Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Стиль

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Стиль

СТИЛЬ (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма; манера, способ изложения), устойчивая целостность или общность образной системы, средств художеств. выразительности, образных приёмов, характеризующих произв. или совокупность произведений иск-ва. В процессе создания художеств. образа, в т. ч. в танце или в балете, происходит сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием (см. Содержание и форма). Характер этого сплава и образует С., зависящий от мировоззрения и метода художника и относящийся как к содержанию, так и к форме в их единстве. С. нельзя сводить только к совокупности формальных приёмов; он охватывает также идейно-образную основу этой совокупности, характеризуя произв. иск-ва в целом. С. неотделим от определённой системы художеств. условностей (см. Условность), являющихся орудием образного познания и влияющих на возникновение С. в данном виде иск-ва.

Понятие С. многозначно: можно говорить об индивидуальном С. художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном С. той или иной художеств. культуры, об историч. С., охватывающем совокупность произв. определённой эпохи. Сначала термин "С." возник в области лит-ры (17 в.), где он выражал своеобразие художеств. речи. С 18 в. понятие "С." применялось в области пластич. иск-в (И. Винкельман и другие.). В 19 в. получило распространение во всех видах художеств. творчества. В балете применяется по аналогии с др. искусствами.

О своеобразии С. можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по С. танцы разных историч. эпох, старинные и совр., танцы больших нац. регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и другие.>.) и отдельных нац. культур, внутри к-рых, в свою очередь, существуют стилевые различия (напр., в индийском классическом танце). В балете С. складывались и сменяли друг друга внутри историч. направлений (Возрождение, Барокко, Классицизм, Просвещение, Сентиментализм, Романтизм и др.), каждое из к-рых отличается своеобразием содержания, совокупностью определённых танцевально-пластич. средств и характером их применения. В 19–20 вв. самобытность С. можно усмотреть у всех крупных балетмейстеров. Так, для М. И. Петипа характерны крупные сюжетные спектакли на легендарную и сказочную тематику, с чередованием сцен действенных и дивертисментных, с единым устремлением к апофеозу в финале, с развитыми хореографич. формами, основанными на широком применении классич. танца, его полифонич. и симфонич. структур. Для М. М. Фокина – одноактные балеты с лирико-драматич. содержанием, нередко тяготеющим к трагедийности, с применением, наряду с классич. танцем, иных пластич. систем (в т. ч. заимствованных из прошлых эпох), со стремлением к скульптурности и живописности хореографич. зрелища. Своеобразием С. отмечено творчество крупнейших зарубежных хореографов современности Дж. Баланчина и М. Бежара, а в сов. иск-ве – К. Я. Голейзовского, Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича и другие.

В модернизме происходит разложение С., к-рый вытесняется субъективными индивидуальными манерами, погоней за нарочитой оригинальностью в ущерб художеств. познанию жизни. Сов. балет характеризуется идейным единством и общностью творческого метода, но при этом – многообразием индивидуальных и национальных С.

Лит.: Кантор Α., О стилях, M., 1962; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968; Соколов А. Н., Теория стиля, М., 1968; Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете. Л., 1980.

В. В. Ванслов.

В начало энциклопедии