Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАЛ"-"БЕР")

Бальный танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бальсис Э. К.

БАЛЬСИ́С Эдуардас Косто (р. 20.12.1919, Николаев), сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1980). В 1950 окончил Литов. консерваторию, в 1953 – аспирантуру при Ленингр. консерватории. Автор симфонич. и камерных произв., музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам, балета "Эгле – королева ужей" (1960, Вильнюсский т-р. Гос. пр. Литов. ССравни 1960). С 1953 преподаёт в Литов. консерватории (с 1969 проф.). С 1954 ответств. секретарь, в 1962–71 пред. правления C. K Литов. ССравни Деп. Верх. Совета Литов. ССР 6–7-го созывов.

В. В. Ландсбергис.

Баравикас П. В.

БАРАВИ́КАС Петрас Вацлович [р. 18.2 (3.3). 1914, Каунас], сов. артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Литов. ССР (1954). Учился у П. А. Петрова, Г. Г. Кякшта, А. Н. Обухова. В 1925 начал сценич. деятельность. Как исполнителю Б. особенно удавались характерные партии: Санчо Панса ("Дон Кихот"), Коппелиус ("Коппелия"), Пляуга ("На берегу моря" Юзелюнаса), Проходимец ("Аудроне" Индры) и др. Ставил танцы и балетные эпизоды в операх: "Мазепа" Чайковского (1930), "Ромео и Джульетта" Гуно (1931), "Гражина" Карнавичюса (1932). В 1945–55 балетмейстер Вильнюсского т-ра. Оставил сцену в 1955.

Л. И. Мотеюнайте.

Барановский Е. Н.

БАРАНÓВСКИЙ Евгений Николаевич [р. 15 (28).3.1907, Оренбург], сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1955). Учился в цирковой школе, работал акробатом, пантомимистом в цирке. С 1929 учился у педагога Е. К. Обуховой, работал как характерный танцовщик в Ташкентском т-ре им. Свердлова; изучал узб. нар. танцы под рук. У. А. Камилова, М. Тургунбаевой. В 1939–48 в балетной труппе Т-ра им. Навои; в 1949–56 гл. балетмейстер Узб. филармонии, в 1956–1966 балетмейстер Узб. муз. т-ра им. Мукими (Ташкент). Среди пост. – балет "Сердце гор" (1940, Т-р им. Навои). Ставил также узб. нар. массовые танцы в муз. драмах и комедиях.

Л. А. Авдеева.

Барбай Ф.

БÁРБАЙ (Barbay) Ференц (р. 11.1.1943, Мишкольц), венг. артист. В 1962–67 учился в Гос. балетном уч-ще (у А. Хидаш). С 1967 в труппе Будапештского оперного т-ра (в 1969 выступал в Мюнхенской опере). Партии: Римский воин ("Спартак", балетм. Л. Шереги), Татарин ("Бахчисарайский фонтан", балетм. Р. В. Захаров); сольные партии в балетах – "Казанова в Лондоне" (балетм. Ж. Шарра), "Французская сюита", "Лебединое озеро", "Орфей", "Присутствие" (все – пост. Дж. Кранко), "Тщетная предосторожность" (балетм. Ф. Аштон, 1971), "Лунный Пьеро" (балетм. Г. Тетли), "Деревянный принц" (балетм. Л. Шереги), "Весна священная" (балетм. Г. Тетли). Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1968).

Баркочи Ш.

БÁРКОЧИ (Barkoczy) Шандор (р. 17.4.1934, Сольнок), венг. артист, балетмейстер, педагог. Учился в Ленингр. хореографич. уч-ще (1950–53) и ГИТИСе (Москва, 1953–57) у A. M. Мессерера, Л. М. Лавровского, Р. В. Захарова и Н. И. Тарасова. С 1957 в Венгерском оперном т-ре в Будапеште. Исполнял гл. обр. мимич. и характерные партии: Людоед ("Спящая красавица"), Султан ("Шехеразада"), мадам Симон ("Тщетная предосторожность") и др. Пост. балеты: "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1966), "Танцевальная сюита" на муз. Бартока (1968), "Симфония для струнных" на муз. Мароша (1971), танцы в операх. С 1959 преподаёт в Гос. ин-те балета, с 1972 зам. директора.

Г. Дьенеш.

Барток Б.

БÁРТОК (Bartók) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сынниколаул-Маре, СРР, – 26.9.1945, Нью-Йорк), венг. композитор. Автор балетов: "Деревянный принц" (1916) и "Чудесный мандарин" (соч. 1918–19). Оркестровые и камерные произв. Б. привлекали мн. хореографов. Наиболее известные балеты: на музыку для струнных, ударных и челесты – "Тайны" (1951, Париж, балетм. А. Миллош), "Путешествие" (1957, Нью-Йорк, балетм. К. Макмиллан), "Пленники" (1957, Лондон, балетм. П. Даррелл), "Saracenia" (1964, Париж, балетм. М. Декомбе), под тем же назв. (1965, Будапешт, балетмейстер И. Экк), "Dualis" (1967, Гаага, балетм. X. ван Манен), "Три разговора" (1970, Балтимор, балетм. Д. Дайамонд), "Узники" (1973, Будапешт, балетм. А. Фодор), "На следующее утро" (1974, Вюртемберг, балетм. И. Килиан); на муз. Концерта для оркестра – "На пороге времени" (1951, Рим, балетм. Миллош), "Концерт звёзд" (1956, Париж, балетм. X. Ландер), под тем же назв. (1959, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), "Семейный круг" (1958, Гаага, балетм. Р. ван Данциг), "Концерт" (1965, Печский балет, балетм. Экк) и др.; на муз. "Дивертисмента" – под тем же назв. (1950, Гамбург, балетм. Д. Хойер; 1961, Печский балет, балетм. Экк), "Опус 12" (1964, Гаага, балетм. ван Манен; 1966, Бремен, балетм. Р. Адам; 1967, Кёльн, балетм. Г. Фуртвенглер; 1970, Познань, балетм. К. Джевецкий); на муз. "Танцевальной сюиты" – "Bálványosvár" (1948, Будапешт, балетм. Д. Харангозо), "Hungarica" (1956, Рим, балетм. Миллош; 1968, Будапешт, балетм. Ш. Баркочи; 1969, Дуйсбург, балетм. В. Вальтер; 1969, Нью-Йорк, балетм. Э. Фелд; 1974, Висбаден, балетм. И. Кереш); на муз. Сонаты для фортепьяно и ударных – "Corybantic" (1949, балетм. X. Лимон), "Соната тоски" (1954, Рио-де-Жанейро, балетм. Миллош), "Соната для троих" (1957, балетм. М. Бежар), "Вчерашние газеты" (1961, Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри), "Баллада" (1966, Вена, балетм. X. Нитш; 1974, Познань, балетм. Джевецкий; 1974, Берлин, балетм. Т. Шиллинг); на муз. фп. цикла "Микрокосмос" – "Медея" (аранжированные фрагменты, 1950, балетм. Б. Кульберг; 1973, Париж, балетм. X. Лефебр; 1974, Печский балет,балетм. Экк и Ш. Тот); на муз. "Контрастов" для скрипки, кларнета и фп. – "Капричос" (1950, Нью-Йорк, балетм. Г. Росс); на муз. Концерта для фп. с оркестром № 2 – "Estro barbarico" (1963, Вена, балетм. Миллош); на муз. Концерта для фп. с оркестром № 3 – "Свадебный подарок" (1962, Лондон, балетм. Даррелл).

Лит.: Táncmüvészeti Értesito. 1–2 sz., 1971–75.

Г. Кертвейеш.

Бартолин Б.

БАРТОЛИ́Н (Bartholin) Биргер (р. 1.5.1910, Оденсе), дат. артист, балетмейстер, педагог. Учился у дат. педагогов, а также у Н. Г. Легата, М. М. Фокина, А. Е. Волинина. Танцевал в труппах Иды Рубинштейн, "Балле де Монте-Карло" Рене Блюма, Немчиновой – Обухова и другие. В 1937 балетмейстер парижской труппы "Балле де ла жёнес", где пост. "Классическую симфонию" на муз. Прокофьева, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского; в 50-х гг. эти балеты были включены в репертуар Королевского датского балета, где Б. поставил также "Паризиану" на муз. Тайфер (1953) и "Юность" на муз. Пуленка (1958). Работал балетмейстером в Хельсинки (1954) и Осло (1955). С 1963 руководит школой в Копенгагене, в к-рой проводятся междунар. балетные семинары (классы ведут и сов. педагоги).

Е. Я. Суриц.

"Барышня-служанка"

"БÁРЫШНЯ-СЛУЖÁНКА", Смотри "Испытание Дамиса".

Батлер Д.

БÁТЛЕР (Butler) Джон (р. 20.9.1920, Мемфис, шт. Теннесси, США), амер. танцовщик, хореограф, педагог. Учился в Школе амер. балета, брал уроки у М. Грэхем. С 1945–55 был её партнёром. В 1955–61 имел собств. труппу "Джон Батлер данс тиэтр", в к-рую входили виднейшие амер. танцовщики и хореографы (ученики Б.). Б. ставил спектакли школ классич. танца, танца модерн, танцы в операх, опереттах, мьюзиклах, в кино, на телевидении, балете на льду. В своих пост. тяготеет к аллегорич. и мифологич. тематике, вдохновляясь поэзией и изобразит. иск-вом в той же мере, что и музыкой. Первым среди деятелей школы танца модерн начал использовать совр. джаз. Среди работ Б.: "Единорог, Горгона и Монтикора" (1956) и "Себастьян" (1963) Менотти, "Кармина Бурана" (1959) и "Катулли Кармина" (1964) Орфа, "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, "После Эдема" Хоби (1960), "Портрет Билли" на муз. песен Холидей (1960), цикл о знаменитых поэтах – "Вийон" (1966) и "Сезон в аду" Гленвилл-Хикса, "Голос" Крамба (1972), "Интегралы" и "Америки" (1973) на муз. Вареза, "Марионетки смерти" и "Культ ночи" (1974), "Медея" (1975). Б. ставил в крупнейших балетных и танц. труппах США, Франции, Нидерландов, ФРГ, Швеции, Чили, Австралии и другие. Характерная черта стилистики его хореографии – длительность танц. фраз, построенных на непрерывности последовательных движений.

Лит.: Loney G., Busy John Butler, "Dance magazine". 1974, jan.

Г. А. Комаров.

Баумане А. А.

БÁУМАНЕ Айя Артуровна (р. 31.7.1932, Рига), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1963). Чл. КПСС с 1963. С 1953, по окончании Рижского хореографич. уч-ща, в Рижском т-ре. Партии: фея Карабос; Испанка ("Болеро"), Кончита ("Ригонда" Гринблата), Анитра ("Пер Гюнт" на муз. Грига), Сваха ("Победа любви" Медыня) и др. Участвовала в гастролях за рубежом.

Э. Т. Силинь.

Бах И. С.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах, – 28.7.1750, Лейпциг), нем. композитор и органист. Б. создал мн. произведений во всех совр. ему муз. жанрах, кроме оперы и балета (хотя он часто использовал старинные и совр. ему танц. формы). Философская значительность и гуманизм творчества Б., неисчерпаемая глубина муз. образов привлекают мн. хореографов 20 в., к-рые стремятся к пластич. воплощению сложной полифонич. ткани произведений Б. или используют их как основу действенных балетов (обычно филос. содержания). Среди постановок: "Этюд Баха" (1931, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Стихии" на муз. увертюры-сюиты си минор (1937, балетм. М. М. Фокин), "Кончерто барокко" на муз. Концерта ре минор для 2 скрипок с орк. (1941, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Dramma per musica" на музыку кантаты № 201 (1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), "Юноша и смерть" на муз. Пассакальи и фуги до минор для органа, в орк. версии О. Респиги (1946, Балет Елисейских полей, балетм. Р. Пти), "Круг" на муз. Б. и П. Анри (1958, Нидерландский нац. балет, балетм. М. Бежар), "Диаграмма" на муз. Бранденбургского концерта № 6 (1957, Париж, балетм. Ж. Шарра), "Хореографическое подношение" (1964, балетм. X. Лимон), Бранденбургские концерты № 2 и 4 (1966, Лондон, балетм. Дж. Кранко); "Искусство станка" (1965), "Actus tragicus" на муз. кантат № 106 и 51 (1969), "Соната № 5" (1970), "Наш Фауст" на муз. мессы си минор и аргентинских танго (1975, Балет XX века, Брюссель) – все балетм. М. Бежар; "Гольдбергские вариации" (1971, "Нью-Йорк сити балле", Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс), "Опус Леметр" на муз. токкаты и фуги ре минор (1972, Париж, балетм. X. ван Манен), "Эспланада" на муз. разл. соч. (1975, Нью-Йорк, балетм. П. Тейлор) и др.

В СССравни "Токката" на муз. токкаты, арии и фуги до мажор (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев); "Прелюдия и фуги" на муз. фуг ре мажор и ре минор, прелюдии ми бемоль минор из "Хорошо темперированного клавира" (1967, Большой т-р, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв); "Ария" на муз. арии из оркестровой сюиты си минор (1969, Ленингр. филармония, балетм. Г. Д. Алексидзе); "Пассакалья" (1969, т-р им. Палиашвили, балетм. Г. И. Давиташвили); "Симфония" на муз. "Рождественской оратории" (1973, Т-р "Эстония", балетм. М. Мурдмаа); "Чаконна" на муз. чаконны ре минор (1974, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе).

В. А. Кулаков.

Бахрушин Ю. А.

БАХРУ́ШИН Юрий Алексеевич [15(27).1.1896, Москва, – 4.8.1973, там же], сов. балетовед и критик, педагог. Сын Алексея Александровича Б., основателя Театр. музея. В 1918–24 пом. зав. постановочной частью Большого т-ра, в 1924–39 зав. постановочной и лит. частью оперного т-ра им. Станиславского. Знаток рус. и, в особенности, моск. балета, Б. был автором книг и статей в сборниках и периодич. печати: "A. A. Горский" (1946), "Балеты Чайковского и их сценическая история" (в сб.: Чайковский и театр, 1940), "Балет Большого театра" (в сб.: Большой театр СССравни 1947) и др. С 1943 преподавал историю балетного театра в Моск. хореографич. уч-ще (был зав. уч. частью), ГИТИСе, школе при Ансамбле нар. танца СССР под рук. И. А. Моисеева. Выпустил уч. пособие "История русского балета" (1965, 2 изд. 1973, 3 изд. 1977).

E. H. Надеждина.

Бацевич Г.

БАЦÉВИЧ (Bacewicz) Гражина (5.5.1913, Лодзь, – 17.1.1969, Варшава), польский композитор. Автор симфонич., камерной музыки, балетов: "Из крестьян в короли" (1954, Опера в Познани, балетм. С. Мищик), "Есик в Остенде" (1964, там же, балетм. К. Джевецкий), "Вожделение" (1973, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. Е. Макаровский). Симфонич. произв. Б. также используются в балете. Гос. пр. ПНР.

И. Турска.

Башкирский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бегоевич Й.

БЕГÓЕВИЧ (Bjegojević) Йованка (р. 1931, Прнявор), югосл. артистка. Солистка Нац. т-ра в Белграде. Партии: Княгиня ("Баллада об одной средневековой любви" Лхотки), Одетта – Одиллия; Клоринда ("Поединок" де Бенфилда), Золушка, Жизель; Изабелла ("Жоан из Цариссы" Эгка), Девушка ("Птица, не складывай свои крылья" Иосифа). Работала также в труппах Ж. Бабиле (Франция) и Э. Борованского (Австралия). Премия 7 июля (1962).

М. Йованович.

"Безделушки"

"БЕЗДЕЛУ́ШКИ" ("Les petits riens"), одноактный балет. Комп. B. A. Моцарт, сцен. Ж. Ж. Новер. 11.6.1778, Королевская академия музыки, Париж, балетм. Новер; исполнители – М. Гимар, Ж. Доберваль и другие. 10.3.1928, "Балле Рамбер", т-р "Меркьюри", Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. У. Чаппел; исполнители – М. Рамбер, Ф. Аштон, П. Аргайл, X. Тёрнер и другие. 1928, "Олд Вик", Лондон, балетм. Н. де Валуа. 1931, возобн., там же, "Вик-Уэллс балле", "Сэдлерс-Уэллс". 1946, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Р. Пейдж. 1956, Оломоуц, балетм. М. Липинский.

На сов. сцене: 27.10.1922, сцен. и балетм. A. A. Горский, Новый т-р, Москва, худ. Ф. Ф. Федоровский, дирижёр Ю. Ф. Файер; исполнители – А. И. Абрамова, Л. М. Банк, М. В. Васильева, С. К. Невельская. 1974, под назв. "Балетный дивертисмент" (в спектакле "Одноактные балеты"), Т-р им. Кирова, балетм. Г. Д. Алексидзе. 1974, в спектакле "Хореографическая фантазия", Т-р им. Палиашвили, балетм. тот же.

Безобразов Н. М.

БЕЗОБРÁЗОВ Николай Михайлович (1848–1912, Монте-Карло), рус. балетный критик. Генерал, действительный статский советник, "старейшина" петерб. балетоманов. Ревностно защищал традиции М. И. Петипа и Л. И. Иванова, незыблемость академич. норм классич. балета. В 1890–1900-е гг. почти ежедневно помещал отчёты о балетных спектаклях Мариинского т-ра в "Петербургской газете". Статьи Б. содержат богатый материал о творчестве мн. ведущих мастеров рус. балета (М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Л. А. Рославлевой, Е. В. Гельцер, A. A. Горского, М. М. Фокина и мн. др.).

Лит.: Светлов В., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки. СПБ. 1906.

В. В. Киселёв.

Бейлис Л. М.

БÉЙЛИС (Baylis) Лилиан Мэри (9.5.1874, Лондон, – 25.11.1937, там же), англ. театральный деятель, антрепренёр. С 1898 Б. принадлежал т-р "Олд Вик" (на юж. берегу Темзы в бедном р-не Лондона, цены на билеты были доступными для широкого зрителя). В 1926 при её содействии в репертуар т-ра были введены балетные интермедии ("Мнимый больной", балетм. Н. де Валуа). Деятельность Б. способствовала созданию англ. стационарного балетного т-ра, формированию нац. балета.

В 1931 Б. совм. с де Валуа организовала в здании т-ра "Сэдлерс-Уэллс" школу балета. 5 мая 1931 в "Сэдлерс-Уэллс" состоялся первый вечер балета, ознаменовавший рождение труппы, получившей назв. "Вик-Уэллс балле". В 1974 в Великобритании было отмечено столетие со дня рождения Б. (была увековечена её память).

Лит.: Williams Ε., Vic-Wells: the work of Lilian Baylis. L., 1938; Clarke M., The Sadler’s Wells ballet, L., 1955.

Н. П. Рославлева.

Бейшеналиева Б.

БЕЙШЕНАЛИ́ЕВА Бибисара (Бюбюсара) [17.5.1926, кишлак Таш-Тюбе, Кантского р-на Кирг. ССР, – 10.5.1973, г. Фрунзе], сов. артистка. Нар. арт. СССР (1958). Училась в Ленингр. хореографич. уч-ще (1936–41, 1948–49, педагог А. Я. Ваганова). С 1941 солистка Фрунзенского т-ра. С именем Б. связано становление и развитие кирг. нац. балета. Её иск-во отличалось высокой танц. культурой, ярко выраженным нац. своеобразием. Исполняла гл. партии в нац. балетах: Чолпон и Айдай ("Чолпон" Раухвергера), Анар, Сайра ("Анар" и "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере), Зейнеп ("Куйручук" Молдобасанова и Окунева), Асель ("Асель" Власова). Создала яркие образы в классич. и сов. балетах: Раймонда, Мария и Зарема, Одетта – Одиллия, Эсмеральда, Джульетта, Лауренсия, Китри; Солистка ("Болеро"). С 1949 педагог Киргизского Муз.-хореографич. уч-ща. Деп. Верх. Совета СССР 6–7-го созывов и Верх. Совета Кирг. ССР 4–5-го созывов. Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула (1970). Именем Б. назван Кирг. ин-т культуры (1970).

Лит.: Кумушалиев К., Бюбюсара Бейшеналиева. Фр., 1958; Уразгильдеев Р., Бибисара Бейшеналиева. Фр., 1971.

Д. Л. Брудный.

Б. Бейшеналиева - Айдай

Б. Бейшеналиева - Асель, Б. Амимбаев - Ильяс

Бейшеналиева Б.

Б. Бейшеналиева - Айдай

Бейшеналиева Б.

Б. Бейшеналиева - Асель, Б. Амимбаев - Ильяс

Бек Х.

БЕК (Beck) Ханс (31.5.1861, Хадерслев, – 10.6.1952, Копенгаген), дат. артист, балетмейстер, педагог. Учился в школе Королевского датского балета (у Г. Бродерсена, Ф. Хоппе и Г. Каре), в 1879–1915 в труппе (с 1881 солист, в 1894–1915 гл. балетм.); до 1950 был консультантом-наблюдателем за сохранностью балетов Авг. Бурнонвиля. Пост.: "Коппелия" (1896, сохраняется в репертуаре труппы), "Русалочка" Энрикеса (1909), новая вариация для последнего акта известного балета Бурнонвиля "Неаполь" и другие. Автор воспоминаний "Из жизни и танца".

Соч.: Fra livet og dansen, Kbh., 1944.

Ε. Я. Суриц.

Бекбасынов А.

БЕКБАСЫ́НОВ Алмас (24.2.1924, Алма-Ата, – 10.8.1974, там же), сов. артист. Засл. арт. Казах. ССР (1947). Представитель первого поколения казах. артистов, пришедших на проф. сцену из самодеятельности. В 1940–59 солист Т-ра им. Абая. Создал партии Айдара, Камбара и Ли-синя в нац. балетах "Коктем" Надирова, "Камбар и Назым" Великанова, "Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова и Манаева. Исполнил также партии: Ma Личен ("Красный цветок"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Абдерахман ("Раймонда"), Гирей, Санчо Панса; Ганс ("Жизель"). В составе танц. группы гастролировал за рубежом.

Л. П. Сарынова.

Бекефи А. Ф.

БЕКÉФИ Альфред Фёдорович (1843 – 8.8.1925), рус. артист. По национальности венгр. В 1865 приехал в Россию. Дебютировал на сцене Большого т-ра в Москве, где работал в 1865–66 и 1873–83; в 1883–1905 в Мариинском т-ре. Внёс большой вклад в развитие характерного танца в рус. балете. Его исполнение отличалось чёткостью, выразительностью движений. Обладая мимич. дарованием, выступал в партиях Квазимодо ("Эсмеральда"), Сеид-паши ("Корсар"), гусарского ротмистра ("Привал кавалерии" Армсгеймера) и многих др. Гастролировал в Париже, Монте-Карло, Милане, Мадриде, Риме, Вене и другие. городах.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 306; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963.

Белов А. А.

БЕЛÓВ (наст. фам. – Дубин) Анатолий Антонович (р. 3.11.1925, Москва), сов. артист. Нар. арт. УССР (1960). Учился в Моск. (педагог Н. И. Тарасов) и Киевском хореографич. уч-щах. С 1943 выступал в Армейском ансамбле 1-й Гвардейской армии 1-го Укр. фронта. В 1945–64 артист балета, в 1964–67 педагог-репетитор Т-ра им. Шевченко. Среди партий: Франц; Парис ("Лилея"), Перелесник и Лукаш ("Лесная песня"), Зигфрид; Принц ("Золушка"), Дезире; Паша ("Маруся Богуславка" Свечникова), Валентино ("Под небом Италии" Юровского), Базиль; Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Ромео, Шурале; Юрий ("Ростислава" Жуковского), Альберт; Василь ("Чёрное золото" Гомоляки), Фрондосо; Гармодий ("Спартак").

А. Белов - Парис

Белов А. А.

А. Белов - Парис

Белорусский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белорусский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Белорусское хореографическое училище

БЕЛОРУ́ССКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ. Осн. в 1945 в Минске. Имеет отделения: классич. танца (принимаются дети после 3-го класса Сравни школы; срок обучения 8 лет) и нар. танца (после 6-го класса Сравни школы; срок – 5 лет). Уч-щем руководили: A. B. Николаева, И. Н. Савельева, К. Н. Малышева, К. Ф. Калитовская, А. И. Коляденко, Е. П. Люторович. В нём преподавали: З. А. Васильева, Н. Ф. Млодзинская, A. A. Корзенкова, Р. В. Красовская, Н. Г. Красовский и другие. За время своего существования уч-ще выпустило св. 500 специалистов для т-ров и ансамблей. Среди них: Л. Г. Бржозовская, Н. М. Павлова, E. H. Павлович, В. В. Саркисьян, O. A. Лаппо, Л. С. Чеховский, A. B. Чайко, И. Н. Молчан и другие.

"Белый арап"

"БÉЛЫЙ АРÁП" ("Harap Alb"), балет в 3 актах (по сказке И. Крянгэ). Комп. А. Мендельсон, сцен. А. Жар. 30.3.1949, Румынская опера, Бухарест, балетм. О. Дановский, худ. Т. Кирьяков-Суручану и М. Рубингер, дирижёр Е. Масини; Белый арап – Дановский, Жар-птица – С. Орляну-Жар, Безбородый – Т. Кекаис, Зелёный царь – А. Романовский. Объедало – П. Бодеуц.

К. Кыржан.

Бельгийский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бельгийский "Театр де ла Moнне"

БЕЛЬГИ́ЙСКИЙ "ТЕÁТР ДЕ ЛА MOHHÉ" (Théâtre de la Monnaie), первый проф. оперно-балетный т-р Бельгии (осн. в 1700). Смотри в ст. Бельгийский балет и Балет XX века.

Бельда П.

БЕЛЬДÁ (Belda) Патрик (1943 – 7.2.1967, Брюссель), франц. артист. Дебютировал в гл. роли в балете "Путешествие к сердцу ребёнка" Анри (1955, балетм. М. Бежар, "Балле де л’Этуаль", Париж), позже один из ведущих артистов трупп "Балле театр де Пари" (1957–60) и Балет XX века. Исполнитель гл. партий в пост. балетм. М. Бежара: "Пульчинелла"; "Чужой" Вила Лобоса, "Высокое напряжение" Констана и Анри (все – 1956), "Орфей" Анри (1958), "Весна священная" (1959); "Четверо сыновей Эймона" на муз. 15–16 вв. (1961), "Девятая симфония" на муз. Бетховена (1964), "Байка про лису..." (1965, парижская Опера), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1966) и др. Пост. балеты: "Петя и волк", "Игры" и другие.

Лит.: Béjart M., Patric Belda, Brux., 1967.

В. А. Кулаков.

"Петрушка" И. Стравинского. Балет XX века. Балетм. М. Бежар

"Ромео и Джульетта" на муз. Г. Берлиоза. Балет XX века. Балетм. М. Бежар

Бельда П.

"Петрушка" И. Стравинского. Балет XX века. Балетм. М. Бежар

Бельда П.

"Ромео и Джульетта" на муз. Г. Берлиоза. Балет XX века. Балетм. М. Бежар

Бельский И. Д.

БÉЛЬСКИЙ Игорь Дмитриевич (р. 28.3.1925, Ленинград), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1943 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (ученик А. И. Бочарова и A. B. Лопухова), в 1957 – актёрский ф-т ГИТИСа. В 1943–63 в труппе Т-ра им. Кирова. Ведущий характерный танцовщик (панадерос и мазурка в "Раймонде", танец басков в "Пламени Парижа" и другие.>.), Б. исполнял также гротесковые и пантомимные партии. Среди ролей: Эспада ("Дон Кихот"), Абдерахман ("Раймонда"), Ротбарт; Половчанин (половецкие пляски в опере "Князь Игорь") и др. Актёрской выразительностью отличалось исполнение Б. ролей Тибальда; Мако ("Тропою грома"), Неизвестного ("Маскарад" Лапутина), Северьяна. Среди лучших созданий Б.-танцовщика – Шурале (Гос. премия СССравни 1951) и Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), в к-рых наиболее органично соединились присущие артисту острота пластич. рисунка и сценич. темперамент.

В 1962–73 Б. – гл. балетмейстер Ленингр. Малого т-ра, в 1973–77 – Т-ра им. Кирова. Художник совр. темы, Б. стремится к обогащению хореографич. языка. Пост. балет "Берег надежды" Петрова (1959, Т-р им. Кирова; 1965, т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Развивая традиции Ф. В. Лопухова, создал "хореографические симфонии", в т. ч. "Ленинградскую симфонию" (на муз. 1-й части 7-й симфонии Шостаковича, 1961, Т-р им. Кирова; 1962, Новосибирский т-р). Патриотизм темы, масштабность муз. замысла получили в этом спектакле убедительное воплощение в пластике, обеспечили ему длительный успех и признание как одного из лучших произв. на совр. тему в балете. Среди др. пост. Б.: в Ленингр. Малом т-ре – "Конёк-Горбунок" (1963); "Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича (1966), "Овод" Чернова (1967), "Щелкунчик" (1969); в Т-ре им. Кирова – "Икар" (1974).

В 1946–66 Б. преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1966 педагог балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории.

Соч.: Заметки хореографа, "СМ", 1964, № 3.

Лит.: Кремшевская Г., Мастер характерного танца, "Вечерний Ленинград", 1955, 1 июля; Чистякова В., "Берег надежды" – балет о современности, "Ленинградская правда", 1959, 27 июня; Красовская В., "Балет-симфония", "Советская культура", 1961, 5 авг.; Демидов Α., Кукольный дом [о балете "Щелкунчик"], "Т", 1970, № 3.

A. A. Соколов.

Бенеш Р.

БÉНЕШ (Benesh) Рудольф (16.1.1916, Лондон, – 3.5.1975, там же), англ. изобретатель системы записи танца. По образованию художник. Совм. с женой Джоан Б., артисткой "Сэдлерс-Уэллс балле", в 1955 разработал универсальную систему записи, осн. на нотном стане и условных знаках ("скелетиках"). С 1956 система Б. принята в Королевской академии танца и в школе Королевского балета. В 1962 супруги Б. основали в Лондоне Ин-т хореологии, выпускающий дипломированных нотаторов танца, к-рые успешно работают в труппах разл. стран. В 1973 в США был открыт филиал Ин-та хореологии. Система Б. практикуется в двух вариантах: обычном и стенографическом. По этой системе записано большое количество хореографич. партитур классич. и совр. балетов.

Соч.: An introduction to Benesh dance notation, L., 1956.

Н. П. Рославлева.

Бенуа А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бенуа Н. А.

БЕНУÁ Николай Александрович (р. 2.5.1901, Петербург), театр. художник. Сын А. Н. Бенуа. Свою деятельность начинал в Петербурге под рук. художника O. K. Аллегри. В 1924 оформил в Ленингр. т-ре балет "Времена года". Тогда же уехал в Париж. Работал в парижской Опере, т-ре Н. Ф. Балиева "Летучая мышь". С сезона 1926–27 художник, с сер. 30-х гг. директор постановочной части т-ра "Ла Скала" в Милане, где оформил много спектаклей. Одновременно сотрудничал в оперных т-рах Рима, Берлина, Дрездена, Буэнос-Айреса и другие. городов. Среди его работ в "Ла Скала": "Белькис" Респиги (1932, балетм. Л. Ф. Мясин), "Любовь к трём апельсинам" Сондзоньо (1936, балетм. М. М. Фокин); "Видения" на муз. Шопена в аранжировке Пик-Манджагалли (1943), "Треуголка" (1946) и "Заклинания" (1947) – все три балетм. А. Миллош; "Хрустальный дворец" (1959, балетм. Дж. Баланчин), "Выпускной бал" на муз. И. Штрауса (1961, балетм. Д. Лишин). В др. т-рах: "Жар-птица" (1928, Гор. опера, Берлин, балетм. Л. Маудрик); "Коппелия" (1939), "Петрушка" (1940), "Весна священная" (1941) – все в римской Опере (балетм. Миллош); "Петя и волк" (1947, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. М. Вальман), "Лебединое озеро" (1947, там же), "Третья сюита Чайковского" (1970, Нью-Йорк сити балле", балетм. Баланчин), "Принцесса Кагуя" Мееровича (1978, труппа Токио-балет, балетм. A. A. Варламов).

Лит.: "ТЖ", 1978, № 24. с. 28.

В. М. Паппе.

Эскиз костюма к балету "Тальони". Худ. Н. Бенуа

Эскиз декорации к балету "Тальони". Худ. Н. Бенуа

Бенуа Н. А.

Эскиз костюма к балету "Тальони". Худ. Н. Бенуа

Бенуа Н. А.

Эскиз декорации к балету "Тальони". Худ. Н. Бенуа

Бенуа Ф.

БЕНУÁ (Benoist) Франсуа (10.9.1795, Нант, – 3.5.1878, Париж), франц. композитор и органист. Профессор Парижской консерватории (1819–72), хормейстер парижской Оперы (с 1840). Автор балетов (все пост. в парижской Опере): "Цыганка" (совм. с А. Тома и Марлиани, 1839), "Влюблённый бес" (совм. с Ребером, 1839/40) – оба балетм. Ж. Мазилье; "Низида, или Амазонки Азорских островов" (1848, балетм. Делиньи и А. Мабиль), "Пакеретта" (1851, балетм. А. Сен-Леон).

В. А. Кулаков.

Берар К. Ж.

БЕРÁР (Bérard) Кристиан Жак (1902, Париж, – 13.2.1949, там же), франц. живописец, театр. художник, книжный иллюстратор. Учился в академии П. Рансона в Париже (у М. Дени и Э. Вюйяра); посещал академию Жюлиана. Первая работа Б. для т-ра – эскизы декораций и костюмов к балету "Коппелия" для труппы С. П. Дягилева (1929, неосуществлённая пост.). Б. был известным модельером и мастером театр. костюма. Сотрудничал с крупнейшими балетмейстерами: С. Лифарём ("Ночь" Соге, 1930), М. М. Фокиным ("Эльфы" на муз. Мендельсона, 1937), Дж. Баланчиным ("Котильон" Шабрие, 1932; "Моцартиана" Чайковского, 1933; "Гарцевание" на муз, Моцарта, 1952), Л. Ф. Мясиным ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 1936; "Седьмая симфония" Бетховена, 1938; "Симфония "Часы"" Гайдна, 1948), Р. Пти ("Бродячие комедианты", 1945), Д. Лишиным ("Встреча, или Эдип и Сфинкс", 1948), В. Гзовским ("Сильфида", 1946). Много работал для драматич. т-ра и кино (с реж. Л. Жуве, Ж. Л. Барро).

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Фантастическая симфония". Худ. К. Берар

Берар К. Ж.

Эскиз декорации к балету "Фантастическая симфония". Худ. К. Берар

Берг А.

БЕРГ (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, – 24.12.1935, там же), австр. композитор. Ученик А. Шёнберга. Один из виднейших представителей австр. музыкального экспрессионизма. Автор опер, оркестровых и камерных произв. На его музыку пост. балеты: "Лирическая сюита" (1953, Мехико, балетм. А. Соколова; 1973, Балет Валлонии, балетм. П. ван Дийк; 1974, Мюнхен, балетм. Й. Ульрих); "Испытание" (на муз. "Лирической сюиты", 1966, "Уэстерн тиэтр балле", балетм. Л. Майер); "Материя" (на муз. 3 пьес для оркестра, 1961, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар, часть балета "Венская сюита" на муз. Шёнберга, Веберна и Б.); "Примирения" (на музыку струнного квартета, 1963, "Уэстерн тиэтр балле", балетм. Майер); "Лулу-сюита" (на муз. "Лулу-симфонии", 1967, Печский балет, балетм. И. Экк); "Порог" (на музыку Концерта для скрипки с оркестром, 1972, Гамбург, балетм. Г. Тетли); "Памяти ангела" (на ту же муз., 1977, Марсельский балет, балетм. Р. Пти); "Четыре пьесы" (1978, Париж, балетм. Ф. Бласка). В СССравни "Минотавр и Нимфа" (на муз. оркестрового антракта из оперы "Воццек", часть концертной программы "Хореографические миниатюры", 1971, Ленинград, балетм. Л. В. Якобсон) и др.

В. А. Кулаков.

Берг О. М.

БЕРГ Ольга Максимилиановна (р. 14.9.1907, Петербург), сов. артистка, дирижёр, педагог. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), с 1925 в Т-ре им. Кирова, где работала до 1949. Исполняла сольные партии в классич. балетах: фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Царица вод ("Конёк-Горбунок") и др. С успехом выступила в гротесковой партии Турка ("Пульчинелла", 1926, пост. Ф. В. Лопухова). Среди др. партий: Жанна ("Пламя Парижа"), Паскуала ("Лауренсия"), Нунэ ("Гаянэ"), Злюка ("Золушка"). В 1930 окончила Ленингр. консерваторию по классу фортепиано, а в 1948 – по классу дирижирования (ученица И. Шермана). В 1949–68 дирижёр Ленингр. Малого т-ра. С 1968 на балетмейстерском отделении Ленингр. консерватории читает курс "Балетмейстерский анализ партитуры и работа с дирижёром", созданный ею на собств. опыте.

Лит.: Алянский Ю., Три дороги, "Т", 1960, № 7.

A. A. Соколов.

Бергер А.

БÉРГЕР (Berger) Августин (наст. фам. – Рацесбергер, Razesberger) (11. 8. 861, Босковице, – 1.6.1945, Прага), чеш. артист, балетмейстер, педагог. Учился у итальянских педагогов, затем выступал в разл. т-рах Европы. Один из основателей чеш. балета. В 1884–1900 и 1912–22 руководитель балетной труппы Нац. т-ра в Праге (выступал здесь и как артист), в 1900–10 балетмейстер в Дрездене, в 1910–11 – в Варшаве, в 1922–32 – в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Среди его пост.: "Жизель", "Коппелия", "Сказка о вновь найденном счастье" Коваржовица, "Ракош Ракоци" на муз. Яначека, "Эксцельсиор" Маренко. Впервые пост. за рубежом "Лебединое озеро" (2-й акт, Прага, 1888). Занимался педагогич. деятельностью. Среди учеников – С. Идзиковский (Польша), И. В. Псота и другие.

В. Вашут.

Бердышев А. В.

БÉРДЫШЕВ Анатолий Васильевич (р. 1.3.1947, дер. Дмитриевка, Благовещенского р-на Алтайского края), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Новосибирского хореографич. уч-ща (1966, педагог С. Г. Иванов), в Новосибирском т-ре. Среди партий: Солор, Альберт, Ферхад, Фрондосо, Ромео, Спартак; Вронский ("Анна Каренина"), Принц ("Щелкунчик"), Юноша ("Шопениана"), Джеймс ("Сильфида"). Регулярно выступает в Большом т-ре как партнёр М. М. Плисецкой (Хозе – "Кармен-сюита" и другие.). Пр. Ленинского комсомола (1976).

"Берег надежды"

"БÉРЕГ НАДÉЖДЫ", балет в 3 актах. Комп. А. П. Петров, сцен. Ю. И. Слонимский. 16.4.1959, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д. Вельский, худ. В. И. Доррер, дирижёр Е. А. Дубовской; Рыбак – A. A. Макаров, Его любимая – А. Е. Осипенко, Одинокая – Т. Н. Легат. 1965, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. тот же. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): 1963, Одесса (Н. И. Трегубов); 1963, Пермь (М. М. Газиев); 1965, Ашхабад (Э. Танн); 1966, Уфа (В. Х. Пяри).

Рыбак, к-рого дома ожидает Любимая, выброшен бурей на Чужой берег. Напрасно пытаются простые люди укрыть его; Рыбак схвачен патрулем и заключён в тюрьму. Но никакие испытания и соблазны "счастливой жизни" на чужбине не могут стереть из его памяти образ Любимой и чувство к родной земле. Рыбак в мечтах устремляется домой к Берегу надежды.

В. А. Майниеце.

"Берег счастья"

"БÉРЕГ СЧÁСТЬЯ", балет в 4 актах. Комп. А. Э. Спадавеккиа, сцен. П. Ф. Аболимов. 6. 11.1948, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер и И. В. Курилов, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Наташа – В. Т. Бовт, Пётр – A. M. Соболь, Константин – И. В. Курилов, Анатолий – A. C. Тольский. 1952, возобновлён, там же. 1956, новая ред., балетм., худ. и дирижёр те же; Наташа, Анатолий – те же, Пётр – Е. И. Кузьмин, Константин – A. A. Сорокин. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): 1951, Пермь (А. Ф. Кобзева); 1952, Новосибирск (В. И. Вайнонен); 1952, Свердловск (М. М. Газиев); 1953, Ташкент (В. Н. Губская); 1953, Алма-Ата (Я. В. Романовский); 1954, Одесса (З. А. Васильева и С. А. Павлов).

Ещё детьми подружились в пионерском лагере "Артек" Наташа и Петя. Повзрослев, они полюбили друг друга и своё чувство сумели пронести через суровые испытания военных лет. Смертью храбрых пали в боях за Крым друзья их детства – Костя и Толя. Пётр удостоен звания Героя Советского Союза. В возрождённом "Артеке" Наташа Калинцева воспитывает новое поколение советских ребят. Она знакомит их со своим другом, бывшим воспитанником "Артека". Ребята избирают лейтенанта Петра Болохова почётным пионером отряда.

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М. – Л., 1950.

E. H. Дюкина.

Берёзова А. А.

БЕШЗОВА Анна (Галина) Алексеевна [р. 2(15).6.1909, Петербург], сов. балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1941). Чл. КПСС с 1943. В 1925 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова), в 1937 – режиссёрский ф-т Ленингр. консерватории. В 1925–33 солистка балета, в 1933–37 ассистент А. Я. Вагановой – художеств. руководителя балетной труппы Т-ра им. Кирова. В 1937–41 художеств. руководитель и гл. балетмейстер, в 1944–47 балетмейстер Т-ра им. Шевченко, в 1942–44 гл. балетмейстер Т-ра им. Абая. Пост. балеты: "Лебединое озеро" (1937, 1942), "Спящая красавица" (1937), "Бахчисарайский фонтан" и "Кавказский пленник" (оба – 1938), "Лилея" (1940, 1945), "Щелкунчик" (1951); "Фея и чабан" Ефимова (1961), "Необычайный день" Сильванского (1964). В 1945–66 художеств. руководитель и педагог, с 1972 педагог Киевского хореографич. уч-ща, в 1969–73 преподавала на кафедре хореографии Ин-та культуры им. А. Е. Корнейчука (Киев). В 1966–72 худ. рук. Нар. ансамбля классич. танца (Киев).

Соч.: Класичний танець у дитячих хореографiчних колективах, Киïв, 1977.

Т. А. Швачко.

Берёзова С.

БЕШЗОВА (Beriosova) Светлана (р. 24.9.1932, Каунас), англ. артистка. Училась в США в школе А. Вильтзака и Л. Шоллар и у своего отца Н. Берёзова. Дебютировала в 1941 в партии Клары-девочки ("Щелкунчик", труппа "Оттава балле"). В 1947 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1948–49 – солистка труппы "Метрополитен-балле" (Лондон), где была первой исполнительницей ведущих партий в балетах на муз. Чайковского – "Узор струн" (балетм. Дж. Тарас) и "Девушка с розой" (балетм. Ф. Стафф). С 1950 солистка "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", в 1955–75 ведущая солистка. Одна из наиболее интересных работ – партия Каприччиозы ("Дама и шут" на муз. Верди, балетм. Дж. Кранко). Первая исполнительница принцессы Прекрасная роза ("Принц пагод", балетм. Дж. Кранко), Антигоны ("Антигона" Теодоракиса, балетм. Кранко), Персефоны ("Персефона" Стравинского, балетм. Ф. Аштон), Жены композитора ("Загадочные вариации" Элгара, балетм. тот же) и др.

Обладая строгим, элегантным стилем исполнения классич. танца и незаурядной техникой, Б. успешно выступала в партиях Одетты – Одиллии, Авроры, Жизели и другие. Гастролировала в СССР с труппой Королевский балет Великобритании (1961).

Лит.: Swinson С., Svetlana Beriosova, L., 1956; Franks Α., Svetlana Beriosova, L., 1958.

Η. Π. Рославлева.

С. Березова - Армида ("Ринальдо и Армида" М. Арнолда)

Берёзова С.

С. Березова - Армида ("Ринальдо и Армида" М. Арнолда)

Беретта К.

БЕРЕТТÁ (Beretta) Катерина (1839, Милан, – январь, 1911, там же), итал. артистка, преподавательница. Окончила школу т-ра "Ла Скала", выступала в парижской Опере. Считалась одной из лучших представительниц итал. школы классич. танца сер. 19 в. Имела обширную междунар. преподавательскую практику. Среди учениц – А. П. Павлова, В. А. Трефилова, Т. П. Карсавина, П. Леньяни.

"Берикаоба"

"БЕРИКАÓБА", одноактный балет. Комп. Б. А. Квернадзе. 10.7.1973, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе, худ. Н. Ю. Игнатов, дирижёр Г. В. Азмайпарашвили; Девушка – Л. И. Надарейшвили, Юноша – З. М. Амонашвили, Козёл – В. В. Гунашвили, Кабан – С. Д. Терещенко.

П. В. Хучуа.

Берилова Н. П.

БЕРИ́ЛОВА Настасья Парфентьевна [29.10(9.11).1776 – 12(24).1.1804], рус. артистка. С 1794, по окончании Петерб. театр. уч-ща (занималась у Д. Канциани), в Петерб. т-ре. Ещё ученицей исполняла гл. партии в балетных спектаклях. Обладала яркими сценич. данными, выразит. мимикой, развитой танц. техникой. Б. особенно отличалась в мужских партиях (травести). Выступала в анакреонтич. балетах, пост. балетм. Ш. Ле Пиком, П. Шевалье и Ш. Дидло на сценах Большого и Эрмитажного т-ров в Петербурге, Гатчинского т-ра. Партии: Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Венера ("Свадьба Фетиды и Пелея" Париса), Стратоник ("Возвращение Полиорцета" Мартена), Федра и Вакханка ("Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксосе" Мартена) и др.

Лит.: Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861; Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л. – М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958.

Л. С. Попова.

Бёрлин Ж.

БЁРЛИН (Börlin) Жан (13.3.1893, Хернёсанд, – 6.12.1930, Нью-Йорк), швед. артист и балетмейстер. Учился в школе Королевского шведского балета и у М. М. Фокина в Копенгагене. В 1905–18 в Королевском шведском балете, в 1920–25 балетмейстер и ведущий танцовщик "Шведского балета". Пост.: "Иберия" на муз. Альбениса (1920), "Девы неразумные" Аттерберга (1920), "Ночь на Ивана Купала" на муз. Альвена (1920), "Игры"Дебюсси (1920), "Человек и его желание" Мийо (1921), "Новобрачные на Эйфелевой башне" Тайфер, Орика, Онеггера, Мийо, Пуленка (1921), "Ящик с игрушками" Дебюсси (1921), "Скетинг-ринк" Онеггера (1922), "Сотворение мира" Мийо (1923), "Спектакля не будет" Сати (1924), "Кувшин" Казеллы (1924). Для пост. Б. музыку писали известные франц. композиторы. Он работал с крупными художниками (Ф. Леже, Ф. Пикабия и другие.). Влияние живописцев обусловило тяготение Б. к изобразительности в хореографии, к танцам, построенным на позировках и пластич. группировках.

Е. Я. Суриц.

Берлиоз Г.

БЕРЛИÓЗ (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, деп. Изер, – 8.3.1869, Париж), франц. композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Учился в Парижской консерватории (у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи). Член Ин-та Франции (1856). Крупнейший представитель франц. музыкального романтизма, Б. создал ряд опер, вокально-симфонич. и оркестровых сочинений (в бóльшей части программных). Хореографич. номера в операх Б. занимают заметное место, о чём свидетельствует участие балетм. Ж. Коралли в первой пост. оперы "Бенвенуто Челлини" (парижская Опера, 1838), а в 20 в. – хореографов М. Вальман, Дж. Тараса, Т. Болендера и другие. в постановках "лирической трагедии" Б. "Троянцы". М. Бежар осуществил постановку оратории ("драматической легенды") Б. "Осуждение Фауста" (парижская Опера, 1964).

Свойственные симфонич. произведениям Б. театрализация, сюжетная конкретность, контрастность муз. образов, повышенная эмоциональность обусловили интерес хореографов к его творч. наследию. Осн. балеты на муз. Б.: "Фантастическая симфония" (1936, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин; 1967, "Комише опер", Берлин, балетм. Т. Шиллинг; 1974, парижская Опера, балетм. Р. Пти), "Гарольд в Италии" (1951, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Мясин), "Ромео и Джульетта" (1955, "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин, С. Головин, В. Скуратов; 1966, Балет XX века, Брюссель, балетм. Бежар; 1969, Т-р им. Кирова, творч. вечер И. Колпаковой, балетм. И. А. Чернышев), "Дворец Шайо" (на муз. 3 оркестровых увертюр, 1962, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти), "Аркады" (на муз. увертюры к опере "Беатриче и Бенедикт", увертюр "Римский карнавал" и "Корсар", 1964, парижская Опера, балетм. А. Лабис), "Неизвестный остров" (на муз. вокального цикла "Летние ночи", 1969, "Лондон фестивал балле", балетм. Дж. Картер) и др.

Соч.: Мемуары, [пер. с франц.]. 2 изд., М., 1967.

В. А. Кулаков.

Берман Ю.

БÉРМАН (Berman) Юджин (4.11.1899, Петербург, – 22.12.1972, Рим), театральный художник. С 1920 жил в Финляндии, затем в Англии, Франции. Учился в академии П. Рансона в Париже. Много путешествовал по Европе и Америке. Первая работа для театра – декорации к "Трёхгрошовой опере" Брехта – Вейля (1937, Париж). Оформлял балеты в труппах "Балле рюс де Монте-Карло", "Сэдлерс-Уэллс балле", "Американ тиэтр балле", "Нью-Йорк сити балле", а также оперные спектакли в "Метрополитен-опера". В творчестве Б. традиции декораторов 18 в. (К. Биббиена, Дж. Валериани, П. Гонзаго и другие.) получили своеобразное романтич. преломление [декорации к балетам "Ромео и Джульетта" Дилиуса (1943, балетм. А. Тюдор), "Жизель" (1946, балетм. А. Долин)]. Сотрудничал с балетм. Ф. Аштоном ("Праздник дьявола" Томмазини, 1939), Д. Лишиным ("Итальянская симфония" на муз. Мендельсона, 1940; "Видения", 1942), Дж. Баланчиным ("Кончерто барокко" Баха, 1940; "Мещанин во дворянстве" на муз. Р. Штрауса, 1944; "Концертные танцы" на муз. Стравинского, 1944; "Балле эмпериаль" на муз. Чайковского, 1950). Последняя крупная работа – балет "Пульчинелла" (1972, балетм. Баланчин, Нью-Йорк, фестиваль, посв. И. Ф. Стравинскому).

В. М. Паппе.

Бернаделли Ф.

БЕРНАДÉЛЛИ (Bernadelli) Фортунато (г. рожд. неизв. – 5.12.1830, Москва), итал. артист, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В 1812 выступал в т-ре "Одеон" (Париж). В 1812 работал в Амстердаме и Брюсселе. В 1813–14 в Вене показал амстердамские постановки и собственную версию балета "Тщетная предосторожность" ("Жанетта и Колен"), в к-ром исполнил роль тётушки Симоны. В 1817 вместе с женой Анной Б. переехал в Варшаву, в 1818 – в Петербург, а через неск. месяцев в Москву, где работал до 1822. Дебютом Б. на моск. сцене был балет, "Жанетта и Колен" (Колен – Б., Жанетта – Анна Б.). В этот период Б. ставил в Большом т-ре спектакли в традициях итал. комедии дель арте и пасторальных сентиментальных балетов ("Майский праздник в Тревизо", 1818, "Механические фигуры", 1818; "Хитрости, или Притворная смерть Арлекина", "Двойной поединок", "Ночные свидания", "Садовница" – все в 1819; "Дикая, или Счастливая невинность" Враницкого, 1820), показывал в собств. редакции старые пантомимные балеты зап.-европ. репертуара ("Любовь Марса и Венеры", 1819, "Тайный брак, или Чёрный лес", 1820). Балет "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" (1818) имел в дальнейшем большую сценич. историю. (В 90-х гг. Р. Дриго написал музыку на аналогичный сюжет, а Л. И. Иванов пост. спектакль, к-рый долго находился в репертуаре труппы А. П. Павловой.) В 1819–22 Б. в Большом т-ре исполнял комедийные, гротесковые, пантомимные роли (Рауль – "Рауль, Синяя борода" Кавоса, Гретри, Кубишты, балетм. И. И. Вальберх; Сулейман – "Разбойники Средиземного моря", балетмейстер А. П. Глушковский, и др.). В 1823–25 Б. работал в Варшаве, в 1826 вернулся в Москву в Большой театр. В этот период он пропагандировал идеи и традиции Ж. Ж. Новера ("Смерть Атиллы, царя гуннов", 1830), творчество С. Вигано, обращался к сюжетам классич. лит-ры ("Отелло" по Шекспиру, 1828, "Ричард Львиное сердце в Палестине" по роману В. Скотта, 1829). Музыку к большинству пост. Б. подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. К. Вебера, Дж. Россини и другие. Б. работал в тесном содружестве с рус. композиторами (A. A. Алябьевым, Н. Е. Кубиштой). Творчество Б. помогло моск. балетной труппе познакомиться с осн. течениями в зап.-европ. хореографии. Одновременно исполнит. деятельность Б. – первого мима труппы Большого т-ра (Геркулес – "Геркулес и Омфала"; Бедуин – "Рауль де Креки"; Отелло – "Отелло, или Венецианский мавр") – оказала большое влияние на развитие актёрского иск-ва моск. балета.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958; Бахрушин Ю., История русского балета, М., 1965; Wysocka T., Dzieje baletu, Warsz., 1970; Winter M. H., The pre-romantic ballet. L., 1974.

Н. Ю. Чернова.

Бернарди Э.

БЕРНÁРДИ (Bernardi) Энрико (11.3.1838, Милан, – 17.7.1900, там же), итал. композитор и дирижёр. Автор опер, оперетт, балетов (св. 60), в т. ч.: "Фронтино, или Хитрость против хитрости" (1854, "Театро Каркано", Милан, балетм. М. Д’Аморе), "Вина" (1857, т-р "Каноббиана", Милан), "Марко Висконти" (1860, т-р "Ла Скала", балетм. Ф. Фуско), "Изельда" (совм. с Д. Джакуинто и П. Джорца, 1861, т-р "Фондо", Неаполь, балетм. тот же), "Паскуале Бруно" (1862), "Возвращение Боэмондо в Салерно" (1863), "Готфрид Варк, или Призрак герцога" (1866) – все т-р "Каноббиана", балетм. Дж. Пратези; "Эмма" (совм. с Джорца, балетм. П. Борри, 1866, т-р "Ла Скала"), "Дон Пачеко де лос Альпухарес" (1867, т-р "Каноббиана"), "Гретхен" (1868, "Театро Чинизелли", Милан), "Фея вод" (совм. с Джорца и А. Анджели, 1870, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон) – все балетм. Л. Данези; "Этторе Фиерамоска" (1880, т-р "Каноббиана", балетм. Дж. Поньян) и др.

В. А. Кулаков.

Бернерс Л.

БÉРНЕРС (Berners) Лорд (наст. имя и фам. – Джералд Хью Тиритт-Уилсон, Tyrwhitt-Wilson) (18.9.1883, Бриджнорт, – 19.5.1950, Фарингдон), англ. композитор и художник. Образование получил в Итоне. Первый балет "Триумф Нептуна" (1926) написал для труппы Русский балет С. П. Дягилева (балетм. Дж. Баланчин). Деятельность Б. была тесно связана с англ. балетом в период его становления. Автор музыки балетов, пост. Ф. Аштоном: "Свадебный букет" (1937, т-р "Сэдлерс-Уэллс"; худ. также Б.), "Фойе танца" (1932), "Амур и Психея" (1939), "Сирены" (1946).

Лит.: Noble P. (ed.). British ballet, L., 1949.

H. П. Рославлева.

Предыдущая страница Следующая страница