Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕП"-"СКО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕП"-"СКО")

Сепия

Сепия (лат. sepia, от греч. sepнa - каракатица), светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска - сепии. В XX в. сепия приготовляется искусственным путём. Сепией называется также вид графической техники, распространённой в Европе с середины XVIII в. (Ж. О. Фрагонар во Франции и др.).

Сёра Жорж Пьер

Сёра Жорж Пьер (Seurat) (1859-1891), французский живописец и график. Основатель неоимпрессионизма. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1878-79). Писал многофигурные картины-панно на темы современной парижской жизни, отчасти близкие стилю "Модерн", и пейзажи. Изучая проблемы света и цвета, выработал основанные на законах оптического восприятия принципы решения живописно-пластических задач. Для произведений Сёра ("Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат", 1884-86, Художественный институт Чикаго; "Цирк", 1890-91, Музей импрессионизма, Париж) характерны чёткое рационалистическое построение композиции, мозаичный "точечный" мазок (см. Дивизионизм), придающие образам некоторую схематичность и отвлечённость, светлая, словно мерцающая красочная гамма.

Сёра Жорж Пьер Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат. 1884 - 1886. Художественный институт Чикаго.

"Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат". 1884 - 1886. Художественный институт Чикаго.

Литература: Ж. Сёра. П. Синьяк. Письма. Дневники... (Сборник), (перевод с французского). М., 1976; Hauke С. М. de, Brame P., Seurat et son oeuvre, v. 1-2, P., 1962; G. Seurat. Tout l'oeuvre peint..., P., 1973; Seurat in perspective, Englewood Cliffs, 1973.

Серахс

Серахс - посёлок городского типа в Ашхабадской области Туркменской ССР. Городище древнего (восходит к 1-му тысячелетию до н. э.) и средневекового Серахса. Мавзолей Абуль-Фазла (жжёный кирпич, около 1024; двойной сфероконический купол над кубическим объёмом, портал с айваном - облицовки резным мрамором, лепные сталактиты). В 9 км к юго-востоку - руины центрально-купольного мавзолея Ярты-Гумбез (1098, фактурно-узорная кирпичная кладка).

Сербия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сергеев Николай Александрович

Сергеев Николай Александрович - пейзажист, почётный вольный общник Академии Художеств (с 1887 года).

Родился в Харькове в 1855 году. Живописи обучался у известного мастера и профессора Академии художеств Л. Ф. Лагорио. Лучшие работы: «Заглохшая речка», «Июнь», «Элегия», «Тучка набежала», «Крепнет ветер», «Степь», «Звёзды догорают», «Залив Днепра». Картины Сергеева отличаются световыми эффектами.         

В 1889 году был награжден орденом святого Станислава 3-й степени в поощрение деятельности на художественном поприще.         

В 1910 году Н. А. Сергеев стал академиком пейзажной живописи. Умер в 1919 году.

Летний пейзаж. 1891

Летний пейзаж. 1891

Сенокос. 1887

Сенокос. 1887

Тоня на Днепре. 1889

Тоня на Днепре. 1889

Яблони в цвету. В Малороссии. 1895

Яблони в цвету. В Малороссии. 1895

Сергель Юхан Тобиас

Сергель Юхан Тобиас (Sergel) (1740-1814), шведский скульптор. Один из основоположников европейского классицизма XVIII в. Учился в Стокгольме у П. Ю. Ларшевека (1756-57), а также в Париже (с 1758). Работал в Италии (1767-78). Напряженная патетика образов Сергеля отражает влияние античной и французской барочной пластики ("Спящий фавн", мрамор, 1774; "Марс и Венера", камень, 1771-79, - оба произведения в Национальном музее, Стокгольм).

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), русский живописец. Дочь Е. А. Лансере. Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903-05). Член объединения "Мир искусства". С 1924 жила в Париже. Характерная для неоклассицизма тяга Серебряковой к созданию идеальных, прекрасных женских образов, к уравновешенности композиции, осязаемо-чувственной лепке объёмов, точности и лаконичности рисунка сформировалась под воздействием искусства итальянских мастеров XVI-XVII вв. и традиций творчества А. Г. Венецианова ("В бане", 1913, ГРМ; "Беление холста", 1917, "Коллиур. Катя на террасе", 1930, - оба произведения в ГТГ).

Серебрякова Зинаида Евгеньевна За туалетом. Автопортрет. 1909. Третьяковская галерея. Москва.

"За туалетом. Автопортрет". 1909. Третьяковская галерея. Москва.

Баня

Баня

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.

Литература: А. Н. Савинов, З. Е. Серебрякова, Л., 1973; В. П. Князева, З. Е. Серебрякова, М., 1979.

Серебрянский Борис Иванович

Серебрянский Борис Иванович (р. 1920), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1964). Учился в Республиканском художественном училище в Душанбе (1938-40). Сыграл важную роль в развитии советской таджикской агитационной графики ("Окна ТаджикТА", с 1942). Автор иллюстраций к "Шахнаме" Фирдоуси (издано в 1955), "Юсуф и Зулейха" Джами (издано в 1964), станковых листов ("Бой за Исфару", 1977), плакатов.

Серебряный Иосиф Александрович

Серебряный Иосиф Александрович (1907-1979), советский живописец. Народный художник СССР (1977), член-корреспондент АХ СССР (1947). Председатель правления Ленинградского отделения СХ (1948-52 и 1954-58). Учился в ленинградском Вхутеине - АХ (1927-31) у В. Е. Савинского, А. А. Рылова, М. П. Бобышова. Преподавал в ИЖСА (1948-51 и с 1954). Автор произведений, посвященных, событиям Великой Отечественной войны 1941-45 ("Концерт Ленинградской филармонии в 1942 году", 1957, ГРМ), портретов, воссоздающих жизненно-конкретные образы советских людей ("Партизан В. С. Тимачёв", 1943, ГТГ), плакатов ("А ну-ка, взяли!..", 1944). В портретах Серебряного 60-70-х гг. психологичность образа соединяется с монументальной значительностью композиции ("Д. Шостакович", восковая темпера, 1964, ГТГ; "С. Рихтер", 1972).

Литература: И. В. Никифоровская, И. А. Серебряный, Л., 1976.

Серов Валентин Александрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серов Владимир Александрович

Серов Владимир Александрович (1910-1968), советский живописец и график. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Президент АХ СССР (1962-68). Первый секретарь правления СХ РСФСР (1960-68). Учился в ленинградской АХ у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-33). Преподавал в ленинградской АХ (1933-42). Работая преимущественно в области историко-революционного жанра, Серов создавал произведения, отмеченные высокой идейностью ("В. И. Ленин провозглашает Советскую власть", 1947, КНР, вариант - 1962, ГТГ, Государственная премия СССР, 1948; "Ходоки у Ленина", 1950, ЦМЛ, Государственная премия СССР, 1951; "Декрет о мире", "Декрет о земле", оба - 1957, ГТГ). Серов выступал также как портретист, пейзажист, автор плакатов ("Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!", хромолитография, 1944) и книжных иллюстраций (к роману Л. Н. Толстого "Война и мир", преимущественно темпера, 1951-1953).

Серов Владимир Александрович Ждут сигнала (Перед штурмом). 1957. Третьяковская галерея. Москва.

"Ждут сигнала (Перед штурмом)". 1957. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: А. К. Лебедев, В. А. Серов, М., 1965.

Сеул

Сеул - город в Южной Корее, на р. Ханган. Возник в раннее средневековье. После основания династии Ли (1392) столица Кореи (1394-1910). С 1948 местопребывание южнокорейского правительства. Памятники архитектуры - крепостная стена Ханьянсон (сохранилась частично, 1392-1446); огромный комплекс дворца Кёнбоккун, состоящий из многочисленных парадных и жилых зданий, разделённых дворами и парками (1394; разрушен в 1592, восстановлен в XIX в.); дворцы Чхандок (1404; разрушен в 1592, восстановлен в XVII в.), Чангён (XV-XVII вв.) и Доксу (XVI в.), в ансамбле которого находятся дворец Сокджоджон (1901-11; ныне Национальный музей) и здание Музея изобразительных искусств (1938); пагода Хёнмётхап храма Попчхонса (1085), пагода храма Вонгакса (1467).

Сецессион

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение), название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX - начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция академизму. "Мюнхенский Сецессион" (основан в 1892 Ф. фон Штукой и возглавленный с 1899 Ф. фон Уде) объединял преимущественно представителей немецкой разновидности стиля "модерн". Одним из главных его мастеров с 1893 был архитектор, график и дизайнер П. Беренс. "Берлинский Сецессион" (основан в 1892 М. Либерманом и др.) включал в основном представителей немецкого импрессионизма. В 1906 общество распалось на два объединения - "Новый Берлинский Сецессион" (во главе с Л. Коринтом) и "Свободный Сецессион" (во главе с М. Либерманом). "Венский Сецессион" (возник в 1897) объединял представителей австрйиского стиля "модерн", получившего название "сецессионстиль". Ядром "Венского Сецессиона" был журнал "Вер Сакрум" ("Ver Sacrum", основан в 1898) - орган австрийского литературного символизма (Г. фон Гофмансталь, Р. М. Рильке). В объединение входили крупные живописцы (Г. Климт, Э. Шиле) и архитекторы (О. Вагнер, И. М. Ольбрих, И. Хофман). Отличительной особенностью "сецессион-стиля" в целом (включая декоративно-прикладное искусство) было тяготение к изысканной декоративности, прихотливой и вместе с тем рационально- упорядоченной прямолинейной орнаментике (в архитектуре - в сочетании с простыми геометрическими формами построек). Творчеству архитекторов "Венского Сецессиона" были свойственны поиски рациональных конструктивных решений. Деятельность "Венского Сецессиона" способствовала утверждению как позитивных сторон искусства "модерна" (в архитектуре, книжной графике), так и некоторых свойственных ему упадочнических тенденций.

Литература: см. при статье Модерн.

Сиань

Сиань - город в Китае, в долине р. Вэйхэ. Один из древнейших китайских городов, близ которого находились древние столицы - Хао, Фэн, Чанъань. В основе градостроительной структуры Сианя - строго регулярная планировка танского города Памятники архитектуры - трехярусные башни XIV в. (Чжунлоу и Гулоу). Музей провинции Шэньси. В окрестностях Сианя - остатки городских стен ханьской столицы Чанъань, пагоды Даяньта (652; перестроена в 704) и Сяояньта (707-709), танский могильный курган Шуньлин.

Сигирия

Сигирия - каменная глыба на острове Шри-Ланка, в 65 км к юго-востоку от Анурадхапуры. На вершине скалы (высота 183 м) находился дворец царя Кассапы I (V в.), по приказу которого были созданы фрески, изображающие молодых женщин (сохранилась 21 фигура) в виде полубожеств апсар, бросающих сквозь облака на землю цветы. Естественная красота и изящные жесты фигур, высокие причёски и роскошные украшения выявлены преимущественно чёткой контурной линией, а также жёлто-коричневой и зелёной подцветкой, искусно моделирующими форму. На склонах скалы и у её подножия - остатки оборонит, и дворцовых сооружений, парки.

Сигирия Знатная дама, бросающая цветок. 5 век. Роспись на скале.

"Знатная дама, бросающая цветок". 5 век. Роспись на скале.

Литература: С. И. Тюляев, Роспись скалы Сигирии, в сборнике: Сокровища искусства стран Азии и Африки, в. 3, М., 1979.

Сидоркин Евгений Матвеевич

Сидоркин Евгений Матвеевич (1930-1982), советский архитектор. Народный художник Казахской ССР (1981). Учился в ленинградской АХ (1952-57) у А. Ф. Пахомова и Ю. М. Непринцева. Подчёркивая выразительность силуэта, прибегая к монументальной обобщённости форм, Сидоркин создавал эпически возвышенные (или окрашенные живым юмором) образы, насыщенными фольклорными ассоциациями (иллюстрации к роману М. Ауэзова "Путь Абая", линогравюра, 1960; "М. Ауэзов и его герои", автолитография, 1977; серия офортов "На земле казахстанской", 1980). Выступал также как монументалист.

Литература: Г. Ч. Сарыкулова, Е. Сидоркин, (М., 1971); (М. Халаминская), Е. М. Сидоркин, Л., 1974.

Сидоров Алексей Алексеевич

Сидоров Алексей Алексеевич (1891-1978), советский историк искусства. Член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1936). Учился в Московском университете (1909-13). Преподавал в МГУ (1916-31 и 1942-50, профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938-64). Работал в ГМИИ (1916-21 и 1927-36). Основан исследования Сидорова, посвящены главным образом рисунку и искусству книги, охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Принёс в дар государству большую коллекцию русской и зарубежной графики.

Сочинения: Русская графика за годы революции. 1917-1922, М., 1923; Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История, М.-Л., 1940; Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.), М., 1960; История оформления русской книги, 2 издание, М., 1964; Русская графика начала XX в., М., 1969; Книга и жизнь. Сборник книговедческих работ, М., 1972.

Сидоров Валентин Михайлович

Сидоров Валентин Михайлович (р. 1928), советский живописец. Народный художник РСФСР (1979), член-корреспондент АХ СССР (1975). Главным образом пейзажист, автор проникнутых философскими размышлениями произведениями, в обобщённо-лаконичной форме воссоздающих облик средней полосы России ("День Победы", 1975, ГРМ; "Тревожный день", 1985). Государственная премия СССР (1984).

Сиена

Сиена (Siena), город в Центр. Италии, в исторической области Тоскана. Основан римлянами в I в. до н. э. Старая часть Сиены сохранила средневековый, преимущественно готический облик; собор (1284-1376, архитекторы Джов. Лизано и др.; кафедра, мрамор, 1265-68, скульптор Никколо Пизано и др.), церкви - Сан-Доменико (1293-1391), Сан-Франческо (1326-1476), дворцы - Толомеи (с 1205), Публико (1297-1310; достройки XVII в.; фрески А. Лоренцетти, Симоне Мартини и др.); Лоджия дель Папа (1460, архитекторы Антонио Федериги и Франческо ди Джордже). Археологический музей, Национальная пинакотека, Музей собора.

Литература: Mandel G., Siena, Z.-Stuttg., 1959.

Сиенская школа

Сиенская школа - одна из главных школ живописи в Италии. Сложилась в XIII в. (Гвидо да Сиена и др.). Исходила из традиций итало-византийской иконописи и готической книжной миниатюры. В период расцвета сиенской школы (XIII - первая половина XIV вв.) её мастера (Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Липпо Мемми), отчасти воспринявшие воздействие Джотто, создавали произведения, отличающиеся одухотворённым лиризмом образованным эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита, утончённостью линейного ритма. Наиболее последовательно искания Джотто были осмыслены братьями Пьеро и Амброджо Лоренцетти. Их произведения при готической условности композиции отмечены непосредственностью наблюдений, смелым введением реального ландшафта (в том числе панорам Сиены), бытовых сцен и деталей, портретных образов, попытками пластической лепки объёмов. В XV в. важнейшими чертами сиенской школы, основывавшейся главным образом на традициях треченто, оставались утонченный декоративизм, лирическая созерцательность образного строя, вносящая в произведения многих сиенских мастеров (Сассетта, Джованни ди Пабло) атмосферу сказочности. В XVI в. сиенская школа постепенно утратила своё значение.

А. Лоренцетти. Аллегория доброго правления. Фреска в палаццо Публико в Сиене. 1337 - 1339. Фрагмент.

А. Лоренцетти. "Аллегория доброго правления". Фреска в палаццо Публико в Сиене. 1337 - 1339. Фрагмент.

Литература: В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Carls E., La pittura senese, Mil., 1955.

Сикейрос Хосе Давид

Сикейрос Хосе Давид (собственно Альфаро Сикейрос, Alfaro Siqueiros) (1896-1974), мексиканский живописец и график, общественный деятель. Один из основателей и крупнейший мастер мексиканской школы монументальной живописи. Почетный член АХ СССР (1967). Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). Участник Мексиканской революции 1910-17. Создатель (1922) и генеральный секретарь (1923-25) "Революционного синдиката работников техники и искусства". С 1924 один из руководителей Мексиканской компартии и революционных профсоюзов. За политическую деятельность был несколько раз арестован. В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). Большое влияние на развитие монументального искусства Латинской Америки оказала деятельность Сикейроса в Аргентине (1933), Чили (1941-42), на Кубе (1943). В 1927, 1955, 1958, 1972 Сикейрос посетил Москву. Борец за революционное, проникнутое коммунистической идейностью искусство, Сикейрос сообщал образам актуальное политическое звучание, повышенную экспрессию, отстаивая принцип активного воздействия художественного произведения на массы. Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально- исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и т. д.). В 50-60-х гг. в произведениях Сикейроса усилились конкретная выразительность и политическая острота в трактовке исторических событий и образов. Основные произведения Сикейроса; росписи - в Национальной подготовит, школе (1922-23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945, 1950-51), в Национальном музее истории (1959); рельеф с керамической мозаикой в Университетском городке (1952-60) - все в Мехико; монументальные циклы росписей и скульптуры в городе Куэрнавака (1965) и "Полифорум" (1971; административное здание, расписанное снаружи и в интерьере монументальными, экспрессивными фресками, декорированное рельефами и круглой скульптурой) в Мехико; станковые картины - "Пролетарская мать" (1929-30), портрет Дж. Гершвина (1936), "Революционер" (1957) - все в Музее современного искусства, Нью-Йорк; многочисленные литографии, рисунки. Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1966).

Сикейрос Хосе Давид Забастовка. Пироксилин. 1945. Фрагмент росписи в Национальном музее истории во дворце Чапультепек в Мехико.

"Забастовка". Пироксилин. 1945. Фрагмент росписи в Национальном музее истории во дворце Чапультепек в Мехико.

Сочинения: Cуmo se pinta un mural, Mйxico, 1951; L'art et la rйvolution, P., 1973.

Литература: И. Р. Григулевич, Сикейрос, М., 1980; О. С. Семенов, Д. А. Сикейрос, М., 1980; Tibol R., О. A. Siqueiros, Mйxico, (1969).

Сиккерт Уолтер Ричард

Сиккерт Уолтер Ричард (Sickert) (1860-1942), английский живописец. Датчанин по происхождению. Представитель импрессионизма. Президент Королевского общества брит, художников (с 1928). Жил в Великобритании с 1868. Учился в художественном колледже Слейда (с 1881) у А. Легро, испытал влияние Дж. Уистлера и Э. Дега. Писал пейзажи, сцены современной ("Скука", 1913-14, Галерея Тейт, Лондон) и театральной жизни, меткие по наблюдениям и острые по рисунку, используя эффекты композиции и освещения.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла - в дворцовом комплексе Ватикана в Риме, памятник итальянского искусства эпохи Возрождения. Построена архитектором Дж. де Дольчи в 1473-81, освящена в 1483 при папе Сиксте IV, по имени которого и получила своё название. В 1481-83 стены капеллы были расписаны фресками, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа (С. Боттичелли, Пинтуриккьо, К. Росселли, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо, П. Перуджино). В 1508-1512 Микеланджело украсил потолок, люнеты и распалубки свода росписью, отмеченной исключительным богатством и многообразием образов, величественной цельностью замысла и принадлежащей к числу классических произведений мирового искусства, а в 1536-41 создал роспись алтарной стены ("Страшный суд"). По картонам Рафаэля (1515-16) были вытканы шпалеры, которые закрывали в торжественные дни нижнюю часть стен капеллы. Сикстинская капелла открыта как музей.

Сикстинская капелла. 1473 - 1481. Освящена в 1483. Архитектор Дж. Де Дольчи. Общий вид.

Сикстинская капелла. 1473 - 1481. Освящена в 1483. Архитектор Дж. Де Дольчи. Общий вид.

Литература: Ettlinger L. D., The Sistine chapel before Michelangelo, Oxf., 1965; Seymour Ch., Michelangelo. The Sistine chapel ceiling, L., 1972.

Силоэ Диего де

Силоэ Диего де (Siloй) (около 1495 - 1563), испанский архитектор и скульптор. По-видимому, сын и ученик скульптора Хиля де Силоэ. До 1519 работал в Италии, где испытал влияние Микеланджело и флорентийской школы, с 1519 - при соборе в Бургосе, где создал "Золотую лестницу" (1519-23) и ряд надгробий. В архитектурных произведениях Силоэ (собор в Гранаде, с 1528, и др.) готические элементы сочетал с ордером, гармонически ясными пространств, построениями. Близостью к принципам Высокого Возрождения отмечены и скульптурные работы Силоэ (рельефы хора церкви Сан-Бенито в Вальядолиде, дерево, ныне в местном Музее религиозной скульптуры).

Литература: Gomez-Moreno М., D. Siloй, (Granada), 1963.

Силуэт

Силуэт (франц. silhouette, от имени французского генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709-67), на которого была сделана карикатура в виде силуэта), в изобразительном искусстве вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью на тёмном фоне или белилами на светлом) либо вырезаются из бумаги. Известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии; в Европе искусство силуэта распространилось с XVIII в. (Ф. О. Рунге, А. фон Менцель, П. Коневка в Германии, Ф. П. Толстой, Е.М. Бем в России). В советское время в технике силуэта работали Е. С. Кругликова, Н. В. Ильин и др.

Литература: Э. Кузнецова, Искусство силуэта, (Л., 1970).

Симбирцев Василий Николаевич

Симбирцев Василий Николаевич (1901-1982), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1975). Окончил московский Вхутеин (1928). Преподавал в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства (1955-59). Участвовал в восстановлении и строительстве Волгограда (главный архитектор в 1944-59), в т. ч. Аллеи героев и пл. Павших борцов, областной партшколы (ныне здание медицинского института, 1950; Государственная премия СССР, 1951, с использованием элементов классической архитектуры) - все с коллективом авторов. Один из авторов проектов Театра Советской Армии в Москве (1934-40, совместно с К. С. Алабяном), застройки жилого района Вторая Речка во Владивостоке (1960-е гг.).

Символизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симов Виктор Андреевич

Симов Виктор Андреевич (1858-1935), советский театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Окончил МУЖВЗ (1882), где учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. Примыкал к передвижникам. Работал преимущественно в МХТ (с 1898, кроме 1912-25). При оформлении театральных постановок Симов добивался убедительной передачи социально-психологической атмосферы и жизненной среды, вещественного правдоподобия каждой бытовой детали. Произведения: оформление спектаклей "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898); "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишнёвый сад" (1904) А. П. Чехова; "Живой труп" Л. Н. Толстого (1911); "Бронепоезд 14-69" Вс. В. Иванова (1927); "Мёртвые души" по Н. В. Гоголю (1932).

Литература: О. Некрасова, В. А. Симов, М., 1952.

Синагога

Синагога (от греч. synagogi - собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три-пять нефов, у восточной стены "ковчег завета" и возвышение для чтения священных текстов перед ним.

Литература: Wischnitzer R., The architecture of the European synagogue, Phil., 1964.

Синайский Виктор Александрович

Синайский Виктор Александрович (1893-1968), советский скульптор. Учился в петроградской АХ у В. А. Беклемишева (1917-20). Преподавал в ленинградской АХ-ЛИНЖАСе (1921-51, с перерывами). Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. В лучших произведениях Синайского ("Молодой рабочий", бронза, 1937, ГТГ; памятник Н. А. Добролюбову в Ленинграде, бронза, гранит, 1950-59) непосредственность этюда сочетается с завершённостью и ясностью образа.

Синан

Синан (Sinan), Коджа Мимар Синан (1489/1490 - 1578/1588), турецкий архитектор и инженер. С 1538 главный архитектор султана Сулеймана I Кануни. Творчески переосмысливая конструктивно-художественный опыт визан- тийского зодчества, Синан возводил величеств, центрические купольные мечети с интерьерами, пышно отделанными керамическими плитками (Шахзаде, окончена в 1548; Сулеймание в Стамбуле, 1550-57; Джума-Джами в Евпатории, 1552; Селимие в Эдирне, 1569-75), дворцы, мавзолеи, мосты, укрепления.

Литература: Koca Sinan, Ankara, 1968; Stratton A., Sinan, L., 1972.

Синий всадник

Синий всадник (Blauer Reiter), объединение близких к экспрессионизму художников, существовавшее в 1911-14 в Мюнхене. Основан В. В. Кандинским и Ф. Марком; в деятельности "Синего всадника" участвовали немцы А. Макке, Г. Мюнтер и др., русские А. Г. Явленский, М. В. Верёвкина, братья Д. Д. и В. Д. Бурлюки, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне и другие художники. Некоторые из мастеров "Синего всадника" вскоре обратились к абстрактному искусству (Кандинский), другие продолжали сохранять изобразительную основу своих произведений. В 20-е гг. отдельные представители "Синего всадника" сыграли значительную роль в деятельности "Баухауза" (Кандинский, Клее и др.).

В. В. Кандинский. Обложка альманаха Синий всадник. Ксилография. 1914.

В. В. Кандинский. Обложка альманаха "Синий всадник". Ксилография. 1914.

Литература: А. Тихомиров, Экспрессионизм, в сборнике: Модернизм, 3 издание, М., 1980, с. 43-50.

Синтез искусств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синьеи-Мерше Пал

Синьеи-Мерше Пал (Szinyei Merse) (1845-1920), венгерский живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1864-70). Одним из первых в Венгрии обратился к пленэрной живописи. Автор поэтических и жизнерадостных, светлых и звучных по колориту пейзажей, жанрово-пейзажных композиций, бытовых сцен, натюрмортов ("Влюблённые", 1870. "Майская прогулка", 1873, - оба произведения в Венгерской национальной галерее, Будапешт).

Синьеи-Мерше Пал Майская прогулка. 1873. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

"Майская прогулка". 1873. Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Литература: (М. Райнай), П. Синеи-Мерше. Альбом, Будапешт, 1953.

Синьорелли Лука

Синьорелли Лука (Signorelli) (р. около 1445-1450 - ум. 1523), итальянский живописец эпохи Возрождения, Учился у Пьеро делла Франческа; испытал влияние А. Поллайоло и Перуджино. Произведения Синьорелли (фрески в Сикстинской капелле в Ватикане, 1481-83, в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497, и капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499-1504) отличаются суровой мужественностью образного строя. Сложные ракурсы, подчёркнутая чёткость пластической моделировки человеческого тела и резкость напряженного контурного рисунка порой приобретают у Синьорелли самодовлеющий характер.

Синьорелли Лука Бичевание Христа. Около 1475 - 1480. Пинакотека Брера. Милан.

"Бичевание Христа". Около 1475 - 1480. Пинакотека Брера. Милан.

Литература: Salmi М., L. Signorelli, Novara, 1953; Kraft G., Studien zur Erzahltechnik des L. Signorelli, Mьnch., 1980.

Синьяк Поль

Синьяк Поль (Signac) (1863-1935), французский живописец, график, теоретик искусства. Систематического художественного образования не получил. В начале творчества был близок к импрессионизму. С 1886 под влиянием Ж. Сёра примкнул к дивизионизму (см. Неоимпрессионизм). Писал преимущественно пейзажи юга Франции, спокойные по композиции, выполненные строго упорядоченными раздельными мазками и выдержанные в сдержанной гамме ("Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ). С 1900-х гг. начал применять более интенсивные цвета, отчасти предвосхищая фовизм ("Гавань в Марселе", 1907, ГЭ). Позже писал эмоциональные акварельные пейзажи.

Сочинения: От Э. Делакруа к неоимпрессионизму, (перевод с французского), М., 1913.

Литература: Ж. Сера. П. Синьяк. Письма. Дневники…, перевод с французского, М., 1976; Н. Калитина, П. Синьяк, Л., 1976.

Сион

Сион - 1) вид православной церковной утвари, предназначенной для хранения просфор (освящённого хлеба). Сионы изготовлялись обычно из серебра и повторяли в миниатюре архитектурные формы христианской церкви. 2) Название ряда грузинских средневековых церквей (например, Атенский сион).

Сирен Йохан

Сирен Йохан (Siren) (1889-1961), финский архитектор. Лидер неоклассицизма конца 1920-30-х гг. С 1931 профессор Высшей технической школы в Хельсинки. Для построек Сирена характерны строгая симметрия, монолитность объёмно-пространственная композиции, упрощённая трактовка ордерных элементов (здание парламента в Хельсинки, 1927-31).

Сирия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сислей Альфред

Сислей Альфред (Sisley) (1839-1899), французский живописец. Представитель импрессионизма. Англичанин по происхождению. Учился в Париже в мастерской Ш. Глейра (1860-63). Испытал влияние К. Коро. Писал преимущественно окрестности Парижа. Пейзажи Сислея, простые по мотивам, мягкие по освещению, исполнены тонкого лиризма и выдержаны в свежей и сдержанной изысканной гамме ("Маленькая площадь в Аржантёе", 1872, "Наводнение в Марли", 1876, - оба в Музее импрессионизма, Париж; "Мороз в Лувесьене", 1873. "Опушка леса в Фонтенбло", 1885, - оба в ГМИИ). С середины 80-х гг. в произведениях Сислея появились черты декоративизма.

Литература: Н. Бродская, Картины Сислея в Эрмитаже, Л., 1963; Daulte F., A. Sisley, P., 1974; Cogniat R., Sisley, P., 1978.

Скань

Скань (от древнерусского скать - сучить, свивать), вид ювелирной техники; то же, что Филигрань.

Скарайнис Олег

Скарайнис Олег (р. 1923), советский скульптор. Учился в АХ Латвийской ССР (1952-58) у Т. Залькална. Работает в области станковой ("Память", 1972, Художественный музей Латвийской ССР, Рига, "Че Гевара", 1980, - оба бронза) и монументальной пластики; участвовал в создании мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (бетон, 1961-67; Ленинская премия, 1970).

Скарпель

Скарпель (от итал. scarpello), стальной круглый или гранёный стержень, расширенный к одному концу в виде остро отточенной лопатки. Используется скульпторами при обработке камня.

Скифос

Скифос (греч. skэphos), древнегреческий керамический сосуд для питья вина. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью.

Скифы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Складень

Складень - складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей.

Склеп

Склеп (от польск. sklep - свод, подвал), внутреннее, обычно заглублённое в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего.

Скопас

Скопас (Skуpas), древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегее (ныне Пиали, Греция), Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция) и других городах Греции и Малой Азии. Принимал участие в строительстве храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных скульптурных произведений Скопаса важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии, т. е. битвы амазонок (середина IV в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее). Многочисленные работы Скопаса известны по римским копиям - статуи "Потос" (Усрфици), "Молодой Геракл" (ранее в собрании Лансдоун, Лондон), "Мелеагр" (Ватиканские музеи; вилла Медичи, Рим), "Менада" (Скульптурное собрание, Дрезден). Отказавшись от свойственного древнегреческому искусству V в. до н. э. гармонического спокойствия образов, Скопас обратился к передаче сильных душевных переживаний, драматической борьбы страстей. Для их воплощения Скопас использовал динамизм композиции и новые приёмы трактовки деталей: глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот, а также напряженный ритм складок одежд. Насыщенное трагическим пафосом творчество Скопаса оказало большое воздействие на скульпторов эпохи эллинизма (см. Эллинистическое искусство), в частности на мастеров, работавших в III-II вв. до н. э. в городе Пергам.

Скопас Амазономахия. Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н.э. Британский музей. Лондон.

"Амазономахия". Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н.э. Британский музей. Лондон.

Литература: А. П. Чубова, Скопас, Л.-М., 1959; Arias P. E., Skopas, Roma, 1952.

Скопинская керамика

Скопинская керамика - гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники и декоративная скульптура малых форм), вырабатываемые в городе Скопин (Рязанская область РСФСР). Производство декоративной скопинской керамики было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми и заглохло в период Первой мировой войны 1914-18. Детали изделий скопинской керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, коричневой, зелёной и жёлтой глазурями. Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. С 1934 производство скопинской керамики возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий (до 1960 - артель). Среди ведущих современных мастеров - И. И. Максимов, М. И. Тащеев, М. М. Пелёнкин, Н. К. Насонова.

Кувшин. Последняя четверть 19 в. Исторический музей. Москва.

Кувшин. Последняя четверть 19 в. Исторический музей. Москва.

Литература: А. Б. Салтыков, Русская народная керамика. (Альбом), М., 1960.

Скопкарь

Скопкарь - деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя рукоятями в виде головы и хвоста птицы. Был распространён на Руси с древности вплоть до середины XIX в.

Скопье

Скопье - Скопле (Ckoпje, Skoplje), столица Социалистической Республики Македонии (СФРЮ). Основан в VI в. Резиденция сербских королей (XIV в.) и турецких султанов (1392-1453). Сочетал современную и средневековую (главным образом турецкого типа) застройку. До землетрясения 1963 имелись византийская крепость и акведук VI в., многочисленные турецкие мечети, постоялые дворы и другие постройки XV-XIX вв. После 1963 осуществляются реставрационные и восстановительные работы, главным образом на основе проекта японский архитектора Тангэ Кэндзо и югославских архитекторов, застраивается центр города (Исторический архив, Педагогическая академия, Македонский народный театр и др.), ведётся жилищное строительство. Близ Скопье - руины иллирийского, затем римского города Скупи (разрушен землетрясением в 518; остатки театра, терм, базилики, некрополя), церковь св. Пантелеймона в Нерези (1164, фрески).

Скорел Ян ван

Скорел Ян ван (Scorel) (1495-1562), нидерландский живописец. Представитель романизма. Получил разностороннее гуманистическое образование. Живописи учился, возможно, у Я. Госсарта. В 1518-24 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, был хранителем античных памятников Бельведера в Риме. Испытал воздействие венецианской школы живописи. Лучшие произведения Скорела отличаются мягкой пластической лепкой фигур, мягким и звучным колоритом, поэтичностью пейзажных фонов, умелой передачей световоздушной среды ("Въезд Христа в Иерусалим", Центральный музей, Утрехт).

Скорел Ян ван Мария Магдалина. Государственный музей. Амстердам.

"Мария Магдалина". Государственный музей. Амстердам.

Предыдущая страница Следующая страница