Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Герцман Е.В.: Музыка Древней Греции и Рима
Список иллюстраций

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

gerz1-1.jpg

1а. Изображение на аттическом ковше, предназначавшемся для розлива вина (ή οίνοχόη). Середина VIII в. до н. э. (Археологический национальный музей. Афины). В центре - сидящий исполнитель на форминге.

gerz1-2.jpg

1б. Изображение на кувшине (ή υδρία). Конец VIII в. до н. э. (Антикенмузеум. Берлин). Шествие женщин с пальмовыми ветками возглавляют авлет и исполнитель на форминге.

gerz1-3.jpg

2. Фрагмент протокоринфского фриза. Середина VII в. до н. э. (Национальный музей «Вилла Джулия». Рим). Фаланги воинов, выступающих в поход под музыку звучащего двойного авлоса.

gerz1-4.jpg

За. Аттическая амфора. Середина VI в. до н. э. (Лувр. Париж). Квартет поющих, играющих и танцующих кифародов.

gerz1-5.jpg

3б. Аттический краснофигурный кубок. Начало VI в. до н. э. (Городское собрание древностей. Мюнхен). Пирушка: в центре - авлетистка с двойным авлосом, слева на стене - кифара и авлос.

gerz1-6.jpg

4. Чернофигурная аттическая ваза. Третья четверть VI в. до н. э. (Городской музей. Берлин). Здесь запечатлена культовая сцена с авлетами и кифаристами.

gerz1-7.jpg

5а. Аттическая краснофигурная амфора. Около 525 г. до н. э. (Лувр. Париж). Кифарод на агоне.

gerz1-8.jpg

5б. Аттическая чаша. Середина V в. до н. э. (Лувр, Париж). Девушка или муза с кифарой.

gerz1-9.jpg

6. Рельеф конца II в. до н. э. (Британский музей. Лондон). «Апофеоз Гомера». Три верхних ряда посвящены изображению горы муз-Геликону: от расположенного вверху на троне Зевса до бородатого Гомера (внизу слева). На рельефе можно увидеть кифарода Аполлона, окруженного музами, некоторые из которых держат музыкальные инструменты.

gerz1-10.jpg

7а. Серебряный кельтский котелок. I в. до н. э. (Национальный музей. Копенгаген). Шествие воинов с трубачами, изображенными справа.

gerz1-11.jpg

7б. Рельеф из Амитерна. Конец I в. (Гражданский музей. Аквила). Похоронная процессия с музыкантами, играющими на различных духовых инструментах: tibia, lituus, tuba.

gerz1-12.jpg

8. Расписная стена из Геркуланума. Вторая половина I в. (Национальный музей. Неаполь). Поклонение египетской богине Исиде, во время которого пение гимнов сопровождается игрой на тибии (тибист на переднем плане, справа).

gerz1-13.jpg

9. Фрагмент рельефа колонны Траяна. 113 г. (Форум Траяна. Рим). Шествие легионеров с духовым «оркестром» (tuba, lituus, buccina, cornu).

gerz1-14.jpg

gerz1-16.jpg

10. Фрагменты рельефа триумфальной арки. Вторая половина II в. (Дворец Консерватории. Рим). На одном фрагменте справа запечатлен трубач, участвующий в триумфальном шествии, а на другом - тибист, сопровождающий своей музыкой языческий обряд жертвоприношения.

gerz1-15.jpg

11. Рельеф второй половины II в. (Дворец Консерватории. Рим). Жрица азиатской богини Кибелы, культ которой был распространен в Риме на рубеже старой и новой эры. С обеих сторон от жрицы находятся инструменты, являвшиеся обязательными аксессуарами ритуальных действ: кимвалы, тимпан и разновидности тибии.

gerz1-17.jpg

12. Мозаика из так называемой «Виллы Цицерона» в Помпеях. Конец II в. (Национальный музей. Неаполь). Танцующие музыканты, среди которых один играет на тимпане, другой - на кимвалах, а женщина - на двойной тибии.

gerz1-18.jpg

gerz1-19.jpg

gerz1-21.jpg

gerz1-22.jpg

14. Рельеф римского саркофага. III в. (Палаццо Дориа. Рим). Соревнование Марсия с Аполлоном. На большом фрагменте Аполлон бряцает большим плектром по струнам великолепно украшенного инструмента, а Марсий играет на двойном авлосе (правда, от него сохранилась только одна трубка). Около колен сидящей Матери богов Кибелы находится маленький Аттис, охватывающий правой рукой какой-то духовой инструмент. На рельефе нетрудно увидеть и другие фигуры со струнными и духовыми инструментами. Левый небольшой фрагмент изображает Афину, держащую в руках авлосы. На небольшом правом фрагменте запечатлены скифы, казнящие Марсия.

gerz1-20.jpg

gerz1-23.jpg

16. Панель западного портала собора св. Сабины в Риме. Около 430 г. Люди, поющие «аккламацию» (величальное песнопение) предположительно в честь императора Восточной Римской империи Феодосия II (408-450 гг.).