Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЕ"-"СИБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЕ"-"СИБ")

"Свет и тени"

"СВЕТ И ТЕНИ", балет в 3 актах (по мотивам романа П. У. Бровки). Комп. Г. М. Вагнер, сцен. H. A. Алтухов. 17.11.1963, Минский т-р, балетм. А. Л. Андреев, худ. Е. Г. Чемодуров, дирижёр Л. В. Любимов; Анежка – Н. С. Давиденко, Алесь – В. П. Миронов, Женщина в чёрном – В. И. Крикова.

Ю. М. Чурко.

"Светлана"

"СВЕТЛАНА", балет в 3 актах, с прологом. Комп. Д. Л. Клебанов, сцен. И. И. Жига. 20.12.1939, Большой т-р, балетм. Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, А. И. Радунский, дирижёр Ю. Ф. Файер, худ. P. P. Макаров; Светлана – О. В. Лепешинская (затем С. В. Головкина), Илько – Ю. Г. Кондратов, Степан – В. И. Цаплин. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Горький (1940, 1947, М. Д. Цейтлин), Харьков (1941, 1946, П. К. Йоркин), Львов (1948, Цейтлин), Вильнюс (1951, В. Гривицкас).

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.–Л., 1950; Красовская В., Современность в современном балете, в её кн.: Статьи о балете, Л., 1967.

Н. Ю. Чернова.

Светланов Е. Ф.

СВЕТЛÁНОВ Евгений Фёдорович (р. 6.9.1928, Москва), сов. композитор, дирижёр и пианист. Нар. арт. СССР (1968). В 1951 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных (класс М. Ф. Гнесина), в 1955 – Моск. консерваторию (классы Ю. А. Шапорина, A. B. Гаука). В 1954 дирижёр-ассистент Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1955 дирижёр, в 1963–65 гл. дирижёр Большого т-ра. Участвовал в пост. балетов: "Тропою грома" (1959, балетм. K. M. Сергеев), "Паганини" (1960), "Ночной город" на муз. Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961), все три – балетм. Л. М. Лавровский. Дирижировал спектаклями балетного репертуара т-ра. С 1965 художеств. руководитель и гл. дирижёр Гос. симфонич. оркестра СССравни С 1974 секретарь правления Союза композиторов СССР. На музыку симфонич. поэмы С. "Калина красная" пост. одноим. балет (сценарий по произв. В. М. Шукшина; 1977, балетм. А. Петров, Большой т-р). Ленинская пр. (1972), Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1975), Гран, при (Франция).

Лит.: Рацер Е., Е. Светланов, "СМ", 1963, № 2; Григорьев Л., Платек Я., Современные дирижеры, М., 1969; Тольба В., "Дирижер" глазами дирижера, "СМ", 1973, № 11.

В. А. Кулаков.

Светлов В. Я.

СВЕТЛÓВ (псевд.; наст. фам. – Ивченко) Валериан Яковлевич [17(29).10.1860, Петербург, – 1934, Париж], рус. балетный критик. В 1910–16 редактор журнала "Нива". С сер. 1890-х гг. начал писать о балете; поддерживал преобразования М. М. Фокина. В 1909 – член Комитета по организации Русских сезонов за границей. С 1917 жил во Франции (Париж). Автор сценария балета "Принц-садовник" Давидова (1906, по Андерсену). М. М. Фокин на сюжет сказки С. пост. балет "Эрос" на муз. Чайковского (1915).

Соч.: Жрецы. Театральные очерки, СПБ, 1896; О. О. Преображенская, СПБ, 1902; Терпсихора, СПБ, 1906; Современный балет, СПБ, 1911; Anna Pavlova, P., 1922; Thamar Karsavina, L., 1922; The Diaghileff ballet in Paris, L., 1929, Dec., 1930, Jan., Feb.; In defence of classical art in dance, L., 1931, Oct., Nov., Dec., 1932, Jan.; Quelques idées sur le modernisme, в кн.: Archives internationales de la danse, P., 1933.

Лит.: Фокин M., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.–М., 1962; Beaumont С. W., M. Fokin and his ballets, L., 1935.

Н. М. Садовская.

"Светлый ручей"

"СВÉТЛЫЙ РУЧÉЙ", балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Д. Д. Шостакович, сцен. Ф. В. Лопухов и А. И. Пиотровский. 4.4.1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дирижёр П. Э. Фельдт; Зина – З. А. Васильева, Пётр – П. А. Гусев, Классическая танцовщица – Ф. И. Балабина, Классический танцовщик – H. A. Зубковский, Молодящаяся дачница – Т. Э. Фюрт, Пожилой дачник – М. А. Ростовцев, Гаврилыч – Ф. И. Чернышенко, Гармонист – A. A. Орлов, Галя – Г. И. Исаева, Горец – A. B. Лопухов, Узбек – С. П. Дубинин, Кубанец – Е. В. Николаев. 30.11.1935, Большой театр, балетм. тот же, реж. Б. А. Мордвинов, худ. В. В. Дмитриев, дирижёр Ю. Ф. Файер; Зина – З. И. Васильева, Пётр – П. А. Гусев, Классический танцовщик – А. Н. Ермолаев, Старый колхозник – Л. А. Поспехин, Гармонист – В. В. Смольцов, Галя – И. Чарноцкая, Узбек – И. А. Моисеев, Кавказец – A. A. Царман, Кубанец – В. И. Маторин, Дачник –В. А. Рябцев, Дачница –Е. М. Ильющенко.

Лит.: Шереметьевская Н., Молодые балетные театры, в кн.: Советский балетный театр. 1917–1967, М., 1976, с. 173–80, 185.

Г. Н. Добровольская.

"Свечкина свадьба"

"СВÉЧКИНА СВÁДЬБА", балет в 3 актах 5 картинах, с прологом и эпилогом (по драме И. А. Кочерги). Комп. Ю. В. Знатоков, сцен. А. Н. Игошин, И. А. Чернышёв. 1974, Одесский т-р, балетм. Чернышёв, худ. Ф. Ф. Нирод, дирижёр И. Шаврук; Иван Свечка – В. Пидлозный, Меланка – А. Сердюк, Ольшанский – В. Купало, Воевода – П. Филиппов, Гильда – Е. Царикова.

Лит.: Загайкевич М., "Свiччине весiлля", "Музика", 1974, № 5.

В. М. Пасютинская.

Свечников А. Г.

СВÉЧНИКОВ Анатолий Григорьевич [2(15).6.1908, Киев, – 12.3.1962, там же], сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1954). Окончил Киевский музыкально-драматич. ин-т (класс В. А. Золотарёва и Л. Н. Ревуцкого). Автор соч. для симфонич. оркестра, хоров, инструм. пьес, песен, музыки к кинофильмам. Написал музыку балетов "Маруся Богуславка" (1951, Киевский т-р оперы и балета, балетм. С. Н. Сергеев), "Ночь перед Рождеством" (1959, Ансамбль танца УССР). ГОС. пр. СССР (1950).

B. C. Ванслов.

"Свитезянка"

"СВИТЕЗЯ́НКА" ("Świtezianka"), балет в 2 актах. Комп. и сцен. Э. Моравский. 13.5.1931, "Театр Вельки", Варшава, балетм. П. Зайлих, худ. Ю. Водыньский; Сагна – X. Шмольцувна, Князь – З. Домбровский, Вит – С. Балишевский. 1960, Лодзь, сцен. и балетм. Ф. Парнель. 1962, Варшавская опера, сцен. и балетм. Е. Гогул.

И. Турска.

"Своенравная жена"

"СВОЕНРÁВНАЯ ЖЕНÁ" ("Le Diable à quatre"), балет в 3 актах. Комп. А. Адан, сцен. А. де Лёвен. 11.8.1845, парижская Опера, балетм. Ж. Мазилье, худ. П. Сисери, Ш. Сешан, П. Дитерле; граф Полинский – Л. Петипа, графиня Берта – М. Жакоб, Мазурки, корзинщик – Мазилье, его жена – К. Гризи. 1845, "Принсесс тиэтр", Лондон. 1847, "Театр Вельки", Варшава, балетм. P. Турчинович. 1848, "Бродвей тиэтр", Нью-Йорк. В России: 1846, Большой театр, Москва (под назв. "Сумбурщица"), балетм. и исполнительница гл. партии Е. А. Санковская, худ. И. Браун и Ф. Шеньян. 1852, возобн., там же (под назв. "Сварливая жена, или Со всем прибором сатана"). 14.11.1851, Большой т-р, Петербург (с добавлением муз. Ч. Пуньи, в 4 актах 5 картинах), балетм. Ж. Перро, худ. А. Роллер; графиня Берта – Е. И. Андреянова (позднее Р. Гиро и Л. Флёри), корзинщица – Гризи (позднее А. Н. Амосова и А. И. Прихунова). 1885, возобн., там же, балетм. М. И. Петипа (по Мазилье), худ. М. А. Шишков, М. И. Бочаров и Обэ; графиня Берта – Е. П. Соколова (позднее А. Х. Иогансон), корзинщица – М. Н. Горшенкова (позднее А. И. Виноградова).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 250.

Г. М. Шлуглейт.

"Севан"

"СЕВÁН", балет в 4 актах 7 картинах. Комп. Г. И. Егиазарян, сцен. И. И. Арбатов и В. Т. Вартанян. 11.2.195, Т-р им. Спендиарова, балетм. Арбатов, консультант спектакля Л. М. Лавровский, худ. К. А. Минасян и А. Н. Шакарян, дирижёры Ю. Г. Давтян и Р. Г. Степанян; Рузан – С. А. Минасян, Рубен – М. С. Мартиросян, Азат – В. Г. Ханамирян, Гоар – Т. Г. Григорян, Ашот – А. Т. Гарибян, Цовик – И. А. Ушакова, Мато-бидза – Арбатов.

P. A. Торосян.

Севастьянов И. В.

СЕВАСТЬЯ́НОВ Иван Васильевич (р. 10.10.1920, с. Березянки Саратовской обл.), сов. театр. художник. Нар. худ. РСФСР (1961). Окончил Саратовское художеств. уч-ще (1940). Гл. художник Саратовского (1945–51), Новосибирского (1952–63) т-ров, Т-ра им. Кирова (с 1963). Оформил балеты: "Лебединое озеро" (1947, Саратов, совм. с В. В. Дмитриевым, балетм. ОТ. Иордан), "Бахчисарайский фонтан" (1951, там же, балетм. В. Т. Адашевский), "Дон Кихот" (1954, балетм. М. Л. Сатуновский); "Алладин и волшебная лампа" Савельева (1956, балетм. Е. А. Мачерет), "Баядерка" (1958); "Драгоценный фонарь Лотоса" Чжан Сяоху (1959, балетм. Ли Чэнлэн, Ван Сисянь, Мачерет); "Корсар" (1962), "Лебединое озеро" (1962) – все в Новосибирске; "В порт вошла ?Россия"" Соловьёва-Седого (1964, Т-р им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров).

Лит.: Михайлова A. A., И. В. Севастьянов, Л., 1962.

В. В. Ванслов.

"Северный сон"

"СÉВЕРНЫЙ СОН", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. Л. Аустер, сцен. и балетм. В. Гривицкас. 3.12.1960, т-р "Эстония", худ. Л. Рооза и К. Клаус, дирижёр В. Ярви. 2.12.1961, Вильнюсский т-р, балетм. и худ. те же, дирижёр X. Поташинскас; Месяц – Г. Банис, Лаймуте – Р. Янавачюс, Дангуоля – А. Ашкеловичюте, Витас – У. Жебраускас.

Лит.: Клейнас Α., Балет дружбы, "Сов. культура", 1961, 19 дек.

В. В. Киселёв.

Северо-Осетинский музыкальный театр

СÉBEPO-ОСЕТИ́НСКИЙ МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР. Создан в 1972 на базе муз.-драматич. т-ра. Среди основателей: режиссёр Ю. Н. Лесков, худ. Ю. П. Фёдоров, дирижёры П. Ф. Панасян и A. A. Брискин, гл. балетм. Ю. Н. Мясин. Труппа пополняется выпускниками Ленингр. хореографич. уч-ща и хореографич. отделения Северо-Осетинского уч-ща иск-в. Силами учащихся первого выпуска (1965) был поставлен одноактный балет "Ацамаз и Агунда" Хаханова, по мотивам нартского эпоса (балетм. A. M. Псхациев). Труппа показала балеты классич. наследия, произведения сов. композиторов, первый многоактный осет. балет – "Хетаг" Хаханова (по мотивам поэмы К. Хетагурова). Балеты ставили Л. А. Серебровская, О. Егоров, А. Г. Закалинский. В труппе (1980): солисты – С. Х. Коцлова, С. Т. Калоева, Р. Б. Бутаев, А. Найфонов, П. Х. Хабалонов и другие.

В репертуаре театра

(в скобках фамилии балетмейстеров)

1977. "Доктор Айболит" Морозова, "Любовь-волшебница", "Барышня и Хулиган" (все – Серебровская).

1978. "Жизель" (Серебровская).

1979. "Сказки Венского леса" на муз. И. Штрауса (Егоров).

1980. "Мирандолина" Василенко (Мясин), "Хетаг" Хаханова (Закалинский).

А. Г. Закалинский.

Сегаль А. Н.

СÉГАЛЬ Александр Наумович (р. 19.4.1919, Киев), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. УССР (1957). С 1938, по окончании Киевского муз.-хореографич. техникума, в Т-ре им. Шевченко. Партии: Абдерахман ("Раймонда"), Тибальд, Ли Шанфу, Ротбарт; Гиго ("Гаянэ"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), Гирей и другие. Пост. в Т-ре им. Шевченко балеты: "Чёрное золото" Гомоляки (совм. с П. Вирским, 1960), "Буря" на муз. Чайковского (1964). С 1959 (с перерывами) балетмейстер, с 1977 – гл. балетмейстер Академии. ансамбля нар. танца УССР.

А. Л. Каминский.

Сегидилья

СЕГИДИ́ЛЬЯ (исп. seguidilla), исп. (андалусский) нар. танец-песня. Упоминание о С. встречается у писателей 14 в. Муз. размер 3/4 или 3/8 с разнообразными ритмич. фигурами, темп живой, сопровождается игрой на кастаньетах или гитаре, пением. Муз. обработка у Э. Мегюля, К. Вебера, Ж. Бизе, М. И. Глинки, И. Альбениса и другие.

И. С. Ивлиева.

Седова Ю. Н.

СЕДÓВА Юлия Николаевна [9(21).3.1880, Петербург, – 23.11.1969, Канн (Франция)], рус. артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог Э. Чеккетти), в 1898–1911 и 1914–16 в Мариинском т-ре. Первая крупная партия – Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера, 1899). Обладала ярким темпераментом, высокой техникой, виртуозными вращениями. Танцевала в балетах, пост. М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, А. Сен-Леоном, Ж. Перро и другие. Среди партий: Царь-девица; Заэль ("Ручей" Делиба и Минкуса), Низия ("Царь Кандавл" Пуньи), Одетта – Одиллия, Аврора, Китри; Град ("Времена года"), Флёр де Лис ("Эсмеральда"), Мирта ("Жизель"), Гамзатти ("Баядерка"). Пользовалась успехом в характерных танцах (русский танец – "Фея кукол", венгерский – "Лебединое озеро", мазурка – "Раймонда"). В сезоне 1904–05 выступала в Большом т-ре в Москве. Гастролировала в др. городах и за границей, в т. ч. в 1911 –14 в Европе и в США (партнёр – M. M. Мордкин). С 1918 жила во Франции. Работала балетмейстером и педагогом. Руководила школой танца в Ницце.

Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 348–51; Борисоглебский М., Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 88–89; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972], с. 87–94.

E. H. Дюкина.

"Седьмая симфония"

"СЕДЬМÁЯ СИМФÓНИЯ", одноактный балет на муз. 1-й части 7-й симфонии С. С. Прокофьева, сцен. и балетм. М. М. Газиев. 7.6.1961, Пермский т-р, худ. H. H. Корягин, дирижёр А. Я. Войскунский; Она – P. M. Шлямова, Он – Л. В. Асауляк, Звёздочка – Т. Мееркова, Судьба – Н. Ф. Орешкевич.

"Седьмая симфония" ("La Septieme Symphonie")

"СЕДЬМÁЯ СИМФÓНИЯ" ("La Septième Symphonie"), балет в 4 частях на муз. 7-й симфонии Л. Бетховена. 5.5.1938, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин, худ. К. Берар; исполнители – А. Маркова, Н. Тейладе, Ф. Франклин, И. Юшкевич.

Селезнев А. В.

СÉЛЕЗНЕВ Александр Владимирович [9(22).5.1907, Петербург, – 2.6.1961, Алма-Ата], сов. артист, педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1955). Занимался в частной студии Кларка, затем на вечернем отделении Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Пономарёв, A. M. Монахов, A. B. Ширяев и другие.). Был артистом Передвижного т-ра муз. комедии, гастролировавшего по городам Поволжья и Украины, в 1928–36 т-ров Москвы и Ленинграда; с 1927 в Т-ре им. Абая. Среди партий: Гирей; Клод Фролло ("Эсмеральда"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Пётр I ("Медный всадник"), Мергенбай ("Камбар и Назым" Великанова). С 1937 преподавал в Казах. хореографич. уч-ще. Среди его учеников – Д. Абиров, Р. Тажиева, С. Кушербаева, З. Райбаев, Э. Мальбеков.

Л. П. Сарынова.

Селиндер А.

СÉЛИНДЕР (Seiinder) Андерс (1806, Стокгольм, – 1874, там же), швед. артист и балетмейстер. С 1829 солист Королевского шведского балета. Первый нац. балетмейстер. Возглавлял труппу в 1833–45 и 1851–56. Ввёл в репертуар романтич. балеты Ф. Тальони, А. Бурнонвиля и "Жизель". Пост. ок. 15 балетов, в т. ч. "Паша и рабыня" (1838); "Альфильд, или Волшебная лира" (1839), "Галатея и Полифем" (1852) и "Рыбак и наяда" Шварца (1853). Исполнял гл. партии в большинстве балетов. Собирал и изучал швед. нар. танцы, вводил их в оперные и балетные спектакли. Муз. спектакль "Люди из Вермланда" на муз. Ранделя (1846) шёл до 1964, выдержав св. 800 представлений. Уйдя из труппы в 1871, открыл в Стокгольме балетную школу.

Е. Я. Суриц.

Селлинг К.

СÉЛЛИНГ (Selling) Кай (р. 1935, Стокгольм), швед. артист. Учился у Л. Кариной, О. И. Преображенской, М. Скипинг и другие. В 1954–71 в Королевском шведском балете (1961–62 в "Американ балле тиэтр", в 1962–1963 – в Австралийском балете). Исполнял гл. партии в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Жизели", балетах Б. Кульберг – "Фрёкен Юлия"; "Лунный олень" Рисагера и другие.

Е. Я. Суриц.

"Селькинчек"

"СЕЛЬКИНЧÉК" ("Качели"), балет в 2 картинах. Комп. В. А. Власов и В. Г. Фере, сцен. К. Джантошев. 10.1.1943, Фрунзенский т-р, балетм. Л. Крамаревский, худ. М. Чиковани, дирижёр В. Чернов.

Селюцкий Г. Н.

СЕЛЮ́ЦКИЙ Геннадий Наумович (р. 23.12.1937, Петрозаводск), сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1973). С 1956, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Ф. И. Балабина), в Т-ре им. Кирова. Танцевал в балетах, пост. Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским, В. М. Чабукиани, K. M. Сергеевым, Ю. Н. Григоровичем, Л. В. Якобсоном и другие. Среди партий: Зигфрид, Ротбарт, Дезире, Вацлав, Гирей; Парис и Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Абдерахман ("Раймонда"), Командор ("Лауренсия"), Визирь ("Легенда о любви"), Баян ("Клоп" Отказова и Фиртича), Флорестан ("Карнавал"), Клавдий ("Гамлет" Червинского), Мако ("Тропою грома"), миниатюры "Мечта", "Птица и охотник", "Слепая" ("Хореографические миниатюры"). Участвовал в концертных программах Камерного балета под рук. Г. Д. Алексидзе. С 1963 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща.

Лит.: Коган Э., Геннадий Селюцкий, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л.–М., 1968.

И. В. Ступников.

Семанова Л. В.

CEMÁHOBA Людмила Викторовна (р. 4.5.1928, с. Анненское Вологодской обл.), сов. артистка, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1961). В 1947 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова). После дебюта в партии Китри (1954) – ведущая солистка Т-ра им. Спендиарова. Среди партий: Гаянэ; Чмшкик ("Хандут" на муз. Спендиарова), Одетта – Одиллия, Раймонда; Гюльнар ("Шехеразада"), Жизель, Эгина, Золушка; Франческа ("Франческа да Римини") и др. В 1962–71 педагог-репетитор т-ра. В 1948–52 и в 60-е гг. педагог Ереванского хореографич. уч-ща. Среди учеников – Э. Мнацаканян, Б. Худинян, С. Вартанян.

Л. Семанова - Жизнь, Ф. Еланян - Художник ("Голубой ноктюрн" Э. Оганесяна)

Семанова Л. В.

Л. Семанова - Жизнь, Ф. Еланян - Художник ("Голубой ноктюрн" Э. Оганесяна)

Семёнов В. А.

СЕМЁНОВ Виктор Александрович [4(16).12.1892 – 13.4.1944, Москва], сов. артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). С 1912, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. К. Обухов), в Мариинском т-ре. Изящный, виртуозный танцовщик, обладавший большим прыжком с хорошим баллоном, благородной мягкостью исполнения, С. выступал в ведущих партиях классич. репертуара: Альберт; Таор ("Дочь фараона"), Зигфрид, Голубая птица, Феб и другие. В 1913–1931 преподавал в Петерб. (Ленингр.) театр. уч-ще. Позднее (до 1936) репетитор балетной труппы Большого т-ра и преподаватель Моск. хореографич. уч-ща, в 1939–44 – Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. A. B. Александрова. Как педагог С. внёс значит. вклад в развитие традиций рус. школы классич. танца.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972], с. 369–72.

Г. М. Шлуглейт.

Вик. Семёнов - Зигфрид

Семёнов В. А.

Вик. Семёнов - Зигфрид

Семёнов В. Г.

СЕМЁНОВ Владилен Григорьевич (р. 12.11.1932, Самара), сов. артист. Нар. арт. РСФСР (1972). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв) в 1950–72 в Т-ре им. Кирова. Среди партий: Зигфрид, Дезире, Альберт; Принц ("Щелкунчик"), Жан де Бриен, Вацлав, Евгений, Ромео, Голубая птица; Актёр ("Пламя Парижа"), Солист ("Концерт" на муз. Вивальди). Исполнил концертные номера, пост. Л. В. Якобсоном, – "Венский вальс" на муз. Р. Штрауса, "Мечта" на муз. Листа. С. – танцовщик благородной сдержанной манеры, продолжатель академич. традиций школы рус. балета. С 1963 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1970–72 художеств. руководитель коллегии балетной труппы Т-ра им. Кирова, с 1970 балетмейстер-репетитор и педагог этого т-ра.

Лит.: Добровольская Г. Н., В. Семенов, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л.–М., 1968.

Семёнова Л. К.

СЕМЁНОВА Людмила Константиновна (р. 17.1.1921, Вязники Владимирской обл.), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1955). Училась в Горьковской балетной студии, совершенствовалась в Моск. и Ленингр. хореографич. уч-щах. С 1940 в Горьковском т-ре, в 1958–60 преподавала в балетной студии т-ра. Среди партий: Одетта – Одиллия, Эсмеральда, Хозяйка Медной горы, Аврора, Китри, Лауренсия, Никия, Мирандолина; Светлана ("Светлана" Клебанова), Tao Хоа, Раймонда, Зарема и Мария, Сюимбике; Актриса ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса), Лена ("Юность" Чулаки), Оля ("Тимур и его команда" Нестерова), Лиса и Ласточка ("Доктор Айболит").

Е. Л. Григорьева.

Семёнова М. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семеняка Л. И.

СЕМЕНЯ́КА Людмила Ивановна (р. 16.1.1952, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (1970, педагог Н. В. Беликова), в Т-ре им. Кирова. С 1972 в Большом т-ре (совершенствуется под рук. Г. С. Улановой). С. – лирико-драматич. балерина. Её танец отличается академич. чистотой. Исполняет партии классич. наследия и современные. Лучшие из них: Аврора, Маша, Ширин, Фригия; Валентина ("Ангара" Эшпая; Гос. пр. СССравни 1977), а также Одетта – Одиллия, Жизель; Анастасия ("Иван Грозный"), Катерина ("Каменный цветок").

Премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Междунар. конкурсов артистов балета в Москве (1969) и Варне (1972), 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Токио (1976), пр. Ленинского комсомола (1975), пр. Анны Павловой (1976, Париж).

Лит.: Гусев П., Людмила Семеняка, "Т", 1973, № 1; Сахарова О., Звание без эпитетов, "ТЖ", 1978, № 9.

В. В. Киселев.

Л. Семеняка - Анастасия, В. Васильев - Иван Грозный

Семеняка Л. И.

Л. Семеняка - Анастасия, В. Васильев - Иван Грозный

Семизорова Н. Л.

СЕМИЗÓРОВА Нина Львовна (р. 15.10.1956, Кривой Рог), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1977). С 1975, по окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагог Г. Н. Кириллова), в Т-ре им. Шевченко, с 1978 в Большом т-ре. Танец С. отличается красотой линий, лёгким вращением и прыжком, тонким чувством позы. Среди её лучших партий Фригия и Одетта – Одиллия; леди Макбет ("Макбет" Молчанова, балетм. В. В. Васильев). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1977). Участвовала в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

"Семик, или Гулянье в Марьиной роще"

"СЕМИ́К, И́ЛИ ГУЛЯ́НЬЕ В МÁРЬИНОЙ РÓЩЕ", балет-дивертисмент с песнями и плясками. Комп. С. И. Давыдов, балетм. И. М. Аблец. 1814, крепостной т-р Шереметевых в Останкине (точная дата и состав исполнителей неизв.). 25.1.1815, Москва, казённая сцена; пляски исполняли Т. И. Иванова, А. Д. Махаева, А. Т. Окунева, И. М. Аблец, А. П. Глушковский и другие. 1.6.1815, Эрмитажный т-р, Петербург, балетм. Огюст (Огюст Пуаро); исполнители – Е. И. Колосова, Огюст. Июль 1828, Большой т-р, Москва, балетм. И. К. Лобанов; исполнители – Ф. Гюллень-Сор, Т. И. Иванова-Глушковская, Лобанов, Ж. Ришар. Спектакль сохранялся в репертуаре до 1872. 13.1.1856, Костромской театр.

Лит.: Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959, с. 373–77; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958, с. 127–28.

В. М. Красовская.

"Семирамида"

"СЕМИРАМИ́ДА", балеты на сюжет древнеассирийской легенды, 1) "Семирамида". Комп. К. В. Глюк (по одноим. трагедии Вольтера), сцен. Р. Кальцабиджи. 31.1.1765, Придворный т-р, Вена, балетм. Г. Анджолини. 2) "Дочь воздуха, или Возвышение Семирамиды", балетм. и комп. С. Вигано. 1792, Венеция. 1793, Вена. 3) "Семирамида", балет-мимодрама. Комп. А. Онеггер, по поэме П. Валери. 11.5.1934, труппа И. Л. Рубинштейн, парижская Опера, Париж, балетм. М. М. Фокин, худ. А. Н. Бенуа; Семирамида – Рубинштейн.

"Семург"

"СЕМУ́РГ", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. Б. В. Бровцын, сцен. E. H. Барановский. 6.6.1964, Т-р им. Навои, балетм. И. Ю. Юсупов, худ. Т. Ш. Шарахимов, дирижёр Д. Г. Абдурахманова; Семург – Б. Р. Кариева, В. Я. Проскурина, Паризад – Г. Б. Измайлова, С. Р. Тангуриева, Буньяд – В. А. Васильев, И. Ю. Юсупов, Ялмагыз – Р. Т. Тангуриев.

Л. А. Авдеева.

"Семь красавиц"

"СЕМЬ КРАСÁВИЦ", балет в 4 актах 11 картинах (по поэмам Низами). Комп. К. Караев, сцен. Ю. И. Слонимский, И. Идаятзаде, С. Рахман. 7.11.1952, Т-р им. Ахундова, балетм. П. А. Гусев, консультант и постановщик отд. танцев Г. Алмасзаде, худ. Ф. Т. Гусак и Э. Алмасзаде, дирижёр К. Абдуллаев; Айша – Л. Векилова, Бахрам – Ю. Н. Кузнецов, Мензер – К. Н. Баташов, Визирь – A. C. Урванцев. 1959, там же, 2-я ред., в 3 актах с прологом, балетм. тот же, худ. В. И. Доррер, дирижёр Ниязи (показан в Москве на Декаде азерб. иск-ва и лит-ры, 1959). 1964, возобн., там же. 1969, 3-я ред., балетм. тот же, худ. М. Л. Плахова (декорации) и H. A. Кириллова (костюмы); Айша – Т. Ширалиева, Бахрам – В. Плетнёв, Мензер – М. Мамедов. 24.11.1953, Ленингр. Малый т-р, балетм. Гусев, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Э. П. Грикуров; Айша – В. М. Станкевич, Бахрам – B. C. Зимин, Мензер – Ю. П. Литвиненко, Визирь – H. H. Филипповский, Магрибская красавица – Н. Р. Мириманова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Саратов (1954, В. Т. Адашевский), Львов (1954, Н. И. Трегубов), Ташкент (1955, Г. И. Давиташвили), Куйбышев (1955, Н. В. Данилова), Киев (1963, Гусев), Новосибирск (1963, он же), Куйбышев (1974, А. Я. Шелест и Р. Ю. Вагабов). За рубежом: Прага (1959, М. Кура), Дессау (1960), Росток (1962, В. Брейер), Тегеран (1973).

Молодой шах Бахрам полюбил прекрасную девушку Айшу, но она отвергает его любовь. Жестокий правитель бросил в тюрьму брата Айши, Мензера, обрёк свой народ на голод и страдания. Тщетно пытается коварный Визирь отвлечь Бахрама воспоминаниями о семи красавицах, чьи ожившие изображения когда-то явились шаху в развалинах старого замка. Вместо них перед Бахрамом предстают семь посланцев народа и Айша, они требуют, чтобы он покинул страну. Разгневанный шах смертельно ранит девушку. Народ прощается с Айшой и изгоняет правителя из страны.

Лит.: Бонч-Осмоловская Е., Балеты Кара Караева "Семь красавиц" и "Тропою грома", М., 1961.

E. H. Дюкина.

"Семь смертных грехов мещанина"

"СЕМЬ СМÉРТНЫХ ГРЕХÓВ МЕЩАНИ́НА" ("Die Sieben Todsünden der Kleinbürger"), 1) Балет с пением в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Комп. К. Вейль, сцен. и автор текста Б. Брехт. 7.6.1933, труппа "Балет 1933", Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. К. Неер; Анна I – Л. Леня, Анна II – Т. Лош. 1936, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. X. Ландер. 1958, труппа "Нью-Йорк сити балле", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин (новая ред.), худ. Р. Тер-Арутюнян; Анна I – Л. Леня, Анна II – А. Кент. 1960, Франкфурт, балетм. Т. Гзовская. 1961, Балет XX века, "Театр де ла Монне", Брюссель, балетм. М. Бежар; Анна I – Ж. Шарра, Анна II – У. Кублер. 1961, Оперный т-р, Карл-Маркс-Штадт, ГДР, муз. ред. X. Кона, балетм. И. Циглер; Анна I – М. Шрайбер, Анна II – X. Омихен. 1963, Гос. опера, Берлин, в ред. Г. Кретке; Анна I – Г. Май, Анна II – И. Хуртиг. 1973, Королевский балет Лондона, балетм. К. Макмиллан. 2) На тот же сюжет создан ряд балетов под назв. "Семь грехов", в т. ч. на муз. М. Равеля (1954, Рио-де-Жанейро, балетм. Т. Лескова); мистерия в 7 картинах на муз. С. Веретти (1956, Милан, т-р "Ла Скала", балетм. Ж. Шарра; худ. М. Чиари; исполнители – Т. Туманова, У. Дель Ара, О. Амати); на муз. Ф. Даллингера (1971, Вена, балетм. А. Миттерхубер).

Лит.: Rebling Ε., Ballett von A bisz, В., 1966, S. 387–92.

Сен-Дени Р.

СЕН-ДЕНИ́ (Saint Denis) Рут [наст. фам. – Деннис (Dennis)] [20.1.1879 (по др. данным, 1878, 1880), Нью-Джерси, – 21.7.1968, Голливуд], амер. танцовщица, балетмейстер, педагог. Занималась гимнастикой по системе Ф. Дельсарта. В кон. 1890 – нач. 1900-х гг. участвовала в водевилях и варьете Д. Беласко. В 1906 показала стилизованные инд. танцы ("Фимиам", "Кобры", "Раджа" на муз. Делиба). В 1908–15 пост. программу "Египет", близкую япон. т-ру ноо танц. драму "О-Мика" на муз. Худ Бауэса и другие. В 1915 с Т. Шоуном организовала школу и труппу "Денишоун". Вместе с Шоуном исполняла композиции "Танцевальные представления Египта, Индии и Греции" на муз. Мировица, Хорста и Невинса (1916), "Орфей и Евридика" на муз. Глюка (1918). В 1930-х гг., после закрытия школы, выступала с религиозными танцами. В 1940 совм. с танцовщицей Ла Мери организовала в Нью-Йорке школу вост. танца ("Школа натья"). До 1963 выступала с концертами, читала лекции, преподавала. В танц. иск-ве, гл. обр. стилизованном под Восток, С.-Д. видела средство самовыражения, способствующее общению между людьми. Наряду с А. Дункан С.-Д. – одна из основоположниц танца модерн, мн. представители к-рого учились в школе "Денишоун".

Соч.: Lotus Light, N. Y., 1932; An unfinished life, N. Y., 1939.

Лит.: Terry W., Miss Ruth, N. Y., 1969; Schlundt Ohr L., Into the mystic with miss Ruth, [N. Y., 1970].

Е. Я. Суриц.

Р. Сен-Дени в главной партии в балете "Иштар" Крифса

Сен-Дени Р.

Р. Сен-Дени в главной партии в балете "Иштар" Крифса

Сен-Санс К.

CEH-CAHC (Saint-Saëns) Камиль (9.10.1835, Париж, – 16.12.1921, Алжир), франц. композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Член Ин-та Франции (1881). Окончил Парижскую консерваторию (у H. A. Ребера и Ф. Галеви). С.-С. создал мн. произведений в разл. жанрах, в т. ч. балет "Жавотта" (1896, "Гран театр", Лион, балетм. Марикита; 1909, парижская Опера, балетм. Л. Статс; в России: 1902, Мариинский т-р, балетм. П. А. Гердт). Оперы С.-С. ("Самсон и Далила", "Генрих VIII") также включают в себя развёрнутые балетные дивертисменты. На муз. С.-С. пост. балеты: "Умирающий лебедь" (миниатюра на муз. одной из частей сюиты "Карнавал животных", 1907, пост. М. М. Фокиным для А. П. Павловой), "Карнавал животных" (на муз. одноим. сюиты, 1943, "Балле Рамбер", Лондон, балетм. А. Хоуард), "Мрачное видение" (1965, Большой канадский балет, Монреаль, балетм. Р. Пейдж), "Сен-Санс-Кончерто" (1966, "Харкнесс балле",

Нью-Йорк, балетм. Сиверс) и др.

В. А. Кулаков.

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный, от франц. sentiment – чувство), направление в европ. иск-ве 2-й пол. 18 в. Развивало демократич. тенденции Просвещения. Возникнув в Англии, С. распространился в др. странах. Для С. первостепенное значение имели чувства человека и его личность. Отсюда – более глубокое представление о его внутренней жизни и характере. Во франц. т-ре С. отстаивал Ж. Ж. Руссо, резко отвергавший нормы классицизма. Взгляды Руссо на т-р были развиты Л. Мерсье, практически и теоретически утвердившим эмоционально-насыщенное сценич. действие. Он обращался к жизни рядовых людей и призывал следовать У. Шекспиру. На сюжет пьесы Мерсье "Дезертир" балетм. Ж. Доберваль в 1784 пост. одноим. балет, основанный на тех же принципах. В балетах Доберваля (лучший из них – "Тщетная предосторожность", сохраняется в репертуаре совр. балетных трупп) героями впервые стали люди из народа. Балетмейстер широко использовал нар. танец и весь спектакль подчинял единому замыслу, отразив демократич. тенденции Великой франц. революции. Доберваль более последовательно, нежели его учитель Ж. Ж. Новер, практически осуществил многие из его принципов. Освобождались от пут традиций и балеты на героич. сюжеты. Обогатилась танц. техника, использовавшая опыт нар. танца, появились новые более сложные вращения и прыжки.

Значит. для формирования балетного С. была деятельность первого рус. балетм. И. И. Вальберха. Его спектакль "Новый Вертер" (1799) – первый в России балет на совр. тему. Совпадение начала формирования оригинального рус. балета с развитием С. способствовало утверждению в рус. балетном т-ре традиции "одушевлённого" танца ("душой исполненный полёт"), к-рая оказала существенное влияние на весь последующий ход развития хореографии.

Балетный С. нашёл своеобразное преломление в работах учеников Доберваля, Ш. Дидло и С. Вигано. В творчестве младшего поколения сентименталистов различимы уже первые приметы балетного романтизма.

Лит.: Левинсон Α., Мастера балета, СПБ, 1914; Блок Л., Тщетная предосторожность, в сб.: Тщетная предосторожность, Л., 1937; Вальберг И., Из архива балетмейстера, М. – Л., 1948; Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л. – М., 1958; его же, "Тщетная предосторожность", Л., 1961.

П. М. Карп.

Сергеев В. И.

СЕРГÉЕВ Виктор Иванович (р. 5.4.1935, Ленинград), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1974. В 1948–53 учился в хореографич. студии при Дворце культуры им. Горького (Ленинград). С 1953 – в Куйбышевском т-ре. Среди партий: Голубая птица, Дезире, Базиль, Альберт; Лель ("Снегурочка" на муз. Чайковского), Яго ("Отелло"), Ленни ("Тропою грома"), Северьян; Хулиган ("Барышня и хулиган"), Виктор ("Возвращение" Лазарева), Визирь ("Семь красавиц"). Первый исполнитель партий Анатолия (Мотылька) в балете "Утёс" Лазарева (1959, балетм. Н. В. Данилова), бога Мадана ("Читра" Тагора, в обработке и оркестровке Н. Ниязи и М. М. Черёмухина, 1960, балетм. тот же). Ставил танцы в оперных и другие.матич. спектаклях. В 1960–64 преподавал в хореографич. студии при Куйбышевском т-ре. С 1961 тренер-хореограф сборной РСФСР по художеств. гимнастике (с 1967 засл. тренер РСФСР).

Лит.: Шебуев Г., Голубая птица продолжает полёт, в сб.: Актёры. Роли. Спектакли, Куйбышев, 1973, с. 97–104.

С. В. Жданова.

Сергеев К. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сергеев С. Н.

СЕРГÉЕВ Сергей Николаевич [2(14).1.1893, Тбилиси, – 9.3.1962], сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. УССР (1946). По окончании балетной студии Перини в Тбилиси, с 1916 артист, в 1920–27 балетмейстер Тбилисского оперного т-ра, в 1927–38 – Свердловского т-ра. Пост. балеты: в Тбилиси – "Жар-птица" (1922), "Шехеразада" (1925), "Сердце гор" (1940); в Свердловске – "Карманьола" Фемилиди (1932), "Карнавал" (1933), "Коппелия" (1933), "Испанское каприччио" (1934), "Спящая красавица" (1937), "Бахчисарайский фонтан" (1938). В 1942–53 гл. балетмейстер Т-ра им. Шевченко. Пост. балеты: "Лесная песня" Скорульского и "Раймонда" (оба – 1946), "Гаянэ" (1947), "Золушка", "Эсмеральда" (оба – 1948), "Доктор Айболит", "Красный мак" (оба – 1949); "Юность" Чулаки (1950), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под небом Италии" Юровского (1952, совм. с Р. В. Захаровым), "Конёк-Горбунок", "Дон Кихот" (оба – 1953).

"Сердце Марики"

"СÉРДЦЕ МÁРИКИ", балет в 3 актах с прологом. Комп. Б. П. Мошков, сцен. В. К. Крахт. 25.11.1959, Свердловский т-р, балетм. Г. И. Язвинский, худ. Н. В. Ситников, дирижёр Э. И. Красовицкий; Марика – С. Л. Тарановская, Ферко – М. Г. Таубе, Маша – Н. И. Меновщикова, К. Г. Черменская. 1960, Саратовский т-р, балетм. В. Т. Адашевский, худ. В. П. Аксёнов, дирижёр В. Г. Широков; Марика – В. Я. Кириллова, Ферко – Ю. П. Горбачёв, Маша – В. А. Дубровина.

Лит.: Риттих М., Балет о молодости и другие.жбе, "СМ", 1960, № 5, с. 107–09.

E. H. Дюкина.

Сердюк А. Л.

СЕРДЮ́К Анна Леонидовна (р. 26.8.1950, г. Стрый Львовской обл.), сов. артистка. Засл. арт. Молд. ССР (1977). В 1968 окончила Киевское хореографич. уч-ще (педагог Н. В. Верикундова). В 1968–74 в Одесском т-ре, в 1974–77 в Кишинёвском т-ре. С 1977 в труппе Московский классический балет. Партии: Генриетта ("Большой вальс" на муз. Штрауса), Маша, Аврора, Лиза, Эгина, Гамзатти ("Баядерка"), Одетта – Одиллия, Жизель; Розита ("Перекрёсток" Загорского), Ева ("Сотворение мира" Петрова). С. – первая исполнительница роли Мелонки ("Свечкина свадьба" Знатокова). Танец С. отличается мягкостью и красотой линий, внутренним драматизмом.

Э. А. Королёва.

Серебренников Н. Н.

СЕРÉБРЕННИКОВ Николай Николаевич [p. 17(30).11.1918, Петроград], сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Пономарёв, A. B. Лопухов, Б. В. Шавров, Н. П. Ивановский), в 1939–59 в Т-ре им. Кирова. Партии: Раб ("Баядерка"), Игорь ("Татьяна" Крейна), Менго ("Лауренсия"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Боцман ("Красный мак"), Вакх ("Вальпургиева ночь") и др. Пост. учебно-методич. фильм "Дуэтный танец" (1974). С 1948 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща.

Соч.: Поддержка в дуэтном танце, 2 изд., Л., 1979.

И. В. Ступников.

Серебровская-Грюнталь Л. А.

СЕРЕБРÓВСКАЯ-ГРЮНТÁЛЬ Любовь Александровна [p. 17(30).12.1913, Москва], сов. артистка, балетмейстер и педагог. Занималась в балетной студии в Симферополе. В 1931 окончила Хореографич. техникум Гомэц в Москве (педагог И. В. Смольцов). В 1931–50 работала в т-рах Тбилиси, Свердловска, Саратова, Москвы. В 1955 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа (курс A. B. Шатина). В 1955 балетмейстер Саратовского т-ра; пост. "Лебединое озеро" (1955, по подлинной партитуре П. И. Чайковского, в оригинальной хореографич. редакции, сцен. С.-Г.). В 1958–65 гл. балетмейстер Горьковского т-ра, в 1965–73 Т-ра им. Айни. Среди пост.: в Горьковском т-ре – "Мирандолина" (1958), "Жизель" (1959), "Дон Кихот" (1961), "Каменный цветок" (1961), "Сильфиды" на муз. Шопена и "Франческа да Римини" (1962), "Золушка" (1963); "Пер Гюнт" на муз. Грига (1964), "Конёк-Горбунок" (1965); в Т-ре им. Айни – "Сын Родины" Тер-Осипова, "Ромео и Джульетта" (оба – 1967), "Египетские ночи" (1968), "Дафнис и Хлоя" и "Любовь-волшебница" (оба – 1969), "Барышня и хулиган" (1970), а также "Петя и волк" на муз. Прокофьева (1979, Уфимский т-р). На студии "Таджикфильм" пост. фильм-балет "Комде и Модан" Мартынова. Преподавала в Горьковской консерватории (историч. танец и сценич. движение).

Е. Л. Григорьева.

"Серебряные туфельки"

"СЕРÉБРЯНЫЕ ТУ́ФЕЛЬКИ" ("Сребърните пантофки"), балет в 3 актах 6 картинах (на сюжет болг. нар. сказки). Комп. П. Хаджиев, сцен. Б. Банов. 20.3.1962, Народная опера, Варна, балетм. Г. Худа-Кули Йорданова, С. Йорданов, худ. А. Атанасов, дирижёр Н. Недялков. 1962, Музыкальный т-р, София, балетм. Г. Абрашев.

"Серенада"

"СЕРЕНÁДА" ("Serenade"), одноактный балет в 4 картинах на муз. Серенады для струнных инструментов П. И. Чайковского (4-я часть исполняется перед 3-й). 9.6.1934, ученики Школы амер. балета, балетм. Дж. Баланчин. 1.3.1935, "Американ балле", "Адельфи тиэтр", Нью-Йорк, худ. Г. Лоншан (декорации), Ж. Люрса (костюмы); исполнители – Л. Анчутина, Р. Борис, Дж. Каччаланца, К. Маллоуни, У. Доллар, Ч. Ласки. 1940, "Балле рюс де Монте-Карло". 1947, парижская Опера. 1948, возобн., с новыми костюмами, худ. Б. Каринска, свет – Р. Бейтс (в 1962 и 1972 показан на гастролях в СССР). 1957, Королевский балет, Лондон. 1960, Гамбургская опера, "Ла Скала" и Нидерландский нац. балет (в 1971 этой труппой показан на гастролях в СССР). 1960, Королевский шведский балет, Стокгольм. 1964, Королевский балет, Лондон. 1966, Венская гос. опера. 1970, Нем. гор. опера, Зап. Берлин, и др.

Лит.: Демидов Α., Нидерландский балет, "Т", 1972, № 3, с. 174–81; Taper В., Balanchine, N. Y., 1963, р. 165–72.

Е. Я. Суриц.

Серкова З. В.

CEPKÓBA Зоя Владимировна (р. 24.12.1919, с. Хотмышское Борисовского р-на Белгородской обл.), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1975). Чл. КПСС с 1951. С 1937, по окончании Киевского хореографич. техникума, в Т-ре им. Шевченко. В 1947–49 училась у А. Я. Вагановой на педагогич. отделении Ленингр. консерватории. С 1950 педагог, балетмейстер-репетитор Т-ра им. Шевченко.

А. Л. Каминский.

Серрано Л.

CEPPÁHO (Serrano) Лупе (р. 7.12.1930, Сантьяго, Чили), амер. артистка, педагог. Начала выступать с 12 лет в труппе "Мехико сити балле". Училась у Н. Дамбре, И. Швецова, А. Тюдора. Дебютировала в 1944. Танцевала в разл. мекс. коллективах, в 1949 в труппе Алисии Алонсо, в 1949–51 – "Балле рюс де Монте-Карло", в труппе Швецова, в 1953 – нач. 70-х гг. – "Американ балле тиэтр" (одновременно и в др. труппах). Первая исполнительница партии Эллиды в пост. балетм. Б. Кульберг "Женщина с моря" Рисагера (1960, по Г. Ибсену). Среди др. работ: Женщина из его прошлого ("Сиреневый сад", балетм. Тюдор), мазурка ("Сильфиды"), па-де-де ("Лебединое озеро"), Клоринда ("Поединок" де Бенфилда, балетм. У. Доллар). С нач. 70-х гг. преподаёт в Иллинойсе, с 1975 в "Пенсильвания балле скул". В 1960 и 1966 вместе с труппой "Американ балле тиэтр" была на гастролях в СССР.

Ф. М. Крымко.

Сех Я. Д.

СЕХ Ярослав Данилович (р. 1.10.1930, с. Гонятычи Львовской обл.), сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1956. В 1946–48 учился в балетной студии Львовского т-ра оперы и балета, затем в Моск. хореографич. уч-ще (окончил в 1951, педагог Н. И. Тарасов). В 1951–74 в Большом т-ре. Одно из его лучших созданий – Паганини ("Паганини", 1960, балетм. Л. М. Лавровский; первый исполнитель). Среди партий: Эспада ("Дон Кихот"), Петрушка, Ли Шанфу; Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Данила; Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Байтемир ("Асель" Власова), Вацлав; Пьетро ("Ванина Ванини" Каретникова). В 1971–75 педагог-репетитор в балетных труппах Финляндии и Югославии, с 1975 педагог ГИТИСа.

В. И. Зарубин.

Сибелиус Я.

СИБÉЛИУС (Sibelius) Ян (Юхан) [8.12.1865, Хяменлинна (Тавастехус), – 20.9.1957, Ярвенпя, близ Хельсинки], фин. композитор. Учился в Хельсинкской консерватории у М. Вегелиуса, в Берлине и Вене. Крупнейший из мастеров фин. школы, С. создал оперу, симфонич. и инструм. произведения, балет "Скарамуш" (соч. 1913, пост. 1922, Королевский дат. балет, Копенгаген, балетм. Э. Вальбом; 1936, Нац. опера, Рига, балетм. О. Леманис; 1955, Нац. опера, Хельсинки, балетм. И. Коскинен и другие.). Музыка С., отчасти продолжающая позднеромантич. традиции, обладает ярко выраженной национальной окрашенностью, суровостью колорита, сдержанным драматизмом; она послужила основой для балетов: "Одержимость" (1931, Монте-Карло, балетм. Б. Князев), "Леди из Шалотт" (1931, "Балле клаб", Лондон, балетм. Ф. Аштон), "Сага" (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1938, Хельсинки, балетм. А. Сакселин), "Исповедальня" (на муз. к пьесе "Пеллеас и Мелизанда" Метерлинка, 1941, "Оксфорд балле клаб"), "Антония" (1949, "Балле Рамбер", Лондон), "Джиневра" (1956, Нидерландский нац. балет, Гаага) – все три балетм. У. Гор, "Хадра" (1946, "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", Лондон, балетм. С. Франка), "Море меняется" (1949" "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", Лондон, балетм. Дж. Кранко), "Пеллеас и Мелизанда" (1970, Милан, балетм. Л. Гай), "Перисинтион" (1974, Сидней, балетм. Р. Хелпмен), "Буря" (на муз. к одноим. драме Шекспира, 1974, Хельсинки, балетм. И. Экк), "Калевала" (1975, Гётеборг, балетм. У. Гадд). Симфонич. поэма "Туонельский лебедь" неоднократно ставилась как па-де-де (1958, Оперный т-р, Лейпциг; исполнители – У. Кайн и Дж. Теис; 1969, "Комише опер", Берлин, балетм. Т. Шиллинг и другие.).

В. А. Кулаков.

Предыдущая страница Следующая страница