Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Возрождение

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Возрождение

ВОЗРОЖДÉНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха перехода европ. культуры от средневековья к новому времени (сер. 15–16 вв., в Италии с 14 в.). Характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности. Образцом отражения реального мира в эпоху В. становится иск-во античности. В то же время иск-во В. опиралось на нар. творчество. Обе эти тенденции были существенны для балета, к-рый в эпоху В. только начинал зарождаться. Элементы балета возникали в Италии в синтетич. зрелищах, сопровождавших празднества – шествия, маскарады и другие. В Италии, позднее во Франции и другие. странах, такие зрелища устраивались преим. при дворах. Они включали в себя традиц. бытовые танцы и исполнялись любителями, однако со временем организация таких представлений обрела проф. характер. Выдвигались постоянные устроители зрелищ festaiuoli (от festa – празднества). Они систематически включали в представления аллегорич. и мифологич. пантомимы, пасторали, интермедии и другие. Танц. фрагменты носили, видимо, сюитный характер. Их усложнение вело к совершенствованию техники сценич. танца, к-рый обособлялся от бытового, вбирая в себя самые разнообразные формы – от нар. плясок или танца жонглёров до обрядовых. Стал возникать т. н. "фигурный" (в первоначальном значении – выразительный) танец. Тогда же возник и термин "балет".

Праздничные зрелища со временем обретали подобие сюжета: в Италии – представление, устроенное дворянином Б. ди Ботто по случаю свадьбы миланского герцога (1489), во Франции – "Балет королевы Екатерины Медичи, в честь польских послов" (1573). Однако подлинное объединение стихов, пения, музыки и танца в единое драматургически осмысленное зрелище сложилось только к кон. 16 в. под влиянием франц. гуманистов "Плеяды". Первым драматич. балетом (включавшим в себя музыкально-декламац. речитативы) стал во Франции пост. итальянцем Б. Бальтазарини спектакль "Цирцея" ("Комедийный балет королевы", 1581), в к-ром уже наметились нек-рые черты стиля барокко.

Праздничные зрелища – предпосылки возникновения балета – наблюдались как в Италии (позднее во Франции), так и в др. европ. странах, не исключая России, где в 16 в. также устраивались синтетич. представления с танц. сценами в исполнении скоморохов и другие. Однако в эпоху В. балет нигде не обрёл художеств. автономии. В отличие от лит-ры, живописи, скульптуры, архитектуры, отчасти даже музыки, эпоха В. не отмечена выдающимися достижениями балета, сохраняющими и ныне свою ценность, однако именно в то время были сделаны первые шаги к зарождению его как особого вида иск-ва.

Лит.: Гвоздев Α. Α., Возникновение балета, в сб.: "Зеленая птичка", П., 1922, с. 238–471; Perugini М., A pageant of the dance and ballet, L., 1947; Reyna F., Des origines du ballet, P., 1955; Guest I., The dancer's heritage, L., 1960.

П. М. Карп.

В начало энциклопедии