Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Васильев В. В.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Васильев В. В.

ВАСИ́ЛЬЕВ Владимир Викторович (р. 18.4.1940, Москва), сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). С 1958, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог M. M. Габович), в Большом т-ре. Первые роли – поэтич. образ Данилы ("Каменный цветок", 1959, дебют В., балетм. Ю. Н. Григорович) и проникнутый стихией юмора, озорства, почти скоморошьей игры образ Иванушки ("Конёк-Горбунок" Щедрина, I960, балетм. А. И. Радунский). Обладая редким даром пластич. преображения и перевоплощения, В. подчиняет танец стилю образа (отсюда необычайно широкий диапазон его творчества). Носитель лучших реалистич. традиций рус. балета, В. постиг и все сложности, тонкости совр. хореографич. мысли. После "русских" ролей В. станцевал одержимого любовью Меджнуна ("Лейли и Меджнун", балетм. К. Я. Голейзовский, 1964) и на сцене возникал восточный принц из легенды. В партии Петрушки (в балете "Петрушка" Стравинского, 1964, балетм. К. Ф. Боярский, по М. М. Фокину) артист сочетал подчёркнутую "кукольность", гротесковую механичность движений с живой человечностью, внутренним трагизмом. Новое рождение дал он партии Базиля, поразив в ней дерзким сочетанием труднейших движений, виртуозных комбинаций. Большая удача В. – партия Щелкунчика (1966, балетм. Ю. Н. Григорович). Вначале механичные, резкие и отрывистые движения Щелкунчика-В. делаются затем одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танц. рисунка передаёт чистоту души героя, благородство, сердечность, смелость. По-новому решил В. партию Ромео, показав духовный рост юноши от весёлых проказ в начале спектакля до трагич. прозрений в финале. В партии Дезире В. ищет поэтически-действенное начало романтич. образа. Своё прочтение классич. партии нашёл он в роли Альберта. Выдающаяся работа артиста – партия Спартака (1968, Ленинская пр. 1970, балетм. Григорович). Танец Спартака-В. кажется пластич. символом героических, светлых порывов и стремлений. В его поистине невероятных прыжках, взлётах, вращениях выражена могучая сила добра, любви, вечного стремления человека к свободе. Среди его работ – Иван Грозный ("Иван Грозный", пост. Григоровича), Петрушка (пост. М. Бежара), Сергей ("Ангара" Эшпая, Гос. пр. СССравни 1977).

Пост. балет "Икар" (1971, на сцене Кремлёвского Дворца съездов, новая ред. 1976, там же), "Эти чарующие звуки" на муз. Торелли, Корелли, Рамо и Моцарта (1978), "Макбет" Молчанова (1980, исполнил загл. партию). 1-е пр. междунар. конкурсов артистов балета в Вене (1959) и Варне (1964), пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1964), пр. Ленинского комсомола (1968).

Лит.: Львов-Анохин Б. Α., Танцует Владимир Васильев, "СМ", 1964, № 3; его же, Владимир Васильев, в сб.: Труд актера, вып. 17, М., 1969; его же, Владимир Васильев, в его кн.: Мастера Большого балета, М., 1976; Чернова Н., Владимир Васильев, "Т", 1966, № 7; Гринев Евг., Владимир Васильев. [Творческий портрет], "МЖ", 1973, № 1.

Б. А. Львов-Анохин.

В. Васильев - Икар, Е. Максимова - Эола

Васильев В. В.

В. Васильев - Икар, Е. Максимова - Эола

В начало энциклопедии