Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Музыкальный словарь Римана
Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЬ"-"АРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЬ"-"АРА")

АЛЬТОВЫЙ КЛЮЧ

АЛЬТОВЫЙ КЛЮЧ – ключ do (c') на средней линейке; то же что употреблялся прежде всегда для голоса-альта, теперь же употребляется только для инструмента-альта.

АЛЬФАРАБИ

АЛЬФАРАБИ - правильнее Эль-Фараби (Alpharabius), а также сокращенно Фараби, названный так по месту своего рождения, (Фараб, ныне Отрар, по ту сторону Аму-Дарьи), знаменитый арабский музыкальный теоретик, род. около 900 по Р. X. и ум. около 950. Настоящее имя его Абу-Наср-Могомет-Бен-Тархан. А. был основательным знатоком греческой музыкальной системы и стремился ввести ее на своей родине, но безуспешно. Впрочем едва ли арабам было чему учиться в этом отношении у греков. Срв. Арабы и Персы.

АЛЬФИЕРИ

Пьетро, аббат, сначала был Камальдуленским монахом, потом профессором пения при английской коллегии в Риме; род. 29 июня 1801 в Риме, ум. 12 июня 1863 там же. Написал руководство к многоголосному сопровождению церковных песнопений ("Accompagnamento coll'organo etc." 1840), "Советы к восстановлению григорианского пения" (Ristabilmento del canto etc., 1843), "Учебник григорианского пения" ("Saggio storico etc.", 1855), и к этому "Prodromo sulla restaurazione" etc. (1857), биографические статьи о Берн. Биттони, Джомелли и др., а также издал несколько сборников старинных композиторов 16-го века (Raccolta di musica sacra), между которыми особенно интересно первое издание сочинений Палестрины, составляющее 7 больших томов.

АЛЬШАЛАБИ

Могамет, испанский араб, жил в начале 15-го века, написал сочинение о музыкальных инструментах своего времени; манускрипт этого сочинения хранится в Эскуриале.

АЛЬШТЕДТ

АЛЬШТЕДТ (Alstedt), Иог. Генрих, род. в 1588 в Герборне (Нассау), был профессором богословия и филологии там же, а потом в Вейсенбурге (in Siebenbürgen), где и ум. в 1638. В своей "Encyklopädie der gesamten Wissenschaften" (1610) коснулся с разных сторон музыки, издал также "Elementale mathematicum" (1611), часть коего составляет "Elementale musicum" и переведена отдельно на английский язык (1664, J. Birkensha). Наконец восьмая часть его "Admiranda mathematica" посвящена музыке.

АЛЯБЬЕВ

Александр Александрович, композитор. Род. в Москве 30 авг. 1802, ум. там же в 1852. Служил в военной службе; благодаря своей запальчивости, попал под суд, был разжалован и сослан в Тобольск, затем прощен, после чего остаток жизни провел в Москве, где похоронен в Симоновом монастыре. А. писал (отчасти в сотрудничестве с Верстовским, М. Виельгорским и Маурером) музыку к водевилям Хмельницкого и других авторов, как напр. "Деревенский философ", "Путешественница- танцовщица-актриса, или 3 сестры невесты" (1824), "Забавы Калифа, или шутки на одни сутки" (1825, вместе с Шольцем и Верстовским), "Новая шалость" и др. Все они в свое время имели большой успех, точно также как и опера А. "Лунная ночь или домовые", впервые поставленная в 1822 на Петровском театре в Москве и выдержавшая множество представлений. Кроме того А. написал еще оперу "Кавказский пленник". Сочинения эти теперь совершенно забыты, чего нельзя сказать о романсах А. Их около ста; в свое время они были в высшей степени популярны; многие из них охотно поются еще и теперь, особенно в провинции. Поверхностность музыкального образования и общий современный, невысокий уровень музыкальных вкусов, над которым, при всей своей талантливости, А. подымался очень мало, наложили на музыку А. печать дилетантизма. К достоинствам лучших его романсов относится наивная искренность выражения и элементарная ясность мелодии; изложены они в высшей степени просто. Европейскую известность приобрел романс А. "Соловей", который, между прочим, вставлялся певицами Виардо, Патти и Зембрих в сцену урока пения в "Севильском Цирюльнике", а также появился в транскрипциях Листа, Глинки и др. Романсы и песни А. недавно вновь изданы в 4 томах (111 NoNo) П. Юргенсоном. (Э.). По надписи на его могиле (Москва, кладбище Симонова монастыря), род. 4 авг. 1787, ум. 22 февр. 1851.

АЛЯКРИЦКИЙ

АЛЯКРИЦКИЙ - знаток русского церковного крюкового пения; состоял певчим придворной капеллы во 2-й половине 18-го века. По предположению некоторых он был автором известного "Проекта напечатания древнего российского крюкового пения", один из редких списков которого хранится в СПБ. в Публичной библиотеке. (В.)

АМАДЕ

АМАДЕ (Amadé) Владислав, барон, род. 12 марта 1703 в Кашау (Венгрия), ум. 22 дек. 1764 в Фельбаре; популярный национальный поэт и композитор народных песен, которые изданы были графом Таддеусом А. в 1836.

АМАЛИЯ

АМАЛИЯ - имя трех царственных артисток: 1) Анна А. принцесса Прусская, сестра Фридриха Вел., род. 9 ноября 1723, ум. 30 марта 1787; написала ряд прекрасных хоралов, а также новую музыку на либретто Грауна "Tod Jesu". – 2) Анна А., герцогиня Веймарская, мать великого герцога Эрнста Августа, род. 24 окт. 1739, ум. 10 апр. 1807; написала оперетку "Erwin und Elmire" (на текст Гете). – 3) Мария А. Фредерика, принцесса Саксонская, сестра короля Иоганна, род. 10 авг. 1794 в Дрездене, ум. 18 сент. 1870 там же; была известна как автор водевилей под именем "Amalie Heiter"; написала также церковные песнопения и несколько опер ("Una donna", "Le tre cinture", "Die Siegesfahne", "Der Ka nonenscnuss" и др.).

АМАТИ

1) Знаменитое семейство скрипичных мастеров в Кремоне из 16–17 веке; сделанные ими инструменты ценятся теперь на вес золота. Старший из А., который начал делать скрипки, тогда только что изобретенные и ведущие свое происхождение от виолы (род. около 1535, ум. после 10 апр. 1611), делал кроме скрипок также и виолы различных величин. Его младший брат и компаньон Никола занимался производством главным образом превосходных басовых виол, в период между 1568–86. Антонио А. (род. 1550, ум. 1635), старший сын Андрея, изготовлял преимущественно скрипки, размеры которых были в то время еще очень неопределенны; он работал в 1589–1627; некоторое время был в компании с своим младшим братом Джироламо I (род. 1556, ум. 2 нояб. 1630), который однако уступал ему в искусстве (скрипки Джироламо несколько велики). Наиболее выдающийся из всех А. – сын Джеронима, Никола, (род. 3 дек. 1596, ум. 12 авг. 1684), бывший учителем Андрея Гварнери и Антония Страдивари. Франческо Александр А. (род. 25 февр. 1590) был сын Джироламо I. Преимущество скрипок А. не столько в силе, сколько в мягкости и чистоте звука. Преемником Николы А. был сын его Джироламо II (род. 26 февр. 1649, ум. 21 февр. 1740), последний представитель этого семейства, значительно уступавший однако своему отцу в искусстве. Может быть, что и Джузеппе А. принадлежал к тому же семейству; он работал скрипки и басовые инструменты в начале 17-го века в Болонье; его инструменты обладают, говорят, прекрасной, светлой звучностью. Срв. Giov. de Piecolelli, Liutai antichi e modérai (1885; приложение: Genealogia degli Amati e dei Guarneri 1886, сочинение богатое новыми истор. данными – разбор его сделан Э. Фогелем в "Vierteljahrsschrift f. Musikwissenschaft", 1888, стр. 518) и Л. Фр. Вальдриги "Nomocheliurgografia antica e moderna" (1884).

АМБРОС

Август Вильгельм, музыкальный историк, род. 17 нояб. 1816 в Мауте, близь Праги, ум. 28 июня 1876 в Вене, племянник Р. Кизеветтера, известного своими работами по истории музыки; изучал правоведение и на ряду с этим усердно заниматься музыкой. Хотя он и поступил на государственную службу в 1850 при Пражском "Landgericht", но одновременно выступил также в качестве музыкального критика и композитора. Его известность как музыкального писателя началась с выходом в свет его сочинения "Границы музыки и поэзии" (1856, 2-е изд. 1872; переведено на русск. язык), написанного в возражение на книгу Ганслика "О музыкально-прекрасном" (русск. перевод Г. Лароша); оно послужило к сближению его с Листом. В 1860 он получил от издателя Лейкарта (К. Зондера) в Бреславле заказ написать "Историю музыки"; заказ этот он выполнил почти во всех отношениях самым блестящим образом. К сожалению он умер не докончив 4-го тома, который касается эпохи Палестрины и зачатков современной музыки (Т. 1–4, 1862–78; 1-й том во 2-м изд. [под ред. Б. Соколовского] 1887, 2-й том, переработанный Генрихом Рейманом, 1892). Особенно ценны 2-й и 3-й тома; первый из них заключает в себе музыку средних веков, а второй эпоху нидерландцев. Пятый том (собрание образцов музыки к 3-му тому) издал О. Каде, воспользовавшись материалом, оставленным Амбросом (1882); указатель имен и статей составил В. Беймкер (1882), а В. Лангханс (См.) написал продолжение сочинения Амброса, в несколько более поверхностном виде. Чтобы иметь возможность совершать поездки с целью научных исследований, необходимых для разработки его сочинения, Амброс получал не только отпуск в месте своего служения, но и денежную субсидию от венской академии. В 1869 он был назначен экстраординарным профессором музыки пражского университета, а вместе с тем занимал должность члена дирекции и профессора истории музыки в пражской консерватории. В 1872 А. был призван в Вену, где кроме должности при министерстве юстиции, был также учителем кронпринца Рудольфа и профессором консерватории. А. не был лишен и композиторского дарования; он написал большие церковные произведения (мессу, Stabat Mater и пр.), фортеп. пьесы в стиле Шумана, а также чешскую национальную оперу "Bretislaw а Jitka", увертюры, романсы и др.. Все же основа его значения лежит в его писательской деятельности; здесь работы его превосходны, хотя и не свободны от погрешностей. Можно еще упомянуть его "Kulturhistorischen Bilder aus dem Musikleben der Gegenwart" (1860, 2-e изд. 1865), "Bunte Blätter; Skizzen und Studien" (2 т. 1872 и 1874, 2-е изд. под ред. Э. Фогеля 1896) и "Zur Lehre vom Quintenverbot" (1859).

АМБУШЮР

АМБУШЮР (фр. embouchure; нем. Ansatz) – так называется (в духовых инструментах, мундштуки которых не берутся в рот, а лишь прикладываются к губам) положение губ при вдувании воздуха. А. при игре на флейте совсем иной чем при игре на медных духовых инструментах; в последнем случае края губ должны вместе с тем исполнять роль язычков, отчего и а-ы бывают очень различные, смотря по тому, высокие или низкие звуки приходится извлекать. Выражение "у меня нет а." в устах играющего на духовом инструменте значит, что артист не вполне владеет губами, оттого ли что взволнован, устал или от чего-либо другого.

АМВРОСИАНСКИЙ ХВАЛЕБНЫЙ ГИМН

АМВРОСИАНСКИЙ ХВАЛЕБНЫЙ ГИМН (Hymnus Ambrosianus) название великолепного "Te deum laudamus" (Тебе Бога хвалим; срв. Te Deum); впрочем далеко еще не достоверно, что сочинителем этого гимна был св. Амвросий; более вероятно, что последний заимствовал его у Греческой церкви и только перевел текст.

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ – церковное пение в том виде, в каком св. Амвросий, епископ Миланский ввел его в церквах своего епископства. Амвросий перенес пение аллилуйи и антифонов из Греции в Италию; его считают также насадителем пения респонзорий. Если принять еще во внимание, что он не только ввел пение гимнов в Италии, но и сам написал много гимнов, и что кроме того, по точному свидетельству св. Августина, "юбиляции" служили настолько же ядром а. п., как потом григорианского, то станет очевидно, что григорианское пение представляет из себя лишь новую редакцию церковного пения, явившуюся плодом его всестороннего пересмотра и принятую за норму всей католической церковью. Во всяком случае миланская литургия кажется долго сохраняла некоторые особенности и отдельные песнопения, на которые вероятно и указывали средневековые писатели говоря об а. п. Срв. Vierteljahrsschr f. M. W. VII, стр. 121. Фототипическое воспроизведение рукописи Missale Ambrosianum 12-го века (в Британском музее) и ее изложение с комментариями в 5-й части "Paléographie musicale" дают новый материал к научным исследоваваниям об а. п. Но еще далеко неразрешенным остается вопрос о том, можно ли считать миланскую литургию подлинно – амвросианской т.е. действительно ли она появилась на свет до григорианского пения (как гелассианская и леонинская) или же после него (как галликанская и мозарабийская)? Срв. также сочинения Dreves'a (Фрейбург, 1893) и Dom Mocquereau (Милан, 1897) об Амвросие.

АМВРОСИЙ

АМВРОСИЙ - епископ Миланский с 374; род. 333 в Трире, ум. 4 апр. 397 в Милане; оказал огромный услуги развитию христианского пения тем, что ввел в Италии различного рода богослужебные песнопения (в особенности антифоны и гимны в том виде как их создала Восточная церковь (срв. Амвросианское пение). Весьма вероятно, что он при этом заимствовал и существовавшие в Греческой церкви четыре церковных лада (которые позднее, путем деления каждого на автентический и плагальный, разрослись в восемь). Обозначения тонов посредством семи первых букв алфавита он, по-видимому, еще не знал. (См. Буквенное тонописание). А. сам написал большое количество гимнов.

АМЕРБАХ

АМЕРБАХ (Аммербах), Илья-Николай, отличный композитор 16-го века; в 1560 он был органистом церкви св. Фомы в Лейпциге, написал табулатурную книгу, имеющую большое историческое значение, т.к. она содержит указания пальцев при игре на инструментах, объяснения украшений и пр.: "Orgel od. Instrumenttabulatur" (1571, 2-е изд. 1583). Фетис во 2-м издании своей "Biographie universelle" называет еще вторую табулатурную книгу Аммербаха: "Ein neu künstlich Tabulaturbuch" etc. (1575), которая не тождественна с предыдущей.

АМЕРИКАНСКИЕ ГАРМОНИУМЫ

АМЕРИКАНСКИЕ ГАРМОНИУМЫ - особый вид гармониумов, в которых язычки производят звук не выдуванием сжатого воздуха, а всасыванием воздуха снаружи, и которые поэтому не звучат так резко; кроме того они представляют еще некоторые отличия от обыкновенных. Изобретение а. г. (1835) принадлежит одному рабочему на фабрике гармониумов Александра в Париже, который впоследствии переселился в Америку; однако в современном, усовершенствованном виде они получили известность лишь с 1860, в изготовлении фирмы Мезон и Хемлин в Бостоне. Немногим только отличаются от а. г. так называемые "Органы Александра", приготовляемые с 1874 Эдуардом Александр (род. 1824, ум. 9 марта 1888) в Париже (в них более крепкие язычки и двойные каналы).

АММОН

Блазиус, контрапунктист 16-го века; судя по заметкам на титулах и посвящениях его сочинений, родом из Тироля, получил воспитание в качестве певчего (дискант) придворной капеллы эрцгерцога Фердинанда Австрийского; на средства этого принца был послан в Венецию, позднее сделался монахом францисканцем в Вене, где и умер в июне 1590. Первое произведение его, книга 5-гол. "Introiti", вышло в Вене в 1582, книга 4-гол. месс там же в 1588, книга 4–6-гол. мотетов в 1590 в Мюнхене (на одной части экземпляров извещается о смерти автора). После его смерти были изданы еще один том мотетов в Мюнхене (1591) и второй том 4-гол. "Introiti" (1601), его братом Стефаном Амоном (sic). Мюнхенская библиотека обладает еще порядочным количеством мотетов А. в манускриптах, частью в органно-табулатурном переложении. Хроно- логические данные об А. Фетиса несостоятельны.

АМОН

Иог. Андрей, род. 1763 в Бамберге, ум. 29 марта 1825; учился пению и игре на различных инструментах, но впоследствии посвятил себя валторне и сделался учеником Джов. Пунто (Stich), который взял А. с собой в Париж и дал ему возможность брать у Саккини уроки композиции. После долгих концертных путешествий вместе с Пунто он занял место городского капельмейстера в Гейльброне. Умер он капельмейстером князя Эттингена-Валлерштейна. А. был плодовитым композитором; напечатаны его симфонии, концерт для фп., для флейты, для альта, сонаты для разных инструментов, трио, квартеты, квинтеты, вариации, романсы и пр.; в рукописи остались две мессы, реквием и два "Singspiel". Срв. Аммон.

АМПЛИТУДА

АМПЛИТУДА (фр. amplitude) колебаний есть величина уклонений колеблющегося тела от положения его в покое; а. колебаний определяет силу звука, а их период (длительность) – высоту звука. Колебания часового маятника выясняют разницу между этими двумя понятиями: как бы мы ни увеличивали посредством приложения большей двигательной силы размах маятника (его а.), период (промежуток времени между двумя ударами) останется все тот же.

АМЬО

АМЬО (Amiot), патер, иезуит и миссионер в Китае, род. 1718 в Тулоне. Он перевел на французский язык китайское музыкально-теоретическое сочинение (Ли-Коанг- Ти); перевод отпечатан с примечаниями аббата Руссье в 6-м томе "Memoires concernant l'histoire... des Chinois" (также отдельно в 1779).

АНА

См. де Ана.

АНАКЕР

АНАКЕР (Anacker), Авг. Фердинанд. род. 17 окт. 1790 в Фрейбурге в Саксонии, ум. 21 авг. 1854 там же; получил в Лейпциге солидное музыкальное образование, в 1822 сделался кантором и капельмейстером в своем родном городе, а вскоре затем и учителем музыки в местной семинарии; он устраивал там большие церковные концерты и основал хоровое общество. Из его сочинений можно отметить: кантаты "Bergmannsgrus's", "Lebens Blume und Lebens Unbestand", фортеп. пьесы, романсы, хоры, книгу хоралов и 7 песен к патриотической драме Дёринга "Bergmannstreue" (Дрезден).

АНАКРУЗИС

АНАКРУЗИС (греч.) то же что затакт (См.).

АНАЛИЗ

1) Сделать а. звука посредством слуха значит различить в отдельном тоне (созвуке) наших музык. инструментов содержащиеся в нем частичные тоны. Сумму колебаний, порождающую созвук, и составленную из разнообразных единичных колебаний, наше ухо (См.) разлагает недостаточно объясненным до сих пор образом на ее составные части, так что становится возможным отдельно различать частичные тоны (См. созвук). На этой способности уха основана также возможность раздельно слышать различные, но слившиеся в один аккорд тоны, причем, в противоположность живописи, где две смешанные краски производят на глаз впечатление третей, отличающейся особым оттенком, эти тоны могут восприниматься каждый отдельно, независимо от другого. Этими вопросами (как сливаются друг с другом и различаются друг от друга тоны) специально занимается в своих работах К. Штумпф (См.). – 2) Технически-эстетический а. музыкальных произведений состоит в разборе их построения с точки зрения формы; под последним надо понимать как расчленение тем на фразы и мотивы и их сочетания и видоизменения, так и образование периодов, распределение модуляций и пр. (срв. напр. a-ы "Wohltemperiertes Klavier" И. С. Баха, сделанные Debrois van Bruyck'ом [1867] и Г. Риманом [1890–94], а также сборники аналитических разборов: H. Kretzschmar'a "Führer durch den Konzertsaal" [1887–90, 3-е изд. 1-го тома 1899] и C. Bechhold'a "Konzertführer"). Этот род a. составляет одну из важнейших задач музыкальных школ, хотя к сожалению к ним часто относятся слишком поверхностно, или даже совсем упускают из вида. В последнее время развился обычай на концертных программах прилагать краткий анализ и исторические заметки об исполняемых произведениях; этот обычай возник в середине 19-го столетия в Англии (срв. Гров "Dictionary, Art. Analysis"). (См. Рейхардт, 1).

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ – ритмическая стопа, состоящая из двух кратких слогов и одного долгого (из двух слабых, легких и одного сильного, тяжелого времени): также или и т.п.; но возможен а. и такого вида: .

АНГЕРЕР

Готфрид, род. ок. 1855 в Вальдзее (Вюртемберг), ученик штутгартской и франкфуртской консерваторий, был дирижером мужских хоровых обществ во Франкфурте, Мангейме и Цюрихе, а теперь дирижер хоровых кружков "Harmonie" и "Enge" в Цюрихе; композитор баллад для мужского хора ("Der letzte Skalde", "Sigurds Brautfahrt" и пр.).

АНГЛЕБЕР

АНГЛЕБЕР (Anglebert), Жан Анри д', придворный музыкант Людовика XIV, издал в 1689 том "Pièces de clavecin" (фп. пьесы); между этими пьесами находятся 22 вариации на "Folies d'Espagne", (на эту же тему в 1700 написал вариации Корелли). А. принадлежит к лучшим старинным фп-м композиторам; в предисловии к сборнику его сочинений помещены подробные указания, как исполнять некоторые украшения (Tremblement simple и appuyé, Cadence, Doublé, Pincé, Chute, Port de voix, Coulé, Arpège).

АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА

АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА (контрапункта) – школа композиторов, которая предшествовала, как это открыли исторические исследования последних десятилетий, так называемой нидерландской школе. Лучшим представителем ее был Иог. Дёнстэпль (Dunstaple), умерший в 1453; учениками его считают Беншуа (Binvchois) и Дюфэ (Dufay), при посредстве которых контрапункт был занесен в весьма развитом виде в Нидерланды. Имена других композиторов времен Дёнстэпля были: Лионель Пауер (Power), Гервазиус де Англиа, Иог. Алэн (Alain), Иог. Бенет, Бедингэм (Bedingham) Рич. Маркгэм (Markham), Форест, Стэндли (Standley). Срв. Haberl "Bausteine I" и Barclay-Squire "On an early XVI. Century MS. of english music in the Library of Eton College" (1898).

АНГЛИЙСКИЙ ВИОЛЕТ

АНГЛИЙСКИЙ ВИОЛЕТ - устаревший смычковый инструмент, похожий на Viola d'amour, с 14 резонансными струнами, лежавшими ниже грифа. Особый, иногда употреблявшийся прежде, способ строить скрипку (е а e' а'), также назывался а. в.

АНГЛИЙСКИЙ МЕХАНИЗМ

АНГЛИЙСКИЙ МЕХАНИЗМ - у фп., См. Фортепиано.

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК (ит. Corno inglese, фр. Cor anglais, нем. Englisch Horn), гобой более низкого строя (in F), альтовый гобой; Oboe di caccia в усовершенствованном виде; См. Гобой.

АНДЕР

Алоиз, знаменитый оперный певец (лирич. тенор). род. 13 окт. 1817 в Либитице в Богемии. ум. 11 дек. 1864 в Вартенберге; с 1845 был выдающимся членом венской придв. оперы, пока за несколько лет до смерти не сошел с ума.

АНЕМОХОРД

АНЕМОХОРД (Animocorde, нечто вроде пневматического струнного инструмента), результат остроумной попытки фортепианного фабриканта И. И. Шнелля в Париже (1789), применить эффект эоловой арфы к игре на инструменте подобном фп., производя искусственный ветер (при помощи мехов). Срв. "Allgemeine Musikalische Zeitung" 1798, с. 39. Попытку эту возобновили впоследствии Калькбреннер и Анри Герц, причем последний назвал сооруженный им в 1851 подобный инструмент "Piano éolien" (эолово фп.).

АНЕНАЙКА

АНЕНАЙКА - украшение мелодии в древне-церковном греческом и русском пении, состоявшее в прибавлении к тексту слогов а-не-не, или не-не-на и т.п. Происхождение А. неизвестно. В русском пении удержалась до XVII века; употребление ее кроме певчих книг засвидетельствовано печатным церковным Уставом, изданным в Москве в 1610. У старообрядцев доселе поется по предписанию этого устава предначинательный псалом с А. (П.)

АНЕРИО

1) Феличе, один из наиболее выдающихся римских композиторов эпохи Палестрины, род. в 1560 в Риме, ум. 1630 там же. С 1575 певчий (сопрано) в хоре собора св. Петра (ученик Дж. М. Нанини), А. сделался 3 апр. 1594 преемником Палестрины в звании композитора папской капеллы (должность регента получил Руджиеро Джованелли). Многие сочинения А. считались долгое время сочинениями Палестрины ("Adoramus te Christe" и 3-гол. Stabat Mater). Из сочинений А. напечатаны в 1585–1622 несколько книг 5–6 гол. мадригалов, 2 книги гимнов, кантики и мотеты, затем 3–4 гол. канцонетты и мадригалы, Concerti spirituali на 4 гол., отдельные мотеты и пр. в сборниках. Много манускриптов его хранится в римских библиотеках. – 2) Джованни Франческо, может быть брат предыдущего, судя по скудным сведениям, имеющимся на титулах и посвящениях его сочинений, род. приблизительно в 1567 в Риме, с 1575–79 был мальчиком певчим при соборе св. Петра под управлением Палестрины, около 1609 служил при дворе короля польского Сигизмунда III. в 1610 был регентом при Веронском соборе, в 1611 префектом иезуитской коллегии в Риме, с 1613–20 регентом иезуитской церкви S. Maria di Monti в Риме, в 1616 (49 лет от роду) был посвящен в священники. Первое его произведение (книга 5-гол. мадригалов) издано в 1599 в Венеции; напечатанные же после 1620 сочинения А. изданы уже не им самим, так что вероятно он в этом году и умер. А. переложил 6-голосную Missa Рарае Marcelli Палестрины на 4 гол., в каковом виде она выдержала бесчисленное множество изданий. Его собственные сочинения (мадригалы, мотеты, литании, канцонетты, псалмы и пр.) частью следуют традициям 16-го века, частью нововведениям 17-го (сольное пение с цифрованным басом).

АНЖЕЛЕ

АНЖЕЛЕ (Angelet), Шарль Франсуа, род. 18 нояб. 1797 в Генте, ум. 20 дек. 1832; ученик парижской консерватории, сделался под руководством Циммермана отличным пианистом, изучал у Фетиса композицию, будучи уже учителем музыки в Брюсселе. Его сочинения состоят преимущественно из фп-ных пьес (фантазии, вариации и пр.), между ними есть также одно трио и премированная симфония.

АНИМУЧЧИА

Джованни, род. на границе 15–16 веков, ум. 1570 или в начале 1571 в Риме; настоящий предшественник Палестрины, не только по должности (Палестрина был его преемником в должности регента собора св. Петра), но и по тенденциям, так как А. подобно Палестрине стремился, применяя высшее контрапунктическое искусство, добиться гармонической ясности. Имя А. встречается еще чаще по другому поводу, а именно как одного из основателей новой музыкальной формы – оратории (См.); сочиненные им для оратории Нери "Laudi" (1563, 1570) не имеют однако ничего общего с ораторией, как музыкальной формой, а представляют из себя лишь простые гимнообразные хвалебные песни. А. был назначен в 1555 регентом в Ватикане. Дошли до нас следующие напечатанные сочинения А.: книга месс (1567), 2 книги "Magnificat", 4-гол. Credo, а также несколько книг мотетов, псалмов, гимнов и мадригалов (на 6, 5, 4 и 3 гол.). – Брат его Паоло, также выдающийся контрапунктист, был с 1550–52 регентом в Латеране и ум. в 1563. Из его сочинений сохранились отдельные вещи в сборниках.

АНОТОМА

АНОТОМА - назывался у древних Греков интервал, который мы теперь называем хроматическим полутоном; диатонический полутон назывался лиммой (а-b – лимма, b-h – А.). Между тем как у нас по акустическим вычислениям диатонический полутон (15:16) больше хроматического (24:25 или 128:135), у древних было обратное отношение; (срв. Вычисление тонов)

АНСАМБЛЬ

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble "вместе") совместное участие нескольких лиц на сцене, в особенности в опере и главным образом в том случае, когда в сцене участвуют более двух лиц; терцеты, квартеты, квинтеты и пр. с хором или без оного представляют из себя настоящие номера ансамбля в опере. В инструментальной музыке под произведениями для ансамбля понимают сочинения для нескольких инструментов, преимущественно для фп. с струнными и духовыми инструментами (musique d'ensemble, камерный ансамбль).

АНТЕНЬЯТИ

АНТЕНЬЯТИ (Antegnati), 1) Семейство знаменитых органных мастеров в Брешии, в 15–16 веке; отец Бартоломео и его сыновья: Джов. Франческо (делал также Arpicordi), Джов. Якобо (Орган в Миланском соборе в 1553) и Джов. Баттиста. Представителем третьего поколения был сын предыдущего, Грациадио, а четвертого внук его, композитор – 2) Костанцо, был с 1584–1619 соборным органистом в Брешии; композитор 6–8-глсн. месс (1578), 12-глсн. мотетов и 4-глсн. мадригалов (1571), а также многочисленных инструментальных канцон, изданных частью в (итал.) органной табулатуре, частью по голосам. Каталог изданий Винченти 1619 насчитывает 4 книги 4-глсн. инструмент. канцон А. Две канцоны помещены в сборнике "Canzoni da sonar" Рауерия (1608).

АНТИКВИС

АНТИКВИС (Antiquis), Иоанн де, регент церкви св. Николая в Баре (Неаполь), во второй половине 16-го века; издал (1574) сборник "Villanelle alla Napoletana" из сочинений композиторов, живших в Баре; между ними находятся также и собственные его сочинения; кроме того он издал сборник канцон (1584). В 1584 была также напечатана книга сочиненных им мадригалов.

АНТИКВУС

АНТИКВУС (Andreas Antiquus de Mondona), Андрей, нотопечатник в Риме, опасный конкурент Петруччи (может быть он и есть тот Andreas de Antiquis, несколько "Frottole" которого напечатал Петруччи в 1504 и 1508), издал между прочим том месс знаменитейших композиторов (Жоскен Брумель, Пипеларе и пр.) in folio (гравировка на дереве): "Liber XV missarum" (1516). Срв. Риман, Notenschrift und Notendruck (стр. 72–3).

АНТИПОВ

Константин Афанасьевич, род. 6 янв. 1859, композитор, из сочинений которого изданы Беляевым: А. Для орк. "Allegro symphonique" (op. 7); В. Для фп.; op. 1 (3 этюда), 2 (3 вальса), 3 (вариации), 5 (5 NoNo), 6 (4), 8 и 10 (прелюдии), 9 (3 миниатюры), 11, 12 и 13; С. Романсы с фп. op. 4 (3).

АНТИСТРОФА

См. Строфа.

АНТИФОН

АНТИФОН (лат. Antiphona, фр. Antienne, срв. также Anthem), попеременное пение двух хоров (полухоров), одна из самых старых форм католического богослужебного пения. По свидетельству Аврелиана Реоменского (Aurelianus Reomensis, 9-й век) А. заимствован св. Амвросием у греческой церкви и введен им в Италии. В настоящее время А. состоит из одного стиха псалма, который сначала поет священник, а затем повторяет хор.

-----------------------------------

АНТИФОН - в православном церковном пении означает попеременно поющийся стих, когда мелодия исполненная одним голосом или хором, точно повторяется и другим. По свидетельству церковного историка Сократа, а. введен в христианское богослужение св. Игнатием Богоносцем. Существует также предание, что пение а. в греческую церковь ввел св. Иоанн Златоуст (400 г.). Св. Ефрем Сирин ввел это пение в церквах сирийских, желая отвлечь этим свою паству от песней, распространяемых еретиками Армонием и Вардесаном. А. положено петь на двух клиросах попеременно; они бывают на всех службах церковных: на вечерне поется 1-й А. первой кафизмы "Блажен муж"; на утрени – А. степенны; на литургии А. могут быть трех родов: вседневные, изобразительные и праздничные. А. находятся в Минеи, Триоди, Ирмологии и Апостоле (П.).

АНТИФОНАР

АНТИФОНАР - собрание антифонов католического богослужения; употребляется также как название сборника церковных песнопений, расположенных в порядке праздничных дней и состоящих, как из антифонов, так и из респонсорий, офферторий, причастных стихов, хвалебных песен, великопостных напевов, гимнов и часов. Книги, называемые в настоящее время А., содержат напротив только песнопения "Officium" (См.), а не мессы, так что в них нет офферторий, причастных. хвалебных и великопостных песен, которые находятся в Graduale.

АНТОН

Конрад Готлоб, род. 1745, был профессором восточных языков в Виттенберге с 1775, ум. 4 июля 1814; написал многое о метрике у Евреев и пытался передать их акценты музыкальными нотами (многоголосно!); сочинения его имеют для истории музыки только значение курьеза.

АНТОНИ

АНТОНИ (Antony), Франц Иосиф, род. 1 февр. 1790 в Мюнстере (Вестфалия), ум. 7 янв. 1837 там же; с 1819 был соборным регентом, а с 1832 преемником отца своего в должности соборного органиста. Написал, кроме церковных композиций и сборника школьных песен (1822), "Archäologischliturgisches Gesangbuch des Gregorianischen Kirchengesangs" (1829), "Geschichtliche Darstellung der Entstehung und Vervollkommnung der Orgel" (1832) и несколько литургических книг для практического употребления.

АНТОНОВСКИЙ

Александр Петрович, певец (бас), род. в 1864 в Кишиневе; музыкальное образование получил в Московской консерватории, где учился пению у Гальвани. В 1886 А. дебютировал на сцене Большого Московского театра в роли мельника в "Русалке", после чего прослужил на этой сцене 4 года. Затем А. пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 состоит на службе в Спб. Мариинском театре. (В.)

АНТОНОЛИНИ

АНТОНОЛИНИ - композитор, придворный капельмейстер и учитель пения при Спб. театральной школе в царствование Александра I; умер в начале 1824. Написал несколько опер, в свое время имевших успех: "Карачун или старые диковинки" (СПБ., 1805), "Ломоносов или рекрут стихотворец" (опера-водевиль, в сотрудничестве с Керцелем; СПБ., 1814), "Желтый Карло" (СПБ., 1815), "Криспин в Серале". а в сотрудничестве с Кавосом: "Жар птица", "Семела или мщение Юноны" (1818), "Мирослава или костер смерти" (СПБ., 1827). Кроме того А. написал ораторию "Страшный суд". (Ю.)

АНТРАКТ

АНТРАКТ (фран. entr'acte), промежуток между двумя актами театральной пьесы; также музыка, исполняемая в это время.

АНТРОПОФОНИКА

АНТРОПОФОНИКА (греч.), учение о природе человеческого голоса.

АНФОССИ

Паскуале, когда-то популярный оперный композитор, род. 25 апр. 1727 в Таггие близь Неаполя, ум. в февр. 1797 в Риме; ученик Пиччини, написал свою первую оперу "La donna fidèle" в 1758 для Неаполя, пробил себе дорогу в Риме в 1773 своей "L'incognita perseguitata" и с тех пор стал пожинать лавры, причем оперы его нередко превозносились до небес, чтобы тем сильнее унизить оперы его учителя Пиччини. А. написал с 1758–94 г. 66 опер. В Париже он не имел успеха (1780). Продирижировав 2 года итальянской оперой в Лондоне (1781–3) и затем поставив в Праге, Дрездене и Берлине некоторые из своих опер, он вернулся в Италию, где занял в 1791 место регента в Латеранском соборе и последние годы своей жизни предался сочинению главным образом церковных сочинений (11 ораторий, 2 кантаты, мессы, псалмы и пр.). В СПБ. были поставлены некоторые из его опер: "Il geloso in cimento", "Le gelosie villane" (1785) и "Сила женщин" (1799).

АНЦЕВ

Михаил Васильевич, композитор, род. 30 сент, 1865 в Смоленске, музык. образование получил в Спб. консерватории (Иогансен, Римский-Корсаков), которую окончил в 1894. Живет в г. Витебске, где преподает в учебн. заведениях хоровое пение. А. издал хоры, романсы, пьесы для скрипки, литургию для смеш. хора (op. 15) и пр., а также брошюру "Краткие сведения для певцов-хористов" и "Методич. хрестоматию".

АНШЛАГ

АНШЛАГ (Anschlag), устарелое название одного из видов форшлага (См.). – (Срв. также Туше и Оттенки исполнения).

АНШЮТЦ

АНШЮТЦ (Anschütz), 1) Иог. Андрей, род. 19 марта 1772 в Кобленце, изучал право в Майнце и ум. в Кобленце 26 дек. 1856 в должности обер-прокурора. Основал в 1808 в Кобленце музыкальное общество с инструментально-вокальной школой. А. был отличный пианист, написал также удачные фп. пьесы. – 2) Карл, сын предыдущего, хороший дирижер, род. 1815 в Кобленце, ум. в дек. 1870 в Нью-Йорке, ученик Фр. Шнейдера, был много лет оперным капельмейстером у Ульмана в Нью-Йорке и в 1864 предпринял самостоятельную антрепризу немецкой оперы. Сочинял кажется только мелкие фп. пьесы.

АНЬЕЗ

АНЬЕЗ (Agniez) См. Аньези, 2.

АНЬЕЗИ

АНЬЕЗИ (Agnesi) 1) Мария-Терезия д', отличная пианистка, род. 1724 в Милане, ум. около 1780, написала много сочинений для фп. и 4 оперы: ("Sofonisbe", "Ciro in Armenia", "Nitocri" и "Tnsubria consolata"). – 2) Луи Фердинанд Леопольд Аньез, прозванный Луиджи А., род. 17 июля 1833 в Эрпане (Намюр), ум. 2 февр. 1875 в Лондоне; превосходный певец (бас), ученик Брюссельской консерватории, был одно время капельмейстером при церкви св. Екатерины и дирижером многих кружков в Брюсселе, но ничтожный успех его оперы: "Harmold le Normand" (1858) склонил его посвятить себя пению; он снова учился у Дюпре в Париже, после чего имел различные ангажементы и ездил по гастролям; последние годы прожил в Лондоне, где пользовался славой выдающегося исполнителя вокальных сочинений Генделя. Сочинения его состояли из романсов, мотетов и пр.

АНЬЕЛЛИ

АНЬЕЛЛИ (Agnelli), Сальватор, род. 1817 в Палермо, получил образование в консерватории в Неаполе под руководством Фурно, Цингарелли и Доницетти. Он написал сперва ряд опер для итальянских театров (Неаполь и Палермо), но в 1846 переехал в Марсель, где поставил свои оперы: "La Jacquerie" (1849), "Léonore de Medicis" (1855) è "Les deux avares" (1860), а также несколько балетов; кроме того А. написал "Miserere", "Stabat Mater", кантату (апоееоз Наполеона I, исполненный в 1856 тремя оркестрами в Тюильерийском саду); 3 его оперы: "Cromwell,""Stefania", "Sforza" остались в рукописи.

АНЭ

АНЭ (Anet) Батист, См. Батист.

АПЕЛЛЬ

Иог. Давид фон, род. 23 февр. 1754 в Касселе, ум. 1833 там же, очень плодовитый композитор, как в области церковной музыки (месса, посвящ. Пию VII, за которую он получил орден Золотой шпоры) так и в области опер, кантат и инструментальной музыки. Кроме того А. написал книгу: "Galerie der vorzüglichsten Tonkünstler und merkwürdigen Musikdilettanten in Kassel vom Anfang des 16. Jahrhunderts bis auf gegenwärtige Zeiten (1806).

АПЕЛЬ

Иог. Август, род. 1771 в Лейпциге, ум. 9 авг. 1816 там же; получил в 1795 звание доктора прав и впоследствии был членом городского совета в Лейпциге. Написал две интересные работы о ритмике в возражение на "Elementa doctrinae metricae" Готфрида Германна, а именно: серию статей "Allgemeine musikalische Zeitung" 1807 и 1808 и объемистую "Metrik" (1814–16, 2 тома).

АПОДЖИАТУРА

АПОДЖИАТУРА (ит. Appoggiatura), тоже что форшлаг (См.).

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН (Apollo), греческий бог света, пробуждающий звуки в природе и управляющий движением планет и гармонией сфер, а потому и бог поэзии и музыки, в свите которого находятся музы (отсюда название А-a Musagetes). В честь А. праздновались в Дельфах каждые четыре года Пифийские игры, в которых первое место занимали музыкальные состязания.

АПОЛЛОНИКОН

АПОЛЛОНИКОН - инструмент, сооруженный в 1812–16 Флайтом (Flight) и Гобсоном в Лондоне, а в 1840 снова разобранный; представляет собой одновременно и гигантский оркестрион и орган в пять клавиатур (мануалей).

АППЛИКАТУРА

АППЛИКАТУРА (фр. Doigter, нем. Pingersatz, англ. Fingering), выбор пальцев при инструментальном исполнении. Первым условием правильной игры на инструментах, в которых извлечение звука требует нажима пальцем, можно считать применение целесообразной а. Относительно а. в струнных инструментах. См. Позиция. Проще всего а. при игре на медных духовых инструментах, у которых так мало клапанов (пистонов, вентилей и пр.), что для пользования ими достаточно пальцев одной руки, если даже не менять ее положения. Несколько труднее а. деревянных духовых инструментов, у которых количество звуковых отверстий и клапанов превышает число пальцев на обеих руках, так что один и тот же палец исполняет разные назначения, а в некоторых случаях один клапан приводится в действие то тем, то другим пальцем. Но сложнее всего а. у клавишных инструментов (фп., орган, гармониум и пр.); тут у a. есть даже своя собственная история и обширная литература, да в сущности говоря всякая фп. школа есть наполовину школа а. В старинной игре (до Баха) почти совершенно исключался большой палец и мизинец; в следующий период времени, вплоть до первых десятилетий 19-го века включительно, пользование крайними пальцами ограничивалось только белыми клавишами; пианисты позднейшего периода, после Листа, Таузига, Бюлова, перестали признавать неровности клавиатуры (разницу между черными и белыми клавишами) и сняли всякие ограничения в пользовании большим пальцем и мизинцем. Однако подобная вольность доступна только виртуозам; менее бегло играющему пианисту выгоднее будет относиться с большим почтением к черным клавишам и при игре гамм не ставить на них большого пальца и мизинца. Обозначение фп-ой а. в Англии отличается от остальных стран, так как англичане обозначают указательный палец первым, а большой палец знаком +. Английское обозначение (постепенно уступающее немецкому) ведет происхождение свое от старинного немецкого, каковое мы можем встретить напр. в "Orgel und Instrumental-Tabulatur" (1571) Амербаха; разница только в том, что там большой палец обозначался вместо + нулем (0): Амебарх: 0 1 2 3 4, англичане:+ 1 2 3 4 Исследованием принципов разумной а. занимаются все большие фп. школы; но кроме того существует значительное число книг, занятых посильным разрешением этой задачи: Л. Адам "Méthode ou principe général de doigté" (с Лахнитом, 1798), Otto Клаувелль "Der Fingersatz im Klavierspiel" (1885), Г. А. Михельсен "Der Pingersatz beim Klavierspiel" (1896), Г. Нюрнберг "Grundregeln des Klavierfingersatzes" и пр.

АППУН

Георг, Авг. Игн., род. 1 сент. 1816 в Ганау, ум. там же 14 янв. 1885, учился у A. Андре и Шнидера фон Вартензе (теория), Суппуса и Ал. Шмита (фп.) Ринка (орган) и Мангольда (виолончель), многосторонне образованный музыкант, игравший почти на всех инструментах; был почти до 1860 учителем теории, игры на инструментах и пения в Ганау и Франкфурте н/М. С упомянутого года он занялся исключительно акустическими исследованиями, изобретением акустических аппаратов, гармониума с 36 и 53-ступенной гаммой (чистого строя, Вычисление тонов) и пр.; благодаря этому он вошел в сношения с такими авторитетными учеными. как Гельмгольц, ф. Эттинген, Энгель и пр. и был ими очень ценим.

АПРИЛЕ

Джузеппе, знаменитый певец (альтист) и учитель пения, род. 19 окт. 1738 в Бисчелье, ум. в Мартине 1814; был многие годы украшением различных оперных сцен (Штутгарт, Милан, Флоренция, Неаполь), а затем был учителем пения в Неаполе. А. был учеником Авоса и учителем Чимарозы и Мануэля Гарчиа-сына. Школа пения с сольфеджио Априле появилась в печати впервые в Лондоне у Бродерипа: "The Italian method of singing, with 36 solfegges".

АПЮЛЛОНИ

Джузеппе, род. в апр. 1822 в Винченце, ум. 31 дек. 1889 там же, популярный оперный композитор (Adelchi 1852, L'Ebreo 1855, Pietro d'Albano 1856, Il Conte di Koenigsmarck 1866, Gustavo Wasa 1872).

АРАБЫ И ПЕРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАЙЯ

АРАЙЯ (Araja), Франческо, композитор и капельмейстер, род. в Неаполе в 1700, ум. в 1767 в Болонье. Первые оперы А. – "Berenica" и "Amore per regnante" – были поставлены: первая в 1730 на сцене придворного тосканского театра, а вторая в 1731 в Риме. Вызванный из Италии с оперной труппой в Петербург в 1735, он явился первым насадителем итальянской оперы в России. Здесь им были написаны итальянские оперы (с переводами на русск. язык): "Сила любви и ненависти" (перев. Тредьяковского, 1736), "Semiramide ol fento Nino'' (1738), "Александр в Индии" (1743), "Селевк" (перев. Сумарокова, 1744), "Сципион" (1745), "Беллерофонт" (1750), "Евдокия венчанная или Феодосий II" (1751), "Антигон", "Арзак" (1757), "Оставленная Дидона" (1758), "Ифигения в Тавриде" (Москва, 1758), "Митридат", "Царь пастух" и др. Эти оперные представления давались зимой в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1751 А. написал первую оперу на оригинальный русский текст (Ф. Г. Волкова) "Титово милосердие" (СПБ. 16 дек. 1751), а в 1755, по желанию Императрицы Елизаветы, была исполнена, впервые русскими артистами, вторая опера А. на русский текст (либретто Сумарокова), под названием "Цефал и Прокрис". Представлена она была на сцене Зимнего дворца 27 февр. 1755 года. Композитор получил за нее от Императрицы подарок – соболью шубу и 500 р. А. оставил службу в СПБ. в 1759 и, возвратившись в Италию, написал еще ораторию "La nativita de Gesù" и оперу "La Cimotea". (Ю.)

Предыдущая страница Следующая страница