Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Парижская Опера

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Парижская Опера

ПАРИ́ЖСКАЯ ÓПЕРА [L’Opéra de Paris, офиц. назв. – Национальный оперный театр (Théâtre National de l’Opéra), сокращённо – Опера (L’Opéra), в рус. литературе известен также под назв. "Гранд-Опера"], основной оперно-балетный театр Франции. Осн. в 1671 в Париже под назв. Королевской академии музыки и танца, на протяжении 18 и 19 вв. несколько раз менял название. С 1875 работает в здании, построенном архитектором Ш. Гарнье. С момента основания балетная труппа П. О. и созданная при ней в 1713 школа были самыми значительными во Франции. Здесь работали почти все знаменитые франц. артисты балета и балетмейстеры, а также мн. иностранцы; формировался репертуар франц. балетного театра, были созданы спектакли, завоевавшие мировую известность ("Сильфида", "Жизель", "Коппелия"); сложилась франц. школа классич. танца, получившая распространение во всех странах Европы, в т. ч. и в России. Пережив период расцвета в эпоху романтизма, балетное искусство П. О. к кон. 19 в. пришло в упадок и возродилось в 20-х гг. 20 в. под влиянием Русских сезонов. В 70-х гг. П. О. продолжает сохранять классич. наследие прошлого века, уделяя в то же время значит. место постановкам видных совр. хореографов из разл. стран и предоставляя возможность экспериментировать молодым балетмейстерам. С этой целью при т-ре создана "Группа театральных исканий парижской Оперы", возглавляемая К. Карлсон (см. Французский балет). В репертуаре труппы: балеты классич. наследия – "Сильфида", "Коппелия"; "Бабочка" Оффенбаха (все три возобн. П. Лакотом), "Жизель" и "Спящая красавица" (оба – в ред. Алисии Алонсо), "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера); балеты М. М. Фокина – "Петрушка" и "Видение розы"; Б. Ф. Нижинской – "Свадебка"; Р. Пти – "Волк" Дютийё, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Па-де-де" на муз. Шуберта, "Ночь просветления" на муз. Шёнберга, "Подвижность" на муз. Верди, "Нана" Констана; С. Лифаря – "Сюита в белом" на муз. Лало, "Федра" Орика, "Видения" Соге; M. Бежара – "Опус 5" на муз. Веберна, "Весна священная", "Жар-птица"; Дж. Баланчина – "Дивертисмент" на муз. Моцарта, "Кончерто-барокко" на муз. Баха, "Четыре темперамента" Хиндемита, "Чаконна" на муз. Глюка, "Блудный сын", "Сонатина", "Гробница Куперена", "Цыганка", "Вальс" (все – на муз. Равеля); Дж. Роббинса – "Концерт соль мажор" на муз. Равеля, "Послеполуденный отдых фавна" на муз. Дебюсси; Ю. Н. Григоровича – "Иван Грозный" и "Ромео и Джульетта"; К. Макмиллана – "Песнь о земле" на муз. Малера, "Времена года" на муз. Верди; X. Ландера – "Этюды"; О. Арайса –"Песни Малера" и "Адажиетто" на муз. Малера; балеты К. Карлсон в "Группе театральных исканий" – "Золото безумцев" на муз. Филлипса, "Безумцы из золота" и "Этот, тот и другие.гие" Вакевича, "Ветер, вода, песок" Сёрмана, "Год лошади" Шварца. В труппе (1980): солистки – К. де Вюльпиан, Д. Кальфуни, Ф. Клер, В. Пиолле, Н. Понтуа, К. Скуарнек, Г. Тесмар, Н. Тибон, Ф. Зюмбо; солисты – С. Атанасов, П. Бар, Ж. Гизерикс, М. Денар, Ш. Жюд, Ж. Пилетта, Ж. П. Франкетти. Худ. рук. – В. Верди (1977–80), Р. Хайтауэр (с 1980), директор школы – К. Бесси. Балетная труппа П. О. трижды гастролировала в СССР (1958, 1969–70 и 1977).

Лит.: Guest I., Le Ballet de l’Opéra de Paris, P., 1976.

"Волк". Парижская опера. Балетм. Р. Пти

"Сильфида". Парижская опера. Балетм. П. Лакот (по Ф. Тальони)

"Дафнис и Хлоя". Парижская опера. Балетм. Ж. Скибин

"Адажиетто". Парижская опера. Балетм. О. Арайс

Парижская Опера

"Волк". Парижская опера. Балетм. Р. Пти

Парижская Опера

"Сильфида". Парижская опера. Балетм. П. Лакот (по Ф. Тальони)

Парижская Опера

"Дафнис и Хлоя". Парижская опера. Балетм. Ж. Скибин

Парижская Опера

"Адажиетто". Парижская опера. Балетм. О. Арайс

В начало энциклопедии