Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДМИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДМИ")

"Девушка и смерть"

"ДÉВУШКА И СМЕРТЬ", балет в 3 актах (по сказке М. Горького "Девушка и смерть"). Комп. В. В. Ковалёв, сцен. и балетм. В. Т. Адашевский. 22.10.1961, Саратовский т-р, худ. В. П. Аксёнов, A. B. Беляков, дирижёр B. C. Фидлер, хормейстер A. A. Добромирова; Девушка – В. А. Дубровина, Смерть – H. A. Ильиченко, Парень – A. C. Фёдоров, Сатана – Ю. П. Горбачёв, Кикимора – Г. С. Полякова.

Лит.: Ванслов В. В., Смерть вынуждена отступить, "ТЖ", 1962, № 5.

Ε. Η. Дюкина.

"Девятая симфония"

"ДЕВЯ́ТАЯ СИМФÓНИЯ" ("Neuvième Symphonie"), одноактный балет на муз. 9-й симфонии Л. Бетховена. 28.10.1964, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар, худ. Т. Скелтон (свет), дирижёр Г. Барбье; в гл. партиях – Л. Хёфген, Л. Пине, Д. Сифниос, П. Бортолуцци, Т. Бари, X. Лефебр, Ж. Казадо. Показан в СССР в 1978.

Деге Г.

ДÉГЕ (Deege) Гизела (р. 24.12.1928, Берлин), нем. артистка (Зап. Берлин). Училась у Т. Гзовской. В 1943–47 работала в Лейпцигской опере, в 1947–50 в Нем. гор. опере (Зап. Берлин), в 1956–65 одновременно и в Нем. гос. опере (Берлин). Первая исполнительница ведущих партий в балетах Т. Гзовской: "Аполлон Мусагет"; "Гамлет" на муз. Блахера, "Пеллеас и Мелизанда" на муз. Баумана, "Красная шинель" на муз. Ноно, "Венецианский мавр" на муз. Блахера, "Чёрное солнце" на муз. Хартига и другие. В 1950–56 была солисткой гастрольного ансамбля "Абраксас".

М. А. Гавриков.

Деген А. Б.

ДЕГÉН Арсен Борисович (р. 28.10.1935, Ленинград), сов. балетовед. Окончил Ленингр. ун-т (1958). С 1973 регулярно публикует статьи по балету в газетах "Ленинградская правда" и "Смена".

Соч.: Мастера танца. Материалы к истории ленинградского балета, 1917–73, Л., 1974 (совм. с И. Ступниковым); Балет молодых. О балетной труппе Ленинградского академического Малого т-ра оперы и балета, Л., 1979 (совм. с П. Гусевым и И. Ступниковым); Помещик г-н N, о предках С. П. Дягилева, "Нева", 1974, № 4; Талант ясный, своеобразный, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, Л., 1974 (совм. с И. Ступниковым).

И. В. Ступников.

"Дезертир"

"ДЕЗЕРТИ́Р" ("Le Déserteur"), балет в 3 актах (по пьесе М. Седена). Музыка из одноим. комич. оперы П. Монсиньи (аранжировка Бартелемона). 30.12.1785, Большой т-р, Бордо, балетм. Ж. Доберваль; Алексис – Гуайон, Луиза – М. Теодор. 1784, Лондон; в гл. партии – Ш. Ле Пик. В России: 27.4.1789, Петербург, балетм. Ле Пик. Др. постановки по Добервалю: 1820, Петровский т-р, Москва, балетм. Ф. Бернаделли.

Лит.: Слонимский Ю., Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977.

Дейде Л.

ДЕЙДÉ (Daydé) Лиан (р. 27.2.1932, Париж), франц. артистка. Училась в школе парижской Оперы у Л. Статса, А. Авелина, К. Замбелли, С. Лифаря, А. Е. Волинина. В 1946–59 в труппе т-ра (с 1951 – этуаль). Покинув Оперу, выступала в "Гран балле дю марки де Куэвас" (1961), труппах М. Мишковича (1962) и Звёзды французского балета (1964). С 1963 прима-балерина труппы "Гран балле классик де Франс". Исполняла гл. партии в пост. балетмейстеров: С. Лифаря – "Белоснежка" Ивена, "Плутни" на муз. Россини, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, "Сюита в белом" на муз. Лало, "Рыцарь и девушка" Гобера, "В музее" на музыку Самюэля-Руссо, "Галантная Индия" Рамо (4-е антре – "Дикари"); X. Ландера – "Весна в Вене" на муз. Шуберта, "Этюды" на муз. Черни; Дж. Баланчина – "Хрустальный дворец" и в классич. балетах (Жизель, Аврора). Гастролировала в СССР (1957, 1958 и 1960). Д. – балерина преим. лирич. дарования, обладающая безупречной техникой. Живость и юмор придают её образам особое обаяние.

Г. М. Шлуглейт.

Л. Дейде - Принцесса-лань, М. Рено - Рыцарь ("Рыцарь и девушка" Ф. Гобера)

Дейде Л.

Л. Дейде - Принцесса-лань, М. Рено - Рыцарь ("Рыцарь и девушка" Ф. Гобера)

Действенный танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декомбе М.

ДЕКОМБÉ, Дескомбе( Descombey), Мишель (р. 28.10.1930, Буа-Коломб), франц. артист и балетмейстер. Учился у Л. Н. Егоровой и в школе парижской Оперы. С 1947 в этой труппе (с 1959 солист), в 1962–69 художеств. руководитель труппы. В 1971–73 худ. рук. балетной труппы в Цюрихе. Ставит для трупп Современный балетный театр (Франция) и "Бат-Дор" (Израиль). Среди пост.: "Дитя и волшебство" на муз. Равеля (1960), "Концертная симфония" на муз. Мартена (1962), "Саррасения" на муз. Бартока (1964), "Коппелия" (1966); "Вакх и Ариадна" Русселя (1967), "Пустыни" на муз. Вареза (1968), "Спектакль Берио" на муз. Берио (1970), "Мандала" на муз. Маюцуми (1970), "Чудесный мандарин" (1971); "Джазовая месса" на муз. Шифрина (1972), "Круги" на муз. Берио (1973), "День восьмой" на муз. Штокхаузена (1973) и др.

Е. Я. Суриц.

Деланнуа Ф.

ДЕЛАННУ́А (Delarmoy) Марсель Франсуа Жорж (9.7.1898, Ла-Ферте-Але, – 14.9.1962, Париж), франц. композитор. Занимался архитектурой, музыке обучался самостоятельно, позже брал уроки у А. Онеггера, А. Жедальжа, Л. Обера. Автор опер, оркестровых соч., музыки к драматич. спектаклям, кинофильмам. Музыка Д. богато оркестрованная, часто парадоксально сочетает разл. стилистич. приёмы. Балеты Д.: "Безумие от женщины" ("Дамский угодник", балет-кантата, 1930, "Опера комик"), "Золушка" (1931, Чикаго, балетм. Р. Пейдж; вторая версия под назв. "Туфелька из беличьего меха", 1935, "Опера комик", балетм. К. Черкас), "Травести" (1952, Ангьен-ле-Бен), "Фантастическая свадьба" (1955, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), "В царстве кометы" (балет-кантата, 1955, Венеция, музыкальный фестиваль, балетм. М. Ферес), "Гамлет, или Благородный безумец" (1957, балетм. Лифарь). Один из авторов балета "Веер Жанны".

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Boll Α., M. Delannoy, P., [1957].

B. A. Кулаков.

Делиб К. Ф.

ДЕЛИ́Б (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта, – 16.1.1891, Париж), франц. композитор. Чл. Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (у А. Адана). В 1865–72 хормейстер парижской Оперы. С 1881 профессор Парижской консерватории по классу композиции. В наибольшей степени дарование Д. проявилось в области театр. музыки (оперетты, оперы, музыка для драматич. спектаклей). Балетная муз. Д. подытоживает полувековой путь франц. романтич. балета; её новаторские черты, развитие драматич. начала в танце предвосхитили "симфонические балеты" 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Глубокое понимание специфики балетного спектакля и высокое оркестровое мастерство проявились уже в первом балете Д. "Ручей" (совм. с Л. Минкусом и Э. Дельдевезом; Д. принадлежат 2-я и 3-я картины; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон; 1902, Мариинский т-р, балетм. А. Коппини). Эта музыка использована в балете "Праздничный вечер" (1925, парижская Опера, балетм. Л. Статс; возобн., там же, 1974). Партитура балета "Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" (по новелле Э. Т. А. Гофмана "Песочный человек"; 1870, там же, балетм. А. Сен-Леон) обладает композиц. целостностью, разнообразием нац. колорита жанровых сцен и сочетает лирико-драматич. и комедийное начала: "...это первый балет, в к-ром музыка составляет не только главный, но и единственный интерес", – писал П. И. Чайковский, высоко оценивший также изящество, мелодич., ритмич. и гармонич. богатство музыки Д. Принцип сквозного развития балетно-муз. драматургии свойствен и последнему балету Д. "Сильвия, или Нимфа Дианы" (на сюжет из драматич. пасторали Т. Тассо "Аминта"; 1876, там же, балетм. Л. Мерант). Помимо этих балетов, перу Д. принадлежит дивертисмент "Оживлённый сад" в балете Адана "Корсар" (1868, Большой т-р, Петербург).

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. статей под ред. М. С. Друскина, М., 1938; Давидсон И., Балеты Делиба. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1961, № 2; Coquis Α., L. Délibes, P., 1958.

B. A. Кулаков.

Дель Ара У.

ДЕЛЬ ÁРА (Dell'Ara) Уго (р.13.4.1921, Рим), итал. артист и балетмейстер. Учился в школе римской Оперы у Э. Каорси. В 1938–41 и 1943–46 солист этого т-ра, где выступал в ведущих партиях в пост. А. Миллоша: "Роза сновидений" Казеллы, "Жоан из Цариссы" Эгка, "Болеро", "Шехеразада" – первый исполнитель в этих балетах, "Волшебная лавка" Респиги, "Кувшин" Казеллы, "Коппелия"; "Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти, "Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова, "Петрушка", "Творения Прометея". Одновременно в 1945 участвовал в спектаклях труппы Балет Миллоша ("Вечный остров" на муз. Баха, "Дама с камелиями" Влада, "Безделушки"; "Галлюцинации" Превитали и другие.). В 1946–59 ведущий танцовщик "Ла Скала", на сцене к-рого исполнял гл. партии в премьерах балетов балетмейстеров: А. Миллоша – "Безумие Роланда" Петрасси, "Треуголка"; "Заклинания" Пик-Манджагалли, "Деревянный принц"; "Марсий" Даллапикколы; С. Лифаря – "Дафнис и Хлоя"; М. Вальмана – "Жизнь человека" Савинио; Л. Ф. Мясина – "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова, "Дон Жуан"; "Марио и волшебник" Маннино; Дж. Баланчина – "Хрустальный дворец"; Ж. Шарра – "Семь смертных грехов" Вейля. Д. принадлежит к поколению танцовщиков, высокое мастерство и актёрский талант к-рых помогли обновлению итал. балетного иск-ва. Д. пост.: "Серенада для двоих" на муз. Вивальди, "Капельмейстер" на муз. Чимарозы (оба – 1953), "Зимняя сказка" Росселини (1954, Милан), "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1955, Генуя) и др.

В. М. Паппе.

Дельдевез М.

ДЕЛЬДЕВÉЗ (Deldevez) Эдуар Мари Эрнест (31.5.1817, Париж, – 6.11.1897, там же), франц. композитор, скрипач и дирижёр. Окончил Парижскую консерваторию (у Ф. Галеви и А. Бертона). Был дирижёром парижской Оперы. С 1874 проф. Парижской консерватории. Автор опер, симфоний, духовных соч., балетов: "Леди Генриетта, или Гринвичская служанка" (совм. с Ф. Флотовым и Ф. Бургмюллером; Д. принадлежит 3-е действие; 1844, балетм. Ж. Мазилье), "Эвхариса" (балет-пантомима, 1844, балетм. Ж. Коралли), "Пахита" (1846, балетм. Мазилье) – все в парижской Опере, "Мазарина, или Королева Абруццы" (под назв. "Катарина, дочь разбойника", пост. в 1847, "Театр де ла Монне", Брюссель), "Vert-Vert" (балет-пантомима, совм. с Ж. Б. Тольбеком; Д. написал 1-й акт и часть 2-го; 1851, парижская Опера, балетм. Мазилье), "Бандит Янко" (1858, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж, балетм. Оноре). Один из авторов балета "Ручей" (совм. с Л. Делибом и Л. Минкусом; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон).

Соч.: Mes mémoires, [P.], 1890.

Лит.: Beaumont С., Complete book of ballets, L., [1956].

B. A. Кулаков.

Дельсарт А.

ДЕЛЬСÁРТ (Delsarte) Франсуа Александр Никола Шери (19.12.1811, Солем, – 19.7.1871, Париж), французский певец, педагог, композитор и теоретик сценич. движения и вокала. Учился пению в Парижской консерватории у А. Гароде, Л. А. Поншара-отца (1826–30). Выступал в "Опера комик". Хормейстер аббатства Шатель в Париже. Изучал анатомию и медицину, работал в клинике для душевнобольных, исследовал поведение человека, его двигательные реакции в обычных и исключит. ситуациях. Свои наблюдения систематизировал и в дальнейшем использовал для анализа мимики и жеста актёра. Первым научно обосновал телодвижения человека и дал каждому из них название. Стремился уяснить, каким образом движение служит материалом художеств. образности. Все движения Д. разделил на три категории: центробежные, центростремительные и нейтральные. Для бесконечного разнообразия их сочетаний, делений и противопоставлений разработал шкалу, аналогичную системе муз. тональностей. Но закономерности телодвижений Д. вывел из их собственной природы, не связанной с музыкой или каким-либо иным стилизующим фактором. В своём понятии красоты Д. исходил из естеств. пластики человека. Критерий выразительности Д. видел в соответствии силы и скорости движений их эмоциональному содержанию. Свой метод овладения контролем над двигательным аппаратом Д. применял для обучения людей разных профессий – скульпторов, художников, врачей, священников, музыкантов, артистов. В числе его учеников – Ж. Бизе, Рашель, М. Реди, Е. Линд. Особенно широкое распространение теория Д. получила в США, оказав влияние на несколько поколений учителей движения и танца. Гл. популяризатором идей Д. во Франции стал А. Жироде, осветивший философские аспекты его творчества. В США ученики Д. – режиссёр и теоретик пантомимы С. Маккей и создательница системы художеств. гимнастики Дж. Стеббинс. Основополагающее значение имело учение Д. для танца модерн, получив непосредств. развитие в творчестве создателей этого направления Э. Жака-Далькроза, Т. Шоуна, Р. Лабана, К. Йосса.

Лит.: Волконский С. М., Выразительный человек, СПБ, 1913; Giraudet A., Mimique, physionomie et gestes. Méthode pratique d'après le système de F. del Sarte, P., 1895; Maynard O., In homage to François Delsarte: 1811–1871, "Dance magazine", 1971, v. 45, № 8.

Г. А. Комаров.

Дементьев А. А.

ДЕМÉНТЬЕВ Анатолий Александрович (р. 12.9.1942, Иваново), сов. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1978). По окончании балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории (педагог П. А. Гусев), с 1974 балетмейстер Саратовского т-ра. Среди пост.: "Овод" Чернова (1975), "Собор Парижской богоматери" Пуньи, Василенко, Глиэра (1976), "Шопениана" (1977), "Материнское поле" Молдобасанова и "Александр Невский" на муз. Прокофьева (оба – 1978), "Ромео и Джульетта" (1980). С 1979 гл. балетмейстер т-ра. С 1975 педагог Саратовского хореографич. уч-ща. 1-я пр. Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (1980).

Демидов А. П.

ДЕМИ́ДОВ Александр Павлович (р. 30.5.1944, Баку), театр. критик. В 1967 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. С 1968 лит. редактор, с 1973 зав. отделом критики журнала "Театр". Автор мн. статей в периодич. печати, сборниках. В центре внимания Д. – совр. (преим. советский) балетный т-р. Ряд статей посв. пост. Ю. Н. Григоровича в Большом т-ре и исполнителям ведущих партий в его балетах (Н. И. Бессмертновой, Е. С. Максимовой, Н. И. Сорокиной, Ю. К. Владимирову, М. Л. Лавровскому и другие.).

Соч.: Лирика, театральность, героика. Балеты Чайковского в постановке Григоровича, "Т", 1970, № 7; Верность. "Иван Грозный" С. Прокофьева..., там же, 1975, № 10; Юрий Николаевич Григорович, в кн.: Мастера Большого театра. Народные артисты СССравни М., 1976, с. 646–59; Час торжества, "Т", 1976, № 3; Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета, там же, 1977, № 1.

Г. Ю. Бродская.

Демпель Т. Г.

ДЕМПЕЛЬ Татьяна Гавриловна [р. 12(25).1.1908, Ялта], сов. артистка. Засл. арт. УССР (1951). В 1928 окончила Моск. театр. техникум (педагог Meccepep). В 1928–=1934 работала в Одесском т-ре и Т-ре им. Лысенко, в 1934–41 – Т-ре им. Шевченко. С 1941 в Киевском т-ре оперетты, с 1962 педагог театральной студии при этом т-ре. Партии: Эсмеральда, Tao Хоа, Одетта – Одиллия, Раймонда, Медора, Китри, Аврора; Карманьола ("Карманьола" Фемелиди), Сильвестра ("Мещанин из Тосканы" Нахабина), Хасинта ("Лауренсия"), Индора ("Ференджи" Яновского) и др.

Т. А. Швачко.

Денар М.

ДЕНÁР (Denard) Микаэль (р. 5.11.1944, Дрезден), франц. артист. Учился у С. Головиной, С. Перетти, И. Брие, А. Калюжного, Р. Франкетти. Дебютировал в Тулузе (1962), работал в Нанси, в "Опера комик", в труппе П. Лакота Балет французской музыкальной молодёжи, в Балете XX века, в "Американ балле тиэтр" и другие. С 1965 солист парижской Оперы (с 1971 этуаль). Исполнял в этом т-ре и другие. коллективах гл. партии в балетах классич. репертуара ("Сильфида", "Жизель", "Лебединое озеро"), а также в пост.: С. Лифаря – "Сюита в белом" на муз. Лало, "Иштар" д'Энди (1967), "Федра" Орика (1977); М. Бежара – "Жар-птица" (1970); "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1970), "Веберн-Опус 5" (1972); Р. Пти – "Собор Парижской богоматери" Жарра (Феб, 1973), "Перебои сердца" на сб. муз. (1974), "Шехеразада" на муз. Равеля (1974), "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза (1975); Дж. Баланчина – "Агон", "Аполлон Мусагет" (1974); "Цыганка", "Вальс", "Сонатина" (все – на муз. Равеля, 1975); Дж. Роббинса – "Послеполуденный отдых фавна" (1974); О. Арайса – "Адажиетто" на муз. Малера (1977); Ю. Н. Григоровича – "Иван Грозный" на муз. Прокофьева (Курбский, 1977), "Ромео и Джульетта" (1978), а также в пост. П. Лакота, П. ван Дийка, Г. Тетли, С. Батлера и мн. др. Постоянный партнёр Г. Тесмар. Пр. им. В. Ф. Нижинского (1972). Гастролировал в СССР с труппой парижской Оперы в 1969/70 и 1977, а также выступал в спектаклях Большого т-ра – "Жизель" и "Иван Грозный" (1977). Технически безупречный танцовщик, обладающий врождённой музыкальностью, редким чувством стиля и другие.матич. даром, Д. всегда подчиняет виртуозные задачи созданию художественно законченного образа.

Лит.: Hersin A. Ph., Michael Denard, "Les Saisons de la Danse", 1968, oct.; Feuilly J., Portrait d'une Etoile, "Les Saisons de la Danse", 1975, № 79.

B. A. Кулаков.

М. Денар и Г. Тесмар. "Послеполуденный отдых фавна"

Денар М.

М. Денар и Г. Тесмар. "Послеполуденный отдых фавна"

Дерен А.

ДЕРÉН (Derain) Андре (10.6.1880, Шату, – 8.9.1954, Гарш, оба близ Версаля), франц. живописец, иллюстратор книг, театр. художник. Учился живописи у Э. Карьера, в 1904 в Академии Жюлиана в Париже. В 1919 создал эскизы костюмов и декораций к балету "Волшебная лавка" на муз. Россини. Оформил балеты Дж. Баланчина – "Попрыгунчик" Сати (1926, Русский балет Дягилева), "Конкуренция" Орика ("Балле рюс де Монте-Карло", 1932), "Сновидения" Мийо (Балет 1933), "Празднества" Coгe (там же); С. Лифаря – "Салат" Мийо (1935, парижская Опера); М. М. Фокина – "Испытание любви" на муз. Моцарта (1936, "Балле рюс де Монте-Карло"); Ф. Аштона – "Арлекин на улице" (1938, труппа "Вик-Уэллс"); Л. Ф. Мясина – "Мамзель Анго" на муз. Лекока (1947, "Сэдлерс-Уэллс балле"), "Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти (1949, "Гран балле дю марки де Куэвас", Лондон), "Вальс" Равеля (1950, Балет Елисейских полей).

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Джек из коробки". Худ. А. Дерен

Дерен А.

Эскиз декорации к балету "Джек из коробки". Худ. А. Дерен

Дешевов В. М.

ДЕШЕВÓВ Владимир Михайлович [30.1(11.2).1889. Петербург, – 27.10.1955, Ленинград], сов. композитор. Окончил Петерб. консерваторию по классу композиции А. К. Лядова и М. О. Штейнберга (1914). Автор оперных, оркестровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Один из первых создал произведения на революционную тему для муз. т-ра: оперу "Лёд и сталь" и балет "Красный вихрь" (1924, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов). Написал музыку балетов "Бэла" по М. Ю. Лермонтову (1941, Т-р им. Кирова, балетм. Б. А. Фенстер), "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" по A. C. Пушкину, на муз. темы А. К. Лядова (1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А. Л. Андреев и Фенстер).

Лит.: Шен Д., Владимир Михайлович Дешевов, Л., 1961.

В. В. Ванслов.

Джалилов А. М.

ДЖАЛИ́ЛОВ Ануарбек Мухарамович (р. 27.12.1937, Алма-Ата), сов. артист. Засл. арт. Казах. ССР (1966). С 1958, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща в Т-ре им. Абая. Среди партий: Вацлав, Феб, Евгений; Штраус ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса), Юноша ("Шопениана"), Ферхад; Кодар ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского), Чинтомюр ("Чинтомюр и Махтум" Кужамьярова). Участвовал в гастролях за рубежом.

Л. П. Сарынова.

Джапаров К.

ДЖАПÁРОВ Коша (р. 1.1.1924, г. Безмеин Туркм. ССР), сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1955). В 1941 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги A. A. Писарев, А. И. Пушкин, A. B. Ширяев). В 1941–46 солист балета Т-ра им. Махтумкули. В 1945 дебютировал как балетмейстер пост. балета-сказки "Акпамык" Зноско-Боровского и Мухатова. В 1951 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа; дипломная работа – "Красный мак" (1951, Т-р им. Махтумкули). Участвовал (совм. с Б. А. Фенстером) в создании балета "Весёлый обманщик" ("Алдар-Косе") Корчмарёва, 1951, Ленингр. Малый т-р. Пост. в т-ре им. Махтумкули балетные спектакли, основанные на фольклоре: "Алдар-Косе" (1952, новая ред.), "Гюльшен" С. Гаджибекова (1953), "Чудесный лекарь" Мухатова и Равича (1960), "Студенты" Якушенко и Алланурова (1964), "Мелодии пустыни" Агаджикова (1966, сцен. Д.), "Добрая волшебница" Нурыева (1973), "Сердце, найденное в песках" Кулиева (1975). Среди др. работ: "Лебединое озеро" (1952), "Жизель" (1956), "Болеро" (1962), "Корсар" (1962), танцы в операх "Зохре и Тахир" Шапошникова и "Шахсенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Кармен" Бизе, "Русалка" Даргомыжского. Д. – первый туркм. проф. балетмейстер.

Н. П. Радкина.

К. Джапаров - Пастух

Джапаров К.

К. Джапаров - Пастух

Джевецкий К.

ДЖЕВÉЦКИЙ (Drzewiecki) Конрад (р. 14.10.1926, Познань), польский артист, балетмейстер и педагог. Танцовщик частной труппы М. Копиньского в Кракове (1946–47); Оперы в Познани (1947–70, с перерывом). В 1958–63 работал во Франции под псевд. Деревский. Одновременно совершенствовался у Л. Н. Егоровой, С. Перетти, В. Гзовского и другие. В 1963–73 руководил труппой в Т-ре оперы и балета им. Монюшко в Познани, с 1973 возглавил Польский т-р танца. С 1963 педагог, а с 1971 художеств. руководитель Балетной школы. Преподавал танец модерн на Междунар. летних курсах в Ровине (Югославия) и др. Партии: Тиль Уленшпигель, Ротбарт; Дьявол ("Пан Твардовский"); гл. партии в балетах У. Доллара, Дж. Баланчина, С. Лифаря, Ж. Скибина и другие. Пост.: "Вальс" и "Благородные и сентиментальные вальсы" на муз. Равеля (оба – 1964), "Голубая рапсодия" (1964), "История солдата" (1964); "Импровизации на сюжеты Шекспира" на муз. Эллингтона и Шостака (1966), "Вариации 4:4" Возняка (1966, 1975), "Жар-птица" (1967); "Адажио для струнных инструментов и органа" на муз. Альбинони (1967, 1973), "Павана на смерть Инфанты" на муз. Равеля (1968, 1973), "Дивертисмент" на муз. Бартока (1970, 1973), "Эпитафия Дон Жуану" на сб. музыку (1974), "Вековечные песни" на муз. Карловича (1975), "Сарматская притча" на муз. Монюшки (1975), "Кшесаны" Киляра (1977), "Драматическая история" Сероцкого (1979) и др.; пост. за рубежом: "Спящая красавица" (1968, Нидерландский нац. балет), "Чудесный мандарин" (1979, Гор. т-р в Мальме, Швеция) и др. Ставил танцы для драматич. т-ра, кино и телевидения.

И. Турска.

Джокобаева С.

ДЖОКОБÁЕВА Сайнат (р. 5.5.1929, с. Токольдёш Аламединского р-на Кирг. ССР), сов. артистка. Засл. арт. Кирг. ССР (1958). Училась в Ленингр. (1937–41) и Фрунзенском хореографич. уч-щах (окончила в 1948). С 1941 в кордебалете, с 1946 солистка Фрунзенского т-ра. Партии: Раймонда; Чолпон и Айдай ("Чолпон" Раухвергера), Сайра ("Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере), фея Сирени, Жизель; Гюльнара ("Корсар"), Сари ("Тропою грома") и др. С 1965 педагог Фрунзенского хореографич. уч-ща.

Лит.: Сайнат Джокобаева, в кн.: Брудный Д., Киргизский балетный театр, Φр.. 1968.

Д. Л. Брудный.

Джонс М.

ДЖОНС (Jones) Мэрилин (р. 14.2.1940, Ньюкасл), австрал. артистка. В 1956–58 училась в школе Королевского балета Великобритании. В 1959–62 в труппе Э.

Борованского, с 1962 в труппе Австралийский балет (с 1966 прима-балерина). Партии: Китри, Раймонда; в балетах Р. Хелпмена – "Югэн" на муз. Тоямы, "Показ" на муз. Уильямсона; Ф. Аштона – Дама ("Дама и шут"), Одетта, Лиза; Г. Уэлша – Дездемона ("Отелло" Голдсмита) и др.

Е. Я. Суриц.

Джорца П.

ДЖÓРЦА (Giorza) Паоло (11.11.1832, Милан, – 25.5.1914, Сиэтл, США), итал. композитор. Сочинил св. 70 балетов, к-рые были пост. балетмейстерами: Дж. Рота – "Белые и чёрные" ("Хижина дяди Тома", 1853, "Ла Скала", Милан), "Клеопатра" (1859, там же); Рота и Ж. Сен-Жоржем – "Маска, или Венецианские ночи" (1864, парижская Опера); Дж. Казати – "Шекспир, или Сон в летнюю ночь" (1855, "Ла Скала"); П. Борри – "Обманщица" (1856, Вена), "Родольфо" (1858, "Ла Скала"); А. Паллерини – "От хитрости к хитрости" (1857, Палермо), "Ариэлла, или Цветок Арно" (1862, "Ла Скала"); Д. Ронцани – "Парижский озорник" (1858, "Ла Скала"); Э. Виотти – "Мадемуазель де Лавальер" (1858, т-р "Фениче", Венеция); П. Тальони – "Леонильда, или Невеста флибустьера" (1865, "Ла Скала"); Ж. Перро – "Дочь бандита" (1857, Парма); Л. Манцотти – "Нарента" (1887, "Ла Скала") и мн. др.

B. A. Кулаков.

Джофри Р.

ДЖÓФРИ (Joffrey) Роберт (наст. имя и фам. – Абдулла Джаффа Анвер Бей Хан) (р. 24.12.1930, Сиэтл, США), амер. артист, балетмейстер, педагог. Классич. танцу учился в Сиэтле у М. Э. Уэлс (с 1941), затем в Школе амер. балета, танцу модерн – у М. О'Доннел и Г. Шурр (с 1950). В 1949–50 работал в труппе Парижский балет Ролана Пти, с_1950 преподавал в Школе сценич. иск-в (Нью-Йорк). В 1952 организовал школу "Американ балле сентер", для учеников к-рой осуществил свои первые постановки: "Персефона" на муз. Силвермена (1952) и "Скарамуш" на муз. И. Штрауса (1953). В 1954 организовал группу "Роберт Джофри балле консерт", к-рая стала основой труппы "Роберт Джофри балле" (в 1960, с 1966 – "Сити сентер Джофри балле"). Для этой труппы интенсивно ставил балеты (в 1954–56 11 постановок): "Па богинь" на муз. Филда (1954), "Лунный Пьеро" Шёнберга (1955), "Бал" на муз. Шабрие (1956), "Концерт для клавикордов" на муз. де Фалья и другие. Затем посвятил себя художеств. руководству коллективом и педагогич. работе. Репертуарная политика, исполнительский стиль "Сити сентер Джофри балле" и молодёжной труппы "Джофри 2" при школе "Американ балле сентер", к-рой он также руководит, определяются творч. деятельностью Д. Среди др. работ: "Гамелан" на муз. Харрисона (1962), "Астарта" на муз. Сиркуса (1967); "Воспоминания" на муз. Вагнера, "Восьмой день" на муз. Штокхаузена (оба – 1973).

Лит.: Fatt A., The capricorn combine, "Dance Magazine", 1970, Oct.; Maynard O., "The Joffrey", там же, 1974, Nov.

Е. Я. Суриц.

"Гамелан". Балетм. Р. Джофри

Джофри Р.

"Гамелан". Балетм. Р. Джофри

Джоя Г.

ДЖÓЯ (Gioia) Гаэтано (1764 или 1768, Неаполь, – 30.3.1826, там же), итал. артист, балетмейстер. Дебютировал в Турине в женской партии. В 1789 пост. первый балет "Софонизба", к-рый исполнялся во многих т-рах Италии. В 1790 работал в Венеции, в 1793–95 – в Милане, в 1795–96 – в Неаполе, в 1800–1801 – в Вене и другие. городах. Балеты, поставленные Д. в 90-е гг., близки по форме и сюжету пантомимным балетам Ж. Ж. Новера и Г. Анджолини. В дальнейшем на творчество Д. оказал влияние балетмейстер С. Вигано, с балетами к-рого Д. познакомился в Вене. Балеты, пост. Д. в Неаполе в 1800-е гг., "Андромеда и Персей" (1803), "Возвращение Улисса в Итаку" (1804), "Сафо" (1806), "Цезарь в Египте" (1807) и др., отличались эмоциональностью, драматизмом, детальной разработкой массовых сцен. тесно связанных с танцами солистов. Среди др. пост.: "Габриелла ди Верги" на муз. Россини и Мейербера (1819, Флоренция), "Изгнанники из Сибири" (1823, Милан). Д. был одарённым музыкантом и часто сам сочинял музыку к балетам. С 1824 преподавал иск-во пантомимы в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь).

Лит.: Ritorni С., Comtnentarii della vita e delle opere coredrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838; Regli Ε., Cenni storici intorno alle lettere, invenzioni, arti, commercio e spett. teatrali, Bologna, 1824–27.

Е. Я. Суриц.

Джумалиева Ц. Д.

ДЖУМАЛИ́ЕВА Цвета Димитрова (р. 17.5.1938, София), болг. артистка и педагог. Засл. арт. НРБ (1970). В 1954 окончила Софийское хореография, уч-ще (педагог Л. Берон). С этого же года в балетной труппе Софийской нар. оперы (в сезоне 1967–68 солистка "Комише опер", Берлин). Выступает гл. обр. в лирич. репертуаре. Партии: Аврора, Жизель; Принцесса ("Деревянный принц"), Диана и Эсмеральда ("Эсмеральда"), Катерина ("Каменный цветок"), Первая метла ("Ученик чародея" Дюка), Балерина ("Петрушка"), Девушка ("Рапсодия в стиле блюз" Гершвина), Китри; Коппелия ("Коппелия" Делиба), Маша, Золушка; Белластрига ("Абраксас"). Преподаёт в Софийском хореографич. уч-ще. Гастролировала за рубежом.

В. М. Консулова.

"Джунгарские ворота"

"ДЖУНГÁРСКИЕ ВОРÓТА", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. Л. Степанов, сцен. К. Байсеитов и Степанов. 15.6.1957, Т-р им. Абая, балетм. Ю. П. Ковалёв, худ. А. Молдабеков, дирижёр Е. Манаев; Джайнак – А. Асылмуратов, Джамиля – Н. В. Викентьева, Куралай – С. И. Кушербаева, Алтынай – И. Манская, Али – Г. Акжанов, Ли-Синь – А. Бекбасынов, Фундзе – Д. Самохин. 1958, там же, в нов. ред., под назв. "Дорогой дружбы", в 4 актах. Комп. Н. Тлендиев, Степанов, Манаев, сцен. К. Байсеитов и Р. В. Захаров, балетм. Д. Абиров, Ю. П. Ковалёв, Захаров, консультант по кит. танцам Ван Сисянь, худ. Г. Исмаилова и А. Молдабеков, дирижёр Манаев; исполнители гл. партий те же.

Л. П. Сарынова.

"Джунгли"

"ДЖУ́НГЛИ" ("Jungle"), одноактный балет на муз. X. Бадингса. 20.12.1961, Нидерландский нац. балет, Амстердам. балетм. Р. ван Данциг, худ. Т. ван Схайк; исполнители – М. Копперс, С. Кэмпбелл (показан в СССР в 1971). 1965, Лондонский танцевальный театр, балетм. тот же. 1972, Нац. балет Вашингтона, балетм. тот же.

Е. Я. Суриц.

Джури А. А.

ДЖУ́РИ Аделина Антоновна (9.4.1872, Каир, – 23.12.1963, Москва), артистка и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). По нац. итальянка. В 1885 приехала в Россию и поступила в Моск. театр. уч-ще (педагог X. Мендес). В 1891 дебютировала в Большом т-ре (партия Эсмеральды), но вскоре уехала в Милан, выступала в т-ре "Ла Скала". С 1894 вновь в труппе Большого т-ра. Среди партий: Жизель, Медора; Фея кукол ("Фея кукол"), Лиза. Лучшие работы Д. связаны с балетами П. И. Чайковского и А. К. Глазунова: Одетта – Одиллия, Аврора. Первая исполнительница в Большом т-ре партии Раймонды (1900, балетм. A. A. Горский и И. Н. Хлюстин). Танец Д. отличался воздушностью, грациозностью и вместе с тем стремительностью, силой, виртуозным блеском. В 1903 из-за полученной травмы оставила сцену; преподавала в студии им. Шаляпина, в Школе сценич. танца Центр. парка культуры и отдыха им. Горького (Москва). В 1926–47 педагог классич. танца Моск. хореографич. уч-ща.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 506–509.

В. И. Зарубин.

Диванян О. М.

ДИВАНЯ́Н Ованес Мартиросович (р. 27.10.1952, Гурьев, Казах. ССР), сов. артист. Засл. арт. Арм. ССР (1976). По окончании Ереванского хореографич. уч-ща (педагог Н. Меграбян), с 1970 в Т-ре им. Спендиарова. Среди партий: Ганс ("Жизель"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Спартак, Тибальд, Базиль; Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Гико ("Гаянэ") и др. Первый исполнитель партии Мсра-Мелика в балете "Давид Сасунский" Оганесяна (1976, балетм. В. Ш. Галстян).

Н. Г. Саркисян.

Дивертисмент

ДИВЕРТИСМÉНТ (от франц. divertissement – увеселение, развлечение), 1) Театр. зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматич., вокальных, танцевальных); истоки такого Д. – в нар. представлениях итал. Возрождения (14–15 вв.). Термин появился в 17 в., но и прежде итал. и франц. балеты, а также англ. маски 16 в. часто имели характер Д. В России Д. появился во 2-й пол. 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четв. 19 в. (балеты-Д. на рус. темы в период Отечеств. войны 1812). 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танц. номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. Д. получил академич. разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагич. развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри Д. имелись свои кульминации (обычно – развёрнутый ансамбль классич. танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академич. формы Д. – во 2-х актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах сов. композиторов: "Красный мак" и "Медный всадник", "Гаянэ" и "Спартак", "Семь Красавиц" и другие.

В. М. Красовская.

Дидиченко И. Д.

ДИДИЧÉНКО Ирина Денисовна (р. 22.8.1936, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. БССР (1964). С 1955, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, в т-рах Челябинска и Новосибирска, в 1959–75 в Минском т-ре. Исполнительница характерных партий в балетах: "Баядерка", "Лебединое озеро", "Золушка", а также ролей Марты ("Свет и тени" Г. Вагнера) и Модернистской танцовщицы ("Мечта" Глебова).

Ю. М. Чурко.

Дидло Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дийк П.

ДИЙК, Дейк (van Dijk, van Dyk) Петер ван (р. 21.5.1929, Бремен), нем. артист и балетмейстер (ФРГ). Учился у Т. Гзовской, Б. Князева и С. Лифаря. Был солистом Нем. гос. оперы (Берлин, 1946–50), Городской оперы (Зап. Берлин, 1950–51), во Франции – Балета Жанин Шарра (1952–54) и парижской Оперы (1955–62). Партии: Иван-царевич ("Жар-птица"), Дезире, Голубая птица, Альберт и другие. С 50-х гг. выступает как балетмейстер. В 1951–52 работал в Висбадене, в 1962–70 возглавлял балетную труппу Гамбургской гос. оперы, в 1973–74 – Ганноверской гос. оперы, с 1974 – Страсбурской "Опера дю Рен". Пост. балеты: "Неоконченная симфония" на муз. Шуберта (1957, Париж и Лион), "Просветлённая ночь" на муз. Шёнберга (1958, Париж); в Гамбургской гос. опере – "Турангалила" на муз. Мессиана (1960), "Лебединое озеро" (1963); "Симфония" на муз. 9-й симфонии Шостаковича (1964), "Золушка" (1965). Работал в Югославии и Бельгии.

Э. Реблинг.

П. ван Дийк в балете "Неоконченная симфония"

Дийк П.

П. ван Дийк в балете "Неоконченная симфония"

Димитриади О. А.

ДИМИТРИÁДИ Одиссей Ахиллесович [р. 24.6(7.7).1908, Батуми], сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). В 1926–30 учился в Тбилисской консерватории, в 1936 окончил Ленингр. консерваторию. С 1937 дирижёр, в 1952–65 и в 70-е гг. – гл. дирижёр Т-ра им. Палиашвили. Участвовал в работе над балетами: "Малтаква" Тактакишвили (1938), "Бахчисарайский фонтан" (1939), "Сердце гор" (1941), "Отелло" (1957). В 1965–73 работал в Большом т-ре. В 1937–41 и с 1959 педагог Тбилисской (с 1965 проф.), в 1968–73 Моск. консерваторий.

Е. Л. Гварамадзе.

Димова М. К.

ДИ́МОВА Мария Каменева (23.12.1901, Фердинанд, ныне Михайловград, – 10.9.1944, Вена), болг. артистка, балетмейстер и педагог. Училась у М. Вигман (Дрезден), Трюмни (Берлин), в 1925–27 в Париже у А. Дункан. В 1928 основала балетную школу в Берлине, ставила танцы на революц. темы в рабочих клубах. С 1930 выступала с концертами. Популярностью пользовались её композиции: "Цветок", "Материнские жалобы", "Тёмные ритмы", "Болгарская элегия", "Утопленница". Использовала средства нем. "выразительного" танца, большое внимание уделяла также болг. танц. фольклору. В 1934 основала балетную школу в Софии. С 1939 работала в Софийской нар. опере. Её крупные работы – один из первых нац. балетов "Нестинарка" Големинова (1942); "Герман" Кутева, "Легенда" и "Фракия" Стайнова (все – 1943). Внесла значительный вклад в развитие сце-нич. танц. иск-ва Болгарии.

В. М. Консулова.

Дин Б.

ДИН (Dean) Бет (р. 26.4.1918, Денвер, США), австрал. критик и исследователь танца. Училась у Л. Статса в Париже и Н. Г. Легата в Лондоне. С 1947 живёт в Австралии, где занимается балетной критикой и изучением фольклора (совм. с мужем В. Кареллом). Автор многочисл. исследований, гл. обр. по танц. фольклору юж. районов Тихого океана.

Соч.: Dust for the dancers, Sydney, 1956; Softly wild drums, Sydney, 1958; The many worlds of dance, Sydney, 1966; South Pacific... Pacific Islands art and dance, Sydney, 1972; Folklore in Australia, Sydney, 1974.

Е. Я. Суриц.

"Дионис"

"ДИÓНИС", одноактный балет на муз. балета A. A. Шеншина "Античные пляски", сцен. и балетм. К. Я. Голейзовский. 18.3.1933, Большой т-р, худ. P. P. Макаров, дирижёр Ю. Ф. Файер.

Диртль В.

ДИРТЛЬ (Dirtl) Вилли (р. 4.3.1931, Вена), австр. артист. Учился в школе при Венской гос. опере; в 1948–70 в этой труппе (с 1954 солист). Исполнитель гл. партий в пост. балетм.: Э. Ханки – "Венецианский мавр" Блахера, "Отель "Захер"" на муз. Хельмесбергера и Шёнхерра, "Медуза" фон Эйнема, "Жар-птица", "Шехеразада"; А. Миллоша – "Пустыня" на муз. Вареза, "Творения Прометея"; Л. Ф. Мясина – "Треуголка".

Дмитриев В. В.

ДМИ́ТРИЕВ Владимир Владимирович [31.7(13.8).1900, Москва, – 6.5.1948, там же], сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Учился в Петрогр. художеств. школе, затем (1918–21) в Петрогр. свободных художеств. мастерских у К. С. Петрова-Водкина. Первые балеты, оформленные Д., – "Пульчинелла" и "Байка про Лису..." (1926–1927, Ленингр. т-р оперы и балета, оба пост. Ф. В. Лопуховым). Расцвет творчества Д. связан с МХАТом ("Воскресение", "Враги", "Анна Каренина" и другие.>.). В эти же годы (1930–48) он создал декорации к балетным спектаклям Большого т-ра, Т-ра им. Кирова.

Д. сыграл значительную роль в формировании нового типа балетного спектакля – хореографич. драмы, складывавшейся в 30-е гг. в сов. т-ре. Боролся за утверждение принципа живописного оформления, свободного от условностей и штампов старого балета. Реалистич. направленность иск-ва, тонкий психологизм художника-режиссёра сочетались у Д. с проникновенным лиризмом и тягой к романтич. прочтению партитуры. В то же время его привлекали большие историч. и совр. темы. Участвовал в создании балетных сценариев ("Пламя Парижа", совм. с Н. Д. Волковым; "Лебединое озеро", новая ред. сценария; "Утраченные иллюзии"; "Партизанские дни", совм. с В. И. Вайноненом). Оформил балеты: "Щелкунчик" (1929, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов; 1939, Большой т-р, балетм. Вайнонен); "Пламя Парижа" (1932, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Вайнонен; 1933, Большой т-р), "Лебединое озеро" (1933, Ленингр. т-р оперы и балета); "Светлый ручей" Шостаковича (1935, Большой т-р, балетм. Ф. В. Лопухов), "Утраченные иллюзии" (1936, Т-р им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров), "Партизанские дни" Асафьева (1937, там же, балетм. Вайнонен). Гос. пр. СССР (1946 – дважды, 1948, 1949).

Лит.: Костина Е., Дмитриев, М., 1957; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыкальный театр, М., 1963.

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Щелкунчик". Худ. В. Дмитриев

Дмитриев В. В.

Эскиз декорации к балету "Щелкунчик". Худ. В. Дмитриев

Дмитриева Л. Б.

ДМИ́ТРИЕВА Лариса Борисовна (р. 1.2.1937, с. Бичильдино, ныне Липецкой обл.), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги М. А. Кожухова и Б. И. Борисов), в 1955–77 в Большом т-ре. Партии: Тереза ("Пламя Парижа"), Мерседес ("Дон Кихот"), лезгинка (опера "Демон" Рубинштейна), фламенко ("Лауренсия"), венгерский танец и мазурка ("Лебединое озеро"), испанский танец ("Раймонда"), танец с саблями ("Гаянэ"). Участвовала в гастролях за рубежом. С 1977 педагог Школы-студии им. Немировича-Данченко.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница