Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Соколов Г.И.: Олимпия
Древнейшая Олимпия. III тысячелетие до н. э.-VIII в. до н. э.

[20]

Древнейшая Олимпия. III тысячелетие до н. э.- VIII век до н. э.

ДРЕВНЕЙШАЯ ОЛИМПИЯ. III тысячелетие до н. э.-VIII в. до н. э.

Начало человеческой деятельности на территории Олимпии восходит к III тысячелетию до н. э. На месте святилища, где тогда существовали поселения, археологами найдены сосуды эпохи ранней бронзы-шаровидные с выступающими за верхнюю границу ручками кувшины, иногда с довольно высоко поднятыми носиками для слива. Сосуды эти характеризуются плавными очертаниями контуров, сочными объемами, нерасчлененностью формы-без выделения горловины кувшина. Предельно простые, прекрасные компактностью и единством объемов, эти сосуды не имеют лепных, процарапанных или живописных украшений. Их лаконичным формам и высоко поднимающимся сливам можно найти аналогии в глиняном сосуде из Халандриани или в золотом сосуде из Аркадии второй половины III тысячелетия до н. э.6. Однако дома, в которых находилась эта керамика, не обнаружены-остатков сооружений самого раннего периода Олимпии не сохранилось.

Древнейшие архитектурные памятники Олимпии восходят к первой половине II тысячелетия до н. э., к так называемому среднеэлладскому периоду. Это четыре вытянутых помещения длиной 10-11 м и шириной 3-3,5 м, оканчивавшиеся с одной стороны полукруглой стеной и Имевшие вход с противоположной, обращенной к холму Кронос стороны. Апсидальное закругление в постройках обычно отделялось от остального помещения перегородкой. Трудно сказать, были

[21]

это жилые дома или какие-либо культовые сооружения, невозможно также определить их высоту и характер перекрытия, так как сохранились лишь фундаменты стен толщиной до полуметра, сложенных из неотесанных грубых камней различной величины, но плотно пригнанных друг к другу.

Эти древнейшие сооружения располагались почти в центре позднейшего святилища, между возникшими много веков спустя Метрооном, храмом Геры и Пелопионом. Одно из подобных апсидальных зданий находилось под позднее возведенной стеной Пелопиона, и уцелевшие в земле руины его лишь случайно не были уничтожены строителями при углублении в почву фундаментов: до этих древнейших остатков они не дошли всего лишь 20-25 см. (Необходимо отметить, что одна из построек того же характера, но ориентированная апсидальной стороной на север, относится, судя по найденной там керамике, к более поздней эпохе геометрического стиля, или, как ее иначе называют, гомеровской эпохе XI-VIII веков до н. э.) В апсидальных домах нашли керамику первой половины II тысячелетия до н. э.: двуручные и одноручные кувшины с низкими, довольно широкими вместилищами, высокими и широкими горлами, крупными вертикальными ручками. Процарапанные линейные, зигзагообразные и точечные орнаменты подчеркивали форму сосудов, украшали их наклонные плечики, округлые тулова, высокие горла, иногда ручки. Заметно стремление мастеров дифференцировать форму, выделить горло, тулово, отметить края кувшина плоским венчиком. Встречались здесь и невысокие одноручные чаши минийского типа или с двумя высоко поднимающимися ручками7.

Раскопки показали, что в первой половине II тысячелетия до н. э. в центральной части Олимпии возле позднейшего Пелопиона производились захоронения. Из трех детских погребений одно было совершено в глиняном, положенном набок, обнесенном камнями и покрытым плитой пифосе. На дне этого своеобразного саркофага покоились детские кости и череп. Не исключено, что некрополь принадлежал древнейшим, построившим и апсидальные здания обитателям Олимпии. По-видимому, все это следы небольшого поселения, существо

[22]

вавшего тогда на территории Олимпии и восходившего своими истоками к концу III тысячелетия до н. э. Жители этого поселения строили здания, имели кладбища, пользовались сосудами. Керамика подобного типа встречается во множестве вокруг Олимпии, и можно предположить, что в первой половине II тысячелетия до н. э. на территории Элиды таких поселений было немало.

Найденные в Олимпии терракотовые статуэтки идолов позволяют думать о существовании культовых поклонений в среднеэлладский период. Чаще всего это грубо вылепленные и обожженные глиняные фигурки с четко обозначенными, но маленькими, раскинутыми в стороны руками, короткими ногами и обобщенными чертами лица.

Раскопки обнаружили не получившую еще окончательного объяснения особенность расположения культурных слоев Олимпии. Так, над памятниками среднеэлладской эпохи (XX--XVI века до н. э.) лежит доходящий толщиной до полутора метров пласт абсолютно чистого, без какого-либо археологического материала,

Сосуды раннеэлладской эпохи. III тысячелетие до н. э.

Сосуды раннеэлладской эпохи. III тысячелетие до н. э.

Сосуды среднеэлладской эпохи с орнаментами. 1-я половина II тысячелетия до н. э.

Сосуды среднеэлладской эпохи с орнаментами. 1-я половина II тысячелетия до н. э.

[23]

речного песка, на котором и стоят позднейшие постройки святилища. Не исключено, что поселение первой половины II тысячелетия до н. э. было уничтожено в результате какой-то природной катастрофы, может быть, небывалого по силе разлива рек Алфея и Кладея; вряд ли это искусственная засыпка-слишком уж мощен и стерилен по чистоте слой песка.

Трудно сказать с уверенностью, существовала ли непосредственная преемственность между поселением, погребенным под слоем речного песка, и тем, которое появилось здесь уже в эпоху поздней бронзы, в микенское время (XVI-XI века до н. э.). Однако в ряде зданий Олимпии (постройка гомеровской эпохи и более поздний архаический булевтерион с закругленной стеной) несомненно сохранились черты среднеэлладской архитектуры.

Свидетельства древних авторов, книги Павсания и оды Пиндара, греческие легенды и мифы заставляют думать, что греки относили возникновение на месте Олимпии святилища не к среднеэлладской эпохе, а к микенскому времени. Вблизи Олимпии археологами было открыто много поселений того периода: соседняя с Олимпией деревня Друва, располагавшиеся по тече

[24]

нию Кладея Магира, Стравокефало, Трипес, а также находившиеся западнее Олимпии Флока, Платанос, Стрефи и др. Множество основанных по течению Алфея поселений подчинила себе процветавшая тогда Пиза, создавшая в Олимпии святилище. Тогда же был построен первый, 30 м в диаметре, Пелопион - героон легендарного царя Пизы Пелопса (очевидно, это кенотаф - ложная гробница). В его нижних слоях были найдены фрагменты микенской керамики.

Находки микенской эпохи встречаются и в районе стадиона Олимпии. Возможно, они были перемещены туда во время расширения стадиона с тех участков святилища, которые в классические века подвергались перепланировке. Обычно это обломки сосудов микенского типа с точечным орнаментом и концентрическими кружками, терракотовые фигурки зверей, часто лошадок, иногда с украшениями, нанесенными краской или процарапанными, грубо вылепленные из глины человекоподобные идолы.

Жители Пизы и окрестных городов и деревень создали на месте Олимпии святилище, в котором поклонялись Пелопсу, именем которого начали называть полуостров. Уже в микенское время здесь, по-видимому, был оракул и регулярно происходили праздничные игры-состязания. Еще большую популярность приобрели они в конце последовавшего за дорическим нашествием гомеровского периода.

После укрепления дорийцев на Пелопоннесе изменения произошли и в Элиде. Они выразились в усилении культа бога Зевса, святилищем которого стала теперь Олимпия. Сохранились, однако, и старые поклонения, в частности Пелопсу, а также еще более древнее почитание на холме Кронос, близ Олимпии, бога Кроноса-сына Урана (неба), отца Зевса, и Геи (земли). Культы Зевса и Кроноса были связаны друг с другом в Олимпии так же, как в святилищах Лебадеи, Херонеи, Афин. Павсаний пишет о существовании в Олимпии алтаря Зевса 8, сообщает также и об алтарях более мелких, упоминая алтари Геи9, Гестии 1011, Фемиды 12, Артемиды 13. У подножия Кроноса располагались святилища Афродиты Урании, а также Сосипола и Илитии 14.

[25]

В Олимпии того времени отсутствовали значительные архитектурные сооружения, не было и храмов даже самым почитаемым богам. Жертвы приносились и поклонения совершались на алтарях под открытым небом. Связь культового действия с природой выступала при этом особенно сильно, так как божество во многом отождествлялось с природой и являлось по существу ее выражением, а не сопоставлялось, как позднее, в годы архаики и классики, с человеческим образом. Храм, который понимался позднее как жилище олимпийца, не нужен был божеству той эпохи; не создавались в тот период и монументальные статуи божеств. Характерная для ранней Олимпии связь культов с природой, предшествовавшая поздней антропоморфности, определяла эту отвлеченность от конкретных образов, глубокую обобщенность и цельность восприятия мира. Святынями были: гора Кронос, курган Пелопса, пепельный алтарь Зевса, расщелина скалы под алтарем Геи.

Особенно почитался, а потому и был самым высоким в Олимпии в то время, алтарь Зевса, находившийся почти в центре святилища. Заклание жертв происходило у подножия каменного постамента, на котором

Культовая статуэтка. Терракота. II тысячелетие до н. э.

Культовая статуэтка. Терракота. II тысячелетие до н. э.

[26]

высился пепельный холм. Убитых животных поднимали на вершину и там сжигали, а пепел смешивали с водой Алфея и намазывали им алтарь. В годы Павсания высота алтаря достигала 6,5 м, и пепел был так прочен, что для восхождения на алтарь в нем прорубались ступеньки 15.

В гомеровскую эпоху в Олимпии почитали Пелопса среди героев не менее, чем Зевса среди богов 16. В жертву ему приносили черного барана, мясо которого есть запрещалось и которого сжигали на костре из поленьев белого тополя17. Процветал тогда и преддорический культ имевшей свой алтарь Гипподамии-дочери Эномая и жены Пелопса 18. Он предшествовал более позднему поклонению Геры. Гипподамию считали основательницей олимпийских состязаний девушек19. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, но дистанцию уменьшали, а победительницам давали венки из ветвей маслины и часть принесенной в жертву Гере коровы, а также разрешали ставить статуи с высеченными на постаментах именами.

С дорийским завоеванием Пелопоннеса большое значение в Олимпии начинало придаваться фиванскому герою Гераклу, потомки которого-гераклиды-после двух неудачных попыток овладеть полуостровом вторглись в Пелопоннес вместе с дорийцами. Третье поколение гераклидов-Кресфонт и Темел, потерявшие брата Аристомеда в бою и узнавшие от оракула, что они победят, если изберут трехглазого вождя, поставили, согласно легенде, во главе войска одноглазого этолийского царя Оксила на лошади и захватили Пелопоннес. Геракл наметил будто бы границы святилища, указав размеры центра Олимпии-рощи Альтис. Павсаний упоминает о двух местах в Альтисе, где были алтари Гераклу.

'Градиция возводит начало Олимпийских игр к 776 году до н. э., когда победитель Коронбос дал имя первой олимпиаде. Возобновление игр и установление нового порядка их проведения было самым значительным событием той эпохи. Если в микенское время, судя по множеству сохранившихся статуэток возничих, преобладали состязания на колесницах, то после 776 года до н. э. вводился бег на короткую дистанцию. Постепен

[27]

но программа усложнялась. В 724 году до н. э. ввели бег на среднюю, а в 720 году до н. э. на длинную дистанцию, в 708 году до н. э.-борьбу и пентатлон (пятиборье), в 688 году до п. э.-кулачный бой, в 680 году до н. э.- скачки на колесницах, в 648 году до н. э.-скачки на лошадях и комбинацию кулачного боя и борьбы (панкратий), в 520 году до н. э.-бег с оружием.

Упоминавшийся выше договор Ифита, Ликурга и Клеосфена включал условие о беспрепятственном проезде на состязания даже в случае военных действий, которые на это время приостанавливались. Павсаний видел во II веке н. э. бронзовый диск с высеченным текстом договора, о котором сообщал в IV веке до н. э. Аристотель. Этот договор о божественном мире-экехе-рии, гарантировавшем безопасность на дорогах к святилищу,-еще одно свидетельство всеэллинского значения Олимпии уже в гомеровскую эпоху.

Для Олимпии гомеровского периода характерно возникновение, при сохранении старых, многих новых культов по причинам различным, порой связанным с военными победами жителей Элиды. Павсаний сообщает, что почитание Сосипола и Илитии появилось после победы Элиды над напавшими на город аркадянами. К элейским военачальникам будто бы пришла женщина с младенцем и сказала, что оставляет его им как верного помощника. Этот ребенок, которого элейцы положили перед войском, когда аркадяне наступали, вдруг превратился в дракона, обратил врагов в бегство, а затем исчез, уйдя в землю. Элейцы назвали его Сосиполом (спасителем города), а также стали поклоняться родившей его Илитии20. В характере культа обращает внимание не только сущность почитания матери и ребенка, но и обращение к прообразам хтонических подземных божеств додорического периода, на что указывает додорическое имя-Илития.

Появление в Олимпии гомеровского периода сначала небольших построек и маленьких статуэток, а затем в эпоху архаики величественных храмов и монументальных статуй связано с изменением понимания греками божества, с большим подчеркиванием в его сущности антропоморфных, а не всеобъемлющих природных качеств. В своем стремлении постичь сущность

[28]

божества и смысл его совершенства человек начал значительно сужать первоначальное понимание его космической роли, внешне уподобляя его себе. В это время возникли здания, носившие культовый характер, и терракоты, изображавшие божество.

Из архитектурных памятников гомеровской эпохи сохранились западнее Пелопиона фундаменты от дома апсидального типа с грубыми, уложенными в три ряда камнями случайных размеров и форм21 воспроизводит подобное ему строение.

Материалом для построек служили в основном глина в виде сырцовых кирпичей и дерево. Павсаний упоминает деревянную колонну, по преданию оставшуюся от дома побежденного Пелопсом царя Элиды Эномая и, возможно, восходившую к той эпохе. Он пишет: «Тот столб, который называют столбом Эномая-так называют его и элейцы, находится по дороге от большого жерт-

Котел с головой быка. VIII в. до н. э.

Котел с головой быка. VIII в. до н. э.

[29]

Котел на трех ножках. IX в. до н. э.

Котел на трех ножках. IX в. до н. э.

венника к храму Зевса; .. .как говорят, этот столб стоял в доме Эномая; когда бог ударил молнией в его дом, то огонь поглотил весь дом, и всего-навсего остался один только этот столб. Перед ним прикреплена медная дощечка, а на ней сделана надпись:

О, чужеземец! Остаток я некогда славного дома;

Прежде опорою был я в Эномая дворце.

Ныне стою я у храма Кронида, оковами связан,

Чтимый: губящий огонь все же меня пощадил»22.

[30]

Олимпия гомеровской эпохи-времени расцвета в искусстве геометрического стиля-представляла собой тенистую платановую и оливковую рощу, в которой было довольно много сооруженных как из пепла, так, очевидно, и из камня алтарей различным богам. В центре высился курган Пелопиона и рядом пепельный холм алтаря Зевса. Зданий было мало, и культовые церемонии происходили на воздухе23. К этому периоду относится не объясненный до сих пор уникальный по виду, найденный под домом-пританеем-каменный фундамент ромбовидной формы, предположительно алтарь, датированный по обнаруженной рядом бронзовой фантастического типа статуэтке с двумя бычьими головами и длинными ногами. В эту же эпоху было, по-видимому, установлено место, где росла священная олива «прекрасных венков». Оливу, по преданию, посадил Геракл и увенчал ее листьями первого победителя на восстановленных им Олимпийских играх. Предполагают, что олива, с которой жрецы срезали ветви для венков победителям на играх, стояла около юго-западных ворот, ведущих в Альтис. Но, возможно, она находилась и несколько севернее, у западного торца храма Зевса, близ остатков фундаментов каменной ограды24.

В Олимпии было найдено много мелкой пластики геометрического стиля. От протогеометрического периода сохранились бронзовые треножники, бронзовые и из обожженной глины фигурки людей, лошадей, быков, возниц на колесницах. Треножники служили наградами в состязаниях колесниц, как об этом писал Гомер в «Илиаде» (XI, 698; XVIII, 373; XXIII, 700), а также Геродот (I, 144). Позднее награждать стали только венками маслины. Бронзовые и терракотовые фигурки приносили в дар божеству. В период расцвета геометрического стиля создавались изображения воинов в шлемах и вооруженных копьями, а также животных, преимущественно лошадей.

Уже в VIII веке до н. э. в святилище привозили изделия, выполненные не только мастерами Балканского полуострова, но и далеких от Олимпии городов Великой Греции, а также стран Востока. Продукцией восточных мастерских были крупные бронзовые котлы с массивными головами рогатых быков по краям. Полу

[31]

чили распространение в эту эпоху и бронзовые на трех ножках сосуды-лебесы. Как дары победителям в беге с оружием, они изображались и на вазах VI века до н. э.25. Круглые, расположенные вертикально ручки их представляли собой кольцевидную диаметром 15- 20 см пластинку, орнаментированную с обеих сторон изображениями лошадок, возничих с конями, порой голов быков. Ручки имели иногда по бокам фигурки, обеспечивавшие им большую прочность. Они крепились к чаше с помощью широких петель, нижней частью касаясь края таза.

В некоторых треножниках их плоские элементы- чаще всего ножки-украшались рельефными, включавшимися обычно в квадратные обрамления, композициями с животными, всадниками, борцами. В одном из рельефов VIII века до н. э. представлены, очевидно, Аполлон и Геракл, отнимающие друг у друга треножник. Сцена развернута на плоскости, круглые ручки треножника показаны правильными окружностями; симметрично, без естественной правильности движений, условно представлены и борющиеся.

Верхняя часть ножки треножника с рельефом. VIII в. до н. э.

[32]

Бронзовые статуэтки различных животных геометрической эпохи-бычки, олени, лошадки, порой петушки, птички на высоких ножках, укрепленных на квадратных подставках,-нередко служили ручками для бронзовых сосудов: в подставках имеются отверстия, с помощью которых они прикреплялись к стенкам.

В происходящей из Олимпии бронзовой лошадке скульптор подчеркнул прежде всего конструктивность, изобразив туловище и нижние части ног в виде простых стержней и лишь верхнюю часть передних ног и шею сделал утолщенными с пластической сочностью объемов, которой не было в более ранних статуэтках. Скульптор использовал все возможности выразительного силуэта, показав гибкость хвоста, пышность гривы, стройность ног. Мастер геометрического стиля не только обнаружил здесь глубокое знание реальных образов, но и продемонстрировал умение выразить эмоции предельно лаконичными средствами.

Не ограничиваясь отдельными фигурками, скульпторы иногда пытались создать более сложные композиции: в одной, очевидно, аргосской статуэтке показана лошадь с жеребенком у ног. В таких порой бронзовых,

Лошадь с жеребенком. VIII в. до н. э.

Лошадь с жеребенком. VIII в. до н. э.

[33]

Статуэтка лошади. VIII в. до н. э.

действительности проявлялось в передаче то трогательной сценки кормления жеребенка, то подчеркнутой энергии в фигурке бронзового коня.

Монументальных памятников скульптуры, так же как и значительных построек в архитектуре, в эпоху геометрического стиля не возникало. Патриархальность быта, раздробленность мелких хозяйств, отсутствие крепкой централизованной власти, подобной той, что была в ахейских центрах в микенскую эпоху, не спо

[34]

собствовали появлению монументальных образов в искусстве. И в Олимпии, которая уже тогда была общегреческим святилищем, не исполнялись крупные по размерам памятники скульптуры. Но уже в эти годы в небольших статуэтках начинали получать выражение значительные идеи, в дальнейшем потребовавшие для своего воплощения крупной монументальной скульптуры.

Изображения человеческой фигуры в эпоху геометрического стиля встречаются в Олимпии реже, чем животных или птиц, по по мере приближения к периоду архаики их число увеличивается. В слоях VIII века до н. э. их больше, нежели в слоях XI-IX веков до н. э. В протогеометрическуго эпоху глиняные фигурки человека уподоблялись пластинкам, а бронзовые- утонченным, будто проволочным каркасным моделям. Удлиненные тулова и конечности в бронзовых статуэтках лишены того пластического объема, который характеризует фигуры последующего архаического периода. Условность форм здесь особенно сильна.

выразительных средств он находит не-

Культовая женская статуэтка. VIII в. до н. э.

Культовая женская статуэтка. VIII в. до н. э.

[35]

Зевс Копьеметатель. Лаконская статуэтка. VIII в. до н. э.

Зевс Копьеметатель. Лаконская статуэтка. VIII в. до н. э. Возничий. VIII в. до н. э.

обходимым показать на голове зигзагообразным, процарапанным в глине узором прическу. Уплощенность усиливает впечатление схематизма, отвлеченности образа. И все же мастеру удается в поднятом к небу лице передать настроение торжественности, широко раскинутыми подобиями рук выразить чувства, связанные с ощущением величия божества на заре возникновения эллинской цивилизации. В более древних микенских идолах объемность форм, конкретность отдельных деталей была передана сильнее, нежели в этих схематически условных, предельно обобщенных образах геометрического стиля. Но вскоре начинает пробуждаться интерес скульпторов ко все большей пластичности изваяний богов, героев, людей. Возможно, не случайна в таких статуэтках и подчеркнутая обнаженность, уводившая от ассоциации их с житейскими, облаченными в обычные одежды персонажами.

В бронзе и обожженной глине олимпийские скульпторы гомеровской эпохи создавали небольшие, около

[36]

Возничий. VIII в. до н. э.

[37]

10-15 см высотой, фигурки воинов в высоких остроконечных шлемах, иногда с луком или копьем в руках. Мастера умели передать движение замаха руки, намечали даже естественный при таком действии легкий изгиб туловища26. В одной из подобных бронзовых отливок изображен, возможно, Зевс в высоком шлеме, мечущий копье. Павсаний пишет о существовании тогда культа Зевса Арен27. Скульптор делает глубокими впадины глаз, будто подчеркивая этим пристальный взгляд бога. Подобно вазописцам геометрического стиля, он трактует треугольником торс бога и делает одинаковыми по толщине руки и ноги, не моделируя их. Более пластично изображались возничие, будто застывшие в момент стремительного бега в колесницах, прочно держащие поводья в руках28. Легкий наклон туловища, не

Человек и кентавр. VIII в. до н. э.

[38]

уничтожавший, однако, торжественности строгой вертикали при взгляде в фас, создавал ощущение напряженности во время быстрой скачки.

Сохранились и бронзовые фигурки возничих без шлемов, со спускающимися на плечи завитыми локонами. Выразительность вытянутых вперед рук, стройность гибких торсов, сила, ощущаемая в широких плечах, моделировка коленей, мускулатура ног-все свидетельствует о начале пластического осмысления образа уже в памятниках геометрического стиля. Скульптор намечает крупные глаза, нос, рот, не забывает изобразить небольшим кружочком пупок; лаконичными средствами он передает собранность и внимание, охватившее возничего в момент состязания.

В VIII веке до н. э. мастерами геометрического стиля создавались и более сложные композиции, где обращалось внимание на сюжет. В бронзовой отливке изображен хоровод из семи обнаженных, положивших руки друг другу на плечи женских фигурок, покоящихся на кольцевидной подставке, очевидно, крепившейся на сосуд и служившей ручкой.

Из Олимпии происходит относящееся к этому времени изображение кентавра и человека, стоящих один против другого и взявшихся руками за плечи. Скульптор трактует кентавра предельно упрощенно, показывая вырастающий из спины человека круп лошади. Этот тип кентавров, встречающийся в рельефах ранней архаики, в олимпийской статуэтке выражен с особенной отчетливостью. Подобно тому как в фигурке лошади мастер обращал внимание прежде всего на конструктивные элементы, так и здесь спина кентавра, его ноги, шея, хвост изображаются однообразными, почти равными в диаметре бронзовыми стержнями, расширяющимися лишь там, где нужно показать круп коня, бедра и икры человека.

29. Передать экспрессию схватки с такой наглядностью, как это будет сделано позднее в олимпийской скульптуре V века до н. э., мастер гомеровской эпохи не мог. Он и не стремился к это

[39]

му, так как работал в годы, когда в художественных формах выражались чувства, идеи и понятия, предельно обобщенные, далекие от конкретности деталей и частностей реальной действительности. Уже сопоставление фигурок человека и кентавра в шлемах должно было вызвать у созерцавшего эту группу эллина мысль о борьбе двух сил-гармоничной, естественной и разумной, выраженной человеческой фигурой, и фантастической, дикой, звериной, воплощенной кентавром. Изображение рядом этих персонажей должно было найти продолжение в сознании зрителя в образах борьбы. Мастер гомеровской эпохи здесь настолько же лаконичнее олимпийского скульптора V века до н. э. в передаче сцены кентавромахии, насколько Мирон в своей группе Афины и Марсия сдержаннее эллинистического ваятеля, показавшего силена, приготовленного к казни, и раба, точащего нож.

силуэте основные качества фигуры или главные элементы воздействия, если изображалась группа, как в статуэтке кентавра и человека. В использовании скульпторами профильности и силуэтности сказывалось воздействие вазописи, где подчеркнуто плоскостные изображения ориентировались прежде всего на поверхность сосуда.

Действия персонажей в статуэтках геометрического стиля, несмотря на всю простоту и обобщенность их пластических форм, ярки и убедительны. Большое значение придается нюансам в положении тел, легким наклонам. Хотя повороты фигур не часты и многие из них фронтальны, но характер их взглядов - опущенных вниз, устремленных прямо перед собой или поднятых к небу, - составлявший, очевидно, основу небогатого арсенала композиционных средств скульптора того времени, достаточно выразителен. Движения рук играли важную роль в раскрытии чувства, которое должна была передать статуэтка. Воздействие таких средств своей ограниченностью и условностью отчасти сродни воздействию театральных масок, которые долгое время использова

[40]

руки стоящих в колесницах возничих, движения рук кулачных бойцов-все эти многозначительные для скульптора того времени элементы выразительности призваны были создавать основное настроение образа.

В эпоху геометрического стиля Олимпия формировалась как общеэллинское святилище. Все больше алтарей различным богам воздвигалось здесь для поклонения. В художественных произведениях начинала находить выражение та величавость образов, которая составляла сущность архитектурно-пластического великолепия Олимпии в последующие годы. Возникали культовые постройки, изготавливались посвятительные терракоты и бронзы, создавались первые мифологического характера скульптурные группы.