Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Вальберх И. И.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вальберх И. И.

ВÁЛЬБЕРХ Иван Иванович [3(14).7.1766, Москва, – 14(26).7.1819, Петербург], рус. артист, балетмейстер, педагог. Ученик Г. Анджолини и Дж. Канциани. В 1786 окончил Петерб. театр. школу и был принят солистом в балетную труппу императорских театров. Выступал в пантомимных партиях: Язон ("Медея и Язон" Родольфа, в пост. Ш. Ле Пика по Новеру), Алексей ("Дезертир", пост. В. по Дж. Канциани, на сб. музыку), Ромео ("Ромео и Юлия", пост. В. на муз. Штейбельта), Иван ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству", пост. В. и Огюста на муз. Париса) и др. В. – первый рус. балетмейстер. В 1795 пост. балет "Счастливое раскаяние" (композитор неизв.), затем пост. ещё 36 и возобновил 10 балетов др. балетмейстеров. Ставил также дивертисменты на рус. нар. темы, танцы в драматич. и оперных спектаклях. В. унаследовал традиции действенного балета, заложенные хореографами 18 в., на его творчество воздействовал также жанр мелодрамы, распространённый в нач. 19 в. Балеты В. резко противопоставляли контрастные ситуации, настроения, характеры. Козни злодеев терпели поражение перед конечным торжеством добродетельных и чувствительных героев. Видный представитель сентиментализма в рус. балете, В. своим иск-вом утверждал нравственное начало, о чём свидетельствуют названия его постановок: "Бланка, или Брак из отмщения" A. Титова (1803), "Граф Кастелли, или Преступный брат" (на сб. музыку, 1804), "Клара, или Обращение к добродетели" на муз. Вейгля (1806) и др. В. ставил балеты на мифологич. сюжеты ("Орфей и Эвридика" на муз. Глюка, 1808; "Амазонки, или Разрушение волшебного замка" на сб. музыку, 1815, и др.), а также на сказочные ("Рауль Синяя Борода" на муз. Гретри – Кавоса, 1807; "Сандрильона" на муз. Штейбельта, 1815, и др.). B. обращался и к рус. сюжетам (дивертисменты "Новая героиня, или Женщина казак", 1810, "Русские в Германии", 1813). Крупным достижением был балет В. "Новый Вертер" С. Титова (1799), действие к-рого происходило в Москве того времени. К концу жизни В. стал сотрудником и помощником Ш. Дидло. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди его учеников – Е. И. Колосова, А. И. Тукманова, И. М. Аблец, А. П. Глушковский и другие. В. прекратил работу балетмейстера и преподавателя за неск. месяцев до смерти.

Соч.: Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. Вступ. ст. Ю. Слонимского, М. – Л., 1948.

Лит.: Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" C. Титова, в кн.: Уч. зап. Гос. научно-исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии, т. I, Л., 1958, с. 415–29; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958; Гозенпуд Α.,

Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959.

В. М. Красовская.

И. И. Вальберх

Вальберх И. И.

И. И. Вальберх

В начало энциклопедии