Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Герцман Е.В.: Музыка Древней Греции и Рима
«Гармония» - это стиль

«Гармония » - это стиль

Исторические данные свидетельствуют о том, что издавна греческие племена стояли на различных уровнях развития. Некоторые из них достигли значительных успехов в области социально-экономических отношений и политического устройства, а у других - жизненный уклад продолжал оставаться архаичным и не способствовал прогрессу общества. Культурный уровень племен также был разным, и это, естественно, находило отражение в художественной жизни. Несхожесть сказывалась, прежде всего, на тематике песнопений. В быту ряда племен культивировались образцы с ярко выраженной гражданской направленностью, воспевающие храбрость и благородство. Например, музыка дорийцев - племени, жившем на Пелопоннесе, Крите, южном побережье Малой Азии, Сицилии и на юге Италии - всегда ассоциировалась с мужественными и воинственными песнями. Наиболее типичным выражением дорийского «музыкального духа» была Спарта с ее эмбатериями и другими «военными жанрами». Ионийцы же, населявшие среднюю часть западного побережья Малой Азии, острова средней части Эгейского моря и Аттику, отличались распущенностью нравов и были известны как большие любители скабрезных и непристойных песен. Здесь всеобщим признанием пользовались уже упоминавшиеся Александр из Этолии и Сотад из Александрии - создатели песен, тексты которых были весьма бесстыдными. В своей комедии «Женщины в народном собрании» Аристофан часто вспоминает сладострастные ионийские песни.

Художественная жизнь каждого из греческих племен не являлась тайной для соседей. Постоянные торговые связи, частые переселения, войны, порабощения одних племен другими и, в конце концов, территориальная близость - все это способствовало их тесным контактам. В результате, становились известными наиболее типичные для того или иного племени музыкальные симпатии и привязанности. Особенно это касается главных греческих племен - дорийцев, эолийцев и ионийцев. Поэтому источники, основанные на архаичном материале, подразделяли греческую музыку на три основные «гармонии»: дорийскую, ионийскую и эолийскую.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к интереснейшему и, в то же время, крайне сложному тексту Афинея (XIV 624 с-626 а). Его большая познавательная ценность предопределена тем, что он основывается на древнейших, впоследствии утраченных сочинениях и способен предоставить сведения, которые затем исчезли из жизни Сложность же текста Афинея обусловлена его многослойностью, ибо в него включены материалы, заимствованные из работ, созданных в различные исторические периоды и, естественно, отражающих неодинаковые точки зрения и своеобразие самих процессов, развивавшихся и видоизменявшихся с течением времени. Трудность понимания текста Афинея усугубляется еще и тем, что сведения, почерпнутые в разновременных источниках, даны здесь в едином нерасчлененном изложении. Поэтому для более осмысленного их освоения я вначале вычленяю из текста сведения, имеющие древнейшие истоки.

«О музыке», в котором была зафиксирована несравненно более древняя традиция, Афиней пишет: «Существуют три гармонии, подобно трем греческим племенам - дорийская, эолийская и ионийская. Имеется немалая разница в характерах [этосах ] этих племен. Спартанцы, более чем другие дорийцы, следуют дорогой своих предков... Дорийской гармонией они [то есть, архаичные греки ] называли движение мелодии, которую использовали дорийцы, а ту, что пели эолийцы, [называли | эолийской гармонией, и для третьей гармонии у них было название - ионийская, которую... пели ионийцы. Дорийскую гармонию отличает мужественность и достоинство. Она не скучна, не радостна, а сурова и напряжена и [кроме того, она ] не сложная [и 1 не пестрая по стилю (πολύτροπον). Характер (ήθος) эолийцев сочетает в себе высокомерие и важность, даже хвастливость... Однако их характер не склонен к злобности, но горделив и дерзок. Вот почему их любовь к выпивке, их эротические склонности и общая изнеженность образа жизни так хорошо согласуются [между собой). По этой же самой причине они обладают характером того... что |древние [ обычно называли эолийской [гармонией [...И [Пратин | говорит более откровенно: «Эолийская гармония - та песня, которая подходит любому, кто неистов»... Затем давайте исследуем характер (ηθος) жителей

Милета, несколько проявляющийся в ионийцах. Имея изящные сильные тела, они держатся хвастливо и полны жизни: их трудно успокоить, они драчливы и в них нет ничего от доброты или доброго веселья. Они также проявляют враждебность и суровость характера [этоса]. Следовательно, ионийский тип гармонии не является ни бодрящим и ни радостным, а суровым, грубым и благородно важным. Вот почему эта гармония хорошо подходит трагедии. Но характер современных ионийцев, больше потворствующих собственным слабостям, очень изменился. [Вследствие этого изменился также ] и характер гармонии. Говорят, что Питерм из Теоса сочинял сколии в этом последнем типе гармонии и, поскольку композитор был ионийцем, гармония называлась ионийской. ...Можно предполагать, что Питерм... создавал движение своих мелодий в соответствии с характером [этосом ] ионийцев... Итак, существуют эти три гармонии, как мы сказали вначале, подобно тому как [существуют ] три племени. Фригийская и лидийская гармонии иностранного происхождения и были переданы грекам фригийцами и лидийцами, которые пришли вместе с Пелопсом на Пелопоннес... Именно от этих людей греки и научились гармониям».

После знакомства с этой обширной цитатой нетрудно убедиться в том, что под термином «гармония» (αρμονία) здесь понимается «стиль», но в самом простейшем, бытовом, а не научном его смысле. В таком значении это слово может употребляться, например, в выражении «современный стиль», когда хотят сказать, что композитор использует средства музыкальной выразительности, характерные для современности. Аналогичным образом оно применимо в обороте «народный стиль», когда существует необходимость подчеркнуть, что музыкальный язык данного произведения близок к фольклорным образцам. В процитированном фрагменте Афинея «дорийская гармония» означает не более, чем характеристику черт, типичных как для самих дорийцев, так и для музыки, звучавшей в их быту. В том же смысле здесь присутствуют термины «ионийская гармония» и «эолийская гармония».

Следовательно, в древнейшие времена, наряду с другими своими смыслами, «гармония» означала комплекс признаков, выявляющих принадлежность произведения к музыкальному обиходу того или иного племени, населявшего Древнюю Грецию. Именно с этой точки зрения музыка каждого племени характеризовалась собственной «гармонией». Под этим подразумевались тематика популярных у данного племени песен, особые способы исполнения, темперамент, а возможно и специфические интонации.

Существует даже свидетельство того, что не только «племенная музыка» обозначалась как «гармония». Так, в прологе к комедии Аристофана «Ахарняне» (ст. 13-14) Дикеополь с удовольствием вспоминает Декситея, который пел в «беотийской гармонии». Значит, музыка, звучавшая в беотийской области и отражавшая характер ее жителей, ассоциировалась с особенной «гармонией». Но так как среди многих греческих племен, благодаря определенным историческим причинам, выделялись три главных -дорийское, эолийское и ионийское, - то в письменной традиции сохранились воспоминания лишь о дорийской, эолийской и ионийской «гармониях». На общегреческом художественном форуме основные племена были представлены музыкальным репертуаром, обладавшим своими тематическими и выразительными особенностями, которые соответствовали «этосу» конкретного племени. Такое своеобразие музыкального стиля определялось как «гармония».

«варваров». И здесь, при сопоставлении греческой и негреческой музыки, индивидуальность дорийской, эолийской и ионийской «гармонии» должна была нивелироваться. Ведь несмотря на их своеобразие, это было все же искусство, создававшееся в недрах единых национальных традиций. Музыка же варваров Малой Азии - фригийцев и лидийцев - вела свое происхождение совершенно из иных образно-тематических и поэтических источников.

«фригийской гармонии». В общегреческом представлении играть и петь по-фригийски означало создавать и исполнять стремительно-вихревую музыку с высочайшим эмоциональным накалом. Распространенные любовные и эротические элегии лидийцев создавали характерные черты «лидийской гармонии». Аналогичным образом музыкальная практика, например, карийцев, живших на юго-западе Малой Азии, свидетельствовала, что наибольшего успеха их музыканты достигли в создании и исполнении похоронной музыки. Такие карийские траурные мелодии упоминает Платон («Законы» 800 е). О карийских инструментальных авлемах сообщает и Аристофан («Лягушки» ст. 1303). В этом проявлялась «карийская гармония». В античном мире хорошо также были известны заплачки мариандинов (см., например, Эсхил «Персы» 937), выражавшие характерные черты «мариандинской гармонии».

«гармониях», так и музыкальный облик «варваров» запомнился грекам лишь по фригийской и лидийской «гармониям», олицетворявшим особенности их «этоса», культурного уровня и музыкального быта.

Таким образом, мы должны уяснить прежде всего, что под такими терминами как «дорийская гармония», «фригийская гармония» и им подобными древнейшие источники подразумевали очень широкое понятие - стиль. Не случайно древнегреческие авторы в том же смысле употребляют термин «дориос тропос» (δώριος τρόπος), «лидиос тропос» (λύδιος τρόπος, греческий τρόπος - образ действия, характер, стиль) и даже «дорийский мелос» (δώριον μέλος), «фригийский мелос» (φρύγιον μέλος), где «мелос» обозначал не столько «мелодию» с характерными интонациями, сколько более широкое понятие - «песнопение» или даже комплекс песнопений и инструментальных наигрышей. А каждый «племенной стиль» или «племенной мелос» включал в себя самый широкий спектр явлений, начиная от тематики песнопений, характера образов и кончая «племенными интонациями».

Одновременно с этим, античное музыкальное мышление отличалось одной особенностью, которая постоянно проявлялась при художественном воплощении каждого из стилей - «гармоний», «тропосов» и «мелосов». И на этом следует остановиться более подробно.