой застройки (1970-е гг.), зелёная зона. Мосульский музей. Мосул - средневековый центр художественной обработки металла, камня.

Мотовилов Георгий Иванович

Мотовилов Георгий Иванович (1884-1963), советский скульптор. Учился в московском ГСХМ-Вхутемасе (1918-21) у Конёнкова С. Т.. Член АХРР (с 1925). Преподавал в МВХПУ (с 1945). В монументально- декоративных произведениях Мотовилова жанровая трактовка темы сочетается с декоративизмом пластических решений (рельефы входной арки ВДНХ, 1939, и станций московского метрополитена "Электрозаводская", 1942-44, "Проспект Мира", 1952; статуи и горельефы на шлюзах Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, 1952; памятник А. Н. Толстому в Москве, 1957). Государственная премия СССР (1950).

Литература: К. С. Кравченко, Г. И. Мотовилов, (М., 1969).

Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро - древний город в Пакистане. Один из главных центров хараппской цивилизации (середина 3-го - первая половина 2-го тысячелетия до н. э.). Открыт раскопками. Был обнесён стеной с башнями, имел прямоугольную сеть улиц, хорошо организованную систему водоснабжения и канализации. Жилые дома большей частью двухэтажные, кирпичные, с внутренними двориками. Среди наиболее значительных зданий - баня с бассейном в центре мощёного двора, зернохранилище, гипостильный (колонный) зал. Найдены произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в том числе печати-амулеты. Археологический музей.

Руины построек. 3- 2-е тысячелетие до н.э.

Руины построек. 3- 2-е тысячелетие до н.э.

Литература: Э. Маккей, Древнейшая культура долины Инда, (пер. с англ.), М., 1951.

Мохой-Надь Ласло

Мохой-Надь Ласло (Moholy-Nagy) (1895-1941), венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства. Работал в основном в Германии (1920-33) и США (с 1937). В 1923-28 профессор "Баухауза". Испытал влияние К. С. Малевича и Л. М. Лисицкого. В конце 1910-х - начале 20-х гг. выполнял графические и пространственный абстрактные композиции. В 20-х гг. создал ряд политически острых фотомонтажей ("Милитаризм") и метких, экспрессивных портретов ("В. В. Маяковский"). Изучая процесс формообразования, с конца 20-х гг. исследовал выразительные возможности света в пространственных конструкциях (помещённых в бокс с изменяющимся освещением). Работы Мохой-Надя оказали влияние на развитие фотоискусства, нашли применение в дизайне, световой рекламе.

Сочинения: Соч. в русском переводе: Моголи-Л. Наги, Живопись или фотография, М., 1929.

Мочальский Дмитрий Константинович

Мочальский Дмитрий Константинович (р. 1908), советский живописец. Народный художник СССР (1980), действительный член АХ СССР (1973). Пред, правления МОСХ (1961-63). Окончил ИЖСА (1936). Преподаёт в МХИ (с 1937). В созданных в 1950-70-е гг. циклах жанрово-бытовых картин "Люди целины", "Целинники" (в том числе "Молодожёны-целинники", 1959-61, ГРМ; "Заочники", 1967, Закарпатский художественный музей, Ужгород; "Собрание бригады", 1973) воссоздал эмоциональные, психологически убедительные образы современной трудящейся молодёжи.

Мревлишвили Александр Романович

Мревлишвили Александр Романович (1866-1933), грузинский живописец. Учился в МУЖВЗ (1884-90) и в академии Жюлиана в Париже (1898-1901). Представитель реалистического, демократического направления в грузинском искусстве конце XIX - начале XX вв. Был близок к передвижникам ("У сельской канцелярии", 1899, Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси).

Литература: И. А. Урушадзе, А. Р. Мревлишвили, М, 1954.

Мстёрская вышивка

Мстёрская вышивка - вид русского народного шитья, сложившийся в поселке Мстёра (Владимирская область РСФСР). В середине XIX в. возникла мстeрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами и ажурными "стягами". В советское время распространилась цветная (с преобладанием красного цвета) мстeрская вышивка "владимирским швом" с крупными узорами. Мстeрскую вышивку изготовляет строче- вышивальная фабрика имени Крупской (организована на базе одноименной артели, основанной в 1923; бельё, блузки, салфетки с вышивкой белой гладью, платья, скатерти, занавеси с вышивками "владимирским швом"); художники Т. М. Дмитриева-Шульпина, В. Н. Носкова.

Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва.

Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва.

Литература: (Л. И. Воронова), Мстерская белая гладь, М., 1954; Владимирские швы, М., 1962.

Предыдущая страница Следующая страница