Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "И"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Ибер Ж.

ИБЕР (Ibert) Жак (15.8.1890, Париж, – 5.2.1962, там же), франц. композитор. Чл. Института Франции (1956). Учился в Парижской консерватории у П. Видаля и Г. Форе. В 1955–56 руководитель Нац. объединения франц. оперных т-ров. Автор опер, музыки для т-ра и кино, оркестровых и инструм. произведений, оригинальных балетов, а также балетных партитур на основе собств. музыки (в скобках фамилии балетмейстеров): "Встречи" (оркестровая версия фп. сюиты, 1925, парижская Опера, Б. Ф. Нижинская), "Золотой стандарт" (1934, Чикаго, Р. Пейдж), "Диана де Пуатье" (с использованием музыки композиторов франц. Возрождения, 1934, парижская Опера, М. М. Фокин; 1947, там же, М. Берже), "Любовные похождения Юпитера" (1946, Балет Елисейских полей, Р. Пти), "Баллада Редингской тюрьмы" (на муз. одноим. симфонич. поэмы по О. Уайльду, 1947, "Опера комик", Ж. Ж. Эчевери), "Гавани" (на муз. одноим. симф. картины, 1948, парижская Опера, С. Лифарь), "Странствующий рыцарь", мимодрама с участием хора (использована его музыка из кинофильма "Дон Кихот", 1950, там же, Лифарь), "Экспромт в лесу" (на муз. "Дивертисмента" для камерного оркестра, 1951, "Балле де Пари", Пейдж), "Нескромность" (1954, Рио-де-Жанейро, А. Миллош), "Триумф целомудрия" (1955, Чикаго, Пейдж), "Фантастический круг" (1958, "Гран балле дю марки де Куэвас", С. Головин). И. – один из авторов балета "Веер Жанны".

В. А. Кулаков.

"Иван Грозный"

"ИВÁН ГРÓЗНЫЙ", балет в 2 актах на муз. С. С. Прокофьева (муз. ред. М. И. Чулаки), сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович. 20.2.1975, Большой т-р, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр A. M. Жюрайтис; Иван – Ю. К. Владимиров, В. В. Васильев, Анастасия – Н. И. Бессмертнова, князь Курбский – Б. Б. Акимов. 1976, парижская Опера, балетм. и худ. те же.

События русской истории 16 века – боярские заговоры против молодого Ивана IV, измена и бегство Курбского, войны с иноземными захватчиками и жестокий террор опричнины, с помощью которого царю удается преодолеть боярскую оппозицию, – составляют сюжетную канву. Главная лирико-драматическая линия – любовь Ивана и Анастасии, её смерть от яда, встреча царя с тенью Анастасии, страшная месть Грозного.

Ведущий участник балета – русский народ, олицетворяемый Звонарями.

Лит.: Демидов А., Верность, "Т", 1975, № 10; Ванслов В., История и современность в балете, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л.. 1977.

В. А. Майниеце.

Иванов Л. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иванов Ф. С.

ИВАНÓВ Фёдор Сергеевич (р. 5.6.1916, улус Кутанка, ныне Тоханского р-на Иркутской обл.), сов. артист. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1966). В 1936–42 работал в Бурят. драм. т-ре и Бурят. музыкально-драматич. т-ре, в 1942–60 – в Бурятском т-ре (одновременно как балетмейстер-репетитор). Партии: Ротбарт, Конрад; Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"), Гирей, Нурали; Командор ("Лауренсия"), Доктор ("Доктор Айболит"), Ли Шанфу; Семён Жухрай ("Юность" Чулаки), Байкал ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Отец Базар ("Свет над долиной" Ряузова), Сват ("Шурале"), Синьор Помидор ("Приключения Чиполлино" Зорина) и др. Автор книг о бурят. нар. танце.

Лит.: Хабаева И. М., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959, с. 32–38.

Иванова Е. Н.

ИВÁНОВА Елена Николаевна (р. 24.5.1915, Петроград), сов. артистка, Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог М. Ф. Романова), в 1933–63 в Ленингр. Малом т-ре. Танцевала в балетах, пост. Б. А. Фенстером, П. А. Гусевым, В. А. Варковицким, H. A. Анисимовой и другие. Партии: Цыганка ("Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки), Индийская красавица ("Семь красавиц"), провансальский танец ("Тщетная предосторожность"), мазурка ("Коппелия"), тарантелла ("Мнимый жених" Чулаки), Соно ("Весёлый обманщик" Корчмарёва), Кащеевна ("Чудесная фата" Заранек), Фетна ("Шехеразада"), Чертовка ("Ивушка" Евлахова), Семирамида ("Франческа да Римини"), Чёрная солистка ("Болеро"), Царица-мачеха ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Дешевова), черкешенка ("Кавказский пленник") и др. С 1953 репетитор Ленингр. Малого т-ра.

И. В. Ступников.

Иванова Т. И.

ИВАНÓВА Татьяна Ивановна, см. Глушковская Т. И.

Иванова-Равская В. К.

ИВАНÓВА-РÁВСКАЯ Валентина Константиновна [р. 4(16).4.1898, Петербург], сов. артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги К. M. Куличевская и A. B. Ширяев), в 1916–1959 в Мариинском т-ре (Т-р им. Кирова). Была ведущей характерной танцовщицей. Её иск-во отличалось безупречным вкусом, высокой актёрской культурой. В репертуаре И.-Р.: танцы – испанский ("Лебединое озеро"), мазурка и панадерос ("Раймонда"), индусский ("Баядерка"), восточный ("Щелкунчик"), лезгинка (в опере "Руслан и Людмила"); партии – Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Еже-баба ("Ночь на лысой горе" на муз. Мусоргского) и др. Особенно выразительной И.-Р. была в экзотич., восточных танцах. Позднее исполняла пантомимные роли в классич. балетах: Владетельная принцесса ("Лебединое озеро"), Королева ("Спящая красавица"), мать Раймонды ("Раймонда"). В 1938–48 И.-Р. – репетитор в Т-ре им. Кирова, в 1945–58 и 1962–66 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща.

Лит.: Сорок лет служения советскому балету, "Ленинградские театры", 1956, № 39.

A. A. Соколов.

Ивановская Л. Ю.

ИВАНÓВСКАЯ Лариса Юрьевна (р. 21.4.1946, Чебоксары), сов. артистка. Нар. арт. Чуваш. АССР (1977). С 1966, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Н. В. Беликова), в Чуваш. муз. т-ре. Первая исполнительница партий в нац. балетах: Сахха ("Сарпиге" Васильева, 1970, балетм. В. Ф. Богданов), Анита ("Арзюри" Васильева, 1975, балетм. тот же). Среди партий: Неле ("Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса), Девушка ("Ленинградская симфония"), Одетта – Одиллия, Жизель, Лиза, Китри; Франческа ("Франческа да Римини").

В. В. Киселёв.

Ивановский Н. П.

ИВАНÓВСКИЙ (Иванов) Николай Павлович [21.7(2.8).1893, Петербург, – 28.11.1961, Ленинград], сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). С 1911, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в Мариинском т-ре. В 1912–14 работал в антрепризе С. П. Дягилева. В 1914–15 артист Петрогр. т-ра миниатюр A. M. Фокина. В 1915–42 вновь в Мариинском т-ре (Т-р им. Кирова; сезон 1930–31 – в Тбилисском т-ре). Исполнял в осн. характерные и пантомимно-игровые партии. Участвовал в первой пост. танцсимфонии – "Величие мироздания" на муз. Бетховена (1923, балетм. Ф. В. Лопухов). В его репертуаре – испанский танец ("Лебединое озеро"),Тореадор и Эспада ("Дон Кихот"), Эвсебий ("Карнавал"), Марк Антоний ("Египетские ночи"), Данило ("Конёк-Горбунок"), Фаворит ("Крепостная балерина" Корчмарёва), Панталоне ("Пульчинелла"), Бирбанто ("Корсар"). Выступал и как классич. танцовщик (па-де-труа – "Лебединое озеро", Дезире).

И. – основоположник методики преподавания историко-бытового танца. С 1925 (с перерывами) – педагог Ленингр. хореографич. уч-ща (в 1940–52, 1954–61 – худ. рук.). В 1946–61 руководитель отделения педагогов танца в Ленингр. консерватории (с 1956 проф.).

Соч.: Бальный танец XVI–XIX вв., Л.–М., 1948; Имени Вагановой, сб.: Агриппина Яковлевна Ваганова, Л.–М., 1958.

A. A. Соколов.

Иваньковская Т. Л.

ИВАНЬКÓВСКАЯ Татьяна Львовна [р. 14(27).3.1915, Киев], сов. артистка. Засл. арт. УССР (1946). В 1932 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова). С 1935 артистка, с 1955 педагог-репетитор Одесского т-ра. Партии: Китри, Эсмеральда; Лилея ("Лилея"), Олеся ("Олеся" Русинова) и др.

Ивашкин В. А.

ИВÁШКИН Владимир Александрович [р. 2(15).1.1908, Петербург], сов. артист и балетмейстер, педагог. Засл. арт. Груз. ССР (1948), засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). С 1925, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Пономарёв, A. M. Монахов), в Ленингр. т-ре оперы и балета. В 1933 работал в Т-ре им. Ахундова (Баку). С 1934 в Т-ре им. Палиашвили (Тбилиси). Партии: Клод Фролло ("Эсмеральда"), Гирей; Командор ("Лауренсия"), Ганс ("Жизель"), Бармалей ("Доктор Айболит"), Ротбарт; Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Брабанцио ("Отелло"), Халиф и Царь ("Горда" Торадзе), Ведьма ("Синатле" Киладзе). Пост.: "Лебединое озеро" (1933, Т-р им. Ахундова); "Щелкунчик" (1936), "Коппелия" (1935), "Половецкие пляски" (1942), "Тщетная предосторожность" (1971, все – Т-р им. Палиашвили); "Коппелия" (1948, Т-р им. Спендиарова), "Лауренсия" (1962, Т-р им. Шевченко; 1970, Новосиб. т-р), танцы в оперных

спектаклях, концертные номера. В 1934–74 педагог Тбилисского хореографич. уч-ща.

Иващенко Н. И.

ИВÁЩЕНКО Николай Иванович [р. 3(16).12.1907, Одесса], сов. артист. Засл. арт. УССР (1949). Чл. КПСС с 1953. В 1927 окончил отделение хореографии Одесского муз.-драматич. ин-та (педагог В. И. Пресняков). С 1926 в Одесском т-ре, в 1934–35, 1940 и в 1943–59 – Т-ре им. Шевченко. Партии: Степан ("Лилея" Данькевича), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Филька ("Ростислава" Жуковского), Ахмет ("Маруся Богуславка" Свечникова), Солор; Раб ("Корсар"), Арлекин ("Арлекинада"), Эдгар ("Штраусиана" на муз. И. Штрауса), Франц, Базиль, Зигфрид; Абдерахман ("Раймонда"), Иванушка ("Конёк-Горбунок"), майор Кемпбелл ("Ференджи" Яновского), Ли Шанфу, Нурали и другие.

Ивинг В. П.

И́ВИНГ Виктор Петрович (наст. фам. – Иванов; др. псевдонимы – Серпуховский, Цоки) [7(19).11.1888, Петербург, – 8.9.1952, Москва], сов. театр. критик, педагог. Кандидат искусствоведения (1944). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1917–26 артист балета (на эстраде, т-р "Теревсат"). С 1923 выступал как балетный критик в центр. газетах и журналах. Автор монографий. Преподавал в Московском хореографическом училище (1943–47), ГИТИСе (1940–41, 1946–52).

Соч.: А. И. Абрамова, [М.], 1928; Викторина Кригер, [М.], 1928; Танцы Бурят-Монголии, "Т", 1941, № 5; О русской школе классического танца, в сб.: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Е. В. Гельцер, там же, кн. 7, М., 1948 (совм. с А. Комнен); О русской пляске, в сб.: Русские пляски для детей, М., 1953; Содержание постановочной работы по танцу со школьниками, ч. 1, в кн.: Хореографическая работа со школьниками, М., 1956.

"Игра в карты"

"ИГРÁ В КÁРТЫ" ("Jeu de cartes", "The Card Game", "The Card Party"), одноактный балет в 3 частях. Комп. И. Ц. Стравинский, сцен. Стравинский и М. Малаев. 27.4.1937, "Американ балле", "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин, худ. И. Шарафф; Джокер – У. Доллар. 1940, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. тот же; Джокер – Ф. Франклин. 1951, "Нью-Йорк сити балле" (под назв. "Игра в покер"), балетм. тот же; Джокер – Т. Болендер. 1945, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Ж. Шарра; Джокер – Ж. Бабиле. 1965, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; Джокер – Э. Мадсен. 1966, Королевский балет, Лондон, балетм. тот же; Джокер – К. Гейбл. 1970, "Комише опер", Берлин, балетм. тот же (показан в СССР в 1970). 1972, Большой канадский балет, Монреаль, балетм. Б. Макдональд.

Действующие лица этого "балета в трёх сдачах" – карточные фигуры, разыгрывающие партию в покер. В каждой сдаче ситуация запутывается плутнями коварного Джокера, к-рый может превращаться в любую карту. Лишь в финале масть червей наносит ему окончательное поражение.

Е. Я. Суриц.

"Игры" (балет в 4 частях)

"И́ГРЫ" ("Interplay"), балет в 4 частях (первая – свободная игра – free play; вторая – грубая игра – horse play; третья – побочная игра – by-play; четвёртая – совместная игра – teamplay) на муз. "Маленького американского концерта" М. Гулда. 1.6.1945, часть представления "Концертное варьете" Б. Роуз, "Зигфилд тиэтр", Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс, худ. К. Кент; исполнители–Дж. Рид, М. Бентли, Дж. Криза, М. Кидд, Роббинс и другие. 17.10.1945, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. тот же, худ. О. Смит (декорации) и И. Шарафф (костюмы) (в 1966 показан на гастролях в СССР под назв. "Перекличка"). 1952, "Нью-Йорк сити балле" (в 1962 показан на гастролях в СССР). Др. редакция: 1958, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. В. Ламбринос.

Е. Я. Суриц.

"Игры" (одноактный балет)

"И́ГРЫ" ("Jeux"), одноактный балет. Комп. К. Дебюсси, сцен. и балетм. В. Ф. Нижинский. 15.5.1913, Русский балет Дягилева, Париж, худ. Л. С. Бакст, дирижёр П. Монтё; исполнители – Т. П. Карсавина, Нижинский, Л. Ф. Шоллар. 25.10.1920, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Бёрлин, худ. П. Боннар; исполнители – К. Ари и Бёрлин. 1950, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. У. Доллар. 1958, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер, 1962, Ганновер, балетм. И. Георги. 1963, Эдинбург, "Уэстерн тиатр балле", балетм. П. Даррелл. 1966, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Тарас.

Мечтательный юноша встречает на теннисной площадке двух девушек, к-рые пытаются развеять его скуку. Он ухаживает за обеими, не решаясь отдать предпочтение ни одной. Избежать неловкого положения помогает лишь игра в теннис.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, [Л., 1971]; её же, Нижинский, [Л.], 1974, с. 130–49.

Идейность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идзиковский С.

ИДЗИКÓВСКИЙ (Idzikowski) Станислав (13.2.1894, Варшава, – 12.2.1977, Лондон), польский артист, педагог. Учился в балетной школе при "Т-ре Вельки" в Варшаве (ученик Э. Чеккетти), выступал на сцене этого т-ра. С 1912 работал в "Эмпайр тиэтр" (Лондон), в труппе А. П. Павловой, в Русском балете Дягилева (1915–26 и 1928–29). Партии в пост.: М. М. Фокина – Юноша ("Сильфиды", "Видение розы"), Петрушка; Л. Ф. Мясина – Кот ("Русские байки" на муз. Лядова), Щеголь ("Треуголка"), Кавиелло ("Пульчинелла"), Зигфрид, Голубая птица и другие. С 1933 поселился в Лондоне, где преподавал классич. танец по методу Чеккетти. Совм. с С. Бомонтом издал "Руководство по теории и практике сценического классического танца по методу Чеккетти" (1922). Член Королевской академии танца (Лондон).

И. Турска.

С. Идзиковский - Юноша

Идзиковский С.

С. Идзиковский - Юноша

"Из сказки в сказку"

"ИЗ СКÁЗКИ В СКÁЗКУ" ("Z pohádky do pohádky"), балет-пантомима в 6 картинах. Комп. О. Недбал, сцен. Л. Новак. 25.1.1908, Нац. т-р Прага, балетм. А. Вискузи, худ. К. Штапфер, дирижёр Недбал. Балет ставился в ЧССР разл. балетмейстерами более 50 раз (до 1975).

В. Вашут.

"Избранница"

"ИЗБРÁННИЦА", балет в 3 актах (по мотивам поэм Янки Купалы). Комп. Е. А. Глебов, сцен. A. B. Вертинский и О. М. Дадишкилиани. 28.5.1969, Минский т-р, балетм. Дадишкилиани, худ. Е. Г. Чемодуров, дирижёр Т. М. Коломийцева; Наталька – A. A. Корзенкова, Машека – М. Г. Грищенко, Князь – Л. С. Чеховский, Невзира – К. Н. Малышева. 1970, Новосибирский т-р, балетм. тот же, худ. А. И. Морозов, дирижёр Г. Орлов.

Измайлова Г. Б.

ИЗМÁЙЛОВА Галия Баязитовна (р. 12.12.1923, Томск), сов. артистка, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1962). С 1941, по окончании балетной школы в Ташкенте, в Т-ре им. Навои. Среди партий: Семург ("Ак-Биляк" Василенко), Аврора, Мария, Одетта – Одиллия, Шехеразада, Сванильда, Китри, Эсмеральда, Жизель; Кармен ("Болеро"), Tao Хоа; Гульнара ("Балерина" Мушеля), Нина ("Маскарад" Лапутина), Наташа ("Берег счастья") и др. Образы, созданные И., исполнены яркого драматизма; артистка обладает большой пластич. выразительностью, виртуозным мастерством. В 1958 окончила режиссёрский ф-т Ташкентского театрально-художеств. ин-та и начала балетмейстерскую деятельность. Пост. балеты: "Лебединое озеро" (1957), "Шехеразада", "Штраусиана", "Болеро" (все – 1960), "Амулет любви" Ашрафи (1969, совм. с А. Л. Андреевым), "Легенда о любви" (1979), а также танцы в операх "Князь Игорь", "Пиковая дама" и другие. С 1977 гл. балетмейстер театра. Гос. пр. СССР (1950).

Лит.: Авдеева Л., Галия Измайлова, [Таш.], 1975.

Г. Измайлова - Кармен. "Болеро"

Г. Измайлова - Юлдуз ("Мечта")

Измайлова Г. Б.

Г. Измайлова - Кармен. "Болеро"

Измайлова Г. Б.

Г. Измайлова - Юлдуз ("Мечта")

Измайлова Р. Г.

ИЗМÁЙЛОВА Раиса Гусейновна (р. 5.11.1939, Баку), сов. артистка. Засл. арт. Азерб. ССР (1967). В 1957 окончила Бакинское хореографич. уч-ще, в 1958–60 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще. С 1957 в Т-ре им. Ахундова. Партии: Мехменэ Бану, Фригия, Одетта – Одиллия; Прекраснейшая ("Семь красавиц"). В 1970–79 в Большом т-ре (Боярыня – "Иван Грозный", танцы: испанский, венгерский – "Лебединое озеро", испанский – "Дон Кихот", и др.). Участвовала в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

Израильский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Икар"

"ИКÁР" ("Icare", "Icarus"), балеты на сюжет древнегреческой легенды. 1) Одноактный. Ритмы С. Лифаря в обработке Ж. Сифера (при участии А. Онеггера). Сцен. и балетм. Лифарь. 9.7.1935, парижская Опера, худ. П. Ларт; Икар – Лифарь. 1962, возобн., там же, худ. П. Пикассо; Икар – А. Лабис. 2) Комп. С. Э. Бек. 1963, Королевский шведский балет, балетм. Б. Окессон. 3) Одноактный. Комп. Синъити Мацусита. 1964, "Танцевальная труппа Лукаса Ховинга" (США), балетм. Л. Ховинг (показан в СССР труппой Американский театр танца под рук. А. Эйли в 1970). 4) Одноактный, под назв. "Дедал". Комп. Г. Турки. 1972. Фестиваль "Флорентийский музыкальный май", балетм. А. Миллош. 5) Одноактный, под назв. "Относительность Икара". Комп. Г. Самуэль. 1974, "Сити сентер Джофри балле", балетм. Дж. Арпино, худ. А. Тер-Арутюнян; Икар – Р. Зальцбах, Дедал – Т. Нелсон, Солнце – A. M. Де Анджело.

В. А. Майниеце.

"Икар" (балет в 2 актах)

"ИКАР", балет в 2 актах. Комп. С. М. Слонимский, сцен. Ю. И. Слонимский. 29.5.1971, Большой т-р, балетм. В. В. Васильев (худ. рук. Ю. Н. Григорович), худ. В. Ф. Рындин, дирижёр A. M. Жюрайтис, хормейстер И. Г. Агафонников; Икар – Ю. К. Владимиров, Девушка – Н. И. Сорокина, Архонт – B. C. Лагунов. 1976, там же, новая ред., балетм. тот же. 29.5.1974, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д. Бельский, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр Д. Э. Далгат, хормейстер А. Г. Мурин; Икар – Ю. В. Соловьёв, Птица-мечта – И. А. Колпакова, Архонт – В. А. Бударин, Ариадна – Г. Т. Комлева.

Древнегреческий герой Икар, первым из людей поднявшись на крыльях в небо, погибает от стрел сикофанта (доносчика) Клеона и правителя острова Архонта, сестру к-рого Эолу он любит. В эпилоге люди прославляют бессмертный подвиг Икара, воплотившего вековую мечту человечества.

В. А. Майниеце.

"Илга"

"И́ЛГА", балет в 4 актах. Комп. Я. И. Витол, сцен. О. Гросберг. 24.4.1937, Рижский т-р, балетм. О. Леманис, худ. Н. Струнке; Илга – М. Грике, Лейтенант – Г. Плуцис.

В. А. Майниеце.

Илиеску И.

ИЛИÉСКУ (Iliescu) Иляна (р. 30.10.1937, Сигишоара, Трансильвания), рум. артистка. Засл. арт. СРР (1964). С 1954, по окончании Бухарестского хореографич. уч-ща (педагог А. Романовский), в Румынской опере. Лучшие партии: Одетта – Одиллия, Зарема, Жизель и Мирта ("Жизель"), Китри, Сванильда, Аврора; Доменика ("Ианку Жиану" Кириака) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

К. Кыржан.

Ильин А. А.

ИЛЬИ́Н Арсений Александрович [23.2(8.3).1911, Москва, – 9.5.1970, там же], сов. историк музыкального т-ра. В 1928 окончил Муз. уч-ще им. А. К. Глазунова, в 1931 – Театр. студию им. М. Н. Ермоловой в Москве. В 1934–37 учился на театроведческом ф-те ГИТИСа. В 1930–50-е гг. работал в музее Большого т-ра, в коллективе Ансамбля песни и пляски ВЦСПС, был консультантом методич. кабинета Моск. хореографич. училища и балетмейстерского отделения ГИТИСа. В 1959–69 гл. библиограф Центр. театр. библиотеки. С 1932 выступал в печати. Принимал участие (как автор статей и консультант) в подготовке сов. энциклопедич. изданий.

Соч.: Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на сцене Большого театра, [М.], 1949; Библиотечно- библиографическая классификация, вып. 21 – Искусство и искусствоведение (разделы танец и балетный театр), М., 1964.

Г. М. Шлуглейт.

Ильинская В. Н.

ИЛЬИ́НСКАЯ Валерия Николаевна (р. 26.2.1920), сов. артистка, педагог, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1951). С 1937, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Кирова, в 1940–59 (с перерывами) во Львовском т-ре оперы и балета. В 1943–1964 (с перерывами) педагог-балетмейстер Куйбышевского т-ра. Партии: Зарема, Эсмеральда; Оксана и Мануся ("Хустка Довбуша" и "Сойкино крыло" Кос-Анатольского, оба – балетм. Н. И. Трегубое), Лилея ("Лилея"), Маруся Богуславка ("Маруся Богуславка" Свечникова) и др.

A. C. Иванов.

Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), художеств. течение кон. 19 – нач. 20 вв., в основе к-рого стремление передать мимолётные впечатления, субъективные ощущения и настроения художника. Первоначально возникло во франц.живописи, затем распространилось на др. иск-ва и страны. В хореографии стремление к фиксации мгновения, свойственное И., опиралось на импро- визационность и противостояло созданию завершённой художеств. формы. В балетном т-ре, основанном на сложной технике танца и развитых танц. формах, последовательный И. означал бы его самоликвидацию, и потому он не получил значит. распространения. И. проявился гл. обр. в т. н. свободном танце. А. Дункан отстаивала идею "раскрепощения тела" и интуитивного истолкования музыки, без к.-л. танц. норм. И. в танце получил распространение также в Германии. М. М. Фокин пытался сблизить И. с балетной сценой. Воссоздавая в спектаклях сцены из разл. эпох ("Павильон Армиды", "Шопениана", оба – 1907; "Египетские ночи", 1908, и др.), Фокин прибегал к стилизации. Позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Завершённые формы (pas de deux, adagiо, вариация и др.) отвергались и даже пародировались (напр., в балете "Синяя борода"). Вместе с тем черты И. в творчестве Фокина – лишь одна из его граней.

В дальнейшем на смену большому спектаклю всё чаще приходит миниатюра. Однако в погоне за верностью передачи мгновенного впечатления происходило измельчание тематики, пренебрежение сценарной драматургией. И. быстро исчерпал свои возможности.

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.–М., 1962; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1–2, [Л., 1971–72]; Стравинский И. Ф., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963.

Индийский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индра Ю. С.

И́НДРА Юозас Стасевич (до 1943 фам. – Подлецкис) (18.3.1918, д. Паветава, ныне Юрбаркского р-на Литов. ССР, – 14.3.1968, Каунас), сов. композитор, певец, дирижёр. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1960). В 1938–1945 посещал Каунасскую консерваторию. С 1944 солист оперы в Каунасе, в 1945–48 – Воркутинской филармонии, с 1948 – Вильнюсского т-ра, с 1954 гл. дирижёр Каунасского музыкально-драматич. т-ра. Автор симф. и вокально-инструм. соч., балета "Аудроне" (1957, Вильнюсский т-р, балетм. В. В. Гривицкас; Гос. пр. Литов. ССравни 1958 1969,там же, новая ред.).

В. В. Ландсбергис.

Иноятов Б. А.

ИНОЯ́ТОВ Бахрам Алимович (8.11.1917, Ташкент, – 18.7.1969, там же), сов. дирижёр. Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1954. В 1941 окончил узб. отделение при Моск. консерватории, в 1956 – Ташкентскую консерваторию. С 1933 актёр, с 1941 дирижёр Муз. т-ра им. Свердлова (Ташкент). В 1942–1960 дирижёр, в 1960–69 гл. дирижёр Т-ра им. Навои. Участвовал в пост. балетов: "Ак-Биляк" Василенко (1943), "Гуляндом" Брусиловского (1946), "Красный мак" (1949), "Бахчисарайский фонтан" (1951); "Юность" Чулаки (1951), "Балерина" Мушеля (1952), "Эсмеральда" (1952); "Берег счастья" (1953), "Спящая красавица" (1953); "Аленький цветочек" Корчмарёва (1955), "Семь красавиц" (1955), "Лебединое озеро" (1956), "Жизель" (1957); "Маскарад" Лапутина (1958), "Дон Кихот" (1960); "Золотой ключик" Зейдмана (1960), "Дон Жуан" Фейгина (1964), "Сухайль и Мехри" Левиева (1969) и др. С 1957 преподавал в Ташкентской консерватории.

"Интимные письма"

"ИНТИ́МНЫЕ ПИ́СЬМА" ("Listy důvěrné"), одноактный балет в 4 картинах на муз. 2-го скрипичного квартета Л. Яначека, сцен. и балетм. П. Шмок. 27.5.1968, Балет-Прага, худ. М. Вальтер; исполнители – М. Мартиникова и П. Кожелух. 1973, Братислава. 1976, т-р "Рококо", Прага. В др. странах: Базель (1970), Дармштадт (1974), Дрезден (1976), Познань (1976), все – балетм. Шмок.

В. Вашут.

"Иов"

"ИÓВ" ("Job"), англ. балет-маска в 8 картинах (по Блейку). Комп. Р. Воан-Уильямс, сцен. Дж. Кейнс, балетм. Н. де Валуа, худ. Г. Реверат, X. Бригс (парики и маски). Первый нац. англ. балет. 5.7.1931, Общество Камарго, "Кембридж-тиэтр", Лондон; Иов – Дж. Мак-Нэр, Сатана – А. Долин, жена Иова – М. Стюарт, воины Болезней и Голода – У. Чаппел, У. Гор, X. Бригс и другие. 1948, возобн., "Сэдлерс Уэллс балле", с новыми декорациями худ. Дж. Пайпера.

Лит.: Beaumont С. W.; Sadler's Wells Ballet. A detailed account of works in the permanent repertory, L., [1947], p. 96–103.

Н. П. Рославлева.

Иовайшайте-Олекене Я. П.

ИОВÁЙШАЙТЕ-ОЛÉКЕНЕ Ядвига Прановна [р. 2(15).8.1903, Тбилиси], сов. артистка, педагог. Засл. арт. Литов. ССР (1945). В 1919–20 училась в студии М. И. Перини в Тбилиси, с 1921 – в студии под рук. О. Дубенецкене-Калпокене (Каунас), одна из участниц "Коппелии" (1925) – первого балета, поставленного в Литве. В 20-е гг. занималась у П. А. Петрова, В. А. Каралли, Г. Г. Кякшта, А. Б. Фёдоровой, в студии В. Г. Савицкого (Париж). В 1921–48 солистка Каунасского, затем Вильнюсского т-ров, с 1943 балетмейстер. Участвовала в зарубежных гастролях т-ра в Монте-Карло и Лондоне. Партии: Зарема; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Озе ("Пер Гюнт" на муз. Грига).

С особенным успехом исполняла характерные партии в нац. литов. балетах: Мать ("Эгле – королева ужей" Бальсиса), Пляугене ("На берегу моря" Юзелюнаса), Княгиня ("Аудроне" Индры) и др. С 1929 занимается педагогич. деятельностью, с 1952 преподаёт на хореографич. отделении Школы иск-в им. Чюрлёниса (Вильнюс).

Л. И. Мотеюнайте.

Иогансон А. Х.

ИОГАНСÓН Анна Христиановна (1860, Петербург, – 1917, Петроград), рус. артистка и педагог. Училась у отца – Х. П. Иогансона, в Петерб. театр. уч-ще. В 1878 дебютировала на сцене Мариинского т-ра в балете "Эсмеральда"; выступала до 1898. И. – классич. балерина, соединявшая виртуозность, унаследованную от отца, и грацию, мягкость, благородство, приобретённые в работе с балетм. М. И. Петипа. Это обеспечило ей длительный успех в балетах "Жизель"; "Кипрская статуя" Трубецкого, "Своенравная жена" Адана, "Весталка" Иванова, "Роксана" Минкуса, "Катарина" Пуньи, "Пакеретта" Бенуа и Пуньи, "Гарлемский тюльпан" Шеля, "Баядерка", "Пахита", "Коппелия", "Царь Кандавл", "Щелкунчик", "Золушка", "Конёк-Горбунок"; "Волшебная флейта" Дриго. В 1-й пост. "Спящей красавицы" танцевала партию феи Бриллиантов. В 1883 гастролировала в Париже, затем в Москве. С 1911 педагог класса усовершенствования артистов Мариинского т-ра.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 418.

A. A. Соколов.

Иогансон Х. П.

ИОГАНСÓН Христиан Петрович [8(20).5.1817, Стокгольм, – 12(25).12.1903, Петербург], артист и педагог. По национальности швед. Хореографич. образование получил в Театр. уч-ще Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского т-ра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классич. танцовщик и великолепный партнёр, И. отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок. С кон. 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар – "Эсмеральда", художник Сальватор Роза – "Катарина, дочь разбойника"). И. многое перенял из опыта рус. исполнителей и стал подлинно рус. художником. Был замечательным педагогом классич. танца. Преподавал в Петерб. театр. уч-ще с 1860 (официально с 1869). Среди учеников – П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. М. И. Петипа, бывая на его уроках, нередко из классных упражнений брал материал для сочиняемых балетов. Представитель балетного академизма, И. своим творчеством утверждал огромную художественную ценность, чистоту и благородство классич. танца.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 255–57.

A. A. Соколов.

Иордан О. Г.

ИОРДÁН Ольга Генриховна (18.5.1907, Петербург, – 27.5.1971, Ленинград), сов. артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1956). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1926–50 в Т-ре им. Кирова. Классич. балерина, И. обладала развитой техникой. Её танец отличался эффектностью, широтой и смелостью. Лучшие партии: Одиллия, Раймонда, Китри. Первая исполнительница партий: Дива ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен), Жанна ("Пламя Парижа", 1932, балетм. тот же), Панночка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, 1940, балетм. Ф. В. Лопухов), Дева-краса ("Весенняя сказка" на муз. Чайковского, 1947, балетм. тот же). Среди партий: Царица вод ("Конёк-Горбунок"), фея Бриллиантов, принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Медора, Зарема, Никия. Во время Великой Отечеств. войны И. создала в Ленинграде небольшую балетную труппу, выступавшую в тяжёлых условиях блокады. В 1945 в Ленингр. Малом т-ре пост. "Итальянское каприччио" на муз. Чайковского. С 1950 преподавала в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1963–69 педагог Моск. хореографич. уч-ща и репетитор Большого т-ра. Оставила "Воспоминания" (в рукописи; библиотека ВТО).

Соч.: Из дневника, в сб.: Без антракта. Актёры города Ленина в годы блокады, [Л.], 1970.

Лит.: Розенфельд Сем., Ольга Иордан, "Искусство и жизнь", 1941, № 5.

A. A. Соколов.

"Иосиф Прекрасный"

"ИÓСИФ ПРЕКРÁСНЫЙ", балет в 2 актах 5 картинах, комп. и дирижёр С. Н. Василенко, сцен. и балетм. К. Я. Голейзовский. 3.3.1925, Экспериментальный т-р, Москва; худ. Б. Р. Эрдман; Иосиф – В. А. Ефимов, Тайах – Л. М. Банк, Потифар – А. Д. Булгаков. 1926, Одесский т-р оперы и балета, балетм. и худ. те же, дирижёр Б. Врана; Иосиф – Д. Дмитриев, Тайах – И. П. Пензо, Потифар – В. Лихачёв. 1928, Харьковский т-р оперы и балета, балетм. и худ. те же, дирижёр И. Е. Вайсенберг; Иосиф – Б. В. Плетнёв, Тайах – B. C. Дуленко, Потифар – А. Суворов.

Лит.: Суриц Е., Хореографическое искусство двадцатых годов, М., 1979.

О. М. Мартынова.

Иранский балет

ИРÁНСКИЙ БАЛÉТ. Танец был распространён на территории Ирана в глубокой древности. Ритуальные танцы входили в состав театрализованных мистерий уже в эпоху Ахеменидов (6–4 вв. до н. э.): проф. танцовщики выступали при дворе Артаксерксов (5 в. до н. э.), сохранились сведения о танцах, исполнявшихся в честь Александра Македонского. (4 в. до н. э.). В эпоху Сасанидов (3–7 вв.) при дворах и храмах были проф. танцовщицы. Даже после араб. завоевания (7 в.) и введения ислама, когда были запрещены публичные выступления женщин, танц. иск-во продолжало развиваться. Насчитывается восемь разновидностей нац. иран. танцев. Классич. танец подчинён строгим правилам; он основывается на особом движении ног ("модж-па" – волна ног) и особом положении корпуса с опорой на бёдра. На этом разработано семь основных разновидностей движений, для освоения к-рых требуется длительная проф. подготовка. Др. виды танцев: пантомимные, религиозные (напр., вращательные танцы дервишей Мовлеви), военные, акробатич. (в т. ч. на проволоке), эротич., гротесковые (в масках и без них), а также группа разнообразных нар. танцев. Существуют ансамбли, к-рые демонстрируют нац. танцы, например "Иранские танцовщики Махалли" (работает в Тегеране на основе школы, организованной в 1971 Р. и Ж. де Уорренами).

Европ. балет начал развиваться в Иране в кон. 50-х гг. 20 в. под англ. влиянием. В 1955 Н. Ахмедзаде организовала в Тегеране, по поручению Министерства культуры и искусств, Академию танца, где обучали гл. обр. нац. танцам, а приглашённый ею амер. балетм. У. Доллар создал и отделение классич. танца. В 1958 в Тегеран была приглашена Н. де Валуа, а затем для преподавания и пост. балетов – Э. Кок, М. Золан, С. Вейн и М. Инглиш. В 1967 труппу, получившую название Иранский национальный балет, возглавил Р. де Уоррен. Этот коллектив начал выступать в новом здании Рудаки-холл, прима-балериной труппы была Н. Ахмедзаде, к-рая возглавила её в 1971, когда Уоррен занялся изучением нац. танца. В 60-х гг. в репертуаре труппы были пост. балетмейстеров: М. М. Фокина – "Жар-птица" и "Видение розы"; Дж. Баланчина – "Симфония до-мажор", "Вальс" Равеля; Дж. Кранко – "Дама и шут" на муз. Верди и другие. В 70-х гг. ряд постановок осуществили Э. Хитон ("Жизель", "Коппелия", "Шехеразада"; "Па-де-катр" на муз. Пуньи), В. М. Чабукиани ("Лебединое озеро", 1972), Н. Березов ("Щелкунчик", 1976). В 1976 труппу возглавил А. Пурфарук. Иранские артисты получают образование в Консерватории танца и музыки.

Лит.: Rezvani M., Le théâtre et la danse en Iran, P., 1962.

Е. Я. Суриц.

Иранский национальный балет

ИРÁНСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, танц. труппа. Осн. в 1967 в Тегеране Н. Ахмедзаде. Субсидируемая гос-вом, интернац. по составу труппа в 1978 насчитывала 46 артистов. В её репертуаре – балеты классич. наследия и постановки совр. хореографов: А. Эйли, Н. Берёзова, Дж. Батлера, Б. Кульберг, А. Пурфарука (в 1976–79 худ. рук.). Распалась в 1979.

Ирландский балет

ИРЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ (Irish Ballet Company), первая проф. нац. труппа в Ирландии. Создание этого коллектива явилось началом развития проф. балетного иск-ва Ирландии. Труппа осн. в 1974 (получает дотацию от Совета иск-в Ирландской Республики). Первое представление – одноактные балеты: "Увертюра" на муз. Чайковского, "Образы" на муз. струнного квартета Дебюсси, "Апсары" на муз. Массне из оперы "Король Лахорский", "Женщины" на муз. Булз, и др. В труппе работают балетмейстеры: Дж. Мориарти, Д. Рейтер, П. Даррелл. Постоянный балетмейстер и художеств. консультант труппы Рейтер. Худ. рук. Дж. Мориарти (в 40-х гг. основавшая в Ирландии первую любительскую труппу "Корк балле"). Ведущая солистка И. б. – X. Старр. В 1975 коллектив показал 2-ю программу, включавшую "Па-де-катр" Пуньи в пост. А. Долина и "Западную балладу Корка" на муз. Ш. О'Риады, балетм. Мориарти. Труппа использует танец модерн, но основывается на технике классич. танца.

Лит.: "Dance and Dancers", 1974, April, p. 36–39, 48; там же, 1975, March, p. 30–33.

Исаева Б. М.

ИСÁЕВА Бозгуль Мамедовна (р. 3.11.1937, Душанбе), сов. артистка. Нар. арт. Тадж. ССР (1971). С 1958, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги М. В. Боярчикова, H. A. Железнова), в Т-ре им. Айни. Партии: Одетта – Одиллия, Китри, Жизель, Никия; Гульнара ("Корсар"), Ингрид и Доврская дева ("Пер Гюнт" на муз. Грига), Фанни ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса), Вакханка ("Баядерка"), Джульетта, Лейли; Сари и Фанни ("Тропою грома"), Нина ("Маскарад" Лапутина), Зарина ("Тимур-Малик" Ашрафи), Саодат и Марина ("Сын Родины" Тер-Осипова), Барышня ("Барышня и хулиган") и др. Участвовала в гастролях за рубежом. С 1962 педагог Душанбинской хореографич. школы.

Исаева Г. И.

ИСÁЕВА Галина Ивановна [р. 6(19).4.1915, Петроград], сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1960). Училась на вечернем отделении Ленингр. хореографич. техникума (педагоги E. H. Гейденрейх, А. Я. Ваганова, A. B. Ширяев). В 1931–63 артистка, в 1941–42 и в 1954–60 худ. рук. Ленингр. Малого т-ра. Танец И. был отмечен хорошей классич. школой, темпераментом. Создательница амплуа травести на балетной сцене, И. воплотила образы детей улицы – дерзких и непосредственных. Лукавством, озорством наделяла и своих взрослых героинь. Первая исполнительница партий: Попёнок ("Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки, 1940, балетм. В. А. Варковицкий), Змеральдина ("Мнимый жених" Чулаки, 1946, балетм. Б. А. Фенстер; Гос. пр. СССравни 1948), Даша ("Юность" Чулаки, 1949, балетм. тот же, Гос. пр. СССравни 1950), Настенька ("Чудесная фата" Заранек, 1947, балетм. H. A. Анисимова), королева Рената ("Двенадцать месяцев" Битова, 1954, балетм. Фенстер), Гаврош ("Гаврош" Битова и Корнблита, 1958, балетм. Варковицкий). Среди др. ролей: Ванечка ("Доктор Айболит"), Лиза, Сванильда; Бурш ("Коппелия"), Настя ("Барышня-крестьянка" Асафьева). Выступала как балетмейстер. Пост. балет "Доктор Айболит" (1948, совм. с Фенстером), танцы в опере "Джоконда" Понкьелли (1956, совм. с К. Ф. Боярским), возобн. балет "Фадетта" (1955). С 1967 худ. рук. отдела оригинальных жанров в Ленконцерте.

Г. Н. Добровольская.

"Исламей"

"ИСЛАМÉЙ" ("Восточная фан- тазия"), одноактный балет на муз. одноим. фантазии для фортепьяно М. А. Балакирева, инструментовка С. Ляпунова (сюжет из "Сказок 1001 ночи"), сцен. и балетм. М. М. Фокин. 10.3.1912, Петербург, спектакль в пользу Лит. фонда на сцене Мариинского т-ра, худ. Б. И. Анисфельд, дирижёр H. H. Черепнин; Царь Чёрных островов и четырёх гор – П. А. Гердт, его жёны – Т. П. Карсавина, В. П. Фокина, Е. Э. Бибер и другие., Негр – М. М. Фокин, мальчики-рабы – Г. А. Розай, Н. П. Ивановский, С. Н. Уланов, Б. Г. Романов, П. Н. Владимиров и другие.

Г. Н. Добровольская.

Исландский балет

ИСЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ. Первые постановки балетов нац. композиторов были осуществлены в рейкьявикском Национальном т-ре: "Огонь" (1950) и "Олафур Лильюрос" (1952). Витара, оба – балетм. С. Арман; "С любовью" (1953) и "Принцесса Диммалим" (1955), оба – балетм. Э. Бистед. Позднее были показаны: "Замороженные розы" Йоханнесона (1968, балетм. И. Бьорнсдоттир), "Весна" Хальдорсона (1970, балетм. Э. Схевинг и Бьорнсдоттир), "Зимние грёзы" Свейсона, (балетм. Н. Олафсдоттир) и "Из альбома Йонаса Хальгримсона" Исоульфсона (балетм. Бьорнсдоттир), оба – 1971; "Принц и роза" Рунольфсона (1972, балетм. В. Тиндеров).

В 1973 осн. Исландская танцевальная труппа. Её руководителем стал англ. балетм. А. Картер (до 1975). Ведущая танцовщица и балетм. – Дж. Клер. Впоследствии труппой руководили А. Беннет, К. Тильсон, Ю. Четаль. С коллективом работала также сов. балетм. Н. Г. Конюс. В конце 70-х гг. художеств. руководитель – К. Морелл. В репертуаре балеты исл. композиторов: "Этюды" и "Огненный звон" Мессона (оба – 1974, балетм. Картер), "Жизнь города" Сигурдбьорнсона (1976, балетм. У. Гутьонсдоттир), "Сюита исландских танцев" Асгейрсона (балетм. Четаль) и "Сэмундур Клеменсон" Турсафлоккурина (балетм. Бьорнсдоттир), оба – 1978. Среди др. пост.: "Творение" Шанкара (1973), "Вариации на тему Паганини" на муз. Брамса (1974), "Коппелия" (1975), все – балетм. Картер; "Девушка и смерть" на муз. Шуберта (балетм. Беннет), "Повозка" на муз. Прокофьева (балетм. Тильсон), "Сильфиды" (балетм. Конюс), все – 1976; "Много шума из ничего" Хренникова (балетм. Конюс), "Щелкунчик" (балетм. Четаль), оба – 1977; "Симфонические этюды" на муз. Шумана (балетм. И. Ульрих) и "Па-де-катр" Пуньи (балетм. А. Долин), оба – 1978. Труппа ставит также фрагменты из классич. и сов. балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Пламя Парижа", "Бахчисарайский фонтан". Артисты участвуют в танц. сценах опер и оперетт в Нац. т-ре. При т-ре существует балетная школа, к-рой руководит Бьорнсдоттир.

В. М. Паппе.

"Испанские эскизы"

"ИСПÁНСКИЕ ЭСКИ́ЗЫ", балет на муз. испанских увертюр М. И. Глинки ("Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"),сцен. и балетм. A. A. Горский. 30.6.1918, т-р сада "Аквариум", Москва, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; Хозяйка таверны – О. В. Некрасова, её дочь – Е. Л. Девильер, старый испанец – И. Е. Сидоров, молодой эспада – В. В. Свобода.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, [Л., 1971], с. 297.

Испанский танец и балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Испанское каприччио"

"ИСПÁНСКОЕ КАПРИ́ЧЧИО", одноактный балет на муз. H. A. Римского-Корсакова. 9.5.1923, Большой т-р, Москва, балетм. Л. А. Жуков, худ. Ф. Ф. Федоровский, дирижёр З. С. Голованов; Изабелла – Н. Б. Подгорецкая, Ангоро-тореадор – Л. А. Лащилин, Анура – М. Р. Рейзен, Гвидо – Л. А. Жуков. 4.4.1963, там же, на сцене Кремлёвского Дворца съездов, сцен. и балетм. В. Г. Гонсалес и М. Ф. Камалетдинов, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр A. A. Копылов; Арагонская девушка – Э. С. Костерина, Два дуэндес – Г. Т. Бовт и Ю. В. Выренков, Баски – С. Д. Адырхаева и В. П. Тихонов, Андалузцы – Л. Д. Трембовельская и A. A. Лавренюк. 7.12.1944, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща на сцене Т-ра им. Кирова, сцен. и балетм. Л. В. Якобсон, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр П. Э. Фельдт. 1952, Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон, худ. Н. П. Акимов (декорации) и Т. Г. Бруни (костюмы), дирижёр Г. А. Дониях; солисты – Н. Р. Мириманова и В. Н. Ермолаев, фанданго – Ф. И. Шишкин, Л. Н. Агафонова, A. B. Важнаткина, А. Г. Мирецкий. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Тбилиси (1924, М. Г. Дысковский; 1969, Г. И. Давиташвили), Минск (1932, Л. М. Крамаревский; 1949, С. В. Дречин), Пермь (1933, А. Р. Томский; 1949, К. А. Есаулова), Свердловск (1934, С. Н. Сергеев и М. Ф. Моисеев), Улан-Удэ (1960, М. С. Заславский), Донецк (1962, К. А. Муллер), Фрунзе (1963, Мадемилова). За рубежом: 1939, труппа "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин и Архентинита (исп. партии Гитаны), худ. М. Андре. 1951, Нац. балет Кубы, Гавана, балетм. А. Наварро (по Мясину).

Лит.: Львов-Анохин Б., Новое в советском балете, М., 1966,с. 54–56; Красовская В., Статьи о балете, Л.,1967, с. 36–37.

"Испытание Дамиса"

"ИСПЫТÁНИЕ ДАМИ́СА" ("Барышня- служанка"), одноактный балет. Комп. А. К. Глазунов, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 17.1.1900, Эрмитажный т-р, Петербург. 23.1.1900, Мариинский театр, худ. П. Б. Ламбин (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Изабелла – П. Леньяни (позднее М. М. Петипа, О. И. Преображенская, Т. П. Карсавина, Е. П. Гердт, Е. В. Лопухова и другие.), Дамис – П. А. Гердт, Люсинда – Ж. Чеккетти, Маринетта – К. M. Куличевская, Фронтен – Н. Л. Гавликовский. На эту же муз. пост. балет "Барышня-крестьянка".

Дамис впервые появляется в доме графини Люсинды, с дочерью к-рой Изабеллой он помолвлен, хотя и не знаком. Лукавая невеста подвергает его испытанию, поменявшись платьем со служанкой Маринеттой. Дамис с честью выходит из испытания, за что в награду получает руку Изабеллы.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1899–1900 гг., СПБ, 1901, с. 101–107; Франгопуло М., Энтелис Л. (сост.), 75 балетных либретто. Л., 1960, с. 75–76.

"Испытание любви"

"ИСПЫТÁНИЕ ЛЮБВИ́" ("L'Épreuve d'amour"), одноактный балет на муз., приписываемую В. А. Моцарту, сцен. А. Дерен и М. М. Фокин. 4.4.1936, труппа Балет Монте-Карло, т-р Монте-Карло, балетм. Фокин, худ. А. Дерен; Чунг-янг – В. Н. Немчинова, Юноша – А. Эглевский, Мандарин – Ж. Язвинский. 1956, Финский нац. т-р, Хельсинки, балетм. Г. Ге (по М. М. Фокину), худ. Я. Хорват (декорации) и М. Платонова (костюмы), дирижёр Н. Ринкама; Чунг-янг – М. Л. Раяла, Юноша – И. Лятти, Мандарин – К. Салин (в 1957 спектакль был показан в Ленинграде во время гастролей т-ра).

Лит.: Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1938, p. 605–608.

"Истар" (балет-мистерия)

"ИСТÁР" ("Istar"), балет-мистерия в 3 актах 5 картинах. Комп. Б. Мартину, сцен. Мартину и Я. Борецкий. 11.9.1924, Нац. т-р, Прага, балетм. Р. Ремиславский, худ. Б. Фейерштейн (декорации) и О. Керхарт (костюмы), дирижёр В. Майкснер; исполнители – Е. Никольская, Ремиславский, Л. Черна, И. Миллер. 1964, там же, балетм. И. Блажек. В др. городах ЧССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Либерец (1964, Ф. Сладечек), Пльзень (1967, В. Унтермюллерова). В ГДР: Гера (1974).

В. Вашут.

"Истар" (хореографич. поэма)

"ИСТÁР", хореографич. поэма на муз. одноим. симфонич. вариаций В. д'Энди, сцен. д'Энди. 1912, Париж, балетм. И. Н. Хлюстин, худ. Ж. Девальер; исполнители – Н. В. Труханова и М. де Карва. 1924, парижская Опера, балетм. Л. Статс, худ. Л. С. Бакст. 1941, там же, балетм. С. Лифарь, худ. тот же; исполнительница – И. Шовире.

Ассирийская богиня Истар освобождает из ада Сына Жизни. Раскрывая одну за другой семь дверей, она за каждой сбрасывает одно из своих покрывал. Танец Истар представляет собой семь последовательных виртуозных вариаций главной героини.

Истомина А. И.

ИСТÓМИНА Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург, – 26.6(8.7).1848, там же], рус. артистка. С 1816, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в труппе петерб. Большого т-ра (выступала там ещё ученицей). В том же году, после партии Галатеи ("Ацис и Галатея" Кавоса), заняла в петерб. балете ведущее положение. Исполняла центр. партии в балетах Ш. Дидло. Обладала редким сценич. обаянием, иск-вом выразительной пантомимы, музыкальностью, необыкновенной воздушностью, грацией, виртуозной техникой танца, тонко разрабатывала драматич. сторону своих партий. Первая создала на петерб. сцене пушкинские образы – Черкешенки ("Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса, 1823) и Людмилы ("Руслан и Людмила" Шольца, 1824). Среди лучших партий: Флора ("Зефир и Флора" Кавоса), Лиза ("Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность"), Луиза ("Дезертир" на сборную музыку), Кора ("Кора и Алонзо, или Дева Солнца" Антонолини), царица Сумбека ("Сумбека, или Покорение Казанского царства" Сонне), Нина ("Нина, или Сумасшедшая от любви" Персюа). С успехом выступала также в комедиях и водевилях. Ок. 1830 (из-за болезни ног) перешла на мимич. партии. В 1836 оставила сцену. A. C. Пушкин воспел И. в "Евгении Онегине". В творчестве артистки воплотились черты, предвещавшие начало расцвета рус. балетного романтизма.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 156–58; Слонимский Ю., Дидло, Л.–М., 1958; Эльяш Н., Авдотья Истомина, [Л.,1971].

О. М. Мартынова.

"История солдата"

"ИСТÓРИЯ СОЛДÁТА" ("L'Histoire du Soldat"), одноактный балет-пантомима. Комп. И. Ф. Стравинский, сцен. и автор текста Ш. Рамю. 29.9.1918, Передвижной т-р под руководством Ж. Питоева, Лозанна, балетм. и режиссёры Ж. и Л. Питоевы, худ. Р. Обержонуа, дирижёр Э. Ансерме; исполнители – Э. Ганьбен, Г. Россе, Ж. Вийяр-Жиль, Ж. и Л. Питоевы. 1927,"Нойе танцбюне", Мюнстер, балетм. К. Йосс. 1942, Кейптаун, балетм. Дж. Кранко. 1946, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Б. Ралов. 1954, Эдинбургский фестиваль, реж. Г. Реннерт, балетм. Р. Хелпмен; исполнители – Хелпмен и М. Ширер. 1967, Фестиваль в Сполето, балетм. Ж. Бабиле; исполнители – Бабиле и Г. Даум. 1971, "Американ балле тиэтр", балетм. Э. Фелд. В СССравни 5.7.1963, т-р "Эстония", балетм. Э. Суве, худ. Э. Рентер, дирижёр В. Ярви. 14.7.1964, Большой т-р, под назв. "Сказка о солдате и чёрте", сцен. и авторы текста С. Красовицкий и В. В. Смирнов, балетм. Э. Суве, худ. М. А. Соколова, дирижёр A. M. Жюрайтис; ведущие – Смирнов и Б. А. Никифоров, Солдат – В. Л. Антонов, Чёрт – Г. Б. Ситников, Король – Э. Г. Володин, Принцесса – Т. Н. Попко.

Хитрый Чёрт заключает сделку с беглым Солдатом: в обмен на скрипку Солдат получает волшебную книгу, приносящую богатство. Лишь проиграв Чёрту в карты все деньги, отбирает Солдат у него скрипку; звуки её исцеляют Принцессу. Вместе с ней Солдат отправляется в родное село к матери, но Чёрт и здесь обманывает его – Принцесса исчезает. Чёрт торжествует победу.

Лит.: Энтелис Л. А.(сост.),100 балетных либретто, М.–Л., 1966, с. 229–32.

Исупов Г. А.

ИСУ́ПОВ Герман Алексеевич (р. 27.10.1935, Пермь), сов. артист. Нар. арт. УССР (1975). В 1956 окончил Пермское хореографич. уч-ще (педагог Ю. И. Плахт), в 1957 – класс усовершенствования при Большом т-ре. В 1957–61 солист Ансамбля классического балета под рук. Р. И. Гербека, в 1961–63 – Воронежского т-ра, с 1963 – Т-ра им. Франко (с 1978 – гл. балетм.). Партии: Дезире, Базиль, Спартак; Квазимодо ("Эсмеральда"), Д'Артаньян ("Три мушкетёра" Баснера), Альберт; Ленин ("Тропою грома"), Ромео и Тибальд, Данила, Ферхад; Адам ("Сотворение мира" Петрова), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева) и др.

Т. А. Швачко.

"Италмас"

"ИТАЛМÁС", балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам поэмы-легенды М. П. Петрова). Комп. Г. Корепанов-Камской, сцен. и балетм. В. Никитин. 17.11.1961, Ижевский т-р, худ. Г. Векшин, дирижёр Г. Бехтерев.

Итальянский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Итальянское каприччио"

"ИТАЛЬЯ́НСКОЕ КАПРИ́ЧЧИО", одноактный балет на муз. П. И. Чайковского. Сцен. О. Г. Иордан и М. Малова. 3.7.1945, Ленингр. Малый т-р, балетм. Иордан, худ. Г. Н. Мосеев, дирижёр Е. М. Корнблит; Магдалена – Иордан, Джованни – Л. П. Вариченко, Гримани – В. А. Поплавский. 1955, т-р "Ванемуйне" (по мотивам "Сказок об Италии" М. Горького). Сцен. и балетм. И. А. Урбель, худ. И. Тяпси, дирижёр Я. Я. Харгель.

E. H. Дюкина.

Предыдущая страница Следующая страница