Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Творческие портреты композиторов
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАБАДЖАНЯН АРНО АРУТЮНОВИЧ

БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович ( 22 I 1921, Ереван - 11 XI 1983, Москва)

Творчество А. Бабаджаняна, прочно связанное с традициями русской и армянской музыки, стало значительным явлением в советской музыке. Композитор родился в семье педагогов: отец преподавал математику, а мать - русский язык. В юности Бабаджанян получил всестороннее музыкальное образование. Он занимался сперва в Ереванской консерватории в классе композиции у С. Бархударяна и В. Тальяна, затем переехал в Москву, где окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; здесь его учителями были Е. Гнесина (фортепиано) и В. Шебалин (композиция). В 1947 г. Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 - Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского в студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве. С 1950 г. Бабаджанян преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, а в 1956 г. переехал в Москву, где целиком отдался сочинению музыки. Композиторская индивидуальность Бабаджаняна складывалась под влиянием творчества П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, а также классиков армянской музыки - Комитаса, А. Спендиарова. От русской и армянской классических традиций Бабаджанян впитал то, что в наибольшей мере отвечало его собственному ощущению окружающего мира: романтическую приподнятость, открытую эмоциональность, патетику, драматизм, лирическую поэтичность, красочность. Сочинения 50-х гг. - "Героическую балладу" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное Трио (1952) - отличают эмоциональная щедрость высказывания, кантиленная мелодика широкого дыхания, сочные и свежие гармонические краски. В 60 - 70-е гг. в творческом почерке Бабаджаняна обозначился поворот к новой образности, новым выразительным средствам. Сочинения этих лет отличает сдержанность эмоционального выражения, психологическая углубленность. Прежняя песенно-романсовая кантилена сменилась мелодикой экспрессивного монолога, напряженными речевыми интонациями. Эти черты характерны для виолончельного Концерта (1962), Третьего квартета, посвященного памяти Шостаковича (1976). Новые композиционные приемы Бабаджанян органично сочетает с этнически окрашенной интонацией.

Особое признание завоевал Бабаджанян-пианист, яркий интерпретатор своих сочинений, а также произведений мировой классики: Р. Шумана, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева. Д. Шостакович назвал его великолепным пианистом, исполнителем крупного масштаба. Не случайно фортепианная музыка занимает важное место в творчестве Бабаджаняна. Ярко начав в 40-е гг. "Вагаршапатским танцем", Полифонической сонатой, композитор создал целый ряд ставших впоследствии "репертуарными" сочинений (Прелюдия, Каприччио, "Размышления", Поэма, Шесть картин). Для фортепиано с оркестром написано и одно из последних сочинений - "Грезы (Воспоминания", 1982).

Бабаджанян - художник самобытный и многогранный. Значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность. В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм. Широкую популярность приобрели "По ночной Москве, Не спеши, Лучший город земли, Воспоминание, Свадьба, Озарение, Позови меня, Чертово колесо" и др. Много и успешно композитор работал в области кино, эстрадной музыки, музыкально-театральных жанров. Им созданы мюзикл "Багдасар разводится с женой", музыка к фильмам "В поисках адресата, Песня первой любви, Невеста с Севера, В горах мое сердце" и др. Успех и широкое признание творчества Бабаджаняна - это не просто его счастливая судьба. Он обладал истинным талантом общения с публикой, умел вызвать непосредственный и сильный эмоциональный Отклик, не разделяя слушателей на поклонников серьезной или легкой музыки.

БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛАЛАЙКА

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка -- струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями -- ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера, подобно тому, как в симфоническом оркестре основа -- струнные смычковые от скрипки до контрабаса. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь -- Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева. Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

БАЛАНЧИВАДЗЕ АНДРЕЙ МЕЛИТОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛАНЧИВАДЗЕ МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ

БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович ( 24 XII 1862, дер. Баноджа, ныне Цхалтубского р-на - 21 XI 1937, Кутаиси)

М. Баланчивадзе выпало на долю редкое счастье - положить первый камень в фундамент грузинской художественной музыки и затем с гордостью наблюдать, как на протяжении 50 лет здание это росло и развивалось.

Д. Аракишвили

М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яркий и энергичный пропагандист народной грузинской музыки, Баланчивадзе всю свою жизнь посвятил созданию национального искусства.

У будущего композитора рано обнаружился хороший голос, и с детских лет он начинает петь в различных хорах сначала в Кутаиси, а затем в Тбилисской духовной семинарии, куда был определен в 1877 г. Однако карьера в духовной области не привлекала молодого музыканта и уже в 1880 г. он поступил в певческую труппу Тбилисского оперного театра. В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор. Работа в хоре была связана с обработками народных напевов, требовала владения композиторской техникой. В 1889 г. Баланчивадзе поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н. Римский-Корсаков (композиция), В. Самусь (пение), Ю. Иогансон (гармония).

Жизнь и учеба в Петербурге сыграли огромную роль в становлении творческого облика композитора. Занятия с Римским-Корсаковым, дружба с А. Лядовым и Н. Финдейзеном помогли утвердить в сознании грузинского музыканта собственную творческую позицию. В ее основе было убеждение о необходимости органичной взаимосвязи грузинской народной песенности со средствами выразительности, откристаллизовавшимися в общеевропейской музыкальной практике. В Петербурге Баланчивадзе продолжает работать над оперой "Дареджан Коварная" (ее фрагменты были исполнены еще в 1897 г. в Тбилиси). В основу оперы положена поэма классика грузинской литературы А. Церетели "Тамара Коварная". Сочинение оперы затянулось, и она увидела свет рампы лишь в 1926 г. в Грузинском театре оперы и балета. Появление "Дареджан Коварной" стало рождением грузинской национальной оперы.

После Октябрьской революции Баланчивадзе живет и работает в Грузии.

Здесь в полной мере воплотились его способности как организатора музыкальной жизни, общественного деятеля и педагога. В 1918г. он основал музыкальное училище в Кутаиси, а с 1921 г. возглавил музыкальный отдел Наркомпроса Грузии. В творчество композитора вошли новые темы: хоровые обработки революционных песен, кантата "Слава ЗАГЭСу". Для декады литературы и искусства Грузии в Москве (1936) была сделана новая редакция оперы "Дареджан Коварная". Немногочисленные произведения Баланчивадзе оказали огромное влияние на последующее поколение грузинских композиторов. Ведущие жанры его музыки - опера и романсы. Лучшие образцы камерно-вокальной лирики композитора отличаются пластичностью мелодики, в которой ощущается органичное единство интонаций грузинской бытовой песенности и русского классического романса ("Когда я смотрю на тебя, К тебе стремлюсь я вечно, Не жалей меня", популярный дуэт "Весна" и др.).

Особое место в творчестве Баланчивадзе занимает лирико-эпическая опера "Дареджан Коварная", отличающаяся яркой напевностью, самобытностью речитативов, богатством мелоса, интересными ладогармоническими находками. Композитор не только использует подлинные грузинские народные песни, но в своих мелодиях опирается на характерные закономерности грузинского фольклора; это придает опере свежесть и неповторимость музыкальных красок. Достаточно искусно разработанное сценическое действие способствует органичной целостности спектакля, не утерявшего значения и в наши дни.

БАЛАСАНЯН СЕРГЕЙ АРТЕМЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЛЛАДА

Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова: По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки глядят. Не слышно на нем капитана, Не видно матросов на нем; Но скалы и тайные мели, И бури ему нипочем. Дальше идет рассказ о том, как корабль пристает к пустынному острову. Император является из гроба и держит путь во Францию. Называется это стихотворение «Воздушный корабль». Это баллада. Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare -- плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах... А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран -- Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... Баллада -- это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль» и вы почувствуете это. А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского -- большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки. А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича -- «Конрадом Валленродом» -- повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и «Свитезянкой» -- преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи. Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада -- рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Современные зарубежные и советские композиторы также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов. Многие из вас, наверное, слышали «Балладу Витязя» из симфонической кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Балладу о солдате» В. П. Соловьева-Седого, а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н. П. Ракова для фортепиано.

БАЛЬСИС ЭДУАРДАС КОСТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАНДА

БАНДА (см. ОРКЕСТР).

БАНДУР

БАНДУР (см. КОБЗА).

БАРАБАН

Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок -- простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан -- одно из «главных действующих лиц». Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом. В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности. Были у барабана когда-то и трагические функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли солдат сквозь строй. А сейчас под звуки барабана и горна строем идут пионеры на парад. Две разновидности барабана -- большой барабан и малый барабан -- уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» -- одной линейке, на которой отмечен только ритм. Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком. У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан -- военный, походный инструмент. Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия. А в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.

БАРИТОН

Отважный тореадор Эскамильо в опере Бизе «Кармен», мятежный Демон в опере Рубинштейна, Евгений Онегин в опере Чайковского, Валентин в «Фаусте» Гуно, Риголетто в опере Верди... Сколько совершенно разных оперных партий, разных по характеру ролей! И все они написаны для баритона -- мужского голоса, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. Такое название дано голосу не случайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Если вы помните хотя бы одного из перечисленных оперных персонажей, то можете сразу представить себе звучание баритона. Многим, наверное, знакомо имя Георга Отса. Этот замечательный эстонский певец-баритон выступал и в опере, и в концертах с исполнением романсов, пел советские и народные песни. Сохранился на телеэкранах фильм «Мистер Икс» по оперетте Кальмана, в котором Отс играет главную роль. Баритон у Муслима Магомаева, у солиста Большого театра Евгения Кибкало. Одним из самых знаменитых баритонов мира был прославленный итальянский певец Титта Руффо. Диапазон баритона от ля-бемоль большой октавы до ля-бемоль первой октавы.

БАРКАРОЛА

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского -- в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца -- веденецкого гостя -- композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

БАРКАУСКАС ВИТАУТАС ПРАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРТОК БЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАС

БАС - «Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу. Бас -- самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить. Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его -- высокий бас -- был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других. Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и на сцене знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала». Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.

БАС-КЛАРНЕТ

БАС-КЛАРНЕТ (см. КЛАРНЕТ).

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

БАСОВЫЙ КЛЮЧ (см. КЛЮЧ).

БАХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДЕМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХ ИОГАНН КРИСТИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХ КАРЛ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАЯН

БАЯН (см. ГАРМОНИКА).

БЕКАР

БЕКАР (см. АЛЬТЕРАЦИЯ).

БЕЛЛИНИ ВИНЧЕНЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕМОЛЬ

БЕМОЛЬ (см. АЛЬТЕРАЦИЯ).

БЕРГ АЛЬБАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕЗОВСКИЙ МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛИОЗ ГЕКТОР ЛУИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНСТАЙН ЛЕОНАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕТХОВЕН ЛЮДВИГ ВАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИЗЕ ЖОРЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОККЕРИНИ ЛУИДЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАМС ИОГАННЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРИТТЕН БЕНДЖАМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРУКНЕР АНТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУБЕН

Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе... Бубен -- инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками -- маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ

Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков -- ля -- стали называть первой буквой латинского алфавита -- A. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой -- Н. Для обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое альтерация, прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном обозначении cis, а ре-бемоль -- des; звук соль-дубль-диез -- gisis, а соль-дубль-бемоль -- geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b. С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll -- минор. Таким образом, cis-moll -- до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные -- со строчной.

БУКСТЕХУДЕ ДИТРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛЕЗ ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница