Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Музыкальный словарь Римана
Статьи на букву "А" (часть 4, "АРД"-"АЭР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АРД"-"АЭР")

АРДЖИНЕ

АРДЖИНЕ (Argine), Костантино даль', род. 12 мая 1842 в Парме, ум. 1 марта 1877 в Милане; популярный в свое время итальянский балетный композитор; написал также несколько опер.

АРДИТИ

1) Микеле, маркиз, род. 29 сент. 1745 в Персикке (Неаполь), ум. 23 апр. 1838; ученый археолог и композитор, с 1807 директор бурбонского музея, с 1817 главный инспектор раскопок в Неаполитанском королевстве; написал оперу Olimpiade, а также много кантат, арий и инструментальных сочинений. – 2) Луиджи, род. 22 июля 1822 в Крешентино (Верцелли), ученик Миланской консерватории, скрипач; был капельмейстером в Верцелли, Милане, Турине, потом занимал ту же должность в Гаванне, Нью-Йорке, Константинополе и наконец в Лондоне, где он несколько лет был капельмейстером итальянской оперы и с тех пор живет, занимаясь уроками музыки и композицией. А. получил известность благодаря целому ряду своих вальсов для пения, из которых "Il bacio'' ("Поцелуй") обошел весь мир. Кроме того он написал 3 оперы, а также несколько инструментальных сочинений (фп-ные фантазии, скерцо для 2 скрип. и пр.) и издал свои воспоминания под заглавием "Réminiscences" (1896), ум. 1902, близ Брайтона (Англия).

АРЕНДС

Генрих (Андрей) Федорович, дирижер, скрипач и композитор, род. 2 марта 1855 в Москве. Окончив в 1877 году Московскую консерваторию по двум специальностям: скрипке (Ф. Лауб) и теории музыки (Чайковский), поступил в Гельсингфорс, концертмейстером в шведскую оперу, где прослужил 2 года; затем вернулся в Москву и поступил скрипачом в оркестр Импер. Большого театра. Прослужив 9 лет, А. получил по конкурсу место дирижера оркестра Имп. Малого театра, а в настоящее время состоит балетным капельмейстером Большого театра. Из сочинений А. исполнялись в симфонических концертах: "Легенда" для оркестра; увертюра к трагедии Шиллера "Мессинская невеста"; музыка к драме Ибсена "Северные богатыри"; увертюра к неоконченной опере "Альманзор" и концертино для альта с оркестром (ор. 7). (В.)

АРЕНСКИЙ

Антоний Степанович, композитор. Род. в 1861 в Новгороде. Отец его, доктор, играл на виолончели, мать была хорошей пианисткой. Семи лет А. стал играть на фп., а девяти – уже проявил задатки композиции, ввиду чего стал рано заниматься теорией музыки, сперва под руководством Зикке в СПБ.. в музыкальной школе Руссо, а затем в Спб. консерватории у Иогансена и Римского-Корсакова. Блестяще окончив курс консерватории в 1882, А. был приглашен преподавателем в Московскую консерваторию в классы гармонии и контрапункта, а позднее состоял там же профессором энциклопедии, фуги и свободного сочинения. С 1889–93 А. состоял членом наблюдательного совета при Синодальном училище в Москве, а также – почетным членом русского хорового общества в Москве, концертами которого дирижировал 7 лет. Покинув Московскую консерваторию и переселившись в СПБ., по рекомендации Балакирева, А. вскоре (1895) утвержден был в звании управляющего Имп. певческой капеллой, каковую должность занимал до 1901 г. Один из выдающихся современных русских композиторов, А. по духу творчества и по манере письма ближе всего примыкает к Чайковскому; влияние последнего порой весьма заметно на его сочинениях, в общем отличающихся благородством мысли и изяществом изложения. До сих пор наибольшей популярностью пользовались мелкие пьесы А. (особенно романсы, из которых некоторые в своем роде образцовы), а также его фортеп. трио и некоторые фп-ные пьесы. Вот перечень сочинений А.: оперы: "Сон на Волге" (поставлена в Моск. Большом театре в 1892); "Рафаэль" (одноактная, в первый раз поставлена любителями в Москве в 1894); "Наль и Дамаянти" (оконч. в 1899); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые нумера); кантата на 10-летие коронования (соло, хор и оркестр), балет "Nuit d'Egypte" (СПБ. 1900); симфонии H-moll и A-dur (op. 4 и 22); фортеп. трио D-moll (op. 32); фп-ный квинтет D-dur (op. 51) и два струнных квартета G-dur и A-moll (op. 11 и 35, второй для скрипки, альта и 2 виолонч.); концерт для фп. (ор. 2) и фантазия для фп. с оркестром на русские темы Рябинина (ор. 48); 3 сюиты (ор. 15, 23, 33) для 2 фп. в 4 руки, из которых две оркестрованы автором; 6 пьес для фп. в 4 руки (ор. 34). Больше 80 пьес для фп. (в том числе ор. 28 "Essais sur des rhythmes oubliés", op. 36 24 пьесы и др.). Больше 40 романсов (ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 49), хоры ("Анчар", ор. 14, 31, 39), дуэты (ор. 29, 45), пьесы для оркестра (Intermezzo, op. 13), скрипки (op. 30), виолончели (op. 12) и др., а также духовно-музыкальные сочинения. Кроме того А. написал "Руководство к практическому изучению гармонии" (2 изд., 1900, перевед. на нем. яз.); "1000 задач" к этому руководству и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (2 части, 2-е изд. 1900), А. С., написал еще: скрипичный концерт A-moll (op. 54), 3 мелодекламации для оркестра (op. 68, на тексты Тургенева); 6 пьес для виолонч. с фп. (op. 56); 4-ую сюиту (op. 62) и Детскую сюиту (op. 65, каноны) для двух фп. в 4 руки; 12 пьес (op. 66) для фп. в 4 руки; ряд пьес для фп. в 2 руки (op. 52, 53, 63, 67); баллады: "Кубок" (соло, хор и орк., op. 61) и "Волки" (бас с орк., op. 58); вокальные квартеты (op. 55, 57 [с виолонч.]), детские песни (op. 59), романсы (op. 60, 64, 70) и пастораль "Цветник" (op. 69, д. соло и детс. хора с фп.). Опера А-го "Наль и Дамаянти" была исполнена в 1-й раз в янв. 1904 на сцене большего театра в Москве.

АРЕТИНСКИЕ СЛОГИ

АРЕТИНСКИЕ СЛОГИ - тоже что сольмизационные слоги (ut, re, mi, fa, sol, la), которые Гвидо из Ареццо впервые применил как названия тонов. Срв. Сольмизация.

АРИБО СХОЛАСТИК

АРИБО СХОЛАСТИК - около 1078 написал очень ценный трактат по теории музыки, в котором комментировал сочинения Гвидо из Ареццо. Напечатан в собрании Герберта "Script.", II.

АРИЕНЦО

Никола д', род. 24 дек. 1842 в Неаполе, ученик В. Фиораванти, Дж. Моретти и Сав. Меркаданте; с 1877 профессор контрапункта и сочинения при Кор. Консерватории в Неаполе, сотрудник издаваемого в Милане "Archrvio musicale" (Salvatore Rosa musicista), "Revista musicale" (Le origini della opera comica) и других периодических изданий; в 19-летнем возрасте написал первую оперу свою: "La fldanzata del perucchiere", исполненную в Неаполе. За ней последовали поставл. в Неаполе: I due mariti 1866, Le rote 1867, Il cacciatore delle Alpi 1869, Il cuoco 1873, La flglia del diavolo 1878, La fiera 1887 и в Милане I viaggi 1875. Кроме того он писал произведения камерной музыки (соната д. виолончели, квартет, квинтет, нонет), 2 симфонии (в 4 част. и одночастную), Notturno д. оркестра, фортеп. пьесы, хоры на начальные стансы "Освобожденного Иерусалима" и др. Теоретические сочинения его: "Elementi musicali" и "Introduzione del sistema tetracordale della musicamoderna" (1879); здесь А. стоит за чистый строй и рядом с двумя господствующими наклонениями – мажором и минором, признает еще и третье – наклонение малой секунды.

АРИЕТТА

АРИЕТТА – маленькая ария (См.).

АРИОЗО

АРИОЗО (ит.) – небольшая мелодическая пьеса, помещаемая обыкновенно в середине речитатива или в конце его. А. отличается от арии тем, что не имеет тематического расчленения; это как бы ария в миниатюре, лирический момент, выраженный в музыке.

АРИОН

АРИОН - легендарный певец древней Греции, живший около 600 г. до Р. Х.

АРИОСТИ

Аттилио, род. 1660 в Болонье, ум. там же ок. 1740, известный когда-то оперный композитор, дебютировал в Венеции в 1686 оперой "Dafne"; подражал сначала манере Люлли, но потом стал подражать Александру Скарлатти. В 1698 мы находим А. придворным капельмейстером в Берлине, в 1716 он переехал в Лондон, где вместе с Буонончини пожинал лавры, пока яркая звезда Генделя не затмила их обоих. В 1728 он издал по подписке том своих кантат, с целью поправить свои дела, что ему и удалось; после того он вернулся в Болонью.

АРИСТИД КВИИТИЛИАН

АРИСТИД КВИИТИЛИАН - греческий музыкальный писатель в 1–2 веке по Р. X. Сочинение его: "De musica libri VII" напечатано у Мейбома (Antiquae musicae aüctores, 1652) и вновь издано Альбертом Яном в 1882.

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН - ученик Аристотеля, один из древнейших и, пожалуй, самый важный греческий музыкальный писатель, род. в 354 до Р. X. Из многочисленных сочинений его полностью сохранились только "Элементы гармонии" и отрывки из "Элементов ритмики". Оба сочинения изданы на греческом и немецком языках с критическими комментариями П. Маркварда (1868). Ср. Гогавин, Мейбом и Вестфаль.

АРИСТОН

См. Механические музык. инструменты.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ - греческий философ, ученик Платона, жил от 384–322 до Р. X.; хотя он в сочинениях своих мало касался музыки, но и это немногое имеет огромное значение при изучении сущности греческой музыки. Выборки всех его заметок по музыке напечатаны в "Musici spriptores graeci" (1895, ст. 3–35) К. фон-Яна. Дошедшие до нас под именем А. "Музыкальные проблемы" (Problemata Sect. XIX), судя по новейшим исследованиям скорей всего Александрийского происхождения и написаны приблизительно в 1-м или 2-м веке по Р. X. Новое издание этого ценного катехизиса в форме вопросов и ответов напечатал К. фон-Ян ("Script." стр. 37–111). Срв. еще К. Штумиф "Die pseudoaristotelischen Probleme über die Musik" (1897).

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ (струны), есть деление на известное число равных частей, обыкновенно на 6, для указания консонирующих интервалов: Поэтому у Царлино (divisione aritme-tica) и Салинас (divisio arithmetica) оно дает минорный аккорд. Противоположность ему составляет гармоническое деление, которое делит струну в 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6 что дает отношения мажорного аккорда (divisione armonica, divisio harmonica): Эти математические исследования впервые привели Царлино к установлению понятия об аккорде (1558).

АРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРК ФАН

Карл Карлович, пианист, род. в 1842. Ученик Лешетицкого, а по теории музыки – Зарембы. С самого основания Спб. консерватории был в ней преподавателем фортеп. игры, сперва в качестве адъюнкта Лешетицкого, а по выходе последнего – в звании профессора. Под его руководством выработался целый ряд выдающихся пианистов и пианисток. А. написал, между прочим известную "Школу фортеп. техники". (В.). Ум. 11 авг. 1902 в СПБ.; ученики его Шишкин, Кон, Рапгоф и др.

АРКАДЕЛЬТ

Иаков (пишется так же: Iachet Arkadelt, Archadet, Harcadelt, Arcadet), выдающийся нидерландский композитор, род. около 1514; отправился в Рим и сделался там учителем пения при хоре мальчиков папской капеллы (1539), затем певцом папской капеллы (1540), а позднее (1544) был назначен аббатом-камергером; в 1555 последовал за герцогом Гизом в Париж. где мы встречаем его в 1557 в звании Regius musicus. До нас дошло довольно большое количество сочинений А.: 5 томов 4-гол. и один том 3-гол. мадригалов, – форма, в которой А. особенно отличался (1539–44, часть их была многократно издана и перепечатана), затем том 3–7 гол. месс (1557; издатели его принадлежат к знаменитейшим того времени: Гардано и Ското в Венеции и Леруа и Баллар в Париже). Многие его мотеты, канцоны и пр. встречаются в сборниках того времени.

АРКАДСКОЕ ОБЩЕСТВО

АРКАДСКОЕ ОБЩЕСТВО (Аркадцы), Accademia degli Arcadi, артистическое общество, образовавшееся в 1690 в Риме (поэты и музыканты). Члены его принимали имена греческих пастухов.

АРКАИС

Франческо, маркиз д', род. 15 дек. 1830 в Кальяри (Сардиния), ум. 15 авг. 1890 в Castel Gandolfo около Рима; много лет состоял музыкальным критиком газеты "Opinione", владел отлично пером, но писал к сожалению в несколько устарелом направлении, презирая не только Вагнера, но и все, что выходило из рамок итальянской оперы доброго старого времени. Сам он сделал несколько попыток написать оперы, но не имел успеха. А. был сотрудником "Gazetta musicale" в Милане. Последнее время он жил в Риме, куда последовал за газетой "Opinione" из Турина и Флоренции.

АРКРАЙТ

АРКРАЙТ (Arkwright), Дж. Э. П. издатель собрания "The old Bnglish Edition (Лондон, Иос Вильямс) в 21 том, содержащего водевили, Airs, балеты и мадригалы, мотеты и Anthems сочинения Кемпиона (Campion), Джилеса, Арна, Бёрда (Byrd), Тайя (Туе), Феррабоско, Уилькеса (Weelkes), P. Уайта (White), Уильби (Wilbye), Кирбе и пр.

АРКУР

Эжен д', См. Гаркур.

АРКЬЕ

АРКЬЕ (Arquier), Жозеф, французский оперный композитор, род. 1763 в Тулоне, ум. в окт. 1816 в Бордо, написал 15 опер, из которых 6 были поставлены в Париже.

АРЛЕКИНАДА

АРЛЕКИНАДА (Harlequinade); этим именем нередко называлась скерцообразная часть в старинных сюитах.

АРЛЬБЕРГ

Георг Эфраим Фриц, знаменитый оперный певец (баритон), род. 21 мар. 1830 в Лекзанде в Далекарлии (Швеция), ум. 21 февр. 1896 в Христиании; был сначала управляющим, потом занялся музыкой, выступал сперва в маленьких театрах. С 1858 по 1874 был артистом Стокгольмского оперного театра, с 1874–77 пел в Христиании; потом совершал гастроли (Москва, Неаполь, Париж, Лондон). С 1884 преподавал пение в Копенгагене, написал школу пения ("Eine natürliche und vernünftige Tonbildungslehre", немецкий перевод Акселя Зандберга, 1896); переводил оперные тексты на шведский язык и сам с успехом писал романсы.

АРМБРУСТЕР

Карл, дирижер и пианист, род. 13 июля 1846 в Андернахе на Рейне, ученик Гомпеша в Кёльне, выступил рано в качестве пианиста и основался в 1863 в Лондоне. Будучи горячим поклонником Р. Вагнера, он скоро занял видное место среди лондонских представителей музыкального прогресса; участвовал в качестве второго капельмейстера в постановке опер Вагнера в Лондоне под руководством Ганса Рихтера; был сперва (1881) капельмейстером Корол. придворного театра, потом театра Гаймаркет, руководил представлениями "Тристана" в Ковентгарденском театре, потом был капельмейстером театра Drury-Lane, а теперь читает серии лекций о новейших композиторах.

АРМЕНГО

АРМЕНГО (Armingaud), Жюль, превосходный скрипач, род. 3 мая 1820 в Байонне, получил образование в родном городе; в 1839 хотел поступить в Парижскую консерваторию для усовершенствования, но не был принят, так как признан был слишком далеко подвинувшимся скрипачом, чтобы считаться учеником. С этого времени он поступил в оркестр большой оперы и образовал вместе с Леоном Жаккар, Э. Лало и Мас струнный квартет, составивший себе отличную репутацию и принявший впоследствии, (будучи усилен несколькими духовыми инструментами), название "Soclété classique". A. писал сочинения для скрипки.

АРМИТ

АРМИТ (Armitt), Мэри Луиза, род. 24 сент. 1851 в Сальфорде; много пишет о музыке, ее ценные исторические этюды появляются в Quaterly Musical Magazine, Musical Times, Musical Standard и др. газетах.

АРМС

АРМС (Armes), Филипп, род. 29 марта 1836 в Норвиче, был последовательно органистом в Мильтоне (1855), Лондоне, Чичестере, Дургэме; доктор музыки в Оксфорде и Дургэме (в 1891 даже hon. causa), член Оксфордской музыкальной испытательной комиссии в 1894; написал оратории "Hezekiah 1877, "Евангелист Иоанн" 1881, "Св. Варнава" 1891 и много мелких церковных композиций.

АРМСГКЕЙМЕР

Иван Иванович, композитор, род. в СПБ. 7 марта 1860. Музыкальное образование получил в Спб. консерватории, где был учеником Черни по классу фп. Догансена и Римского-Корсакова по классу композиции. Занявшись педагогической деятельностью, А. кроме того выступал и в качестве дирижера. Кроме 2 кантат, многих оркестровых и хоровых сочинений, сюиты для флейты с фп., около 150 романсов и многих мелких инструментальных вещей (для скрипки, виолончели), А. написал оперы: "Sous la feuillée" (текст франц., в 1 действии) "Jae ger liv" (текст датский, 3 д.) и "Der Oberförster" (текст немецк., в русск. перев. "Лесничий", 2 д.). Последняя опера поставлена была (1900) в Спб. немецкой труппой Бокка. А. написал также балеты: "Бедная невеста", "В новом свете" и "Привал кавалерии". Учебник инструментовки А. (10 томов) удостоен одобрения художественного Совета профессоров Спб. консерватории. (В.)

АРМСТРОНГ

Эллен Портер, урожд. Митчели, известная под именем Мельба, выдающаяся оперная певица (сопрано), род. в 1859 в Мельбурне, ученица г-жи Маркези, дебютировала в 1886 в Лондоне, пела затем с большим успехом в театре Scala и в Нью-Йорке.

АРРИАГА-И-БАЛЬЗОЛА

Хуан Кризостомо Хакобо Антонио, испанский композитор, род. 27 янв. 1806 в Бильбао, ум. в конце февр. 1825 в 1821 поступил в Парижскую консерваторию учеником Фетиса. A. был также многообещающим скрипачом; ожидания, возлагавшиеся на юношеский гений А., разрушила его ранняя смерть. Из сочинений его напечатаны только 3 струнных квартета (1824).

АРРИЭТА

Дон Хуан Эмилио испанский композитор, директор Мадридской консерватории, род. 21 окт. 1823 в Пуэнте ла Рен (Наварра), ум. 11 февр. 1894 в Мадриде. С 1842–45 был учеником Миланской консерватории, где вскоре затем была поставлена первая его опера "Il degonda"; в 1848 вернулся в Испанию и поставил больше 50 своих опер и опереток (Zarzuelas). В 1857 он получил место профессора композиции при Мадридской консерватории, последние годы занимал должность директора консерватории.

АРС

Николай Андреевич (Волков), композитор и дирижер; род. в 1857 в Москве. Музыке учился в Женевской консерватории, после чего изучал пение в Милане у Мариани. По возвращении в Россию, дирижировал несколько лет оперой на частных сценах. А. написал несколько опереток, музыкальную картину "В деревне", полонез для скрипки с оркестром или фп. и другие сочинения, из которых особенно популярен был вальс "Невозвратное"; кроме того А. перевел капитальное сочинение Геварта: "Новый полный курс инструментовки", причем снабдил его своими примечаниями и дополнениями (П. Юргенсон, 1892), а также недавно перевел обширное сочинение Кастнера "Manuel général de musique militaire". (В.). Ум. 25 июня 1902 военным капельмейстером в Ковно; автор малорусской оперы "Катерына".

АРСИС

АРСИС (греч.) значит подъем, противоположность тезису (опускание); посредством этих выражений греки различали тяжелое (сильное, с акцентом) и легкое (слабое, без акцента) время такта таким образом, что сильное называлось тезисом, а слабое А. (поднятие и опускание ноги в танце). Средневековые латинские грамматики придали им обратное значение, поняв А. как усиление голоса, а тезис как ослабление; в последнем смысле употребляются эти выражения и по сейчас в метрике, между тем как в музыке вошло в силу их старое значение, в смысле опускания (тезис) и поднятия (а.) дирижерской палочки или руки. Таким образом:

АРТАРИА

АРТАРИА - известная художественная и музыкальная торговля в Вене, основана в 1769 Карлом А.; компаньонами были с самого начала его три двоюр. брата Франческо, Игнацио и Паскуале А. Отделение торговли, существовавшее в Майнце, было закрыто уже в 1793, а в Мангейме два брата Паскуале – Доменико и Джованни Мариа А. открыли самостоятельную торговлю под фирмой "Доменико А.", которая, соединившись с книжной торговлей Фонтеня, продолжалась уже под фирмой "А. и Фонтень". Венская торговля приняла в 1793 двух новых компаньонов Джованни Каппи и Транквилло Молло. Каппи вышел из фирмы в 1796 и начал издательство под своим собственным именем (позднее Тобиас Гаслингер), также поступил и Молло в 1801 (позднее Диабелли); ближайший наследник торговли, Доменико А., зять Карла, умер в 1842; его сын и преемник Август умер 4 дек. 1893 в Граце. В настоящее время владельцами фирмы состоят сыновья его К. Август (с 1881) и Доминик (с 1890).

АРТЕАГА

Стефано, испанский иезуит, род. в Мадриде, ум. 30 окт. 1799 в Париже; после уничтожения ордена в Испании отправился в Италию и жил несколько лет в доме кардинала Альбергати в Болонье, в большой дружбе с падре Мартини, который убедил его написать знаменитую его историю оперы в Италии. Впоследствии А. отправился в Рим, где подружился с испанским посланником Азара; с ним он поехал в Париж, где и умер. Сочинение его называется "Le rivoluzioni del teatro musicale italiano" (1783, переработано вполне в 1785, 3 тома; немецкий перевод Форкеля, 1789, 2 тома). Оставшееся после него в рукописи сочинение о древней ритмике затерялось.

АРТС

АРТС (Aerts), 1) Эгид, виртуоз-флейтист, род. 1 марта 1822 в Бооме около Антверпена, поступил 12 лет в Брюссельскую консерваторию и уже в 1837 обратил на себя в Париже внимание, как виртуоз на флейте; в 1847 он сделался профессором игры на флейте в Брюссельской консерватории и 9 июня 1853 умер от чахотки. Его сочинения (симфонии, концерты для флейты и др.) не напечатаны. – 2) Феликс, род. 4 мая 1827 в С. Тронде, ум. в декабре 1888 в Нивелле, ученик Брюссельской консерватории (К. Гансен); был некоторое время скрипачом в Брюсселе и затем капельмейстером в Турнэ; несколько лет прожил в Париже, а с 1862 был учителем музыки в Нивелле. А. написал два сочинения о грегорианском пения (plain-chant), школьный сборник песен, литании, элементарную теорию музыки, а также ряд оркестровых фантазий, скрипичных вариаций и пр.

АРТУЗИ

Джованни Мариа, каноник при ц. Сан-Сальваторе в Болонье в 1600, ум. 18 авг. 1613, напечатал: "Artedel contrapunto" (1586–89, 2 части; 2-е изд. 1598); "L'Artusi, ovvero delle imperfecioni della moderna musica" (1600–1603, 2 части), а также несколько небольших брошюр ("Considerazioni musicali", 1607, и др.) и том 4-глсн. канцонет (1598). А. был ученым контрапунктистом, но не был в состоянии применять к делу нововведения таких личностей, как Монтеверде, Гезуальдо ди Веноза, или хотя бы Н. Винчентино, Чиприано де Pope, A. Габриели и пр.; А. представлял собой явление, встречающееся в периоды брожения и возникновения новых направлений.

АРФООБРАЗНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

АРФООБРАЗНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - можно назвать в широком смысле те струнные инструменты, на которых играют не смычком, а ущемляя струны пальцем или плектром (посредством "щипка") или же ударяя их молоточком, и которые поэтому дают звук, быстро ослабевающий и скоро прекращающийся (фр. Instruments à cordes pincées). A. и подразделяются, далее, на инструменты без грифа (отдельные струны коих, следовательно, могут издавать только один и тот же тон) и с грифом. К первому виду (а. и. в тесном смысле) принадлежат важнейшие струнные инструменты древней Греции (лира, китара, форминкс, магадис, барбитос и пр.); лиро- и арфообразные инструменты Египтян; хэ и кин китайцев; галемпунг индусов; канун и сантир турок, и западные: ротта (цитра, псальтериум), арфа, цимбалы и а. и. с клавиатурой (у немцев называвшиеся клавир [Clavier]): монохорд, клавихорд, клавицитериум, клавицимбал [Kielflügel], спинет, фп. и пр.). К а. и. с грифом, которые можно было бы также назвать лютневыми инструментами, принадлежат: инструменты египтян, похожие на лютню и известные только по изображениям (набла), вина индусов, канион (монохорд) греков, сама лютня, проникшая в Европу от арабов, а также ее бесчисленные разновидности: гитара (Quinterna), мандора (мандолина, пандора и пр.), теорба, китарроне, большая басовая лютня, кобза, бандура и, наконец новейшая цитра (Schlagzither).

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Александр Андреевич, композитор, дирижер и учитель пения. Род. 11 окт. 1846 в с. Старом Тезикове Пензенской губ. Воспитывался в Пенз. семинарии; теорию музыки проходил под руководством Потулова. С 16-летнего возраста был регентом церковных хоров, сперва в Пензе, затем в СПБ. В 1880 у A. образовался свой собственный хор (около 60 чел.), с которым он стал выступать в СПБ., а затем и вне столицы. В программы концертов А. входят: церковная музыка, западная и русская, русские песни (разных собирателей и гармонизаторов, преимущественно самого А.) и песни других народов. В 1898–99 А. со своим хором сделал артистическое путешествие по России. А. написал более 50 духовных сочинений, в том числе две обедни, всенощную, панихиду, 8 NoNo херувимских и др. А. так же преподавал пение в институтах и др. учебн. заведениях. В настоящее время посвятил себя главным образом своему хору. В практике церковного пения А. сделал нововведение: он заменил в хоре детские голоса (дисканты и альты) – женскими; опыт оказался настолько удачным, что нашел себе много подражателей в Спб. церковных хорах. (В.)

АРХЕМОВСКИЙ

Семен Степанович, оперный певец (баритон) и композитор. Учился пению в Италии, после чего был принят в труппу Императорской русской оперы в Петербурге, где и состоял на главных ролях с 1842–64; лучшими его партиями были Руслан и Дон-Жуан (в операх Глинки и Моцарта). Кроме того А. (сам малоросс) написал оперетку "Запорожец за Дунаем", в первый раз поставленную в СПБ. 25 мая 1863, где между прочим пользовался и народными мотивами, а также несколько романсов. (В.)

АРХИ...

АРХИ... (Archi- и Arci), как приставка к названиям старинных инструментов, указывает на особенную величину звукового объема и размеров, напр. Архичембало (arcicembalo) клавишный инструмент, построенный в 16-м веке Винчентино, имевший 31 ступень в октаве с особыми клавишами и струнами для каждого тона трех древних ладов [диатонического, хроматического и энгармонического]); Архилютня (arciliuto, фр. archiluth, нем. Erzlaute, срв. Басовая лютня и Теорба), Archiviola di Lira (то же, что lirone, accordo, lira da gamba, крупнейший вид лир [виола с многими струнами]) и проч.

"АРХИВ"

"АРХИВ" - дирекции Императорских театров – три выпуска, изд. в СПБ. в 1892. Все три выпуска этого в высшей степени полезного издания, составленные В. Погожевым, А. Молчановым и К. Петровым, заключают в себе много материалов по истории русских Императорских театров (с 1746 по 1801).

АРЦЫБУШЕВ

Николай Васильевич, композитор. Род. в 1858 в Царском Селе. Музыкально-теоретическое образование получил у Римского-Корсакова. Живет в СПБ., где состоит присяжным поверенным. Из произведений А. изданы: 11 романсов, мазурки, вальс и др. пьесы для фп.; характеристическая полька и вальс-фантазия для оркестра, серенада для струнного квартета; кроме того переложения многих оркестровых пьес Мусоргского, Римского-Корсакова и др. для фп. в 4 руки. (В.)

АРЧЕР

АРЧЕР (Archer), Фредерик, превосходный английский органист, род. 16 июня 1838 в Оксфорде, получил образование в Лондоне и Лейпциге; был сначала дирижером, в 1881 сделался органистом в Бруклине (Нью-Йорк), а теперь занимает такое же место в Питсбурге. Писал об органе и сочинял музык. пьесы для этого инструмента, а также редактировал музыкальную газету "The Key-Noto".

АРШАМБО

АРШАМБО (Archambeau), Жан-Мишель д', бельгийский композитор, род. 3 марта 1823 в Гервео 15-летнего возраста был уже учителем музыки в местной гимназии, а позднее органистом в "Petit Rechain". Писал мессы, литании, мотеты, романсы и салонные пьесы.

АСМАЙЕР

Игнац, род. 11 февр. 1790 в Зальцбурге, ум. 31 авг. 1862 в Вене; ученик Брунмайра и М. Гайдна; в 1846 занял, после Вейгля, место второго придворного капельмейстера в Вене. Из его 15 месс издана только одна; из градуалов, офферторий и пр. напечатана также только небольшая часть. Оратории "Sauls Tod" и "David und Saul" изданы у Гаслингера (Вена).

АСПА

Марио, плодовитый итальянский оперный композитор, род. 1806 в Мессине, ум. 1861 там же; написал 42 оперы, из которых Il muratore di Napoli пользовалась особой популярностью.

АСПИРАЦИЯ

АСПИРАЦИЯ (лат.), устаревшее в настоящее время украшение, сходное с еще более старым Plica (См.); a. состояла в том, что после главной ноты нужно было коротко взять ее верхнюю или нижнюю секунду: У Руссо этот термин употребляется в смысле акцента.

АСТАРИТТА

Дженнаро, итал. оперный композитор, род. около 1750 в Неаполе, написал между 1765–93 35 опер (18 для Венеции, остальные для Неаполя, Турина, Рима, Ливорно, Феррары; первая его опера "L'orfana insidiata" шла в 1765 в Неаполе); "Circe et Ulisse" (1777) была повсюду популярна. В C.-Петербурге в 1789 давалась его опера "Притворная сумасшедшая" на текст Княжнина, а в 1796 "Ринальдо д'Асте".

АСТОРГА

Эмануэле д', род. 11 дек. 1681 в Палермо, ум. 21 авг. 1736 в Праге; сын сицилийского дворянина, участвовавшего в восстании и обезглавленного в 1701. Одна высокопоставленная дама приняла участие в мальчике и поместила его в испанский монастырь Асторга, где он имел возможность развить свои музыкальные способности. Спустя три года она выхлопотала ему имя и титул барона д'А., под которым он вступил снова в свет и получил от испанского двора дипломатическую миссию при Пармском дворе. Вскоре А., благодаря своим романсам и пению, сделался общим любимцем, так что даже герцог счел нужным, из опасения за свою дочь Елизавету Фарнезе, удалить его, под предлогом дипломатической миссии, в Вену. А. продолжал вести жизнь полную приключений, был в Испании с целью посетить свою благодетельницу, путешествовал по Португалии, Италии (за исключением своей родины, доступ в которую был ему отрезан), Англии, потом вернулся опять в Вену и последние годы своей жизни провел в монастыре в Праге. Сочинения А. отличаются самостоятельностью изобретения; грация, простота и теплота чувства составляют их достоинства. До нас дошло большое количество его кантат (отдельные арии с фп.) дуэты, опера "Dafne", а также самое известное его произведение – Stabat Mater для 4 голосов с инструментальным сопровождением.

АТТВУД

АТТВУД - см. Этвуд.

АТТЕНГОФЕР

Карл, род. 5 мая 1837 в Ветингене около Бадена в Швейцарии, сын хозяина гостиницы; в 1857–58 посещал Лейпцигскую консерваторию, где был учеником Рихтера, Папперица (теория), Р. Дрейшока и интгена (скрипка) и Шлейница (пение), а в 1859 получил место учителя пения и музыки в Мури (Ааргау). В 1863 А. принял на себя должность дирижера мужского хорового кружка в Рапперсвиле и так отличился на союзном музыкальном празднестве в 1866, что ему было поручено управление тремя хоровыми кружками в Цюрихе, куда он переселился в 1867; кроме того, он дирижировал в нескольких кружках в других городах (Винтертур, Неймюнстер и пр,). В 1879 А. сверх того сделался органистом и регентом церкви Августинцев в Цюрихе. А. один из самых популярных швейцарских композиторов, особенно в области хорового пения д. мужских голосов, с сопровождением или без оного ("Liederbuch für MG."), но написал также и много песен для смешанного ("Lieder für Schule und Haus") и женского хора, детских песен, фортеп. пьес, месс и легкие этюды для скрипки.

АТТЕНЬЯН

Пьер, (Attaignant, Atteignant, латинизированно – Attingens), старейший парижский нотный печатник, печатавший мензуральную музыку подвижными типами (срв. Петруччи); типы А. сделаны были в мастерской Пьера Готен (См.), который в 1525 изготовил свои первые пунсоны. А. занимался печатанием между 1526 и 1550, причем собственными руками отпечатал 17 книг Chansons и 19 книг мотетов. А. издавал преимущественно произведения французских композиторов и потому издания, вышедшие из его печатни, особенно важны; они впрочем представляют большую редкость.

АТТРУП

Карл, датский композитор и органист, род. 4 марта 1848 в Копенгагене, ум. 5 окт. 1892 там же, ученик Гаде и с 1869 его преемник в должности преподавателя игры на органе в Копенгагенской консерватории; с 1871 был органистом церкви Фридриха, а с 1874 церкви Спасителя и преподавателем игры на органе при местном институте для слепых. А. написал ценные инструктивные пьесы для органа, а также романсы.

АУГЕНЕР И КА

АУГЕНЕР И КА - значительная лондонская издательская фирма, основанная в 1853 Георгом Аугенером, сначала в виде агентуры немецких фирм (в особенности К. Ф. Петерса), Вскоре фирма предприняла собственное издательство (Augeners Edition с 1867), развившееся быстро до больших размеров. В последнее время она стала издавать в значительном количестве и теоретические сочинения (Праут, Риман и др.). А. имеют собственную нотопечатню. В числе изданий находятся классики в превосходной редакции Эрнста Пауера. Фирма издает с 1871 музыкальный журнал "Monthly Musical Record" (сотрудники Э. Праут, Фр. Никс, Э. Пауер, Dr. Шедлок и др.).

АУСПИЦ-КОЛАР

Августа, род. 1843 в Праге, ум. 23 авг. 1878 там же, дочь актера и драматического писателя И. Г. Колара, с 1865 была замужем за Г. Ауспицем в Праге. А. К. была отличной пианисткой, ученицей Сметаны, потом И. Прокша и наконец г-жи Клаус-Сарвади в Париже. Написала также несколько фортепианных сочинений.

АУТЕРИ-МАНЦОККИ

АУТЕРИ-МАНЦОККИ (Autéri-Manzocchi), Сальваторе, итальянский композитор, род. 25 дек. 1845 в Палермо, написал оперы: "Dolores" (впервые поставлена в 1875 в театре "Pergola" во Флоренции), "Il negnero" (1878), "Stella" (1880), "Il conte di Gleichen" (1887) и "Graziella" (Милан 1894).

АУЭР

Леопольд Семетиович, известный скрипач. Род. 8 июня 1845 в Вешпреме (Венгрия) в бедной еврейской ремесленной семье. Влиятельные лица приняли участие в музыкальном образовании мальчика и отдали его в пештскую консерваторию, откуда он перешел в венскую, где учился у Донта, закончил же изучение скрипки в Ганновере у Иоахима. Концертировать начал с юных лет, еще находясь в пештской консерватории. В 1864–66 был концертмейстером в Дюссельдорфе, затем 2 года в Гамбурге. С 1868 А., по приглашению И. P. M. О., принял профессуру по классу скрипичной игры в СПБ. консерватории, где заместил Г. Венявского. Здесь А. основался навсегда. Среди знаменитых современных скрипачей А. выделяется необычайным изяществом смычка, общей художественностью исполнения и тонкой технической отделкой; тон его не особенно велик, хотя очень красив и полон. Вместе с тем А. является превосходным исполнителем камерной музыки. В течение многих лет он стоит во главе СПБ. квартета И. Р. М. О. А. заявил себя также талантливым дирижером, заведуя в 1880–81 симфоническими концертами певческой капеллы, а затем, в течение двух разных периодов, симфоническими собраниями И. Р. М. О. (под его управлением исполнены были "Реквием" Берлиоза, "Манфред" Шумана и др.). А. часто совершает концертные путешествия, как по России, так и заграницей, в качестве скрипача и дирижера, причем особенно пропагандирует сочинения Чайковского. Под его руководством выработалось немало выдающихся русских скрипачей (Краснокутский, Галкин, Колаковский, Крюгер, Пустарнаков, Вальков, Млынарский, Вальтер, Вольф-Израэль, Коргуев, Фидельман, Налбандьянц и др.). С 1873 состоит солистом Его Величества и вместе с тем солистом Императорских театров. А. написал также несколько композиций для скрипки. (В).

АФАНАСЬЕВ

Николай Яковлевич, скрипач и композитор. Род. в 1821 в Тобольске, ум. 22 мая 1898 в СПБ. Получив основательное музыкальное образование у своего отца, А. Поступил в 1838 первым скрипачом в оркестр Императорской московской оперы. Затем в 1841 состоял дирижером в московской частной опере Шевелева, при чем поставил целый ряд лучших европейских произведений. С 1850 состоял в СПБ. в течение нескольких лет первым скрипачом в итальянской опере. С 1853–57 давал уроки игры на фп., между прочим в Смольном институте. С конца 50-х годов, возвратившись из большого артистического заграничного путешествия (1857) в СПБ. и оставив службу, А. предался почти исключительно музыкальному творчеству. В 1860 он представил на конкурс И. Р. М. О. свой смычковый квартет "Волга" (это был первый русский квартет), и получил за него первую премию. Такой же премии удостоилась его кантата на сл. Пушкина "Пир Петра Великого". Впоследствии А. написал целую серию квартетов ("еврейский", cis-moll и др.), квинтетов и пр. (между прочим октет "Новоселье"), сочинил также очень много произведений для скрипки и одну пьесу для старинного инструмента "Viole d'amour". В 1870 в Мариинском театре поставлена была его опера "Амалат-Бек" (либретто Вельтмана, сюжет Марлинского), не имевшая, впрочем, успеха. Им написаны еще не исполнявшиеся и неизданные оперы "Стенька Разин", "Кузнец Вакула" и "Тарас Бульба", а также неизданные симфонии и две оратории; упражнения для скрипки и фп., детские сборники " (Альбом" и "Детский Мир"), романсы и фортеп. пьесы. В 1896 А. пожертвовал 53,600 руб. СПБ. консерватории на стипендии для учащихся по классам скрипки, виолончели, композиции и пения. Воспоминания А. напечатаны в "Историческом Вестнике" (конец 80-х годов) (В).

АФРАНИО ДЕЛЬИ АЛЬБОНЕЗИ

АФРАНИО ДЕЛЬИ АЛЬБОНЕЗИ - каноник из Феррары, род. в конце 15-го века в Павии; изобретатель фагота (1525) (См.).

АФФЕРНИ

Уго, пианист и дирижер, род. 1 янв. 1871 во Флоренции, ученик тамошнего кор. музыкального института, а в 1886–90 стипендиат консерватории Раффа во Франкфурте на М. и Лейпцигской консерватории (Рейнеке, Ядассон, Пбютти). В 1893 А. был приглашен в качестве дирижера 3 кружков в Аннаберг, в 1895 женился на скрипачке Мэри Бремнер (род. 2 мая 1872 в Great Grimsby [Англия], ученица Германа, Шрадика и Бродского в Лейпцигской консерватории); в 1897 А. было поручено управление вновь основанным кружком любителей музыки в Любеке, где он скоро (как уже раньше в Аннаберге) поставил на высокую степень вновь составленный большой оркестр и устроил, при содействии жены, серии вечеров камерной музыки. А. выступил также с сочинениями для фп. и романсами. В 1897 в Аннаберге была поставлена его лирич.-комическая опера "Potemkin an der Donau".

АФФИЛАР

АФФИЛАР (d' Affilard), Михаил, певец (тенор) капеллы Людовика XIV в 1683–1708; написал руководство для чтения нот с листа ("Principes très faciles etc." 1691, 1705, 1710 и 1717).

АФЦЕЛИУС

Арвид Август, род. 6 мая 1785, ум. 25 сент. 1871 священником в Энкёпинге в Швеции, издал вместе с Э. Г. Гейером собрание шведских народных песен с мелодиями: "Svenska folkvisor" (1814–16, 3 тома). Срв. Гейер.

АХШАРУМОВ

Дмитрий Владимирович, скрипач и дирижер. Род. 8 сент. 1865 в Одессе. Окончил Спб. Николаевское кавалерийское училище, будучи в котором учился игре на скрипке у Краснокутского. 1884–85 был учеником Ауэра и по теории музыки – Рубца, затем работал в Вене, под руков. Донта (скрипка) и Фукса (теория). На артистическое поприще выступил сначала в качестве скрипача-солиста (Германия, Остзейские губернии). 1895 поселился в Полтаве, где организовал симфонич. оркестр и с 1898 – симфонич. концерты, продолжающиеся и поныне. По его инициативе открыто 1899 в Полтаве отделение И Р. М. О.; А. состоит также директором открытых 1902 при отделении музык. классов, преобразованных с сентября 1904 в музык. училище. 1903–4 А. со своим оркестром совершил успешное 5-месячное концертное путешествие по России (более 50 концертов), – едва ли не первый опыт подобного рода, произведенный у нас в широких размерах. Сочинения А-a: "Fantasia lugubre" для больш. орк.; "Элегия" для струн. орк., скрипичные пьесы, романсы и аранжировки старинных скрипичных сонат (все в рукописи). (В.)

АЦЦАЙОЛО

АЦЦАЙОЛО (Azzajolo), Филиппо, род. в Болонье, издал в 1557–69 три книги 4 глсн. "Villote alla Padovana" своего сочинения, а также несколько Neapolitane, мадригалов и бергамасков (!) под изящным заглавием "Villote del flore" у Антонио Гардано в Венеции.

АШАР

АШАР (Achard), Леон, известный певец (лирический тенор), род. 16 февр. 1831 в Лионе, ученик Бордоньи в Парижской консерватории, дебютировал в 1854 в "Théâtre lyrique", пел в 1856–62 в Большом Театре в Лионе, с 1862 долгие годы в Opéra comique (только в 1871 временно в Grand Opéra) в Париже. А. профессор оперного пения в консерватории.

АШЕНБРЕННЕР

Христиан Генрих, род. 29 дек. 1654 в Альтштетине, ум. 13 дек. 1732 в Иене; был сначала учеником своего отца, городского капельмейстера в Альтштетине, затем учился в 1668 у Тейле в Мерзебурге и наконец у Шмельцера в Вене. А. был отличным скрипачом, занимал с промежутками, во время которых бедствовал, место первой скрипки и, затем – капельмейстера, в Цейце и Мерзебурге. С 1719 г. он жил в отставке с маленькой пенсией в Иене, принужденный и в старости давать уроки. Из сочинений его сохранилась только сюита: "Gast- und Hochzeitsfreude, bestehend in Sonaten, Präludien, Allemanden, Couranten, Balletten, Arien, Sarabanden mit 3, 4 und 5 Stimmen, nebst dem Basso continuo" (1673).

АШЕР

Иосиф, род. 4 июля 1829 в Гронингене (Голландия) от родителей немцев, ум. 20 июня 1869 в Лондоне; учился у Мошелеса, за которым он последовал в 1846 из Лондона в Лейпциг, в качестве ученика консерватории. В 1849 А. отправился в Париж, где получил звание придворного пианиста императрицы Евгении. А. известен как композитор легкой, так называемой салонной, музыки.

АЭРОФОН

См. Гармониум.

Предыдущая страница Следующая страница