Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
"Коппелия"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"Коппелия"

"КОППÉЛИЯ" ("Коппелия, или Девушка с голубыми глазами", "Coppélià, ou La Fille aux yeux d'émail"), балет-пантомима в 2 актах, 3 картинах (по мотивам сказки "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана). Комп. Л. Делиб, сцен. Ш. Нюитер и А. Сен-Леон. 25.5.1870, парижская Опера, балетм. Сен-Леон, худ. Камбон, Деплешен, Лавастр (декорации) и П. Лормье (костюмы); Сванильда – Дж. Боцакки, Франц – Э. Фьокр (травести), Коппелиус – Доти. 1877, Будапешт, балетм. Кампилли. 1884, Венг. оперный т-р, Будапешт, балетм. тот же. 1912, там же, балетм. Н. Гуэрра. 1884, "Эмпайр-тиэтр", Лондон, одноактный вариант, балетм. М. Бертран; Сванильда – А. Холт, Коппелиус – В. Уорд. 1905, там же, полностью весь балет; Сванильда – А. Жене. 1932, труппа "Сэдлерс-Уэллс", там же, в 2 актах, балетм. Н. Г. Сергеев; Сванильда – Л. В. Лопухова (позднее Н. де Валуа), Франц – С. Джадсон, Коппелиус – X. Бриге. 1956, труппа "Фестивал балле", балетм. X. Ландер; Сванильда – Б. Райт, Франц – Дж. Гилпин. 1957, труппа "Балле Рамбер", там же, возобн. по А. Сен-Леону. 1896, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. X. Бек; Сванильда – В. Борксениус, Франц – Бек. 1928, Софийская нар. опера, балетм. А. Петров. 1936, труппа "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. Н. Зверев, худ. М. В. Добужинский; Сванильда – В. Немчинова. 1956, Гос. опера, Берлин, балетм. Л. Грубер. Балет широко шёл в Чехословакии (1945–60), ставился в Венгрии (1953, балетм. Д. Харангозо), Нидерландах (1956), Финляндии (показан на гастролях в Ленинграде в 1957), Франции (1966, парижская Опера, балетм. М. Декомбе, показан на гастролях в СССравни сезон 1969/70; 1973, там же, балетм. П. Лакот, по Сен-Леону), Монголии (1965), Польше (1974).

В России. 24.1.1882, Большой т-р, Москва, балетм. И. Хансен (по А. Сен-Леону), худ. A. C. Гурьянов, К. Ф. Вальц, Ф. И. Нодмарк, дирижёр С. Я. Рябов; Сванильда – Л. Н. Гейтен (позднее Л. А. Рославлева, A. A. Джури и другие.), Франц – воспитанница Никольская, Коппелиус – В. Ваннер. 25.2.1905, новая пост., там же, балетм. A. A. Горский; Сванильда – Е. В. Гельцер, Франц – В. Д. Тихомиров, Коппелиус – В. Ф. Гельцер. 25.11.1884, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа; Сванильда – В. А. Никитина, Франц – П. А. Гердт, Коппелиус – Т. А. Стуколкин. 1894, там же, балетм. Э. Чеккетти (по М. И. Петипа), худ. И. П. Андреев, Г. Левот, П. Б. Ламбин (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы); Сванильда – П. Леньяни (позднее М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская и другие.).

На сов. сцене. 12.9.1924, Большой т-р (на сцене Экспериментального т-ра), возобн. по A. A. Горскому, худ. К. Ф. Вальц, дирижёр Ю. Ф. Файер; Сванильда – А. И. Абрамова, Франц – И. В. Смольцев, Коппелиус – В. А. Рябцев. 7.5.1949, Большой т-р (филиал), балетм. Е. И. Долинская, А. И. Радунский (по A. A. Горскому), худ. – Л. Н. Силич, дирижёр Ю. Ф. Файер; Сванильда – О. В. Лепешинская (затем С. Н. Головкина), Франц – Ю. Г. Кондратов, Коппелиус – В. И. Цаплин (затем А. И. Радунский). 4.4.1934, Ленингр. Малый т-р, в 3 актах с прологом по сценарию Ф. В. Лопухова, с кукольной интермедией Е. С. Деммени, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дирижёр Н. Э. Шерман; Сванильда – З. А. Васильева, Франц – П. А. Гусев, Коппелиус – М. А. Ростовцев. 1949, там же, новая пост., сцен. Г. Б. Ягфельд, балетм. H. A. Анисимова, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Е. М. Корнблит; Сванильда – Г. И. Исаева, Коппелия – В. М. Розенберг, Франц – Н. Л. Морозов. 1973, там же, балетм. О. М. Виноградов, худ. М. А. Соколова, дирижёр В. А. Чернушенко; Koппeлиус – Г. Р. Замуэль, С. А. Соколов, Коппелия – Л. В. Филина, Сванильда – Т. И. Фесенко, B. C. Муханова, Франц – H. A. Долгушин, В. Б. Островский. 16.6.1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, сцен. А. В. Чичинадзе и А. Агамирова, балетм. Чичинадзе, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр Г. Г. Жемчужин; Сванильда – М. С. Дроздова, Франц – B. C. Тедеев, Коппелиус – А. Н. Домашов. 24.12.1977, спектакль Моск. хореографич. уч-ща и Моск. консерватории на сцене Кремлёвского Дворца съездов, балетм. С. Н. Головкина, М. С. Мартиросян и А. И. Радунский (по Горскому), худ. B. C. Клементьев, дирижёр A. A. Копылов; Сванильда – И. Пяткина (затем и Э. Лузина, И. Кузнецова), Франц – В. Деревянко (затем и И. Мухамедов, А. Фадеечев), Коппелиус – А. И. Радунский.

В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Минск (1922, К. А. Алексютович; 1935, Ф. В. Лопухов), Днепропетровск (1936, Ф. В. Лопухов), Тбилиси (1935, В. А. Ивашкин; 1975, Г. Д. Алексидзе), Уфа (1940, Н. Г. Зайцев), Фрунзе (1940, В. В. Козлов), Киев (1941, С. Н. Сергеев), Иркутск (1944, С. Н. Сергеев; 1958, А. Д. Гулеско), Горький (1946, С. Инсарский; 1975, K. A. Есаулова), Ташкент (1947, П. К. Иоркин; 1965, A. B. Кузнецов), Ереван (1948, В. А. Ивашкин, З. М. Мурадян), Казань (1948, Ф. А. Гаскаров; 1963, С. М. Тулубьева), Одесса (1948, В. И. Вронский), Пермь (1949, Ю. П. Ковалёв; 1960, Г. Шишкин), Красноярск (1965, А. Д. Гулеско), Рига (1966, И. К. Строде), Таллин (1967, М. О. Мурдмаа; 1978, Г. Р. Замуэль), Свердловск (1974, М. Н. Лазарева) и др.

Действие происходит в маленьком городке в Галиции. Молодая девушка Сванильда ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, каждое утро появляющейся в окне дома напротив. Она тайком с подругами проникает в мастерскую старого Коппелиуса и, обнаружив, что её соперница всего лишь заводная кукла, переодевается в её платье и изобличает Франца в мнимой неверности. Балет заканчивается примирением влюблённых и всеобщим праздником.

Лит.: "Коппелия, или Красавица с голубыми глазами", 2 изд., М., 1897; "Коппелия", [Сб.], Л., 1934; Балет Государственного академического Большого театра СССравни М., 1955, с. 367–92; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966, с. 258–74, 349; Слонимский Ю., Драматургия балетного театра XIX века. Очерки. Либретто. Сценарии. М., 1977, с. 217–41; Guest Т., The ballet of the second empire, 1858–1870, I., 1953; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1956.

В начало энциклопедии