Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Колпинский Ю.Д.: Великое наследие античной Эллады и его значение для современности
Часть II. Искусство эпохи сложения, расцвета и кризиса греческого рабовладельческого полиса

[56]

Раздел второй

ИСКУССТВО ЭПОХИ СЛОЖЕНИЯ, РАСЦВЕТА И КРИЗИСА ГРЕЧЕСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ПОЛИСА

В конце VIII в. до н. э. древнегреческое общество переходит к классовой стадии своего развития. Идет ожесточенная борьба за тот или иной (авторитарноаристократический или демократический) путь развития формирующегося рабовладельческого общества и государства. В ходе этой борьбы и складывается специфический античный вариант рабовладельческого общества, столь отличный от рабовладельческой деспотии Древнего Востока. В широком смысле слова весь период от конца гомеровской Греции до возникновения эллинистических монархий в конце IV в. до н. э. представляется единой исторической эпохой - эпохой сложения, расцвета и упадка первой (полисной) стадии античного рабовладельческого общества. Неразрывная связь личной судьбы гражданина с общественным укладом и благополучием родного города-государства, активная общественно-гражданская и практическая деятельность свободной части населения как основа силы и процветания родного полиса определяли собой своеобразие политической, духовной и культурной жизни этой эпохи.

Переход от геометрического орнаментализма к пластическим монументальным формам искусства, от объективной безличности и универсальности образов античного эпоса к более индивидуализированному душевному состоянию в греческой лирике и к пластической определенности образа человека в скульптуре, кристаллизация вокруг возникающей монументальной архитектуры величественной системы пластических образов, воплощающих представления греков о красоте и совершенстве человеческой личности, - все это было неразрывно связано с формированием полиса. Этот процесс четко определился в VII и VI вв. до н. э., пришел к своей кульминации в V веке и вступил в полосу кризиса и поисков новых путей в художественной культуре IV в. до н. э. Каждый из этих этапов - культура архаики (VII-VI вв. до н. э.), ранней и зрелой классики (V в. до н. э.) и поздней классики (IV в. до н. э.) - обладает своими историческими особенностями и художественным своеобразием. Но различия между ними - это различия ступеней эволюции единой культуры греческого города-государства.

исследователей включать VIII в. до н. э. в период архаики. Однако с точки зрения исторической логики развития самого искусства перелом наступает именно к VII в. до н. э. - тип искусства, иерархия его художественных ценностей начиная с VII в. до н. э. качественно иные, чем гомеровской Греции. Внутри истории культуры греческого полиса период наивысшего расцвета специфических возможностей его художественной культуры, естественно, совпадает с периодом кульминационного этапа в социальном развитии города-государства. Это время-V в. до н. э. определяется как время классического расцвета культуры полиса. Действительно, это был период наивысшего расцвета таких ведущих в античности видов искусства, как ваяние, драма. V век был веком не только наиболее высоких форм общественной жизни полиса, но и периодом относительно всестороннего расцвета всей художественной культуры, всех видов искусства. Художественная культура в целом поражала своей классической гармонией.

Однако хронологический переход к развитым и высоким формам эволюции в отдельных видах искусства осуществлялся в разное время и не обязательно в V в. до н. э. Керамика достигла в ряде отношений наивысшей стадии своего развития в период зрелой архаики. Некоторые формы лирической поэзии, воплощавшие духовный мир и эстетические идеалы человеческой личности (поэзия Сафо, Алкея, Ивика), переживают высший расцвет в VI в. до н. э.

В начале V в. до н. э. греко-персидские войны ускорили процессы формирования новой ступени в эволюции греческого общества, его экономики, его социальных установлений. Великое испытание жизнестойкости греческих городов-государств способствовало осознанию греческим обществом ценности и своеобразия своей культуры. Это и дает нам право считать начало

V в. до н. э. концом архаического и началом классического этапа в истории древнегреческой культуры и искусства в целом. Вместе с тем и в самой сфере пластических искусств эта схема периодизации верна лишь в самой общей форме.

[57]