Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Сценарий

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сценарий

СЦЕНÁРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena, scena – сцена), словесный проект балетного спектакля, содержащий изложение его гл. событий (сюжета), идеи, конфликта, характеров действующих лиц (см. Балет, Драматургия балета). С. иногда называют либретто. С. служит основой для создания балетной музыки и постановки спектакля. Поэтому он может содержать подробные описания и пояснения действия, диалоги и внутренние монологи, к-рые помогают создателям балета в работе над спектаклем, но не входят в его художеств. ткань. В балетном спектакле С. содержится как бы в скрытом виде, претворяясь в музыке и в хореографии. Отсутствие слова в балете компенсируется раскрытием богатства человеческих переживаний, смысла поступков действующих лиц в музыке и в танце.

С. не только составная часть хореографич. произв., но и особый род лит-ры. Посредством С. осуществляется связь балета с лит-рой, и основой С. нередко служат произв. лит-ры ("Бахчисарайский фонтан" по одноим. поэме A. C. Пушкина, "Юность" по повести "Как закалялась сталь" H. A. Островского, "Ангара" по драме А. Н. Арбузова "Иркутская история" и другие.). Напоминая пьесу для драматич. т-ра, С. вместе с тем принципиально отличается от неё своей предназначенностью для муз.-хореографич. воплощения. В связи со спецификой балета С. обычно строится на основе разработки крупных муз.-хореографич. сцен, воплощающих узловые, этапные моменты действия, его кульминации и решающие события, минуя мелкие подробности. Поэтому С. нельзя поставить как драматич. пьесу, вне балетного спектакля он теряет смысл, его самостоятельность относительна. Подробные словесные описания и характеристики могут иметь в С. лишь вспомогательное значение, для самого же спектакля определяющую роль играет идея С., внутренняя драматургия поступков, взаимоотношений и переживаний людей. Если С. создан без учёта требований муз.-хореографич. действия, то в процессе работы над постановкой он нередко переделывается, приспосабливаясь к специфич. условиям муз.-симфонич. хореографич. драматургии (напр., Ю. Н. Григорович в своих постановках балетов "Каменный цветок" и "Спартак" переделал их первоначальные С.).

С. обычно сочиняется балетным драматургом. В сов. балете значит. роль сыграли спектакли, поставленные по С.: П. Ф. Аболимова ("Берег счастья", 1948, балетм. В. П. Бурмейстер; "Медный всадник", балетм. Р. В. Захаров, 1949, и др.); Н. Д. Волкова ("Бахчисарайский фонтан", 1934; "Кавказский пленник", 1938; "Золушка", 1945, все – балетм. Захаров, и др.); Ю. И. Слонимского ("Юность", 1949, балетм. Б. А. Фенстер; "Семь красавиц", 1952, балетм. П. А. Гусев; "Тропою грома", 1958, балетм. K. M. Сергеев; "Икар" С. Слонимского, 1971, балетм. В. В. Васильев и другие.). В нек-рых случаях автором или соавтором С. бывает художник (М. И. Курилко – автор С. балета "Красный мак", 1927, балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров), композитор (С. С. Прокофьев принимал участие в разработке С. балета "Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Л. М. Лавровский) или балетмейстер (все спектакли Григоровича поставлены по его собственным С.). Нередко С. сочиняется одновременно несколькими создателями балетного спектакля.

В сов. балете в связи с задачами идейности, содержательности, драматургич. полноценности роль С. повысилась в сравнении с балетами прошлого. Однако стремление приблизить С. к драматич. пьесе, особенно типичное для 1930–50-х гг., давало результаты не только положительные (завоевания в области драматургии), но и отрицательные (нарушение законов балетной специфики, утрата развитой танцевальности). Гармонич. сочетание сценарной и муз.-хореографич. драматургии можно наблюдать в спектаклях Григоровича "Каменный цветок" (1957), "Легенда о любви" (1961), "Спартак" (1968), "Иван Грозный" (1975), "Ангара" (1976); И. Д. Бельского "Берег надежды" Петрова (1959) и др. В них С. созданы с учётом специфики музыки и хореотрафии и органически слиты с ними.

В создании сценарной драматургии при постановке балетов активное участие принимают балетм. Г. Д. Алексидзе, H. H. Боярчиков, О. М. Виноградов, В. Н. Елизарьев, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Г. А. Майоров, М. Мурдмаа, И. А. Чернышёв и другие.

Лит.: 100 балетных либретто, М. – Л., 1966; Слонимский Ю. И., Семь балетных историй, Л., 1967; его же, Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии. 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Карп П., Балет и другие.ма, Л., 1980.

В. В. Ванслов.

В начало энциклопедии